Открытый классный час, посвящённый 400-летию преодоления Великой Смуты (начало 17 века) и возрождению Великой России: «Не будем «иванами», родства не помнящих»
классный час по истории (10 класс) на тему

Жукова Галина Александровна

Урок посвящается 400-летию преодаления Великой Смуты (начало 17 века) и возрождению Великой России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_klassnyy_chas_smuta.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час, посвящённый 400-летию преодоления Великой Смуты (начало 17 века) и возрождению Великой России: «Не будем «иванами», родства не помнящих».

Задачи урока:

  1. Показать героическую борьбу русского народа за единство и независимость нашей Родины в далёком прошлом на примере событий 400-летней давности – преодоление Великой Смуты.
  2. Показать беспримерную особенность русского народа – готовность к самопожертвованию во имя своей страны.
  3. Воспитывать у учащихся гражданско-патриотическое отношение к своей стране.

Оборудование урока:

  1. Карта России к.17-н.-н.18 вв.
  2. Ноутбук и проектор. Слайды.
  3. Проигрыватель. Песня в исполнении Ж. Бичевской « Мы всё равно поднимемся с колен»
  4. Тексты, заранее выданные учащимся для персонального чтения, и отрывки из произведения Натальи  Кончаловской: «Наша древняя столица»
  5. В конце конспекта напечатан  перечень слайдов, используемых на уроке.

Вводное слово учителя.

Сегодня наша страна переживает тяжёлые  времена как в экономическом, политическом, так  и в плане международных отношений. Эти проблемы лежат в сфере духовного здоровья нашего народа. Это, наконец,  осознало и наше правительство, поняв, что возрождение России лежит в плоскости патриотического воспитания подрастающего поколения. Ведь мы превратились в «иванов», родства не помнящих».

Патриотизм и гражданственность напрямую   связаны  с той системой ценностей, которую исповедует общество  Известно, что восточный мир живёт больше духовными ценностями, а западный – материальными. Россия где-то посередине. Уже поэтому русский человек всегда отличался от  европейца  большей духовностью, способностью на самопожертвование во имя страны. Американцы, например, гордятся своей страной, и это помогает  им править миром. Однако их патриотизм основан на экономическом процветании. Случись у них катастрофа, подобно  нашей,  большинство американцев тотчас бросятся искать тёплое местечко.

Среди американцев не найдёшь Александра Матросова. Сегодня и у нас их немного. Где же выход? Может  обратиться к  опыту евреев? Как евреям удалось сохранить свою целостность, несмотря на тысячелетние гонения, рассеивание по всему миру? Ответ лежит в плоскости  духовного здоровья этого народа. Евреи никогда не забывали ни своей веры, ни своих традиций.

Обратимся к истории  нашей страны. Совсем недавно – 4  ноября 2013 года страна широко отмечала день народного единства. Этот праздник тесно связан с событиями 400-летней давности, когда страна, стоявшая на краю пропасти, нашла в себе силы для возрождения и сумела преодолеть Великую Смуту, царившую у нас в к. 16 – н. 17 вв. Вспомним, как это было.

Вопрос. Что стало причиной Смуты, продолжавшейся почти 30 лет?

Ответ (подготовлен учащимся).  Смута была вызвана начавшейся борьбой за власть среди  князей и бояр после смерти Ивана Грозного и его сына Фёдор.  Прервалась династия Рюриковичей (слайд №1). На московский трон претендовали князья и бояре, авантюристы и самозванцы всех мастей, а также польские  и шведские короли. Сначала  к  власти пришёл  Борис Годунов  (слайд № 2).

Вспомним,  как развивались события? Что произошло в конце царствования Бориса Годунова?

В 1605 году на Руси появился первый серьёзный самозванец на московский престол, прозванный в народе  Лжедмитрием 1 ( слайд № 4)   Это был беглый монах Григорий Отрепьев, выдававший себя за якобы «чудом спасшегося» царевича Дмитрия – младшего сына  Ивана  Грозного, умершего  ещё   в 1591 году при непонятных обстоятельствах ( слайд №3). Лжедмитрию удалось занять Москву и московский трон, но ненадолго. Вместе с ним пришли ми поляки.

Читает ученик.

Шляется шляхта по древней столице,

Озорничает средь  белого дня –

В древнем соборе, сидя на гробнице,

Шпорами нагло звеня.

Нет никакого с поляками сладу,

Бродят они по базару гурьбой,

Грабя амбары, и лавки, и склады

Всюду бесчинства творят и разбой

Вопрос. Чем закончилось царствование Лжедмитрия 1?

