Урок истории России 7 класс (с использованием технологии развития критического мышления)
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Татаринцева Ирина Викторовна

Предлагаемый урок строится на основе технологии развития критического мышления (далее - ТРКМ).  ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем - предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Поставленные задачи реализуются в контексте трехфазового построения урока: стадия вызова - стадия осмысления - стадия рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_dvortsovye_perevoroty.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории России 7 класс

(с использованием технологии развития критического мышления)

Татаринцева И.В. учитель истории 

Тема урока: «Дворцовые перевороты»

Форма урока: комбинированный урок, с применением ИКТ.

Предлагаемый урок строится на основе технологии развития критического мышления (далее - ТРКМ).  ТРКМ представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем - предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Поставленные задачи реализуются в контексте трехфазового построения урока: стадия вызова - стадия осмысления - стадия рефлексии.

Цели урока

Образовательная:

  • изучить причины и сущность дворцовых переворотов;
  • познакомить учащихся с историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов.

Развивающая:

  • продолжить работу над формированием умения сравнивать исторические явления, работать с историческими документами;
  • развивать умение анализировать и систематизировать материал.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к изучению истории Отечества.

Оборудование:

- оборудование для мультимедийной презентации;

-  карта «Россия в XVII в. – 1760 г.»,

- учебник для 7 класса «История государства и народов России» под редакцией Данилова А. А., Косулиной Л. Г.

Приёмы ТРКМ: «Понятийное колесо», «Фишбоун», «Лекция», «Чтение со стопами», «Инсерт» - чтение с пометками, «Сводная таблица».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация познавательной деятельности учащихся.

Фронтальный опрос.

1. Вспомните и назовите имена выдающихся людей, внесших вклад в развитие России в первой четверти XVIII века.

2. Какие задачи во внутренней и внешней политике стояли перед страной?

3. Были ли решены эти задачи?  

Работа по карте.

1. Покажите на карте территории, которые приобрела Россия в эпоху правления Петра I.

2. Найдите на карте промышленные предприятия, основанные в конце XVII-первой четверти XVIII веков.

3. Найдите и покажите на карте наиболее крупные центры ремесла и торговли, укажите места проведения ярмарок.

3. Изучение нового материала.

3.1. Стадия вызова.

 Приём «Понятийное колесо».  

Учитель:

Мы познакомились с эпохой правления Петра I. Это время было переломным в истории нашей страны, которая стала отныне Империей. Император оказался под давлением политических группировок, 1725 – 1762 – время, когда гвардейские полки решали судьбу страны на годы вперед.  

«Эпохой дворцовых переворотов» этот период называют не только из-за частой смены правителей, но и потому, что тысячи людей не были уверены в своем завтрашнем дне.

Петр I не успел назначить на престол наследника, правами обладали его внук Петр (сын Алексея), жена Екатерина, дочери Анна и Елизавета.                                     (Слайд 2-4).

На стадии вызова учащимся предлагается проблемное задание для прогнозирования и лучшего видения изучаемого понятия. Для воссоздания в памяти имеющихся представлений о данном направлении.

Проблемное задание.

Учитель:

За 37 лет с 1725г. по 1762г. на российском престоле сменилось 6 правителей. Все они восходили на престол в результате дворцовых переворотов. Объясните, почему это стало возможным? Ответы детей заносятся в «Понятийное колесо» (Слайд 5)

Подводя итоги построения «Понятийного колеса», хаотичное «колесо» выстраивается в стройную логическую цепочку, которая составляет понятие Дворцовые перевороты (Слайд 6).

Приём «Фишбоун». Данный пример позволяет выявить причинно – следственные связи изучаемой темы, факта, события.

Слушая рассказ учителя, и работая с текстом учебника на страницах 146-147,                      §20-21 ученики самостоятельно составляют схему «фишбоуна» и записывают в тетрадь (Слайд 7).

Схема «фишбоуна» представляет собой «рыбью кость», в голове которой записывается проблемный вопрос темы, по боковым косточкам напротив друг друга – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.

Учитель:

Вывод: Пётр I создал разветвлённый административный аппарат. Следствие этого - самый слабый монарх или младенец мог править империей опираясь на этот аппарат. Император становился игрушкой – марионеткой в руках политических сил. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки. Были способны за одну ночь решить судьбу Российской империи и выбрать, для себя, удобную кандидатуру правителя.

3.2. Стадия осмысления.

Приём «Лекция».

Лекция Дворцовые перевороты. Учитель образно представляет время дворцовых переворотов, опираясь на презентационный материал (Презентация №2). Материал лекции усиливает и дополняет содержание учебника и помогает ученику осмыслить данную тему (10 минут).

После лекции учитель использует приём ТРКМ «Чтение со стопами» и «Инсерт» - чтение с пометками (8 минут). Учащиеся читают текст определенными кусками, на которые учитель разбил его заранее, и используют приём «Инсерт»  v» - уже знал,  «+» - новое, « - » - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы).

 После прочтения одного эпизода текса учитель отвечает на вопросы учеников (по тексту), если такие есть, затем обсуждает второй фрагмент. Когда весь текст, прочитан, учитель задает вопросы для стимулирования критического мышления. Должны быть поставлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, идеи, строили собственные предположения.

