Открытый урок в 5 классе по истории "В городе богини Афины"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Разработка открытого урока в 5 классе по истории "В городе богини Афины" и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_1.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Новосёловская основная общеобразовательная школа»

Орловского района Орловской области

Открытый урок по теме:

Подготовил:

Учитель истории и обществознания

Афонин Александр Викторович

д.Новоселово

2012г


Тема урока: «В городе богини Афины».

Цель: познакомить учащихся с главными достопримечательностями

            города  Афины  V в. до н. э.

Задачи: - показать учащимся, как создавались культурные ценности в Греции;

               - закрепить знания по античной мифологии,

                 познакомить ребят с  историческими терминами  и понятиями;

               - воспитывать уважение к величайшим шедеврам мирового искусства

                   на примере памятников искусства Древней Греции.

Учебное оборудование:   карта «Древняя Греция вVв. до н.э.»;  интерактивная доска,  

                                             презентация к  уроку,  шаблоны для практической работы/

.

 Тип урока: комбинированный

Форма урока: виртуальная  экскурсия по городу Афины V в. до н. э.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Приемы: письменный, словесный, практический, картографический.

I. Опрос  домашнего задания и индивидуальных заданий проводится в ходе экскурсии.

II. Организационный момент:  

Здравствуйте ребята! Садитесь. Разрешите представиться. Меня зовут Афонин Александр Викторович, и сегодня урок истории веду я.

Есть такие строки, которые говорят нам о стране по которой мы сегодня с вами будем путешествовать.

Учитель читает эпиграф на доске: 

                  Далёкий край  далёких истин,

                   И древность пред  тобой - дитя!

                   Горами дивными ты выстлан,

                   Дорогой памяти идя….

Вы уже догадались о какой стране идет речь?

 Слайд 1-4:        

 Греция - одно из самых древнейших государств на Земле, колыбель античной цивилизации. Современная Греция бережно хранит традиции и культуру прошлых поколений и дает возможность каждому прикоснуться к своей истории. Греция привлекает миллионы туристов прекрасным климатом, древними памятниками и замечательными людьми, населяющими современную Грецию.  Афины, Крит, Родос, Олимп, Дельфы. Это все Греция. Страна, в которой солнце светит 300 дней в году, где около 3000 островов и островков, рассыпанных по лазурной глади Эгейского и Ионического морей, где богатейшая история и древние традиции, а доброжелательность и гостеприимство греков не оставит равнодушным даже самого требовательного путешественника. 

 

    III. Переход к изучению новой темы.                

Сегодня, ребята,  я  приглашаю вас совершить заочную экскурсию в город - музей  под открытым небом  богини Афины и познакомиться с достопримечательностями этого города. Для  путешествия нам понадобятся  дневники путешественника - тетради, в которых мы будем делать заметки, ручки, справочник туриста – учебник.

   Проверьте, пожалуйста, все необходимое.  А поможет нам совершить путешествие в эту удивительную страну путеводная карта  в учебнике на странице 111. Откройте её, пожалуйста.

                                  В добрый путь, друзья!

Слайд 5-6

          От  побережья Черного моря на греческом торговом корабле через пролив Дарданеллы, Мраморное море,  пролив Босфора   со стороны Эгейского моря  мы подплываем к Афинам. Перед нами открывается вид на большой порт  Пирей.  

                      Наш корабль входит в   торговую гавань.  Мы выходим на берег и идем по Пирею. За мелкую серебряную монету драхму мы нанимаем повозку. Путь наш проходит по дороге  между двух стен, которые соединяют Афины  с портом Пирей.

                      Добро пожаловать в Древнюю Грецию!

IV. Изучение  новой темы:

        Откройте, ребята,  дневники путешественника. На полях запишем дату  10.02.12  и  сделаем первую запись  - «В городе богини Афины».

     Итак,  мы в Афинах. Скажите, почему этот город  получил такое название?

Слайд 7

 ( Пересказ  мифа об Афине и Посейдоне)

(Согласно этому мифу, Посейдон первым пришёл в Аттику, ударил трезубцем в землю на Акрополе, и возник источник морской воды, который показывали в историческое время в Эрехтейоне. За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Согласно решению судей, Афина была признана победительницей, так как её подарок является более полезным, город назвали её именем, Посейдон же разгневался и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.)

Жаркое утро… Мы идем по узким и кривым улицам, без  мостовых.  Пыльно и душно. По обеим сторонам улиц расположены дома ремесленников.