Ответ. Он был убит заговорщиками. Наступило царствование Василия Шуйского (слайд №5) . Страна раскололась на 2 части.  Северо-Восток и Поволжье  поддерживали Шуйского, а Юг выступил против него. Восстание возглавил бывший холоп  Иван Болотников, объявивший себя  воеводой, якобы снова спасшегося царевича (слайд № 6, 7,)

Вопрос. Что произошло, пока Шуйский воевал с Болотниковым?

Ответ. В стране  объявился новый самозванец – Лжедмитрий 2             ( слайд№8)

Вопрос. Удалось ли ему занять Московский трон?

Ответ. Лжедмитрий 2 дошёл до Москвы, но взять город ему не удалось. Самозванец захватил местечко Тушино, и делал оттуда набеги на окрестные селения, даже пытался захватить Троицкий монастырь.

Лжедмитрия 2 прозвали «тушинским вором».

Вопрос. Что предпринял  Шуйский для борьбы с Лжедмитрием 2?

Ответ. Шуйский пригласил на помощь шведов.  Вместе с русскими им удалось потеснить войска самозванца. Однако, это навлекло новую беду. Войну России объявили поляки. Польский король Сигизмунд осадил Смоленск  (слайд № 9). Жители Смоленска укрылись в крепости. Почти 2 года  оборонялись смоляне, а, когда врагам удалось ворваться в крепость, защитники подожгли бочки с порохом. Страшный взрыв похоронил защитников вместе с поляками.

Вопрос. Что произошло далее?

Ответ. Поляки продолжали двигаться к Москве. Группа из 7-ми бояр («Семибоярщина») насильно постригли Шуйского в монахи и стали править страной (слайд № 10). Бояре пригласили на московский трон сына польского короля Владислава (слайд№11).Поляки снова заполонили Москву.

Читает ученик.

Горит, пылает, стонет Русь под игом польских банд.

В Кремле – враги: полковник

Струсь – кремлёвский комендант.

Москву ограбив, обобрав,  орава панов ждёт, что королевич

Владислав придёт, займёт московский  трон, и Польшей станет Русь.

Итак. Перед Россией встала угроза потери национальной  независимости. В стране хозяйничали поляки, шведы, банды лихих людей. Народ  утратил чувство национального самосознания, не понимая уже, что есть добро, что зло. И вот  в этот момент, когда казалось, что всё потеряно, появился духовный лидер – патриарх  Гермоген (слайд № 12). Бояре уговаривали  патриарха  признать  Владислава  русским царём. Однако Гермоген не только отказался признать власть Владислава, но и запретил москвичам  присягать ему. Ни уговоры, ни угрозы, ни обещания несметных богатств не сломили  патриарха. В 1610-1611 годах  Гермоген рассылал грамоты по городам  с призывом к восстанию против интервентов. В ярости  поляки  бросили его в подвал Чудовского монастыря, где  патриарх  предпочёл голодную смерть измене Родине.

Перед нами образ великого человека. Его величие не только в том, что  любил свою Родину, а в том, что, как никто другой, чувствовал свою ответственность за страну, за народ.  Гермоген  знал, как велико его влияние в народе. Подписать воззвание нетрудно, но не проклянут ли его потомки за то, что отдал страну полякам. Лучше смерть.

Подвиг становится понятнее, если сравнить его действия и действия  многих современных политиков. О чём думал  Хрущёв, отдавая Крым  Украине? Думал Ленин, захватывая власть в России в 1917 году на немецкие деньги,  на что он обрекает свою страну? Думают ли нынешние наши правители, что они  оставляют потомкам, торгуя напропалую сырьём? Все они живут одним днём, не заглядывая в будущее.

Призывы патриарха нашли отклик в Нижнем Новгороде (слайд16) .Староста города Козьма Минин обратился к народу с призывом помочь всеми силами и средствами в создании ополчения для освобождения русской земли от захватчиков.

Стихи читает учащийся.

«Он звался Минин – Сухорук. Он весь народ собрал вокруг.

«Волжане! Православный люд! Повсюду ляхи русских бьют!

Ужели враг непобедим? Ужели землю отдадим?  Нет! За собой  народ ведя,

Не пощадим домов, клетей,  ни золота, ни  серебра!

Заложим жён своих, детей!  Пришла пора!

Несите жемчуг, серебро, несите всё своё добро,

Всё, что копили много лет!  А у кого богатства нет

Нательный крест сними с себя!»

Минин понимал, что сил недостаточно, нужно поднимать  все русские земли. Его сподвижники  стали рассылать грамоты с призывом к совместной борьбе. В Нижний Новгород стали стекаться вооружённые отряды со всех земель. Для ополчения нужен был командующий, не запятнавший себя сотрудничеством с самозванцами захватчиками. Выбор пал князя  Дмитрия Ивановича Пожарского (слайд №17).

