Методическая разработка учебного занятия по воспитанию патриота и гражданина для учащихся 4-6-х классов. Тема: "Кронштадтцы на службе Отечеству"
план-конспект занятия по истории (5, 6 класс) на тему

Шлендова Майя Александровна

Пояснительная записка

В представленном конспекте описан ход занятия с учащимися  12-13 лет  в рамках авторской образовательной программы "Кронштадт - город морской и воинской славы" ГБОУ СОШ №422 г. Кронштадта.

 Образовательная программа "Кронштадт - город морской и воинской славы"   рассчитана на 2 года обучения и является составной частью образовательной программы ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района города Санкт-Петербурга. Знакомство учащихся с развитием и культурой Кронштадта как района Санкт-Петербурга в общеобразовательных программах по Истории Отечества весьма ограниченно. Программа " Кронштадт - город воинской славы"  даёт возможность расширить рамки изучения истории Отечества страницами  из героического прошлого родного  края.

 

Актуальность  изучения  родного края заключается  в пробуждении чувств любви к своей «Малой Родине», в глубоком изучении её истории, в практическом знакомстве с её проблемами, в выработке активной жизненной позиции.

Программа выстроена на историко-краеведческой основе, позволяющей рассматривать Кронштадт как  краеведческий объект,  как город, возникший на перекрёстке мировых культур. Её содержание включает несколько  блоков, каждый из которых предлагает свой комплекс вопросов и проблем

Задачи программы

             Образовательные:

  • Познакомить с историей и культурой города в контексте отечественной и мировой истории с использованием межпредметных связей по истории, литературе, искусствоведению, краеведению. Начать изучение  основ краеведения.
  •    Воспитательные:
  • Формировать гражданскую позицию и чувство любви к родному городу, осознание   своей причастности к его истории через судьбу собственной семьи, личное отношение к прошлому и настоящему Кронштадта.
  •   Формировать чувства коллективизма, дружбы, товарищества, дисциплинированности
  •   Развивающие:
  •   Приобщать  школьников к славному историческому  прошлому     Кронштадта, сыгравшему исключительно важную роль в деле защиты западных рубежей нашей Родины.
  •  Научить применять  полученные знания в быту, накапливая жизненный опыт.

Форма и режим занятий: групповая, индивидуальная 1 раз в неделю

 

Методическая разработка занятия, посвящённого  70-  летнему юбилею победы над фашистской Германией.

Тема: "Кронштадтцы на службе Отечеству"
 

Ведущий 1.

Мирная жизнь советских людей закончилась 22 июня 1941 года.
Фашисты торопятся закончить войну  за 3 летних месяца 1941 года. Но план  "Барбаросса"   провалился в первые же дни  наступления  Германии,  благодаря мужеству и необыкновенной стойкости советского народа.

Ведущий 2.

Неожиданность нападения и превосходство противника помешали советскому командованию начать сразу концентрацию сил и разгром противника. Эти обстоятельства дают Германским войскам  в начале войны  преимущества для успешного продвижения по  всей северо-западной территории Советской России. 

Голос по радио: "Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза. Сегодня 22 июня  в 4 часа утра Германские войска вероломно напали на нашу страну, перешли границу и бомбили  мирные  города..."

Музыка: "Вставай страна огромная"

На экране кадры из кинохроники (5 мин.)

Ведущий 3

Одними  из первых, кто дал достойный отпор  врагу на его вероломное вторжение,  были моряки Балтийского флота, которые в первые же  минуты войны ответили таким шквалом огня, что сорвали планы немецких лётчиков, и они повернули восвояси, бросая смертоносный груз в воды Финского залива.

На экране слайд- шоу: Кронштадт и ВМФ в годы войны.

Ведущий 4.

На войну для защиты своей Родины уходили люди со всех концов нашей огромной страны. Добровольно или по призыву они  шли на смерть, чтобы спасти родную землю. В нашем городе к началу июля были сформированы: отряды добровольцев из рабочих Морского завода в количестве 345 человек, более 300 призваны в армию и флот. В Арсенале, в цехах  Морского завода спешно вооружались суда, готовились боезапасы и, прежде всего, мины.

