Конспект урока истории. 5 класс. Тема: «Государство на берегах Нила»
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

Тема: «Государство на берегах Нила»

Цель урока: знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства.

Задачи урока:

  1. выяснить местоположение и природные условия Древнего Египта
  2. показать какую роль играл Нил в развитии египетской цивилизации
  3. познакомить с понятием «разлив Нила»
  4. рассмотреть, как образовалось единое государство
  5. развить умения конкретизировать и обобщать исторический материал
  6. развивать устную монологическую речь
  7. воспитывать интерес к истории

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: дельта, пороги, папирус, фараон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 25_09_5klass_gosudarstvo_na_beregah_nila.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Государство на берегах Нила»

Цель урока: знакомство с  природой Древнего Египта и образованием единого государства.

Задачи урока:

  1. выяснить местоположение и природные условия Древнего Египта
  2. показать какую роль играл Нил в развитии египетской цивилизации
  3. познакомить с понятием «разлив Нила»
  4. рассмотреть, как образовалось единое государство
  5. развить умения конкретизировать и обобщать исторический материал
  6. развивать устную монологическую речь
  7. воспитывать интерес к истории

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: дельта, пороги, папирус, фараон

Оборудование урока: презентация, тест

Ход урока.

1

Организационный момент.

2

Проверка д/з.

Кроссворд с использованием терминов, обозначающих различные единицы измерения времени

Что называется нашей эрой? (время, исчисляемое от Рождества Христова)

Что такое лента времени? (это «дорога» из прошлого в будущее

через настоящее)

3

Тема урока

На прошлом уроке мы с вами закончили знакомство с жизнью первобытных людей, и теперь приступаем ко второму разделу. Откройте учебник на с. 33, прочитайте название раздела. Теперь переверните страницу и найдите текст «От первобытности к цивилизации». Слово «цивилизация» для вас новое и непонятное. Мы постепенно разберемся в том, что оно означает. Читаем 1-й абзац.

Когда возникли первые государства? Как получал свою власть царь? Вспомните, как получал ее вождь племени. Какой порядок получения власти кажется вам более разумным? Давайте выделим признаки древнего государства: оно имело свою территорию, столицу, войско, казну, письменность. Читаем 3-й абзац.

Итак, сегодня мы отправимся в одно из древнейших государств и задержимся там надолго. Оно возникло на берегах реки Нил и получило название Египет. Запишите тему урока: Государство на берегах Нила.

1. Страна Египет.

- Примерно 5 тысяч лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства.

Сегодня нам предстоит  познакомиться с природой и местоположением Древнего Египта.

Древний Египет был расположен в северо-восточной Африке (учащиеся показывают север континента, восток континента,  находят Египет).  Какими морями омывается государство.

-  На территории, где располагается Египет, огромные пространства занимают безжизненные пустыни Климат здесь – сухой и жаркий, крайне редко выпадают осадки. Жизнь в этих краях развивается лишь благодаря реке Нил, которая является одной из самых полноводных рек мира. Она берет свое начало в Центральной Африке, далеко за пределами Египта и течет на север к Средиземному морю. Длина реки достигает 6671 км.

- Что необычного в течение реки?  Как она впадает в море?

- Нил впадает в море несколькими рукавами, ту низменность, где он делится на рукава, древние греки называли дельтой, так как она была похожа на греческую букву «дельта»   (имеет форму равнобедренного треугольника), но в перевернутом виде.

Разбор и заучивание термина «ДЕЛЬТА»

- Течение Нила на своем пути встречает ПОРОГИ. 

 Учащиеся, глядя на картинку, пытаются ответить на вопрос: что такое пороги?

- Пороги  - это опасные каменистые преграды на дне реки, мешающие судоходству. Преодолев их, Нил медленно и величаво течет на север, к морю.