Читает учащийся.

«Гонцы скакали по полям в другие города:

«В беде давайте помощь нам,

А то нам всем беда!

Восстань народ родной земли, на подвиги восстань!»

Все города на помощь шли, и первой шла Рязань

Кипит, шумит народ в Москве, в войска идёт народ.

Встал князь Пожарский во главе – России патриот

В нём мудрость, мужество, покой, любовь к нему крепка.

И он могучею рукой крепит свои войска.»

Москва была освобождена (слайд № 18, 19). Поляков всюду гнали из страны. Теперь главным был вопрос об избрании нового царя. Был созван Земский  собор. Два месяца шли споры вокруг возможных претендентов на трон. Был выбран Михаил Фёдорович Романов ( слайд №21). Новому царю было всего 16 лет. Поздней осенью 1613 года уже наречённый царь жили  в костромской вотчине в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд пытался найти  туда дорогу, чтобы убить молодого царя – соперника Владислава. Недалеко от Домнино поляки встретили  вотчинного старосту Ивана Сусанина и велели указать дорогу (слайд №22,23,24).

(читает ученик) Сусанин согласился, но повёл поляков в другую сторону, а в Домнино послал своего зятя предупредить об опасности. Иван завёл врагов в глухое место на верную гибель, за что был изрублен поляками. Иван Сусанин, как и все люди, хотел жить, но любовь к Родине, чувство ответственности за неё, ненависть к врагам были сильнее. Он знал, что погибнет, и сознательно жертвовал собою.

Можно было бы привести ещё  множество примеров в доказательство того, что в минуты чрезвычайной опасности русские люди находили в себе  мужество преодолеть личные интересы во имя Родины. Теперь, заканчивая урок, я попрошу вас перечислить примеры самопожертвования, известные вам по уроку. Перечисляют:

  1. Подвиг патриарха Гермогена;
  2. Подвиг защитников Смоленска;
  3. Подвиг Ивана Сусанина.

Заканчиваем урок словами А.С.Пушкина:

«Два чувства дивно близки нам. В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам.

На них основано от века по воле Бога самого

Самосознанье человека – залог величия его.»

Далее звучит музыка, песня в исполнении Жанны Бичевской: «Мы всё равно поднимемся с колен»

Перечень используемых слайдов:

  1. Иван Грозный и его сын Фёдор
  2. Борис Годунов.
  3. Гибель царевича Дмитрия.
  4. Лжедмитрий I.
  5. Василий Шуйский.
  6. Восстание под рук. Ивана Болотникова.
  7. Иван Болотников.
  8. Лжедмитрий II.
  9. Оборона Смоленска.
  10. Семибоярщина.
  11. Владислав
  12. Гермоген.
  13. Гермоген в подвале Чудовского монастыря.
  14. Поляки угрожают  Гермогену.
  15. Смерть Гермогена
  16. Минин призывает нижегородцев создавать ополчение.
  17. Приглашение князя Пожарского возглавить ополчение.
  18. Штурм Кремля.
  19. Освобождение Москвы.
  20. Памятник Минину и Пожарскому в Москве.
  21. Избрание Михаила Романова на московский престол.
  22. Сусанин.
  23. Сусанин заводит поляков дебри.
  24. Гибель Сусанина.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час, посвящённый 65-летию победы в Великой Отечественной войне.

                                          Классный час, посвящённый 65-летию ...

Тема: классный час, посвящённый 65-летию Великой Победы.

Цели:  ·       на основе исторического материала углубить знания учащихся о Великой Отечественной войне;·       показать на героико-ист...

Классный час, посвящённый 100-летию начала Первой мировой войны «Забытая война»

Цель: привлечь внимание учащихся к одному из крупнейших вооружённых конфликтов России — Первой мировой войне; сформировать общее представление о героических страницах истории нашей страны и русского н...

Презентация к классному часу, посвящённому 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

Презентация на тему "Моя семья в Великую Отечественную войну". Подготовлена учащимися 10-А класса о родственниках на основании архивных документов и фотографий времён Великой Отечественной войны ...

"Урок мужества",посвящённый 75-летию начала Великой Отечественной Войны 1941-1945г.

Урок посвящён началу Великой Отечественной Войны, 22 июня 1941 года,75-летию этой скорбной даты, в стихах рассказывается о детских судьбах,о городе Ростове-на-Дону,показано видео клипы разбитого Росто...

Сценарий классного часа, посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Пионеры - герои, защищавшие Родину.

Тема классного часа: "Пионеры-герои, защищавшие Родину" . В ходе классного часа учащиеся знакомятся с жизнью и подвигом пионеров-героев, защищавших Родину в годы Великой Отечественной войны....