Ведущий 1

 Война стремительно приближалась к о. Котлин. В августе стали регулярными полёты над островом вражеских самолётов. Почти всё взрослое мужское население более 5000 человек взяли в руки оружие. Кронштадтские ополченцы сражались на Лужском рубеже, в районе Ижоры, под Синявино, Гатчиной, на Моонзундских островах.

Ведущий 2.

 Сколько жизней унесла война только в первые месяцы 1941 года. Вдумайтесь в эти цифры.

 В августе 1941 г. во время Таллиннского перехода - из 200 кораблей погибло 56, утонуло в море при эвакуации 10903человек. Из  кронштадтских десантников, отправленных в Петергоф  5 октября 1941 года в количестве 513 человек, вернулось только 8 человек.

Ведущий 3

 Более 125 тыс. морских пехотинцев Балтийского флота сражались  на сухопутном фронте,  на полях сражений в Прибалтике, Белоруссии, Украине, на оккупированных фашистами территориях центральной России. Имена кронштадтцев  высечены на памятниках героям войны  в разных регионах нашей страны  и за рубежом.

 

Ведущий 4.

Война, которая длилась долгих 1418 дней и ночей  закончилась полным разгромом фашистской Германии. Весь мир понёс огромные потери. Но самые большие потери выпали на долю советского народа: погибло около 30 млн.  человек, разрушены города, сёла, дороги, шахты, электростанции

Ведущий 1.

В  Кронштадте разрушено полностью 127 домов, все деревянные дома  (109) снесены для отопления. Повреждено 176 жилых домов,  проживание в которых было крайне опасно. Фронтовая хроника не сообщает о потерях военных объектов из-за секретности  информации, но сейчас в архивах находим сведения об огромных потерях боевой техники особенно в первые месяцы войны.

Показ презентации "Кронштадт-город воинской славы"

 Ученики читают стихотворение (автор Шлендова М.А.)Фотоснимки на слайдах  соответствуют каждой строке стихотворения.

Есть в Кронштадте памятники славы
Тем бойцам, что не пришли с войны. сл.1
Полегли за честь своей державы
Верные Отечества сыны .                    сл.2-3
                                  Враг спешил как вал неукротимый,  сл.4
                                  Вот уже у наших берегов
                                  Рвутся бомбы, смерть повсюду сеют, сл.5
                                  Банды обнаглевших чужаков.        сл.6
 Но не удалось фашистским гадам,
Просчитались здорово они.     сл.7-8
Потому что твёрдо встали рядом
Сыновья и дочери страны.   сл.9-10
                                    Лебедев, Тамбасов, Юрий Инге,
                                    Маринеско, Дмитрий Ходаков:
                                    «Не дадим на поруганье землю,
                                     Не уступим!»- был ответ таков.  сл.11-13
Шелест листьев в парках на закате,
Ощущаешь сердцем тишину.
Берегите мир, к вам обращаюсь, люди,
Он так хрупок! Помните войнусл.14-17

Звучит музыка: "Ах, война, что ты подлая сделала"

 Дети  исполняют  песню, а группа девочек в белых передниках, школьных платьицах образца до военного времени  и  группа мальчиков в тельняшках и бескозырках исполняют танец, а затем строевым шагом "уходят на фронт".

Викторина

Вопросы викторины взяты из текста ведущих, что позволяет проверить качество усвоения знаний на данном занятии и отметить самых внимательных слушателей сладким призом и сувенирами.

1. Когда закончилась мирная жизнь советских людей? ( 22 июня 1941 года)

2. За  какое  время  Гитлер хотел завершить войну? (За 3 летних месяца 1941 года)

3. Почему фашисты так быстро продвигались по нашей территории? (Из-за внезапности и вероломности нападения);

4. Что такое вероломность нападения? (Гитлер подписал договор о мире с СССР, а сам обманул и напал на СССР  без объявления войны)

5. Кто сорвал планы фашистов? ( Все советские люди,  армия и флот)

6. В стихотворении прозвучали имена Героев -кронштадтцев. Назовите их имена.

