План-конспект урока истории в 9 классе "Великая Отечественная война. Начало"
план-конспект урока по истории (9 класс) на тему

Коннова Наталья Борисовна

  Урок  с элементами дискуссии, построен  с применением различных форм и методов, с импользованием дифференцированного подхода. Урок  спланирован с учетом возрастных особенностей учащихся, а также введены  в этапы урока игровые моменты, тестовые задания, работа с источниками, которые способствуют развитию познавательной активности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_velikoy_otechestvennoy_voyny.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Великая Отечественная война.  Начальный период, 1941 год

Класс- 9

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с трагическими событиями  начала войны (1941-1945 гг.).
  2. Познакомить с героической обороной Ленинграда, Московской битвой, с подвигом советских солдат;
  3. Продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, дополнительным материалом, анализировать их, делать выводы;
  4. Формировать чувство патриотизма, любви к Родине;
  5. Прививать интерес к предмету.

Оборудование урока: карта “Великая Отечественная война”, мультимедийная презентация, видеоролики "Битва за Москву", "Блокада Ленинграда", фонограмма "Священная война", воспоминания Г.К. Жукова, В.М. Молотова, тесты, кроссворд "Война".

Ход урока.

1. Оргмомент. Слово учителя, мотивация, настрой на  урок. Показ  картины "Защитники Брестской крепости". Что это за картина? Кто изображен? Можно сказать, какие события передал  нам художник? ( Ответы учащихся)

 22 июня 1941 г. в  4 часа  утра, без объявления войны, без предъявления каких-либо претензий,  без объявления войны, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, в соответствии с разработанным и утвержденным еще  в декабре 1940 года  планом “Барбаросса”,  Германия вероломно напала на СССР.  Ровно  в полдень, 22 июня с обращением к народу выступил нарком иностранных дел Молотов Вячеслав Михайлович ( включается  запись обращения), затем  музыка "Священная война". Даются на проекторе   документальные фрагменты  хроники первых дней войны.

23 июня 1941 г.  объявляется всеобщая мобилизация, были созданы фронты: Северный, Северо-западный, Западный, Юго-западный, Южный. ( На проекторе проецируется карта, стрелками отмечается указанная информация).

Почему Германия напала на нас? ( Мнения  и ответы учащихся) Можно ли было предотвратить нападение  Гитлера на Советский Союз?  ( Класс делится на 2 группы:  Одна группа отстаивает мнение о том, что можно было, а другая  -нет избежать нападения  фашистской Германии на СССР. Как Вы думаете?  Почему?Идет дискуссия, обсуждение.

 Учитель: Давайте обратимся к дальнейшей  военной хронологии.

 Ученик рассказывает о мероприятиях, которые были проведены сразу же на 2 день войны. Была создана Ставка Верховного главнокомандования. В неё вошли:  Сталин, Молотов, Буденный, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников. Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 г. был назначен И. В.Сталин, он же возглавил  ГКО - государственный комитет обороны,  который  был создан 30 июня. Вероломное нападение  Германии застало врасплох большинство  наших дивизий приграничных округов. Оборонительные рубежи вблизи границ не были заняты войсками, артиллерия находилась на окружных полигонах вдали от границ,  на учениях, в летних лагерях, оружие в глубокой консервации, авиация не была рассредоточена по полевым аэродромам.  Директива опоздала. Только пограничники были в полной боевой готовности. А также корабли и военно-морские базы Северного, Балтийского и Черноморского флотов по приказу наркома военно-морского флота СССР адмирала Кузнецова были приведены в повышенную боевую готовность. 

План “Барбаросса” предусматривал  идею молниеносной войны, "блицкриг". Главные удары предполагал Гитлер  нанести по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев. Для осуществления наступления, соответственно на каждом направлении действовали три группы немецких войск: “Север”, “Центр” и “Юг”. ( демонстрируется на карте)  Сразу же, в первый же день войны  немецкая авиация уничтожила больше 1200 военных самолетов и захватила господство в небе. Танковые дивизии стремительно продвигались вглубь страны.

Вопрос для продолжения дискуссии. Почему немцы так быстро смогли продвинуться вглубь нашей страны?  Можно ли было этого не допустить?  Была ли наша страна готова к войне? "Да" и "Нет". Сторонники утвердительно ответа против отрицательного. Поединок идет.

 Вывод: Итог внезапного удара был страшен: уже к 10 июля немецкие войска продвинулись на Московском направлении на 600 км., на Ленинградском - на 500 км, Киевском на 350 км. Они захватили Прибалтику Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины. Начальник немецкого  генерального штаба Гальдер 10 июля сказал: "Не будет преувеличением сказать, что всю  военную кампанию против СССР мы выиграли за 14 дней. Однако, он поторопился... ( видеоролик о начале войны)

Почему СССР  терпел  неудачи  с первых дней войны? Кто был виноват в неудачах?

