Практическая работа по истории "П.А. Столыпин - реформатор России", 9 и 11 класс, история России.
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Севастьянова Татьяна Борисовна

Практическая работа « П.А. Столыпин - реформатор России».

Цель: анализ документов -II, III, ознакомление с историческими справками.

***Материал может быть использован в 9 классе (выборочно), либо 11 классе (полностью) как вариант: работа в классе (письменно/устно) или домашняя работа (письменно).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа « П.А. Столыпин - реформатор России».

Цель: анализ документов -II, III, ознакомление с историческими справками.

I. Биографическая справка.

Пётр Аркадьевич Столыпин родился 5 апреля 1862 г. в Дрездене. Он окончил Виленскую гимназию и в 1881 г. поступил на физико-математического факультета Петербургского университета. По окончании университета поступил на службу в Министерство государственных имуществ. В 1902 г. назначен Гродненским, а в 1903 г. Саратовским губернатором. В апреле 1906 г. П.А.Столыпин был назначен министром внутренних дел, а через два с половиной месяца стал Председателем Совета министров, сохранив за собой пост министра внутренних дел. Возглавив правительство,  незамедлительно начал действовать так как промедление было опасно. 24 августа 1906 г. им опубликована правительственная программа, состоящая из двух частей, ее условно называют «Успокоение и реформы». 

II. Документ «Об учреждении военно-полевых судов». 19 августа 1906 г.

«На основании статьи 87 Свобода Основных Государственных законов, издания 1906 года, постановить: для ускорения судопроизводства по делам о гражданских лицах и военнослужащих, обвиняемых в разбое, убийствах, грабеже, нападениях на военных, полицейских и должностных лиц и в других тяжких преступлениях, в тех случаях, когда за очевидностью преступления нет необходимости в дополнительном расследовании. В местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны, генерал – губернатором, главнокомандующим или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, предавать обвиняемого военно-полевому суду, с примечанием в надлежащих случаях наказания по законам военного времени, для осуждения в порядке, установленном нижеследующими правилами: 1). Военно-полевой суд учреждается… в составе Председателя и четырех членов из офицеров от войска или флота. 2). Распоряжение… должно следовать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом указывается лицо, предаваемое суду, и предмет предъявляемого обвинения. 3). Суд немедленно приступает к разбору дела и оканчивает рассмотрение оного не далее, как в течение двух суток. 4). Разбирательство дела производиться при закрытых дверях…5). Приговор… немедленно вступает в законную силу и … не позже суток, приводится в исполнение…».

*** Дополнение к документу. В ходе «Успокоения» десятки тысяч участников революционных событий были отправлены в тюрьмы, на каторгу, в ссылку. До отмены военно-полевых судов в 1907г. Было приговорено к смертной казни более 2 тыс. человек. За 1907-1909 г.г. были казнены 2681 человек. Только в 1910 г. количество смертных казней по политическим мотивам пошло на убыль. 

III. «Из указа Правительствующему Сенату 9 ноября 1906 г.»

«Манифестом нашим от 3 ноября 1905г. Взимание с крестьян выкупных платежей за надельные земли отменяется с 1 января 1907г. С этого срока означенные земли освобождаются от лежащих на них, в силу выкупного долга, ограничений, и крестьяне приобретают право свободного выхода из общины, с укреплением в собственность отдельных домохозяев, переходящих к личному владению, участков из мирского надела…

1). Каждый домохозяин, владеющий землей на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

2). Каждый домохозяин… имеет право… требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков собственный участок, по возможности к одному месту».

IV. Программа преобразований П.А. Столыпина касалась разных сфер:

1). свобода вероисповедания (права и обязанности старообрядческих и сектантских общин); 2). неприкосновенность личности и гражданское равноправие в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения; 3). улучшение крестьянского землевладения; 4). улучшение быта рабочих и о государственном их страховании; 5) реформа местного управления (предполагалось организовать, чтобы губернские и уездные административные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мелкую земскую единицу); 6) преобразование местных судов; 7) реформа средней и высшей школы; 8) полицейская реформа о слияния общей и жандармской полиции.

V. Результаты аграрной реформы П.А. Столыпина, 1906 – 1911 г.г.

1). Из общины выделилось 25-27 % крестьян 2). Был создан Крестьянский банк, который выдавал льготные кредиты 3). В 3,5 раза возросли закупки сельскохозяйственных машин 4). Сформирован государственный земельный фонд около 3,3 млн. десятин земли 5). Валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза за счет индивидуальных хозяйств 6). Крестьяне - общинники поджигали хутора и отрубы 7).  За Урал переселилось более 3 млн. Крестьян 8). Община не была разрушена полностью 9). Многие бедняки крестьяне продали земли 10). В местах переселения возникали конфликты между переселенцами и местным населением 11). Кредиты могли себе позволить только зажиточные крестьяне 12). Из-за разрушения общины началось противостояние богатых и бедных крестьян 13). Освоено 30 млн. десятин целинных земель 14). Почти 1 млн. крестьян-переселенцев вернулись обратно 15). Из Земельного фонда было продано всего 230 тыс. десятин земли (это всего 7%).

Задания.

  1. Определите вид источников II и III.
  2. Напишите исторический рассказ «П.А. Столыпин — реформатор России», используя      все предложенные материалы.
  3. Каково историческое значение деятельности П.А. Столыпина для России?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа № 1. Оценка особенностей географического положения России. 8 класс

Практическая работа № 1. Оценка особенностей  географического положения России. 8 класс...

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...

Практическая работа.Реформы П.А.Столыпина

Практическая работа.Реформы П.А.Столыпина...

Итоговая практическая работа региональной части курса по географии 9 класса Раздел Районирование России Социально экономические и экологические проблемы развития экономических районов России

Цель работы: закрепление знаний по разделу районирование России, совершенствование работы с учебником и текстом.Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления.Форма выполнения работы:...

сборник практических работ в 9 классе экономические районы россии

экономические районы России изучаются в курсе 9 класса в региональной части. 9 районов каждый из которых изучается по одному типовому плану:  географическое положение   природно-ресурсн...