7. На одном из памятников Кронштадта  написаны слова, которыми заканчивается стихотворение :"Помните войну!" Назовите имя  защитника  нашего Отечества, девиз которого выбит на пьедестале  его памятника.  (С.О.Макаров)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_3.docx (355.34 КБ) Описание 355.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное

Учреждение средняя общеобразовательная школа  №422

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Номинация: Методическая разработка учебного занятия

Тема работы:" Кронштадтцы  на службе Отечеству"

             

                                              Автор работы:

                    Шлендова Майя  Александровна, заведующая   школьным музеем, учитель истории  высшей  квалификационной категории;

   Домашний адрес: 197760, Кронштадт,

    ул. Владимирская,47,кв.36;

    Дом. тел: 311-67-11;

        Адрес электронной почты:

        maya-slendova70@rambler.ru

       Кронштадт

         2015 год

Пояснительная записка

В представленном конспекте описан ход занятия с учащимися  12-13 лет  в рамках авторской образовательной программы "Кронштадт - город морской и воинской славы" ГБОУ СОШ №422 г. Кронштадта.

 Образовательная программа "Кронштадт - город морской и воинской славы"   рассчитана на 2 года обучения и является составной частью образовательной программы ГБОУ СОШ №422 Кронштадтского района города Санкт-Петербурга. Знакомство учащихся с развитием и культурой Кронштадта как района Санкт-Петербурга в общеобразовательных программах по Истории Отечества весьма ограниченно. Программа " Кронштадт - город воинской славы"  даёт возможность расширить рамки изучения истории Отечества страницами  из героического прошлого родного  края.

Актуальность  изучения  родного края заключается  в пробуждении чувств любви к своей «Малой Родине», в глубоком изучении её истории, в практическом знакомстве с её проблемами, в выработке активной жизненной позиции.

Программа выстроена на историко-краеведческой основе, позволяющей рассматривать Кронштадт как  краеведческий объект,  как город, возникший на перекрёстке мировых культур. Её содержание включает несколько  блоков, каждый из которых предлагает свой комплекс вопросов и проблем.

Программа рассчитана на учащихся разного уровня подготовки.

  • Программа первого года обучения – ознакомительно-ориентационная. Она предусматривает сообщение основных сведений о родном крае, о его истории, крупнейших достижениях в области культуры по различным её направлениям. Учащиеся получают основные навыки краеведческих наблюдений.
  •  Форма и режим занятий: групповая, 1час в неделю. Наполняемость: 10 человек.
  • Учебный план: 34 часа в год.
  • Формы организации детей на занятиях: фронтальная,   коллективная в школе, групповая в музее, на объектах города.
  • Возраст обучающихся: 10-12  лет,
  • Характеристика контингента:  учащиеся (11-12 лет)

Цель программы:

Формирование у обучающихся чувства гражданского и патриотического долга, стремления более глубокого изучения истории своего Отечества и родного края.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Познакомить с историей и культурой города в контексте отечественной и мировой истории с использованием межпредметных связей по истории, литературе, искусствоведению, краеведению.
  •    Начать изучение  основ краеведения.

Воспитательные:

  • Формировать гражданскую позицию и чувство любви к родному городу, осознание   своей причастности к его истории через судьбу собственной семьи, личное отношение к прошлому и настоящему Кронштадта.
  •   Формировать чувства коллективизма, дружбы, товарищества, дисциплинированности.

Развивающие:

  •   Приобщать  школьников к славному историческому  прошлому     Кронштадта, сыгравшему исключительно важную роль в деле защиты западных рубежей нашей Родины.
  •  Научить применять  полученные знания в быту, накапливая жизненный опыт.

Форма и режим занятий: групповая, индивидуальная 1 раз в неделю

Учебный план: 34 часа в год

Ожидаемые результаты освоения программы  

 Обучающиеся должны

Знать:

1. Основные разделы программы,

2. Знать краткую историю нашего края, Кронштадта.

3. Общие (сравнительные) сведения об истории и развитии Санкт-Петербурга и Кронштадта,

4. Общие сведения о крупнейших архитектурных и скульптурных памятниках Кронштадта.