Сообщение ученика. Казалось, катастрофа неминуема. В начале июля немецкие войска подошли к Смоленску. Началась ожесточенная борьба за город, которая продолжалась два месяца. Увязнув в боях, враг вынужден был приостановить наступление на Москву. Упорное сопротивление Смоленска, Минска, Ленинграда, Киева не позволила осуществить план захвата Москвы "Тайфун" к осенней распутице. Только после окружения западного фронта и взятия в плен киевской группировки советских войск немцы смогли начать подготовку операции по захвату Москвы. Операция по взятию Москвы получила кодовое название “Тайфун”.  Гитлер  о судьбе Москвы.  Слово  Черткову Даниле -сообщение : “Битва за Москву. ( фрагмент битвы за Москву)

Генеральное наступление на Москву началось 30 сентября 1941 г., армию “Центр” возглавил генерал Гудериан в направлении Орел-Тула-Москва.

Значение  Московской битвы.     Анализ документов. Воспоминания В.М. Молотова и Г.К. Жукова (беседа с классом по вопросам)

На Ленинградском направлении крупные танковые соединения прорвались к началу сентября к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград с суши.   8 сентября началась  900-дневная блокада Ленинграда., унесшая жизни 1 млн. ленинградцев. Главнокомандующим Ленинградским фронтом был назначен  Г. К. Жуков, который  прибыл 12 сентября в Ленинград  и смог  наладить оборону города, он не только остановил противника, но и отбросил немцев от ближайших окраин города. ( видеоролик “ Блокада Ленинграда".)

Вместе с военными городу помогало мирное население, на защиту Ленинграда поднялись все его жители.  В короткий срок он был  превращен  в  город крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках— отряды по их охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты. Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода, но город выстоял, выжил, не сдался.

Ученик читает стих "Блокада"

 Почему немцы не  смогли захватить Ленинград? Что помогло выжить ленинградцам? Кто организовал  оборону  Ленинграда и  командовал  войсками?

     Закрепление материала.  Работа  по вопросам: Существовала ли в 1941 году угроза нападения СССР на Германию? Была ли наша страна готова к войне?   Можно ли нападение Германии на СССР  назвать внезапным, вероломным?  Чем можно объяснить неудачи первых дней войны? Каково значение Московской битвы? Почему немцам не удалось захватить Ленинград?

Учащиеся выполняют  приготовленные на листах задания: тесты, состоящие из 10 вопросов, распечатанные. Нужно выбрать только один правильный ответ:

1. Нападение Германии на СССР произошло: а) 15 мая 1941 г.; б) 22 июня 1941 г.; в) 30 июня 1941 г.;

2. План нападения Германии на СССР назывался: а) "Тайфун"; б) "Ост"; в) "Барбаросса"

3. Генеральное наступление немцев на Москву началось: а)10.07.1941; б) 8.09.1941в) 30.09.1941 г;

4. План по захвату Москвы Гитлер назвал: а) "Уран"; б) "Цитадель"; в) "Тайфун";

5. Когда был утвержден план "Барбаросса"? а) в 1939, б) в 1940; в) в 1941 ;

6. Что  произошло 30 июня 1941 года? а) создана СВГК; б) создан ГКО; в) созван ВЦИК;

7. Для осуществления наступления на СССР, соответственно на каждом направлении действовали  ______ группы немецких войск. а) 2; б) 3; в)4;

8. Когда немцы блокировали Ленинград? а) 8 сентября 1941 года; б) 30 сентября 1941 года; в)  10 октября 1941 года.

9. Кто командовал  обороной Ленинграда и контрнаступлением КА под Москвой? а) И.С. Конев; б) К.К. Рокоссовский; в) Г. К. Жуков

10. Как назывались группы немецких войск. осуществлявших план "Барбаросса"? а) Восток, Юг, Запад; б) Север,  Восток, Юг; в) Север, Центр, Юг.

Игровые задания.  Кроссворд  "Война".

В

О

Й

С

К

А

О

К

Р

У

Г

И

М

П

Е

Р

С

К

А

Я

Н

А

Р

К

О

М

Ы

А

Г

Р

Е

С

С

И

Я

Рефлексия урока.

Д/З: § 29,  периодизация войны, выучить основные даты:

30 сентября- генеральное наступление немцев на Москву,

8 сентября 1941 - начало блокады Ленинграда,  

30 сентября- образование ГКО,

23 июня- всеобщая мобилизация,  

22 июня- начало Великой Отечественной войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме: "Отечественная война 1812г"

Методическая  идея: организация  деятельностного  подхода работы обучающихся  в  малых  группах.Цели урока:Образовательная –узнать о  ключевых  событиях  в...

Презентация урока истории 8 класс "Отечественая война 1812г*

Данная презентация поможет учителю более эмоционально и ярко представить события 1812 года, что будет способствовать лучшему усвоению материала урока обучающимися....

Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)

В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война»

План-конспект открытого урока истории с использованием ИКТ по теме «Внешняя политика. Русско-японская война» ...

урок истории "Итоги Великой отечественной войны. Цена Победы"

Тема урока: Итоги Великой Отечественной войны. Цена ПобедыТип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.Формы организации познавательной деятельности: - фронтальная, -индивидуальная,- парнаяМетоды...

План - конспект открытого урока в 8 классе: «Отечественная война 1812 года»

План - конспект открытого урока в 8 классе:«Отечественная война 1812 года»...