Восточный вопрос и Крымская война 1853 – 1856 гг.
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Фролова Юлия Владимировна

Урок открытие Нового знания в рамках системно-деятельностного подхода.

Презентация выполнена в программе  SMART Notebook 

Скачать:

ВложениеРазмер
Binary Data krymskaya_voyna_prezentatsiya.notebook1.81 МБ
Файл krymskaya_voyna_1853-1856.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Восточный вопрос и Крымская война 1853 – 1856 гг.»

Возрастная аудитория: 8 класс

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока:

  1. Изучить причины, повод,  участников, ход и последствия Крымской войны.
  2. Познакомить учащихся с героями Крымской войны 1853–1856 гг.: П.С. Нахимовым, Дашей Севастопольской, Н.И. Пироговым, Петром Кошкой.
  3. Формирование у учащихся навыков работы с картами, схемами, интерактивной презентацией.
  4. Способствовать развитию умений и навыков учащихся работать с текстом источников, справочной и дополнительной литературой
  5. Формировать умение у учащихся выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи и на основе этого высказывать свое личное мнение по проблеме.
  6. Воспитание у учащихся любви к родине, положительных качеств личности на примерах мужества защитников Севастополя.
  7. Способствовать воспитанию уважения и интереса к истории России

Основные виды деятельности на уроке:

  1. Индивидуальное представление подготовленных сообщений.
  2. Индивидуальная работа с картой.
  3. Работа с интерактивной доской.
  4. Работа с текстом источника и учебника.

Основные понятия:

Восточный вопрос, Крымская война, паровой флот, патриотизм

Ожидаемые учебные результаты:

Обучающиеся должны:

- уметь высказывать свое мнение;

- уметь разделять процессы на этапы;

- уметь работать с картой;

- уметь работать с интерактивной доской

- уметь работать с текстом;

- уметь отвечать на вопросы, анализировать, делать выводы;

- уметь соотносить информацию из различных источников.

Оборудование:

  1. Интерактивная презентация.
  2. Контурная карта «Синопское сражение».
  3. Документы (извлечения): письмо Л.Н. Толстого своему брату, Н. Шефов. «Крымская война (1853 – 1856 гг.)», приказ В.А. Корнилова по флоту о затоплении кораблей от 11 сентября 1854 г.,  приказ П.С. Нахимова о затоплении кораблей от 14 сентября 1854 г.

  1. Ход урока
  1. Мотивация

На доске слайд № 1 с изображением фрагмента панорамы Севастопольской битвы

Учитель: Ребята, скажите, что вы видите на изображении?

Класс: войну, сражение, наступление…

Учитель: Правильно.  О героях этой войны Евдокия Ростопчина писала:

Защитники страны родной, 
О вы, чья кровь лилась рекой
За Русь Святую нашу, — 
Пусть голос наш к вам долетит: 
Вас всех Москва благодарит
За кровь и жертву вашу!

Вы лихо, милые, дрались; 
Вы в поле ратное неслись
Грозой на супостата; 
За Севастопольской стеной 
Держался грудью русский строй:
Спасибо вам, ребята!..

  1. Актуализация знаний

Учитель: Внимание на экран. (На слайде № 2 описание войны, которое читает учитель). В истории данные события имеют название – Восточная война – война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй  и Сардинского королевства. Боевые действия разворачивались на Кавказе, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Черном, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму.

Учитель: Так о какой же войне, ребята, сегодня пойдет речь на уроке? Подумайте, и дайте ответ, опираясь на те знания, которые вы получили, изучая курс Новой истории.

Класс: о Крымской

Учитель: Правильно, о Крымской войне 1853-1856 гг. Учитель обращается к слайду № 3. Запишите тему сегодняшнего урока «Восточный вопрос и Крымская война 1853-1856 гг.» 

Учитель: давайте с вами вспомним, что мы называем термином “Восточный вопрос”

Класс: взаимоотношения с Турцией, благоприятный режим для судов через проливы Босфор и Дарданеллы, помощь балканским народам в борьбе за независимость.

Учитель:  для России этот вопрос решался долго. Какие события, связанные с его решением произошли в первой половине XIX века?

Класс: в результате русско-турецких войн, Черноморское побережье от Анапы до Поти стало принадлежать нам, была провозглашена свободная торговля в проливах.

