Петр I и его реформы. 7 кл.
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Беляева Наталья Кузьминична

Урок обобщения изученного материала и развития у учащихся навыков презентации собственных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petr_i_i_ego_reformy.docx22.07 КБ
Файл tablitsa_reformy_petra_i.docx14.69 КБ
Office presentation icon petr_i_i_ego_reformy.ppt2.22 МБ

Предварительный просмотр:

Урок истории. Учитель Беляева Н.К.

Тема урока: «Петр I и его реформы»

Цель урока: обобщение изученного материала и развитие у учащихся навыков презентации собственных знаний.

1. Образовательные задачи:

  • поверить знания учеников и степень усвоения материала о периоде правления Петра I;
  • показать, что именно к 18 веку сложились объективные предпосылки для проведения преобразований;
  • акцентировать внимание на противоречивую личность Петра и её значение в своей эпохе;
  • подвести учащихся к итогу о том, что реформы способствовали укреплению самодержавия, установлению абсолютной монархии и возвышению международного статуса России.

2. Развивающие задачи:

  • развивать отработку навыков применения сравнительного анализа и умения мыслить историческими категориями;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, умение и навыки самостоятельной работы;
  • умение выделять главные и второстепенные факты, обобщать и делать выводы.
  • развивать логическое мышление путем анализа источников грамотно строить свое выступление, правильно формулировать выводы.

3. Воспитательные задачи:

  • развитие интереса к истории России, чувство патриотизма, гуманизма на примере исторической личности;
  • через показ и анализ жизни русского народа воспитывать гордость за своих предков, за свою культуру;
  • заинтересованность в дальнейшем углубленном изучении материала.

Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л, Г, Косулина, индивидуальные карточки, рабочая тетрадь, компьютер, экран.

Предварительная подготовка: учащиеся находят информацию о Петре I, по ранее предложенному плану, используя дополнительные источники.

Ход урока:

I. Организационный момент. Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас с вами повторительно-обобщающий урок, который мы проведем в виде презентаций ваших знаний.  

II. Сообщение целей, задач, плана урока.

Учитель: 28 января 1725 года умер первый российский император – Пётр Алексеевич Романов. «…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли Русской» - эти слова произнёс Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра. «Солнце земли Русской» - высочайшая оценка; уже при жизни Петра высказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин), «царь – просветитель». А для других он «злодей», «деспот», «тиран». У каждого автора свои представления о царе – реформаторе. Пётр I – вечная загадка и вечный магнит для отечественной исторической общественной мысли. Разброс мнений по поводу личности Петра огромен, полярные оценки деятельности встречаешь на каждом шагу: «спас Россию – предал Россию», «мудрый государь – самовластный помещик»…

Так кем же он был, Петр Алексеевич Романов, Петр I, Петр Великий? Сегодня на уроке мы попробуем с вами ответить на этот вопрос.  Тема урока: « Петр I и его реформы» глазами семиклассников». (обращается внимание на запись).

Мы не только повторим  уже известные вам факты, но и вместе попытаться осмыслить, проанализировать роль самой личности Петра I и его деятельность в своей эпохе.

III. Актуализация знаний учащихся.

1. Подготовительная беседа.

На рубеже XVII-XVIII столетий выявилось явное отставание России от стран Западной Европы.

- В чём заключалось его проявление?

- Почему, имея такую большую территорию, природные ресурсы, богатое историческое прошлое, Россия имела низкий международный статус? 

Примерные ответы учащихся: Устарела система органов управления, не было флота, регулярной армии, очень слабая промышленность. Россия ещё не оправилась от Смутного времени, когда первостепенной задачей было отстоять свою независимость, не имела выхода к морям, соответственно были плохо развиты внешние связи.

- Да, действительно, с Россией на тот период не считались, как с крупной державой, хотя улучшить ее положение пытались и Алексей Михайлович и Софья. Но время крутых перемен, реформ выпало на долю сына царя Алексея Михайловича - Петра I, который стал действовать более жестко и решительно в отличие от своих предшественников, (показ иллюстрации).

2. Создание проблемного задания.

-Справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?

Эпиграфами к уроку станут слова Петра I: "По Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего Петра I" и слова из статьи одного из ведущих историков Людмилы Быченковой: "Кто гений, - тот и злодей".

IV. Основная часть урока

1. Личность Петра I – компьютерная презентация уч-ся, созданная на основе Википедии.

          2. Реформы преобразователя:

                 а) военная реформа  - характеристика по таблицам «Реформы Петра I» и «Северная война»

                 б) экономическая реформа  - доказывают по карте.

                 в) реформа государственного управления – характеристика по таблице «Реформы Петра I»,  презентация уч-ся «Петровские коллегии» с использованием рисунков-символов коллегий.

                 г) «культурная революция» - презентация сочинения-эссе «Изменение культурного облика России при Петре I».

                  3. Учитель: Выполним задание на закрепление определений и понятий. Я читаю определение, вы находите соответствующее понятие на доске.