Вопросы:

  • Чем были вызваны частые дворцовые перевороты?
  • Какими моральными качествами обладали российские монархи времён дворцовых переворотов?
  • Кто из российских монархов времени дворцовых переворотов выражал национальные интересы, а кто нет? Ответ аргументируйте.
  • Почему гвардейские полки были основной силой дворцовых переворотов?

В тетради начертите таблицу из трех колонок (правитель, когда правил, на кого опирался). Обратите внимание на экран (Слайд 8).

3.3. Стадия рефлексии:

Приём «Сводная таблица». 

Работа с таблицей и обсуждение отдельных моментов с учителем.

Учитель.

Екатерина I (1725-1727 гг.) Алексеевна, супруга Петра I опиралась на гвардейские полки, сподвижников Петра, Верховный тайный совет (Слайд 9).

Петр II Алексеевич (1727-1730 гг.), внук Петра I опирался на гвардейские полки, князей Долгоруких, Верховный тайный совет. Меншиков хотел выдать за него свою дочь Марию (Слайд 10). С какой целью Меншиков хотел выдать свою дочь за Петра II?

Примерный ответ ученика: 

-   Меншиков хотел получить контроль над императором.

Учитель.

1727 г. – в результате заговора Меншикова отправили в ссылку. Невестой Петра II стала Екатерина Долгорукая, его ограждали от государственных дел, развлекали охотой, пирами. На охоте царь простудился и умер в день бракосочетания.

Учитель.

Анна Иоанновна, (1730-1740) герцогиня Курляндская, дочь царя Ивана V, брата Петра I опиралась на Гвардейские полки, немецкое дворянство во главе с Бироном, Остерманом и Минихом, Тайную канцелярию.                                                                                             (Слайд 11)

Учитель.

Иоанн VI Антонович, (1740-1741 гг.) - внучатый племянник Петра I и Анна Леопольдовна, его мать и дочь племянницы Петра I стали во главе страны, но были низложены гвардейскими полками. После переворота оказались в тюрьме, Бирона сослали.

 Как вы считаете, почему Иван Антонович не удержался не престоле?  

                                                                                                                 (Слайд 12)

Примерный ответ ученика: 

-  опирались на немецкое дворянство.

Учитель:

В результате переворота к власти пришла Елизавета, дочь Петра I.(1741-1761) Управляла через фаворитов Разумовского, Бестужева-Рюмина, Воронцова. Назначила преемником своего племянника Петра Федоровича, женила его на принцессе Софии Августе Фредерике Ангальт-Цербстской (будущая Екатерина II) (Слайд 13)

Примерный ответ ученика:

-   она опиралась на гвардейские полки.

Учитель:

Петр III Федорович (1761-1762), внук Петра I. Правил 186 дней, пренебрегал русскими обычаями, говорили о нем разное: «ненавистник всего русского», «ничтожнейший человек», но неутомимый и добрый. Как вы относитесь к Петру III?                                                                                                                  (Слайд 14)

Примерный ответ ученика: 

-  был низложен гвардейскими полками, был арестован 28 июня 1762 г. и убит.

Учитель:

Екатерина Алексеевна (1762-1796 гг.) в результате 5 –го заговора пришла к власти.                                                                                                          (Слайд 15)

Назовите наиболее яркие черты изучаемого периода.

Примерный ответ ученика: 

-  частая смена правителей, усиление влияния гвардии, придворных кругов, фаворитов. (Слайд 16)

4. Закрепление

Беседа.

- Чем была вызвана частая смена правителей?

- Кто из правителей вам запомнился больше и почему именно?

- Почему гвардейские полки были основной силой переворотов?

- С вашей точки зрения, кто из монархов того времени выражал национальные интересы России?

5. Подведение итогов

Итак, эпоха дворцовых переворотов была одной из самых непростых в истории России. Она ознаменовалась постоянной борьбой за власть между различными дворянскими группировками.

6. Домашнее задание

Выучить § 27 учебника, повторить записи в тетради, даты и понятия.    (Слайд17)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления. Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя....

Конспект урока информатики и ИКТ в 8 классе с использованием технологии развития критического мышления на тему «Глобальная компьютерная сеть Интернет»

Конспект урока информатики и ИКТ в 8  классе с использованием  технологии развития критического мышления на тему«Глобальная компьютерная сеть Интернет»  Тип урока: знакомства с нов...

Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»

Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при из...

Открытый урок русского языка в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления по теме: «Наречие»

Урок проведен с использованием технологии критического мышления с целью организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению изученного о наречии как части речи; закрепить приобретенные при из...

Проект урока алгебры в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления

Проект урока алгебры на тему: "Деление одночлена на одночлен" в 7 классе с использованием технологии развития критического мышления (УМК Мордкович)...

Семинар РМО учителей истории и обществознания тема "Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

В современном обществе цель учителя  выпустить из школы выпускника, умеющего активно мыслить, идти в ногу с новым информационным обществом!!!!...

Урок «Постановка запятой перед одиночным союзом И» в 9 классе. Урок объяснения нового материала с использованием технологии развития критического мышления.

На уроке прослеживается модель трех стадий: «вызов – реализация смысла –рефлексия», которая помогает учащимся самим определять цели обучения, осуществлять продуктивную работу с...