Слайд 8

Они сложены из кирпича-сырца и булыжников, в один - два этажа. Окон на уровне первого этажа нет, лишь на уровне второго видны маленькие оконца. Как вы думаете, почему?

(Это помогало сохранить в доме в жаркий день прохладу, но придавало улице несколько мрачный вид).

 Греки заселялись в районах в соответствии со своим занятием: улицы сапожников, торговцев рыбой, кузнецов и горшечников. А сейчас  мы с вами  подходим к большому району, расположенному на юго-западе города.

 Как  называется этот район? (Керамик)

  На схеме города ( слайд 9) появляется название Керамик.

Как вы, думаете, почему он так называется? (Ответы детей)

   Правильно, ребята. Действительно,  название этого района происходит с древнегреческого «керамос» - глина; отсюда «керамика» - изделие из обожженной глины.

 (В дневнике путешественника делаем    вторую запись)

Керамик- район  гончарных мастерских.

В Керамике были расположены десятки гончарных мастерских (Слайд 10).

Долгое время вазы украшали чернофигурным рисунком: по красной глине художники наносили  рисунок черным лаком. Такая техника росписи ваз называлась  чёрнофигурная. (Слайд 11 – 15).

Позже  стали  поступать,  наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Такая техника росписи ваз называется  краснофигурная. Черный лак  блестел на солнце и не тускнел от времени. (Слайд 16 – 18).

             (В дневнике путешественника делаем     третью  запись)

Техника росписи ваз:

– чёрнофигурная

– краснофигурная

Один из гончаров получил  большой заказ из  Олимпии. Давайте ему поможем  и представим   себя в роли художников, расписывающих вазы.

Практическая работа.

(памятка для практической работы  лежит на парте)

Задание:  I вариант       закрашивает   шаблон вазы   чёрнофигурным   рисунком.  

II вариант   закрашивает   шаблон вазы   краснофигурным   рисунком.          На всю работу вам отводится  2 минуты. Звучит музыка.

  Посмотрите на то, что у вас получилось. Молодцы, вы, действительно, помогли ремесленнику, а если что-то не получилось, не огорчайтесь, эта работа  очень сложная, требующая особого мастерства.

Мы прощаемся с  гончаром, и,  покидая район  Керамик, продолжаем наше путешествие.

                  Ребята, прислушайтесь.  Где-то в одном из домов  звучит музыка.  Зайдём?

Давайте представим танцующих. Как красивы и плавны их движения! Давайте  присоединимся к ним.(Cлайд 19)

                                                  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  под музыку.

 «раз» - левую руку поднять, посмотреть на кончики пальцев;

«два» - правую руку поднять, посмотреть на кончики пальцев,

«три» - левую ногу отставить в сторону,

Четыре – правую приставить.

В другую сторону.

Раз, два – присели, встали

Раз, два – присели, встали

 Веселей. Не забывайте  про глаза, смотрим на кончики пальцев.

                     Отдохнув немного, мы   продолжам  наше путешествие. Наш путь лежит на главную   рыночную площадь. Ребята, посмотрите  на карту-схему. (Слайд 20) Как  называется эта площадь? (Агора).

                (В дневнике путешественника делаем   четвертую  запись.)

Агора- главная рыночная площадь.

Очень шумно, масса  приезжих со всех концов Аттики и из других областей Греции. Сотни  людей заняты покупкой и продажей.  Нам предлагают  приобрести всё: от рабов до  продуктов. Торговцы, стоя под легкими навесами из камыша зазывают нас криками: «Купите оливки!», «Купите  рыбу!», «Вы забыли зелень!». (Слайд 21)

  Обратите внимание, на другой стороне площади располагаются  правительственные здания. (Слайд 22) 

Это круглое здание предназначалось для дежурных членов Совета пятисот. Длинное здание с колоннами – архив, в котором хранились ценные документы, а также документы афинских граждан о рождении. (Слайд 23)

Обычно, окончив свои дела и отправив  своих  слуг  домой,  афиняне проводили время с друзьями. Местами встреч были спасавшие от палящих солнечных лучей портики. (Слайд 24)

В справочнике туриста на странице 170 найдите определение  портика. Прочитайте вслух.

 Портик -  полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.

Давайте и мы  отдохнём в тени портика. Смотритель рынка предлагает нам поднос  с продуктами, которые  можно  свободно купить на рыночной площади.  

  Перечислите, что вы здесь видите?

(это рыба, оливки, оливковое масло,  инжир, яблоки, виноград, пшеничная мука, чеснок, лук, белый овечий сыр).  

