Причины, последствия и оценка установления диктатуры и единовластия И.В. Сталина, причины репрессий.
методическая разработка по истории (11 класс) на тему

Роднова Елена Юрьевна

Технологическая карта к уроку по ИКС в 11 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_fgos_repressii.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Автор урока: Роднова Елена Юрьевна (учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 420)

Тема: Причины, последствия и оценка установления диктатуры и единовластия И.В. Сталина, причины репрессий.

Задачи: ученик должен овладеть способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при составлении доклада, отзыва, сообщения на основе:

      знаний  общих черт и специфики тоталитарных режимов,

      понимания влияния политической идеологии на сознание людей и их поведение  

      умения исследовать роль личности в историческом процессе

Планируемые результаты

Предметные:

Раскрыть значение понятий «тоталитарный режим», «культ личности», «политические репрессии».

Характеризовать  черты тоталитарного режима Сталина, его культа, методов управления страной.

Выявить причинно-следственные связи установления в СССР в 30-50-е годы репрессивной политики.

Закреплять навыки работы с историческим документами, видеофрагментами.

Метапредметные:

Осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием.

Оптимизировать информацию, строить рассуждения, выводы, доказательства, создавать творческий продукт.

Формулировать вопросы и ответы, участвовать в диалоге.

Определять лично значимую цель в рамках учебной темы.

Личностные:

Осознавать эмоционально ценностное отношение к содержанию изучаемой темы.

Проявлять позитивное отношение к чувствам других людей и готовность к сотрудничеству.

Осознавать успешность своей деятельности.

Межпредметные связи: литература, обществознание, МХК

Ресурсы урока: презентация «Социально-политический смысл установления культа личности Сталина», презентация учителя по уроку, рабочие листки (документы, плакаты, стихи, отрывки из произведений), видеофрагменты из фильма

Подготовительный этап урока: просмотр учащимися фильма «Завтра была война».

Базовые понятия: тоталитаризм, культ личности, политические репрессии, ГУЛАГ.

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности

       Предлагает познакомиться с содержанием интернет-статьи  от 8 мая 2015 г. «В России могут принять «антисталинский закон»».

       Задает вопрос:  что побуждает депутата ЗагСа  СПБ Александра Кобринского  стать инициатором этого законопроекта?  Какую опасность он видит в использовании изображений Сталина в рекламных и политических целях?  

      В диалоге с детьми формируется цель занятия

       Знакомятся с текстом статьи.

       Объясняют причину появления законопроекта, анализируя высказывания автора; дают ему нравственную оценку.

        Высказывают свою позицию относительно вопросов дальнейшей судьбы этого законопроекта, его соответствия «свободе слова».  В своих ответах подходят к обсуждению проблематики  тоталитаризма в советский период.

Учебно-познавательная деятельность

     Предлагает ответить на вопросы (пишет их на доске):

1. Что такое тоталитарный режим?

2. Политические репрессии  - это: ?

3. Каковы причины установления в СССР в 30-50-е годы репрессивной политики?

4. Культ личности Сталина-это: ?

5.Какое трагическое событие явилось переломным и способствовало переходу от ограниченных репрессий к массовым?

6. Можно ли порядок рассмотрения дел подозреваемых, установленный законами от 1 декабря 1934 года и 14 сентября 1937 года назвать внесудебным?

    Для этого организует работу в 6 группах. Раздает каждой группе рабочий материал:    

   а) отрывок с текстом закона о реабилитации жертв политических репрессий; материал об НКВД.

  Б) презентацию «Социально-политический смысл установления культа личности Сталина» , стихи и плакаты о Сталине.

  В) дело Сергея Поповича (антисоветская агитация в  анекдотах)

  г) воспоминания Ольги Слиозберг из книги «Путь».

  Д) о лагерях Норильска и причинах репрессий.

  Е) о репрессиях после убийства С.М. Кирова и порядке рассмотрения дел подозреваемых.

Обобщает ответы учеников, используя слайды презентации.

Делает сообщение «Экскурс в историю принципа российского правосудия –презумпции невиновности».    

     Предлагает сделать вывод об основных методах Сталина в деле устранения политических конкурентов и манипуляции толпой.

       Отвечают на вопросы, формулируют понятия: «тоталитарный режим», «культ личности», «политические репрессии».

      Изучают историч. раздаточный  материал, анализируют его, раскрывают особенности, устанавливают причинно-следственнные связи, делают выводы.          

     Создают групповые сообщения, представляют информацию,  обосновывают свое мнение, приводят примеры для подтверждения.

        Слушают и  комментируют ответы одноклассников.