1) Политика покровительства отечественной промышленности и торговле. (меркантилизм)

2) Крепостные крестьяне, закреплённые за мануфактурами, которых запрещалось продавать отдельно от завода или фабрики. (посессионные крестьяне)

3) Духовная коллегия во главе со светским лицом. (Синод)

4) Налог с души мужского пола независимо от возраста крестьян и посадских людей. (подушная подать)

5) Документ, определяющий систему чинов и порядок продвижения на государственной службе – военной и гражданской. («Табель о рангах»)

6) Большие группы черносошных крестьян, приписанные к заводам для отработки податей. (приписные крестьяне)

7) Основная территориально – административная единица, которая делилась на уезды. (Губернии)

8) Высший законодательный, распорядительный и исполнительный орган при царе. (Сенат)

9) Постоянная армия, профессионально обученная, единообразно вооружённая и обмундированная. (Регулярная армия).

10) Правительственные учреждения, ведавшие вполне определёнными участками государственного управления и распространявшие свою деятельность на всю территорию страны. (Коллегии)

11) Система набора в армию, при которой призывался один рекрут от 20 дворов, неженатый, 25 лет, призывной возраст 15-20 лет. (Рекрутский набор)

4. Положение народа в правление Петра I – презентация сообщения уч-ся на основе таблицы «Народные движения»

5. Художники о Петре I – презентация уч-ся портрета  Петра I.

         6. Памятник «Медный всадник» - рассказ-презентация на основе рисунка памятника.

         7. Значение реформ.

 - Почему Петра 1 называют Великим?

Примерные ответы учащихся: Потому что его заслуги перед Отечеством очень велики (уч-ся кратко перечисляют реформы).

Все это позволяет говорить о том, что международный статус России как державы вырос.

Россия стала империей.

- Какой ценой были проведены преобразования в России?

Примерные ответы учащихся: Народ России заплатил за реформы дорогой ценой, войны, строительство городов, дорог, водоканалов унесло тысячи жизней. Жизнь не стала легче, крепостное право даже ужесточилось.

ПЗ: Так, справедливо ли мнение, что Петр Великий своими реформами исказил исторический путь России?

Примерные ответы учащихся: Нет, своими реформами Петр I не исказил исторический путь России, он верил в свой народ, любил его и Россию. Он лишь приблизил ее к развитию ведущих западных держав.

Да, на самом деле Петр всегда оставался патриотом и думал о будущем России, России великой и могучей.

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над сомой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы.

Я надеюсь, что после этого урока вы еще больше будете гордиться своим Отечеством, русскими людьми, сделавшими Россию Великой державой.

Рефлексия. Что дополнительно узнали сегодня о Петре I? Изменилось ли ваше мнение о нем? Что понравилось вам на уроке, а что – нет?

Д/з : подготовиться к проверочному тесту.



Предварительный просмотр:

Реформы Петра I

Реформа

Причина

Содержание

Значение

Военные

Техническая отсталость русской армии, низкая управляемость войск привели к поражению под Нарвой.

1699 г. – введение рекрутской повинности (1 солдат от 20-25 дворов в деревнях и посадах)

Создание профессиональной армии и флота. Усиление военной мощи государства.

Центрального

управления

Петр I стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть. Требовалось создание нового государственного аппарата, способного осуществлять управление.

1711 г. – Сенат заменил Боярскую думу, замещал царя в его отсутствие. Высший орган судебной, законодательной и исполнительной власти. Состоял из назначенных царем членов. Во главе Сената – генерал-прокурор.

1718 г. – вместо 100 приказов созданы 11 коллегий.

Централизация и упорядочение власти. Введение принципа коллегиальности в управлении.

Феодального сословия

Создать у основной массы дворянства материальную заинтересованность в службе государству.

1714 г. – указ о единонаследии уравнял поместья и вотчины, объявляя все имения наследственной собственностью.

Уравнение в правах бояр и дворян. Консолидация дворянского сословия,  мобилизация дворянства на службу государству.

Государственной

службы

Государству были необходимы кадры для армии, флота и аппарата управления.

1722 г. – принятие «Табели о рангах» - государственного закона, определявшего порядок прохождения службы и устанавливавшего иерархию служебных разрядов. Принцип занятия государственных должностей по знатности заменялся бюрократическим.

Продвижение по службе зависело от выслуги, образования и прочих качеств. Выходцы из низов могли получить дворянство на гражданской и военной службе. Число дворян  при Петре I выросло в 5 раз.

Местного управления

Царю было трудно контролировать деятельность 250 воевод. Приказы и подчиненные им воеводы не справлялись со сбором налогов.

1708-1710 гг. – страна разделена на 8 губерний. 1719 г. – губернии поделены на 50 провинций во главе с воеводами, провинции – на уезды.

Централизация и упорядочение управления.

Городского управления

Упорядочения сбора налогов в ходе подготовки к войне.

1699-1700 гг. – создание выборных органов самоуправления в городах – земских изб при главенстве Бурмистерской палаты (Ратуши) в Москве. В 1720 г. организованы выборные городские магистраты, подчиненные Главному магистрату, созданному вместо Ратуши.