Учитель: Ребята, давайте вспомним алгоритм, по которому мы рассматриваем любой  военный конфликт.

Класс: причины, повод, участники, ход военных действий, итоги. Во время ответа учащихся учитель открывает зашифрованный алгоритм на слайде № 4 и класс сравнивает свои ответы, с тем, что отражено на слайде.                              

  1. Постановка проблемы.

Учитель:  Хорошо. Однако,  Война – это не только причины и не только итоги. Это ещё и судьбы людей, мужество, героизм и определенные уроки.  Поэтому, Мне бы хотелось, чтобы в конце этого урока мы ответили на главный проблемный вопрос нашей сегодняшней встречи, который звучит следующим образом: «О каких уроках Крымской войны мы должны помнить сегодня?»

Любая внешняя политика является продолжение внутренней и непосредственно связана с последней. Эту взаимосвязь мы и должны проследить сегодня на уроке, чтобы дать ответ на поставленный нами вопрос.

  1. Открытие нового знания.

Учитель: Выясните причины и повод войны 1853-1856 гг., а также обозначьте участников этого конфликта, опираясь на текст учебника на странице  88-89

Класс:  Причина: противоречия между европейскими державами на Ближнем Востоке.

Повод: спор между католическим и православным духовенством в Палестине о том, кто будет блюстителем храма Гроба Господня.

Участники: Россия – пересмотр режима, усиление влияния.

Турция – подавление национально- освободительного движения, возвращение Крыма, Черноморского побережья.

Англия и Франция – подорвать международный авторитет России, ослабить её позицию на Ближнем Востоке.

Учитель: давайте рассмотрим ход военных действий и по ходу урока заполним следующую таблицу. Внимание на слайд № 5. Отобразите ее в своих тетрадях.

На слайде изображена таблица

Этапы

Противники России

Основные события

1-й

2-й

Учитель: Первый этап войны приходится на  октябрь 1853- апрель 1854 г. и самое яркое сражение этого периода – Синопское сражение, о котором нам расскажет ваш одноклассник  (опережающее задание с использованием интерактивной доски. Слайд №  7).

Ученик выходит к интерактивной доске, где изображена карта, и, опираясь на неё рассказывает о расстановке сил и ходе событий, применяя технологии доски.

Класс:  Заполняет таблицу, и работает с контурной картой, которые были розданы всем учащимся.

Учитель: Блестящая победа русской эскадры при Синопе послужила поводом для прямого вмешательства Англии и Франции в военный конфликт между Российской и Османской империей, на стороне последней! В начале марта 1854 г. Англия и Франция объявили Российской империи ультиматум об очищении дунайских княжеств. Не получив ответа, они объявили войну России.

Судьба войны решалась в Крыму, хотя военный действия велись и на Дунае, и в Закавказье, и на Балтике, и на Камчатке.

Докажите это, опираясь на текст учебника на ст. 89-90.

Класс: 2 сентября 1854 г. Англо-французские войска численностью 62 тыс. человек при 134 артиллерийских орудий высаживаются в Евпатории. К союзникам присоединилось и Сардинское королевство, двинувшее в Крым 15-тысячный контингент. Началась героическая оборона Севастополя, длившаяся 349 дней.

Учитель: Ребята, приводя факты, ответьте на следующий вопрос: «У какой из двух сторон Российской империи или союзников позиции на Черноморском театре военных действий складывались удачнее»? См. учебник ст. 89 – 90.

Класс: у союзников. Во-первых, численность их контингента и орудий превосходили наши, а, во-вторых, первое сражение на этом театре военных действий было нами проиграно. Сражение на р. Альме 8 сентября1854 г.

Учитель: Хорошо, но вернемся к обороне города Севастополь.

Обратите внимание на раздаточный материал, который лежит у вас на партах, познакомьтесь с ним и ответьте на следующие вопросы:

  1. Кто возглавил оборону Севастополя? И как укреплялся город?
  2. Почему адмиралы отдали приказ о затоплении кораблей, и какие чувства испытывали они, отдавая этот приказ?
  3. Прочтите фрагмент письма Л.Н.Толстого - участника обороны Севастополя. Чем вы можете объяснить тот дух русских солдат, который проявился в дни севастопольской обороны? НАПИСАНЫ ВОПРОСЫ НА РАЗДАТОЧНОМ МАТЕРИАЛЕ

Класс:  Оборону города возглавили вице-адмиралы В.А. Корнилов и П.С. Нахимов, после гибели первого. За время обороны русские перенесли на себе для возведения фортификационных сооружений  1 млн. мешков с песком и выкопали для защиты от огня 6,5 км. Подземных галерей.