        Совместно все учащиеся высказывают (выявляют) причины установления в СССР в 30-50-е годы репрессивной политики. (слабость демократических традиций в государстве; авторитарно-тоталитарная система управления государством; отсутствие общественного контроля за властью; государственные дела в руках группы лиц; отлучение народа от власти; культ личности Сталина; нестабильность обстановки в стране: отсутствие опыта социалистического строительства; хозяйственные трудности; внутрипартийная борьба, попытки объяснить все это происками «врагов народа» – отсюда подавление оппозиции, поиски врагов действительных и мнимых, расправа с ними).

 

     Делают  выводы, комментируют ответы одноклассников

(основными  методами действия Сталина были  два определяющих направления: формирование к себе всенародной любви на уровне религиозного почитания, и насаждение массового страха на фоне непредсказуемых и необъяснимых массовых репрессий).        

     Просит ответить на ряд вопросов по фильму «Завтра была война», дать оценочную характеристику его героям.

    Показывает фрагменты кинофильма.

    Вопросы:  

     1)Что в поведении Люберецкого и Ромахина доказывает, что они понимали суть происходящих событий и ждали ареста?

     2)Почему мать запрещает Искре размещать заметку в стенгазете и «устраивать панихиду» по Вике Люберецкой?

    3) Охарактеризуйте учительницу, которую ребята называют Валендрой. Какими методами она действует? Почему?

     4) Массовость репрессий обеспечивалась и косвенно, подобно «принципу домино», когда арест одного человека автоматически оказывал влияние на судьбы других. Проследите эту «цепочку влияния» на материале фильма.

      Дает оценку фильму (Художественный фильм «Завтра была война» это не просто киноповесть о судьбах девятиклассников, их родителей и учителей, а правдивая летопись о тяжелом и трагичном периоде в истории развития нашей страны: когда ценой миллионов безвинно погубленных жизней и исковерканных судеб людей, росла мощь и сила советского государства. Фильм о том, как неукротимая абсолютная вера людей парадоксальным образом превращала думающих и неравнодушных людей, в безвольную серую массу, не желающую осознавать смысл происходивших в стране событий. Фильм – назидание о недопустимости повторения тоталитаризма.

     Отвечают на вопросы, комментируют ответы одноклассников (см. ответы в приложении).

    Смотрят  и анализируют фрагменты кинофильма.

Подведение итогов

     Учитель оценивает работу учащихся на уроке (дает внешнюю оценку)

      Просит учащихся отрефлексировать свою работу, выполнив след задание:

     Закончите  и дополните след. предложения.

1. Для меня было важно изучить тему сталинских репрессий в 30-50 ых гг, потому что………………………………..

 2. Я доволен (льна)………(вполне, средне, не доволен) своей работой на уроке.

       Учащиеся осуществляют самоанализ и самооценку своей деятельности на уроке.

Домашнее задание

На выбор: 1. Написать доклад о военных инженерах и конструкторах, которые (подобно Леониду Сергеевичу Люберецкому) стали жертвами репрессий в довоенное время.

2. Посмотреть художественный фильм "Эксперимент 2: Волна" (2008) и написать отзыв.

Краткая аннотация к фильму:

(Германия. Современность. Школьный учитель истории предлагает своим ученикам провести эксперимент: ровно неделю старшеклассники будут жить по законам тоталитарного государства. Жёсткая дисциплина, повсеместный контроль, доносы, наказания — схема подобных режимов XX века воссоздаётся с пугающей точностью. Ученики на собственном опыте убеждаются, с какой лёгкостью можно манипулировать людьми, превращая их в безликую покорную массу. Но в какой-то момент игра выходит из-под контроля, и теперь её участникам предстоит дойти до конца и познать самую тёмную сторону диктатуры. Чем же завершится учительский эксперимент?)

        Учащиеся записывают задание в рабочую тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме : "Агрессия, причины, последствия"

Данное собрание проводится для родителей учащихся 9 класса.Цель собрания: выявить причины агрессии и её влияние на взаимодействие подростков с окружающими людьми...

"Инфляция: виды, причины, последствия" (обществознание,11 класс)

Презентация "Инфляция: виды, причины, последствия" предназначена для проведения урока обществознания в 11 классе в качестве сопровождения при объяснении учителя....

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 4-5-х классов по теме:"Агрессия, способы её проявления, причины, последствия"

Одно из занятий по развитию  и коррекции социальных навыков по программе "Я и МЫ". Цикл занятий включает 15 занятий....

Детская агрессивность, ее причины, последствия

мультимедийная презентация для подготовки семинара или родительского собрания...

Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР

Культ личности И.В. Сталина, массовые репрессии и политическая система СССР...

История 7 класс. Тест: "Установление республики во Франции", "Директория, Установление диктатуры"

Тест: "Установление республики во Франции", "Директория, Установление диктатуры" Ответы...