Самостоятельная работа обучающихся на уроках истории
материал на тему
Текст выступления на ШМО. Обобщение опыта по развитию навыков самостоятельной работы учащихся используя метод дифференциации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
выступление на ШМО. | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа обучающихся на уроках истории
Учитель истории
МКОУ ООШ № 164
Решетова Марина Георгиевна
Самостоятельная работа обучающихся на уроках истории.
Плохой учитель сообщает истину,
Хороший учит её находить.
В традиционной методике самостоятельная работа на уроках предметов гуманитарного цикла занимает в среднем от 5 до 7 минут. Направлена такая работа, как правило, на дублирование мысли учителя или автора учебника, т.е., характер самостоятельной работы - это работа по образцу, это отсутствие продуктивной деятельности ученика. В основном это работа с учебником: ответы на вопросы, комментарии к тексту, рисункам, фотографиям или работа с картой. В течение многих лет преподавания истории и обществознания в школе я пытаюсь изменить это представление о самостоятельной работе на уроке и доказать, что без такого вида работы не может быть ни знаний, ни знающих и мыслящих учеников.
Формирование познавательной самостоятельности и активности особенно на уроках истории и обществознания сегодня приобретает особую актуальность в связи с непрерывным увеличением объёма научной информации и процессом быстрого «старения» знаний. Остро встаёт сегодня необходимость формирования умения и навыков самообразования учащихся, развития их способностей самостоятельного приобретения знаний, быстрого реагирования на всё новые «вызовы» жизни.
Критерии к определению явления самостоятельности разнообразны:
- наличие руководства учителя, который осуществляет необходимую помощь и контроль результатов работы;
- отсутствие инструктажа, который лишь сковывает инициативу ученика;
- внесение учеником в выполнение задания нового по отношению к образцу;
- собственное побуждение к выполнению работы и осознание её цели и смысла (в качестве мотивации могут играть роль относительная свобода действий при выполнении работы, желание проверить себя, свои силы и способности, осознание ответственности);
- готовность к самостоятельности и преодолению трудностей;
- соединение собственных мыслей с действием;
- проявление инициативы и творчества.
Что же такое самостоятельная работа? Это - форма познания, форма организации учения, метод или средство обучения?
Это может быть самостоятельный поиск учеником способа достижения поставленной цели; его движение от незнания к знанию, формированию необходимого объёма и уровня знаний, умений и навыков; приобретение навыков самоорганизации и самодисциплины.
Под самостоятельностью можно рассматривать как организационно-техническую сторону процесса, так и познавательную и практическую деятельность. Но более всего для развития самостоятельности учащихся имеет значение познавательная сторона, а не организационная. А именно -самостоятельные наблюдения, выводы, творческое применение знаний.
Самостоятельность - это качество личности; это деятельность: волевая, интеллектуальная и практическая; это выход творческим силам детской души.
В структуру самостоятельной работы я включаю три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в которые входят анализ задания, поиск способов его осуществления, составление плана работы, выполнение, проверка и оценка результатов.
Эту структуру учащиеся должны знать и уметь применять на практике. Поэтому от этапа объяснения, показа на практике учителем, закрепления и применения знаний учащимися до формирования умений и навыков самостоятельной работы - долгий и непростой путь.
На первом этапе предполагается совместная работа учителя и ученика по
алгоритму последовательных указаний на необходимость совершения определённого действия:
- выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу;
- выполнение конструктивных самостоятельных работ (воспроизведение не просто знаний, а структуры знаний в целом, расширение сферы их применения, собственные выводы, достижение уровня продуктивной деятельности);
- выполнение эвристических работ (разрешение проблемных ситуаций, создаваемых учителем, приобретение опыта поисковой деятельности, овладение элементами творчества);
- выполнение исследовательских работ, приобретение опыта высказывания собственных суждений, умения оценивания на основе анализа.
На втором этапе возможна полная самостоятельность (видение и формирование проблем в заданной ситуации, выдвижение гипотез их решения, разработка программы реализации, реализация, результат, рефлексия).
Постепенное развитие и нарастание самостоятельности учащихся и уровня их активности приведёт к возможности выбора индивидуального способа изучения материала на уроке и в последующем выполнении домашнего задания, а также к готовности к работе в библиотеке. Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании определённых навыков и умений; при обобщении и систематизации знаний.
