Опыт применения игровых технологий в практической деятельности учителя истории
материал по истории на тему

Вилижинская Мария Александровна

Опыт работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт применения игровых технологии в практической деятельности учителя истории

Слайд № 1. ( Картинки: различные виды игры (игра на пианино, гитаре, в теннис, в футбол, игра в песке, с игрушками). Как вы думаете, что общего между этими картинками? Назовите ключевое слово. (ИГРА).

Слайд № 2. (школа Древней Греции, древний римлянин). Само слово «школа» в переводе с древнегреческого означает «досуг», а учитель в Риме, обучавший основам знаний, назывался «magistes Ludi», т.е. «учитель игр».

Слайд № 2 К данной теме я обратилась в связи с тем, что  столкнулась с проблемой:        Успешность личности во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию, но на протяжении ряда лет наблюдалось снижение познавательной активности, мотивации к изучению предмета, что не способствовало развитию внутренних резервов личности учащихся.

Слайд № 3. (портрет Я.А.Каменский)

Проблема занимательности берет свое начало с Яна Амоса Каменского. Он не вводил этого понятия, но писал, что образование должно возбуждать «интерес к знанию и охоту к учению».

В своей педагогической работе я использую сочетание разнообразных методов на различных этапах обучения в зависимости от содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся, уровня развития их мышления. Но сегодня решила поделиться пусть пока небольшим, но моим Опытом  применения игровых технологии в практической деятельности учителя истории.

Формируются такие УУД как: познавательные, коммуникативные, регулятивные.

Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая (дидактическая) игра обладает существенным признаком - четко сформулирована цель обучения и соответствующий ей педагогический результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

  • игры с правилами;
  • ролевые игры;
  • комплексные игровые системы (КВН).
  • игры для изучения нового материала;
  • игры для закрепления;
  • игры для проверки знаний;
  • обобщающие игры;

В своей практике я использую литературу:
1) С.А.Кулагина «Сто игр по истории» Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1993г. (эта книга стала настольной с начала моей работы в школе)

2) Л.П.Борзова «Игры на уроке истории». Методическое пособие для учителя, М., «ВЛАДОС», 2014 г.

На уроках я провожу много различных игр, приведу примеры некоторых из них.

  1. Игровые ИКТ (особенно формат «Своя игра», «Что? Где? Когда?»)
  2. Дидактические игры:
  1. . «Горячий стул» - Ученик сидит на горячем стуле, а весь класс задаёт ему вопросы по определённой теме.  Приём «Горячий стул» мотивирует учащихся на знание правил, алгоритмов, на серьёзное отношение к учебной деятельности.
  2. . «Портрет» -  для обобщения знаний. Учитель зачитывает утверждение, в котором представлены сведения об историческом лице. Ученики пытаются узнать объект. Если не удается узнать, то зачитывается второе утверждение, содержащую более точную информацию. Третье утверждение содержит такую информацию, что не узнать загадываемое нельзя.
  3. «Картинная галерея» – Учитель вывешивает на доске 4-5 картин, содержащих признаки основного понятия. Объединив учеников в группы, он предлагает их представителям через некоторое время назвать признаки понятия, которые изображены на картинах. После завершения работы в группах представители называют один признак, связанный с темой урока. Учитель записывает его на доске.
  4. «Волшебная шкатулка» или «Черный ящик» - учащиеся должны ознакомиться с содержимым шкатулки. Там могут быть карточки с заданием или предметы, которые послужат объектом для исследования на уроке. Можно также провести обратную связь. Детям необходимо наполнить шкатулку. Они могут туда положить записки с пожеланиями или предсказаниями или фишки, отражающие впечатление от урока.
  5. «Исторические пятнашки» - На доске рисуется квадрат с 9 клеточками, в которые вписаны даты. Дается здание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет на все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.

Организация игр - не всегда простое занятие в этом я убеждалась не раз!:

  • дисциплина: азарт игры может превратить урок в беспорядочное, шумное мероприятие.
  • серьезное отношение к предмету. Ведь учитель должен дать детям знание, и они должны быть научны.
  • Оценка в игре - ещё одна проблема. Артистичные дети могут получить оценку не за знание, а за артистизм. В игре нет полной предсказуемости.
  • В организации игры все должно быть продумано да мелочей.

В заключение, хотелось бы привести слова Анатолия Гина: 
"Идеальная дидактика - это её отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет - он будет читать при свечах".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по применению игровой технологии Мозартика

 В кабинет психолога обращаются классные руководители, воспитатели с жалобами на поведение ребенка: ребенок  агрессивен, нервничает, проявляет вспышки гнева. Я использую «волшебную палочку» - игру «Ту...

Методическое пособие по использованию игровых технологий во внеурочной деятельности учителя истории

Методическое пособие предназначено для учителей истории, обществознания, краеведения. Содержит полный комплект материалов для проведения историко-краеведческой игры по станциям к 200-летию Отечественн...

Современные образовательные технологии и методики , их эффективное применение в практической деятельности учителя. Метод проектов

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает.    Великий учитель вдохновляет....

Развитие двигательной активности и практическое применение игровых технологий на уроках физической культуры и спортивных мероприятиях в начальной школе.

применяя игровые технологии в начальной школе, которые являются незаменимым средством, решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигат...

презентация к мастер-классу по теме «Игровые технологии во внеурочной деятельности по истории и обществознанию»

В данной презентации представлены примеры нескольких игр по истории и обществознанию, проводимых во внеурочной работе по данным предметам....

Обобщение опыта Тема: «Использование современных образовательных технологий в практической деятельности учителя-логопеда при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Всегда существовала проблема образования  и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, а особенно, детей дошкольного возраста.Она складывается из множества факторов, которые приходи...

Из опыта работы "Практическая деятельность учителя географии по использованию на уроках игровых технологий"

Представлена разработка методических рекомендаций по использованию игровых технологий на уроках географии. Приведены варианты различных игр. Проведена апробация методических рекомендаций по использова...