Предоставление посадским больше свободы, активизация их занятий в интересах государства.

Церковная

Укрепление светской власти. Петру нужен был не противник преобразований, а активный помощник.

1700 г. – создан Монастырский приказ, собиравший монастырские доходы для царской казны. 1702 г.  – провозглашение веротерпимости, предоставление иностранцам права использовать свою религию. 1722 г.  – отмена патриаршества в России. Духовный регламент вводил Духовную коллегию (позднее Святейший синод) для управления Русской православной церковью. Отмена тайны исповеди.

Подчинение церкви государству. Лишение церкви финансовой самостоятельности. Привлечение иностранных специалистов на русскую службу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личность Петра I Ученики 7 класса: Завьялова Светлана, Коморникова Регина, Насардынова Елена

Слайд 2

Рождение Петра Рождение Петра Великого. Гравюра к иллюстрированной «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина. Издание «Живописный Карамзин или Русская история в картинах», Петербург, 1836 г. Пётр родился в ночь на 31 мая (9 июня) 1672 года (в 7180 году по принятому тогда летоисчислению «от сотворения мира»). Точное место рождения Петра неизвестно; некоторые историки указывали местом рождения Теремной дворец Кремля, а согласно народным сказаниям Пётр родился в селе Коломенское, указывалось также и Измайлово.

Слайд 3

Отец — царь Алексей Михайлович — имел многочисленное потомство: Пётр I был 14-м ребёнком, но первым от второй жены, царицы Натальи Нарышкиной.

Слайд 4

Внешность Петра Первого Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста — 204 см (6 футов 7 дюймов) — он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 38 размера, а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом.

Слайд 5

Пётр получил слабое образование, и до конца жизни писал с ошибками, используя бедный словарный запас. Это было обусловлено тем, что тогдашний патриарх московский, Иоаким, в рамках борьбы с «латинизацией» и «иноземным влиянием» отстранил от царского двора учеников Симеона Полоцкого, который обучал старших братьев Петра, и настоял на том, чтобы обучением Петра занимались хуже образованные дьяки Н. М. Зотов и А. Нестеров. Кроме этого Пётр не имел возможности получить образование у выпускника университета или у учителя средней школы, так как ни университетов, ни средних школ во времена детства Петра в Московском государстве ещё не существовало, а среди сословий русского общества лишь дьяки, подьячие и высшее духовенство были обучены грамоте. Дьяки обучали Петра грамоте с 1676 по 1680 годы. Недостатки базового образования Пётр смог впоследствии скомпенсировать богатыми практическими занятиями .

Слайд 6

Характер Петра I В Петре сочетались противоположные черты характера. В одно и то же время он был вспыльчивым и хладнокровным, расточительным и бережливым до скупости, жестоким и милосердным, требовательным и снисходительным, грубым и нежным, расчетливым и опрометчивым. Все это создавало своего рода эмоциональный фон, на котором протекала государственная, дипломатическая и военная деятельность Петра.

Слайд 7

Умения Петра I "Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Чтобы всё успеть, с трёх часов утра был он уже за делом. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил лодки, стулья, посуду, табакерки. Считался опытным зубным врачом. После его смерти остался целый мешок с выдернутыми им зубами. Но особенно привлекало его корабельное дело".

Слайд 8

Великие о Петре Великом «С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Комуж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его — и потекут воды, прикоснется горам — и воздымятся». Михаил Васильевич Ломоносов Работа неизвестного художника. Масло.

Слайд 9

Великие о Петре Великом «Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть». Людовик XIV Louis XIV 64-й король Франции

Слайд 10

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Реформы Петра Великого"

Презентация "Реформы Петра Великого" может использоваться при объяснении темы "Петровские реформы", а также при обобщении материала по всей главе "Эпоха Петра I" Предназначена для учащихся 7 класса, с...

Урок: "Петр I. Реформы в области управления".

Урок по теме "Петр I. Реформы в области управления" для 10 класса общеобразовательных учреждений с применением технологии уровневой диференциации, и технологии интенсификации обучения на основе схемны...

Элективный курс "Реформы Петра Первого"

-помочь учащимся в осмыслении значение петровских преобразований  для истории России, обобщить знания о Петре Iи его реформах, об их влиянии на дальнейшую судьбу страны;-показать, что в ист...

урок "Реформы Петра Первого"

Расширить и помочь осмыслить знания о Петре Первом. Урок проводится в форме игры. Класс делится на группы....

Урок истории в 7классе"Значение реформ Петра Первого"

«Значение реформ Петра I» «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого  и временными его указами. Первые суть плод ума обширного,...

Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)

Презентация к уроку по теме: "Значение реформ Петра I" (2 части)...

Реформы Петра Великого

Презентация к занятию по истории России  в 10 класcе по теме: «Реформы Петра Великого».  На изучение данного материала желательно отвести не менее 90 минут. Текст презентации и тест, а...