Таблица
Этапы урока | Виды самостоятельной работы |
Подготовка к восприятию материала | Предварительные наблюдения. Предварительное чтение учебника. Просмотр рисунков, картин, схем, иллюстраций и т.п. Подготовка ответов на заданные учителем вопросы. |
Изучение новых знаний | При объяснении учителем учебного материала. До объяснения заранее дать задание: составить план (простой, развёрнутый); сделать конспект; изобразить графически (например, как на разных этапах развивалась Великая Французская |
Применение знаний | Задания репродуктивного и продуктивного характера (от выполнения по образцу к более высокому уровню). Сочинения-размышления, эссе, доклады, рефераты. |
Обобщение и систематизация знаний | Составление сводных тематических таблиц, схем и диаграмм, воспроизведение карты по памяти. Подготовка текстов, обобщённых характеристик. Определение выводов. |
Проверка знаний, умений и навыков | Работы (письменные, графические, практические). Тесты. Ответы на вопросы учителя (на сравнение, объяснение, обоснование, доказательство; требующие характеристики явлений, событий, оценки фактов; I вопросы, требующие анализа и синтеза данных). |
При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:
- по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);
- по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);
- по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
- по месту выполнения (на уроке, вне урока);
- по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один ученик).
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем. Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:
- Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
- Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
- Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
- Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.
- Осознание учеником цели и появление желания к её достижению.
- Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).
- Осознание учащимися результатов своих достижений.
Многолетняя учительская практика показывает, что эффективность урока во многом зависит от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от соотношения используемых на уроке различных форм организации деятельности и их сочетаний: изложение знаний учителем и самостоятельная работа учащихся; воспроизводящие и творческие самостоятельные работы; фронтальные, групповые и индивидуальные занятия учащихся на уроке. Например, на уроке изучения нового материала я планирую деятельность учащихся так:
Время | Формы организации деятельности учащихся | |
10-15 минуты урока | Фронтальная работа | |
15-20 минуты урока | Самостоятельная работа для сильных учащихся | Работа средних и слабых учащихся с учителем |
20-30 минуты урока | Работа с учителем | Разноуровневая самостоятельная работа |
30-35 минуты урока | Фронтальная работа для обобщения и систематизации знаний |
По-другому это будет выглядеть на этапе закрепления учебного материала:
Время | Формы организации деятельности учащихся | |
15-25 минуты урока | Самостоятельная работа | Работа с учителем |
25-35 минуты урока | Работа с учителем | Самостоятельное выполнение разноуровневых заданий |
35-40 минуты урока | Групповая работа: однородные группы или группы разноуровнего состава - выполнение одинаковых заданий |
Группировка учащихся всегда должна быть гибкой (нельзя постоянно группировать сильных и слабых).
Результаты самостоятельной работы обязательно обсуждаются и оцениваются в классе. Индивидуально проработанный материал можно обсудить в парах, в общеклассной фронтальной беседе; опережающее индивидуальное творческое задание можно предложить для рецензирования с последующим обсуждением в группах или всем классом; общее групповое задание делится на индивидуальные, итоги которого обсуждаются группой или всем классом вместе с учителем. Показателем моей работы в реализации поставленной проблемы является увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность, до 70%, что приводит к его уменьшению на выполнение домашнего задания. И домашняя работа действительно может стать самостоятельной.
Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.
Цели и задачи методической системы
- Повышение интереса у школьников к истории.
- Активизация деятельности учащихся на предметах гуманитарного цикла.
- Повышение эффективности уроков истории.
- Формирование и развитие творческих способностей учащихся.
Чтобы достичь этих целей, я ежеурочно решаю следующие задачи:
- Создаю условия для творческого изучения учебного материала и прочного усвоения знаний.
- Нацеливаю учащихся на владение понятиями, фактами, научной проблематикой, известными научными теориями, историческими закономерностями и правилами.
- Формирую устойчивые как учебные, так и фундаментальные знания, умения и навыки. Так как эффективен не тот, кто просто знает, а тот, у кого сформированы навыки приобретения, организации и применения знаний.
- Воспитываю знающих и желающих знать больше, самостоятельно мыслящих, культурных, ответственных молодых людей - будущего нашей страны.
Основные направления моей работы:
- Обеспечение внимательного и чуткого отношения к творческой активности школьников.
- Выбор оптимального стиля деятельности во время самостоятельной работы учащихся применительно их уровню знаний и темпу работы.
- Формирование положительной Я-концепции у школьников и собственной креативной личности.
- Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся.
- Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей, проведение интегрированных уроков.
- Создание социально-эмоциональных, психологических, интеллектуальных условий, способствующих творческому развитию учащихся.
Ожидаемые результаты:
Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы звонок с урока не прекратил дальнейшей работы мысли каждого из моих учеников. Хочу, чтобы каждый ребёнок ждал новой встречи с моими уроками, чтобы жаждал новых знаний и был счастлив оттого, что может их получить. А от своей методики самостоятельной работы я ожидаю следующего:
- Снижения страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием.
- Появления у школьников уверенности в себе, в своих возможностях.
- Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению.
- Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.
- Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения.
- Развития творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли.
- Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера.
- Достижения высокого уровня развития личности ученика.