- Севернее 1 порога расположен Египет. Река здесь спокойно течет по глубокой долине. К востоку и западу от нильской долины расположены пустыни. Горе египтянину, если он заблудился в раскаленной пустыне! Его ждет неминуемая смерть от зноя и жажды, беспощадно палит солнце, вокруг горячие пески – жизнь возможна только в долине реки. В пустыне иногда встречаются ОАЗИСЫ

Что означает это слово? (…) оазисы – островки зелени, там вода била ключом из-под земли и росли пальмы.

В оазисах и на берегах Нила росло удивительное растение – ПАПИРУС, высокий  тростник, высотой в 2-3 человеческих роста. Папирус очень широко использовался в хозяйстве. Из его толстых стволов делали хижины, обмазывая их глиной, а также лодки. Из тонких побегов папируса плели циновки, на которых спали. Молодые побеги употребляли в пищу. Из папируса научились делать похожий на бумагу материал для письма.

2.        Разливы Нила. 

- В июне в Египте стоит страшная жара. Небо ясное, беспощадно палит солнце. От зноя и отсутствия влаги почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой как камень. Но вот, в конце месяца, в Центральной Африке, откуда берет начало Нил, начинается сезон дождей и тает снег в горах. Нил выходит из берегов и затопляет поля, вода в реке становится мутно-зеленого, а затем красного цвета.

?учащимся: почему вода красного цвета?

Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит в свои берега. Земля к этому времени хорошо пропитывается водой, а на полях остается слой плодородного ила, состоящего из мелких частиц размытых водой горных пород и перегнивших растений. За тысячи лет благодаря разливам Нила в Египте образовался толстый слой плодородной земли. Ее легко обрабатывать даже простой мотыгой. Почва была мягкая и жирная, её было легко обрабатывать, и она давала большие урожаи. В Древнем Египте существовали исключительные условия для превращения земледелия в главное занятие: обилие солнечного света и тепла, мягкие и плодородные почвы, полноводная река. Благодаря высоким урожаям земля Египта могла прокормить многочисленный народ, в том числе и тех, кто сам ее не обрабатывал. Что это значит? Что египтяне могли заниматься и другими занятиями (ремеслом, войной).

Боясь наводнений, египтяне пытались разгадать причины разливов. Им казалось, разливы происходят по воле могущественного бога ХАПИ, который сидит в пещере и держит в руках два сосуда с водой. Летом он сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов и приносит плодородный ил. Поэтому Хапи почитали и пели ему хвалебные песни.

- Сами египтяне называли свою страну «ЧЕРНАЯ ЗЕМЛЯ»  Как вы думаете почему?

- А греки позднее эту страну назвали Египет, что означало «ЗАГАДКА», «ТАЙНА».

- Один философ сказал: «Египтяне самый счастливый народ, так как отец Нил делал все за них сам: орошал, разливаясь на поля, удобрял илом, делая их плодородными, египтянам оставалось только посеять семена, дождаться урожая и собрать его»

- Согланы ли вы с этим высказыванием? Так ли легко было египтянам, как описал философ?

3. Объединение Египта. Государство, которое охватывало весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около сорока небольших царств, которые постоянно воевали между собой в стремлении покорить соседей. После длительных войн долина Нила оказалась поделенной на два царства: Северный Египет (располагался в дельте) и Южный Египет (располагался выше по течению).  Царь Южного Египта носил белую корону, а царь северного Египта – красную корону.  Между двумя царствами шли ожесточенные войны. Примерно за 3тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта подчинил Северный Египет и объединил всю страну и захотел носить сразу две короны, поэтому мастера изготовили для него головной убор, который объединил в себе ту и другую корону. Повелителя всего Египта стали называть ФАРАОНОМ

- Своей столицей фараон сделал город МЕМФИС

(поиск города на карте)

4

Первичное закрепление Тест (в конце презентации)

№1-4

№2-2

№3-3

№4-4

№5 А-1; Б-2; В-4

5

Взаимопроверка.

Подведение итога урока.

Выставление оценок

6

Д/З. Сообщение «Разливы Нила», или сообщение «Земледелие в Египте»; ответить на вопрос: «Почему Египет в древности называли «даром Нила»?; с 34-37 читать; учить термины; уметь определять географическое положение объектов по данной теме