Проектная деятельность на уроках истории и обществознания
статья по истории на тему

Виды проектов

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Проектная деятельность  на уроках истории и обществознания» 

Педагогическое кредо: От простого к интересному, от интересного к сложному, от сложного к творчеству.от творчества – к саморазвитию и осознанию себя как личности.

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность 

                                                                                                                         Бернард Шоу

Ведущая идея опыта:

Создание на уроках истории  и обществознания условий для сознательного, активного участия школьников в творческой деятельности , приносящей радость открытия, преодоления, достижения своей цели, повышение мотивации к предмету.

Противоречия , приведшие к использованию метода:

Традиционные методы и приемы обучения –

 

Необходимость внедрения новой прогрессивной модели обучения

 

Введение новых учебных предметов

Перегрузка учащихся

Возрастание требований к уровню подготовки выпускников средней школы

Понижение мотивации к учению

Достоинства метода проектов:

  • личностно ориентирован ;
  • использует много дидактических подходов;
  • самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;
  • поддерживает  педагогические цели на всех уровнях;
  • позволяет учиться на собственном опыте;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда .Этапы становления опыта
  • 1. Проектная деятельность как объект изучения
  • 2 Использование элементов проектной деятельности
  • 3 Проектная деятельность как предмет обучения
  • 11 1  Принципы метода проектов
  • ориентация учащихся на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.д;
  • связь  идеи (проблемы) проекта с реальной жизнью 
  • интерес к выполнению проекта со стороны всех участников
  • ведущая роль консультативно-координирующей функции учителя;
  • самоорганизация и ответственность участников проекта
  • нацеленность на создание конкретного образовательного продукта
  • монопредметный и межпредметный характер проектов
  • временная и структурная завершенность проекта
  • использование исследовательских методов; определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач; обсуждение методов исследования полученных данных, подведение итогов.

Этапы работы над проектом

1 этап. Мотивационный.

2 этап. Планирующе-подготовительный.

3 этап. Информационно-операционный.

4 этап. Рефлексивно-оценочный.

Степень активности – самостоятельности на разных этапах

    1 этап              УЧИТЕЛЬ - ученик

     2 этап               учитель – УЧЕНИК

     3 этап                        учитель – УЧЕНИК

     4 этап               УЧИТЕЛЬ - ученик

 

 В.А. Сухомлинский: «Страшная это опасность – безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и … ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, -  в сфере мысли».
     В современной школе актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.

По характеру контактов проекты бываютлокальными, внутришкольными, региональными, национальными, международными; по количеству исполнителей–индивидуальными и коллективными; по продолжительности проведения – краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.

Форма          Виды   представления проекта:

  • Доклад
  • Эссе
  • Реферат
  • Программа
  • Путеводитель
  • Письменное обращение
  • Газета
  • Плакат
  • Альбом
  • Альманах
  • Видеофильм

                                      Критерии оценки проекта

  • Актуальность
  • Практическая направленность
  • Значимость выполненной работы
  • Объем и полнота работы
  • Самостоятельность
  • Законченность
  • Подготовленность к восприятию другими людьми
  • Материальное воплощение

Оценка защиты проекта       

 1.    Качество работы: полнота представления темы, аргументированность, убедительность представления проекта, объем и глубина знаний

    2. Культура речи: использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории

3. Ответы на вопросы: полнота,  аргументированность , дружелюбность

4. Деловые качества докладчиков:  готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность

5. Достижение цели проекта 

Итоговая оценка состоит из средней рейтинговой  оценки проекта+ самооценки + оценки учителя

 Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология-это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Мы разделили время работы (три месяца) на шесть этапов:

№            Этап                                                                              Содержание

1.         Информационный   Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.

2.         Плановый     Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.

3.         Поисковый    Сбор и анализ информации, работа с источниками

4.         Обобщающий            Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.

5.         Этап представления и защиты проекта.    Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.

6.         Аналитический.         Рефлексия.

Самостоятельно учащиеся не могут овладеть проективной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.

У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по применению проектной деятельности на уроках истории и обществознания

 Сегодня о проектах говорят очень  много. Мода на проекты захлестнула всю современную систему  государственного управления в России и с головой накрыла отечественное образование...

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания как дополнительный стимул к творческой познавательной деятельности.

О роли проектной деятельности  в процессе формирования образовательных компитенций у школьников на уроках историии и обществознания; О дополнительных стимулах позновательной деятельности учащихс...

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания

презентация, способная  помочь воплотить проект...

Проектная деятельность на уроках истории и обществознания

Статья посвящена проблемам использования технологии проектной деятельности на урокахистории и обществознания...

Организация проектной деятельности на уроках истории и обществознания

В статье делается общий обзор проектной методики и примеры использования проектной методики на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности...

Формирование коммуникативной и информационной компетентностей средствами проектной деятельности на уроках истории и обществознания.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на  вхождение в мировое образовательное пространство. С введением ФГОС в развитии образовательной системы Ро...