5. Памятные даты, связанные с историей Санкт-Петербурга и Кронштадта.    

6. Морские термины и исторические понятия.

7. Роль Кронштадта в истории нашей страны.

8. Методы проведения  бесед для учащихся и экскурсий в музее

Уметь:

1. Кратко рассказать об основных этапах развития нашего города.

2. Изложить в доступной форме материал о памятниках Кронштадта.

3. Вести историко-краеведческие наблюдения.

4. Систематизировать материал.

5. Написать небольшое эссе на краеведческую тему или  реферат на избранную  самим учащимся  тему.

C:\Users\PK\Desktop\DSCN1851.JPG

Методическая разработка занятия, посвящённого  70-  летнему юбилею победы над фашистской Германией.

Тема: "Кронштадтцы на службе Отечеству"
 

Ведущий 1.

Мирная жизнь советских людей закончилась 22 июня 1941 года.
Фашисты торопятся закончить войну  за 3 летних месяца 1941 года. Но план  "Барбаросса"   провалился в первые же дни  наступления  Германии,  благодаря мужеству и необыкновенной стойкости советского народа.

Ведущий 2. 

Неожиданность нападения и превосходство противника помешали советскому командованию начать сразу концентрацию сил и разгром противника. Эти обстоятельства дают Германским войскам  в начале войны  преимущества для успешного продвижения по  всей северо-западной территории Советской России.  

Голос по радио: "Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза. Сегодня 22 июня  в 4 часа утра Германские войска вероломно напали на нашу страну, перешли границу и бомбили  мирные  города..."

Музыка: "Вставай страна огромная"

На экране кадры из кинохроники (5 мин.)

Ведущий 3

Одними  из первых, кто дал достойный отпор  врагу на его вероломное вторжение,  были моряки Балтийского флота, которые в первые же  минуты войны ответили таким шквалом огня, что сорвали планы немецких лётчиков, и они повернули восвояси, бросая смертоносный груз в воды Финского залива.

На экране слайд- шоу: Кронштадт и ВМФ в годы войны.

Ведущий 4. 

На войну для защиты своей Родины уходили люди со всех концов нашей огромной страны. Добровольно или по призыву они  шли на смерть, чтобы спасти родную землю. В нашем городе к началу июля были сформированы: отряды добровольцев из рабочих Морского завода в количестве 345 человек, более 300 призваны в армию и флот. В Арсенале, в цехах  Морского завода спешно вооружались суда, готовились боезапасы и, прежде всего, мины.

Ведущий 1

 Война стремительно приближалась к о. Котлин. В августе стали регулярными полёты над островом вражеских самолётов. Почти всё взрослое мужское население более 5000 человек взяли в руки оружие. Кронштадтские ополченцы сражались на Лужском рубеже, в районе Ижоры, под Синявино, Гатчиной, на Моонзундских островах.

Ведущий 2.

 Сколько жизней унесла война только в первые месяцы 1941 года. Вдумайтесь в эти цифры.

 В августе 1941 г. во время Таллиннского перехода - из 200 кораблей погибло 56, утонуло в море при эвакуации 10903человек. Из  кронштадтских десантников, отправленных в Петергоф  5 октября 1941 года в количестве 513 человек, вернулось только 8 человек.

Ведущий 3

 Более 125 тыс. морских пехотинцев Балтийского флота сражались  на сухопутном фронте,  на полях сражений в Прибалтике, Белоруссии, Украине, на оккупированных фашистами территориях центральной России. Имена кронштадтцев  высечены на памятниках героям войны  в разных регионах нашей страны  и за рубежом.

Ведущий 4.

Война, которая длилась долгих 1418 дней и ночей  закончилась полным разгромом фашистской Германии. Весь мир понёс огромные потери. Но самые большие потери выпали на долю советского народа: погибло около 30 млн.  человек, разрушены города, сёла, дороги, шахты, электростанции

Ведущий 1.

В  Кронштадте разрушено полностью 127 домов, все деревянные дома  (109) снесены для отопления. Повреждено 176 жилых домов,  проживание в которых было крайне опасно. Фронтовая хроника не сообщает о потерях военных объектов из-за секретности  информации, но сейчас в архивах находим сведения об огромных потерях боевой техники особенно в первые месяцы войны.