   ???   Как вы считаете, что из представленного  быстрее  всего  продавалось на рыночной площади? (пшеничная мука)

    ? Почему?

(В Аттике плохо росли ячмень и пшеница, в  неурожайные   годы хлеба не хватало - бедняки голодали).

Продолжим нашу экскурсию. Обратите внимание,  вдалеке виден холм с крутыми обрывистыми склонами. (Слайд 25) Это  Акрополь. Мы отправляемся в путь по единственной дороге на акрополь.   Сегодня у горожан большой праздник в честь покровительницы  города богини Афины.

(В дневнике путешественника делаем  пятую  запись.)

   Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами.     

  Справа на уступе скалы находится маленький изящный  храм богини победы Ники. (Слайд 26)Греки   ее изображают крылатой девушкой, но на этот раз они  возвели храм в честь Ники бескрылой (догадайтесь почему?). (Да, мы не хотим, чтоб от нас улетала победа.)

Главный  храм Акрополя – это Парфенон, он посвящен  богине Афине.(Слайд 27)

 (В дневнике путешественника делаем  шестую  запись.)

Парфенон -  храм богини Афины.

 В справочнике туриста на странице 171 найдите описание Парфенона. Прочитайте вслух.

Работа с текстом учебника.

Войдём внутрь храма. Здесь мы видим статую  богини Афины.(Слайд 28)

Как это Фидию удалось сделать Афину похожей на живую женщину?

Посмотрите, ребята. Основа статуи деревянная, одежда, щит и шлем сделаны из золота; лицо, шея и руки – из пластинок слоновой кости под цвет человеческого тела; глаза – из драгоценных камней. В правой руке она держит  крылатую Нику, левой опирается на щит. Мы побывали в храме богини Афины. Благодарные греки возвели несколько  храмов   в честь этой богини.

Перед вами храм  Эрехтейон.(Слайд 29) Он  посвящен так же  богине  Афине и Посейдону, именно здесь произошел спор за право  быть  покровителем  города.

В Эрехтейоне хранилась главная святыня города – деревянная статуя Афины, которая, по преданию, упала с неба. (Слайд 30)

В одном из портиков Эрехтейона вместо обычных колонн стояли кариатиды – каменные фигуры юных девушек. По преданию, женщины племени карийцев вступили в сговор с персами и за это должны были нести на голове тяжесть – кару. Выполняющие такую же функцию мужские фигуры  называются атлантами.(Слайд 31)

Время бежит  неумолимо быстро. К сожалению, пора возвращаться.

Мы расстаёмся с Древней Грецией, но в памяти нашей сохранится всё то лучшее, что мы увидели в этой удивительной стране.  

   V.Закрепление изученного:  

      Задание:   Соотнесите  в течение 1 минуты изображения главных достопримечательностей Афин с названием. (Слайд 32 -37)

VI. Домашнее задание: 

    Давайте сделаем последнюю запись в дневниках путешественников: составить кроссворд из 5 понятий, используя материал справочника путешественника §37.

VII.Рефлексия:

И в заключение проведем небольшой тест. Подсчитав баллы, вы поймете, что вы за птицы?

Критерий

3 балла

2 балла

1 балл

Активность на уроке

Высокая

Средняя

Низкая

Материал усвоил

Усвоил хорошо

Усвоил частично

Усвоил слабо

Объяснить товарищу

Могу  сам

Могу, но с подсказкой

затрудняюсь

Что вы за птицы?

8-9 баллов- вы мудрая сова.

7-6 баллов- вы соловей. Поведай о знаниях другим.

3-5 баллов- вы воробей. Собирай знания по зёрнышку и складывай их в своей голове.

VIII.Заключение:

Уставшие, но под большим впечатлением от увиденного,  мы возвращаемся домой.  Путешествие было очень интересным и познавательным. Я благодарю вас за помощь. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди. Я думаю, что мы показали нашим гостям, что мы единая команда, способная плодотворно трудиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В городе богини Афины. Урок истории в 5 классе с использованием элементов технологии критического мышления

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, социальное., позволяет перейти от обучения " по программе" к педагогике прогрессивнойц. удовлетворяющей потребностям учеников. Она позволяет вырабат...

открытый урок в 5 классе "В городе богини Афины"

Познакомить учащихся с главным городом афинского государства....

Конспект урока истории в 5 классе. Тема урока: В городе богини Афины.

Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Галина Васильевна. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение...

Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "В городе богини Афины"

Данная разработка урока осонована на групповой работе. Учащимся предлагается посетить разные районы города Афины и привезти от туда какой-либо подарок....