Применение метода Фишбоун на уроках истории
статья по истории (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Коннова Наталья Борисовна

Одним из методических приемов, который можно использовать  для работы в  парах и группах, является  прием «Фишбоун». Применяю его активно на уроках истории. Он помогает выяснить причинно-следственные связи, выявить суть понятий, событий, явлений.А также  развивает навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fishboun_na_uroke_istorii.docx173.96 КБ

Предварительный просмотр:

Фишбоун на уроке истории

    Настоящий  педагог всегда  находится в поиске, стремится познать что-то  инновационное, овладеть новыми педагогическими технологиями,  приемами и методами, которые   смогут  сделать   эффективнее учебно-воспитательный  процесс, повысить качество знаний обучающихся.

      В последнее время  в педагогике появилось довольно много методических приемов Одним из  таких методических приемов, который можно использовать на уроках истории и обществознания, является прием «Фишбоун».  Что такое фишбоун? Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора.  А еще, я бы добавила, что этот метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

  В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Исикавы — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы Фишбоун дают возможность:

  • организовать работу участников в парах или группах;
  • развивать критическое мышление;
  • визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
  • ранжировать факторы по степени их  значимости;

    С помощью  такой предложенной  схемы можно  организовать работу в  группах и парах, найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.  Пожалуй,  самым эффективным будет ее применение во время  проведения Мозгового штурма или Мозговой атаки.

    А теперь самый главный вопрос "Как  составлять  схемы Фишбоун?". Я готовлю их заранее до урока,   использую либо обычный ватман, либо просто лист А3. А иногда прямо на доске составляю   Фишбоун.  Можно сделать схему  в цвете, чтобы акцентировать внимание учащихся. Если нет такой возможности, то для составления схемы подойдет обычный  или цветной мел.  В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения. Для  пятиклассников готовлю естественную форму рыбы — горизонтальную. Для старшего возраста -вертикальную. Я думаю, что это не принципиально  и не столь важна форма схемы, как сама ее суть. По завершению ее заполнения вместе с ребятами 5 класса можно изобразить фигуру вдоль скелета, чтобы получилась рыбка, назвать ее золотой и загадать желание, чтобы золотая рыбка помогала  исполнить желание и решить любую жизненную проблему.

http://katti.ucoz.ru/_pu/57/s72771529.jpg

Итак, схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, явлений, событий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове.  Причем, все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Рассмотрим, конкретно на примере урока истории  во время изучения темы "Причины феодальной раздробленности на Руси". Итак, заполняем 4 основных блока: голова, хвост, верхние и нижние косточки.

  • Голова —  это будут причины феодальной раздробленности.
  • Верхние косточки —  причины: стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка.
  • Нижние косточки — факты: перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы.
  • Хвост — вывод: феодальная раздробленность была неизбежной.

 Вот так  примерно будет выглядеть составленная  и заполненная схема Фишбоун  на уроке истории  в 6 классе  по теме  "Феодальная раздробленность на Руси".  Сначала было очень трудно детям, но потом, когда они научились это делать, такой прием им понравился, и они с удовольствием  работают с ним на уроках.

Пример «рыбьего скелета» для урока истории

Вот еще один пример использования схемы Фишбоун на уроке истории в 8 классе "Поражение России в Крымской войне".

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2016/04/ryba-s-bolshim-kolichestvom-kostochek-1.jpg

http://katti.ucoz.ru/_pu/57/s94022584.jpg

 Такой прием можно применять не только на уроках истории, но и на уроках обществознания, хотя я больше применяю его на уроках истории. (Смотрите схему выше). Можно сразу догадаться о чем здесь идет речь, то есть к какой теме это относится.

    Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать  как вытроенная стратегия целого урока. Эффективнее всего  у меня получается ее применять во время уроков обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами, то есть закрепить изученные знания. Также учащимся  можно предложить текст, видеофильм, видеоролик проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала.     Работу по заполнению схемы можно проводить  как индивидуально, так и в  группах. Важным этапом применения  Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий.  А еще при работе со схемой Фишбоун обучающиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы  гораздо больше, чем  подтверждающих аргументов и фактов. Это возникает  потому, что предположений, гипотез  в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов.  Случается и так, что некоторые нижние косточки могут остаться незаполненными.  Ничего страшного в этом нет. И в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо исследовать проблему, либо попытаться определить  пути ее решения.

Таким образом, использование технологии Фишбоун развивает  умения и навыки учащихся работать в группах,  парах,  индивидуально,  умения анализировать текст, выделять главное: суть понятий,  основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы. Основная цель метода — стимулировать творческое и развивать критическое мышление детей, что отвечает главной задаче школы ХХI века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ЭОР на уроках истории

Данная работа знакомит читателей с возможностями использования ЭОР на уроках истории...

Статья "Применение ИКТ на уроках истории"

Компьютерные технологии призваны стать  неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции ...

Применение кроссвордов на уроках истории в коррекционной школе VIII вида

Применение кроссвордов на уроках истории в школе 8 вида как один из вариантов закрепления и повторения  учебного материала...

Применение ИКТ на уроках истории в школе

Статья об использовании информационно-коммуникативных технологий на уроках истории в школе....

Применение ИКТ на уроках истории

Данный материал содержит описание различных приёмов использования современных ИКТ на уроках истории и во внеурочной деятельности....