Показ презентации "Кронштадт-город воинской славы"

 Ученики читают стихотворение (автор Шлендова М.А.)Фотоснимки на слайдах  соответствуют каждой строке стихотворения.

Есть в Кронштадте памятники славы
Тем бойцам, что не пришли с войны.
сл.1
Полегли за честь своей державы
Верные Отечества сыны .                    
сл.2-3
                                 Враг спешил как вал неукротимый,  
сл.4
                                 Вот уже у наших берегов
                                 Рвутся бомбы, смерть повсюду сеют,
сл.5
                                 Банды обнаглевших чужаков.        
сл.6
Но не удалось фашистским гадам,
Просчитались здорово они
.     сл.7-8
Потому что твёрдо встали рядом
Сыновья и дочери страны.  
сл.9-10
                                   Лебедев, Тамбасов, Юрий Инге,
                                   Маринеско, Дмитрий Ходаков:
                                   «Не дадим на поруганье землю,
                                    Не уступим!»- был ответ таков.  
сл.11-13
Шелест листьев в парках на закате,
Ощущаешь сердцем тишину.
Берегите мир, к вам обращаюсь, люди,
Он так хрупок!
Помните войну!  сл.14-17

Звучит музыка: "Ах, война, что ты подлая сделала"

 Дети  исполняют  песню, а группа девочек в белых передниках, школьных платьицах образца до военного времени  и  группа мальчиков в тельняшках и бескозырках исполняют танец, а затем строевым шагом "уходят на фронт".

Викторина

Вопросы викторины взяты из текста ведущих, что позволяет проверить качество усвоения знаний на данном занятии и отметить самых внимательных слушателей сладким призом и сувенирами.

1. Когда закончилась мирная жизнь советских людей? ( 22 июня 1941 года)

2. За  какое  время  Гитлер хотел завершить войну? (За 3 летних месяца 1941 года)

3. Почему фашисты так быстро продвигались по нашей территории? (Из-за внезапности и вероломности нападения);

4. Что такое вероломность нападения? (Гитлер подписал договор о мире с СССР, а сам обманул и напал на СССР  без объявления войны)

5. Кто сорвал планы фашистов? ( Все советские люди,  армия и флот)

6. В стихотворении прозвучали имена Героев -кронштадтцев. Назовите их имена.

7. На одном из памятников Кронштадта  написаны слова, которыми заканчивается стихотворение :"Помните войну!" Назовите имя  защитника  нашего Отечества, девиз которого выбит на пьедестале  его памятника.  (С.О.Макаров)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”

Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...

Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»

Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Моя учеба" учебной дисциплины Немецкий язык

Методическая разработка урока по немецкому языку для студентов  Iкурса СПО  (УМК Н.В. Басова.) «Моя учеба»  направлена на за...

Методическая разработка учебного занятия "Молодежные субкультуры" учебной дисциплины Английский язык

Методическая разработка  урока «Молодежные субкультуры» по английскому языку для студентов  I курса СПО  (УМК Кузовлев В.П.)  направлена на комплексное применение знаний и способов...


 

Комментарии

Шлендова Майя Александровна

К данной работе есть презентация, которая публикуется под названием "Памятники войны-2017", посвящена кронштадтским морякам, героически сражающимся за Ленинград.

Шлендова Майя Александровна

Автор разработки данного занятия в рамках авторской образовательной программы "Кронштадт-город воинской славы" - Шлендова М.А., учитель истории и обществознания, высшей квалификационной категории предлагает использовать презентацию о городе воинской славы Кронштадте. В презентации используются фотографии из личного архива Шлендовой М.А.и стихи, написанные М.А. к юбилею Великой Победы. Однако каждый пользователь по своему усмотрению может использовать фотографии своего населённого пункта: города. села,посёлка. Ведь воевала вся Россия. О мужестве, стойкости всех наших граждан, где бы они не жили нужно рассказывать молодому поколению. Им есть, чем гордиться!