Решение о затопление далось нелегко, но это была мера необходимая, чтобы преградить проход неприятельских кораблей к Севастополю, в котором гарнизон был весьма мал.

Дух в войсках выше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. Корнилов, объезжая войска, вместо: «Здорово, ребята», говорил: «Нужно умирать, ребята, умрете?» и войска отвечали: «Умрем, ваше превосходительство, ура!» И это был не эффект, а на лице каждого видно было, что не шутя, а взаправду, и уже 22 тысячи исполнили это обещание.

Учитель: Правильно, ребята. Морякам морально трудно пойти на такой шаг, в каждый корабль вложен труд, каждый имел свое имя, биографию, славные победы, моряки срослись с ними, как с товарищами. Затопленные корабли, как бы сослужили последнюю службу, как солдаты. Сегодня на этом месте, в Севастопольской бухте - памятник затопленным кораблям. Из хаоса вырастает символ победы - строгая, величественная колонна.

Ребята, какие слова-прилагательные вы бы поставили рядом со словами патриотизм русский, российский? Он какой?

Класс: особенный, укорененный, глубинный, не зависящий от политического строя. Он проявляется тогда, когда речь идет о Родине, о родной земле.

Учитель: Ребята, знаете ли вы о героях Крымской войны? О героях, подвиг которых увековечен в названиях улиц, площадей, памятниках. Послушайте сообщения об этих замечательных людях, которые внесли огромный вклад в оборону города, некоторые из них ценой своей жизни.

Класс: Ученики читают подготовленные сообщения  на темы «адмирал Нахимов», «Петр Кошка и его подвиги», «Хирург и гуманист Н.И. Пирогов и его вклад в победу», «Даша Севастопольская». В это время на  слайдах № 8-11 изображения и даты жизни героев обороны Севастополя.

Весь остальной класс в тетради отмечает, по ходу повествования выступающих, подвиги героев обороны Севастополя.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали из докладов, что вас поразило и произвело впечатление?

Класс: делится впечатлениями…

Учитель: Вернемся к нашей таблице, в которой мы отображали этапы, противников и сражения Крымской войны. Давайте сравним ваши результаты. Учитель обращается к интерактивной доске. Спрашивает учеников, что получилось у них, ученики сравнивают свои результаты с тем, что появляется на доске у учителя, после того, как он прикасается к доске (Использование технологий доски)

Учитель: 18 марта 1856 г. Был подписан Парижский мирный трактат, который подвел итоги крымской войны. Ребята, обратите внимание на стр. учебника 92 и выделите основные положения этого договора. Дайте оценку условий Парижского мира.

Класс: Итоги Крымской войны стали болезненным ударом по престижу Российской империи на международной арене.

Учитель: Известно, что в ходе обороны Севастополя, умирает Николай I. Стала ли Крымская война личной трагедией Николая I?

Класс: на глазах Николая I рушился порядок, поддержание и охранение которого, он считал делом всей своей жизни.

  1. Итог урока

Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу: О каких уроках Крымской войны мы должны помнить сегодня? Что мы должны учитывать, памятуя об этой войне?

Класс: война это всегда горе, кровь, страдание людей, не слишком ли дорогую цену платят народы за авантюры своих правителей: французских,

английских, русских?

Поэтому первый урок - это отказ от войн, как средства, решения внешнеполитических проблем.

Второй урок — прозорливо, умело строить внешнюю политику, не допускать стратегических просчетов.

Третий урок — идти в нoгy со временем в социально-экономической

политике.

Четвертый урок — нельзя играть роль великой державы без глубокой,

последовательной модернизации общественного строя.

Учитель: ребята, я благодарю вас за проделанную на уроке работу, надеюсь, что события тех лет, героизм русских людей останутся у вас в сердце, и каждый из вас вынесет свои уроки из истории Крымской войны.

  1.  Домашнее задание

Параграф 16 в учебнике, сочинение-рассуждение «Особенности русского патриотизма на примере Крымской войны».