Разработка урока истории
методическая разработка по истории на тему

Разработка урока истории по теме:

Власть и общество в годы Великой Отечественной войны:

 Смирение? Поддержка? Противостояние?

Разработка урока истории по теме:

Власть и общество в годы Великой Отечественной войны:

 Смирение? Поддержка? Противостояние?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока истории по теме:

Власть и общество в годы Великой Отечественной войны:

 Смирение? Поддержка? Противостояние?

 Урок лабораторное занятие с элементами групповой работы

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о неоднозначном отношении представителей разных слоев советского общества к политике советского руководства в период Великой Отечественной войны.

   - продолжить развитие навыков самостоятельной работы с текстом исторического источника;

   - развивать умение учащихся работать в группе.

Оборудование урока: тексты исторических источников и задания к ним; иллюстрации, карта Великой Отечественной войны;

Подготовительный этап урока 7 минут

Вводное слово учителя.

Представьте себе человека, который вместе с другими советскими людьми 22 июня слушал выступление Молотова, 3 июля – выступление Сталина. Он ушел на фронт, был ранен, снова воевал. В эвакуации его жена и дети получали письма с фронта и больше всего боялись получить похоронку. Жена и старший сын работали на военном заводе по 14 -18 часов в сутки. Смертельно усталые, измученные войной люди отдавали фронту последнее, приближая долгожданную Победу. Жена тайком молилась, прося Господа о здравии мужа и детей и о том, чтобы скорее закончилась постылая война. У нашей истории счастливый финал. 9 мая 1945 года.  Победа советского народа. Залпы салютов над Москвой. Семья снова вместе. Изменились ли эти люди за годы войны? Что нового появилось в их характере, поведении?  Как повлияла война на их отношение к себе, стране, к власти?

Сегодня мы попытаемся ответить на эти вопросы, используя исторические документы тех лет.

        Для проведения урока учащиеся класса делятся на 4 группы. Участники группы получают тексты исторических источников и задания к ним. Участники группы совместно выбирают спикера, который должен озвучить общее  заключение  по теме. Также допускаются индивидуальные ответы учащихся по конкретным вопросам темы. Учащиеся из разных групп могут задать по одному вопросу друг другу.  Каждая группа должна представить свое экспертное заключение на основе изученных документов по одному из  следующих направлений:

Советское общество в годы Великой Отечественной войны;

Власть и церковь;

Проблемы национальной политики;

Советская экономика в годы войны;

2. Работа в группах – 10 минут.

3. Представление итогов работы и ответ на вопросы. 20 минут.

4. Общий вывод по теме урока. Подведение итогов занятия. 8 минут

        Народ, перенесший все тяготы войны, стал иным. Самоотверженность, героизм советских людей стали главным залогом Победы. В людях утверждалось чувство ответственности, гражданское и человеческое достоинство. Они хотели быть действительными хозяевами страны и своих судеб. Но государство и его методы руководства обществом оставались прежними. Тоталитарная власть видела в гражданах лишь средство достижения своих целей.

Вопросы и задания к текстам источников

Вопросы первой группе учащихся

Власть и церковь в годы войны

1. Какие документы вы рассматривали?

2. Предположите, почему в годы Великой Отечественной войны выросло число верующих?

3. Какую позицию заняла Православная церковь по отношению к оккупантам. Какую помощь оказывала церковь госпиталям в годы войны. Как относилась власть к этой помощи?

4. Были ли случаи, когда церковь выступала организатором антисоветских выступлений в годы войны? Были ли эти выступления единичны?

5. Как Церковь относилась к И.В.Сталину?

Вопросы второй группе учащихся

Проблемы национальной политики в годы Великой Отечественной войны

1. Какие документы вы рассматривали?

2. Как в рассматриваемых документах объясняются причины выселения чеченцев, ингушей, крымских татар, немцев?

3. возможно ли на ваш взгляд говорить о предательстве целого народа?

4. чем можно объяснить методы, применяемые при выселении народов?

5. Как документы характеризуют национальную политику сталинского руководства?

Задания третьей группе учащихся

Советское общество в годы Великой Отечественной войны

1. какие документы вы рассматривали?

2. Какие меры предпринимало советское руководство для политической централизации страны во время войны?

3. Что, на ваш взгляд, защищали воины красной армии в годы войны: Родину. Политический  режим Сталина? Были ли для них едины или разделены эти понятия?

4. Почему в своей речи по радио 3 июля 1941 года Сталин обратился к народу страны со словами «Братья и сестры!» Какой перелом во взаимоотношениях власти и общества отразило это обращение?

Задания четвертой группе учащихся

Советская экономика в годы Великой Отечественной войны

1. Какие документы вы рассматривали?

2. Какие меры предпринимало советское руководство для перевода экономики на военные рельсы?

3. Была ли эффективна работа в условиях сверхцентрализованной плановой экономики?

4. Как проявился героизм трудового населения в годы войны?

Власть и церковь в годы Великой Отечественной войны

Обращение «Пастырям и пасомым» Православной Христовой Церкви

22 июня 1941 г.

   Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот уже кровь мирных граждан орошает родную землю. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины. Православная церковь всегда разделяла судьбу народа, не оставит она народа своего и теперь. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь ном дарует победу.

                                         Сергий, митрополит Московский и Коломенский.

Из письма заместителя наркома Государственной Безопасности СССР Секретарю ЦК ВКП (б) А.С. Щербакову 2 мая 1943 г.

   По сообщению Управления НКВД по Тульской области, в городе Калуге епископ православной церкви Питирим обратился к командованию госпиталя №2751/ ФЭП №1 с предложением принять шефство над госпиталем. Командование госпиталя приняло это предложение. В дальнейшем, осуществляя шефство, церковный совет собрал 50 тысяч рублей, приобрел на них 5000 подарков для раненых. Церковники приобрели и передали госпиталю плакаты, лозунги, портреты руководителей партии и правительства, нанимали баянистов и парикмахеров. Силами церковного хора в госпитале устраивались концерты.

    Получив эти сведения, НКГБ СССР принял меры к недопущению впредь попыток церковников входить в непосредственные сношения с командованиями госпиталей и ранеными под видом шефства.

Спецсообщение управления НКГБ по Пензенской области 5 июня 1943 г.

    30 мая 1943 года в селе Николо-Азяси Мокшинского района Пензенской области группа активных церковников в количестве 30 человек организовала шествие по селу с иконами и церковным песнопением, сопровождавшимся антисоветскими выкриками: «Долой колхозы и совхозы, пусть будут все единоличниками». В поле собралась толпа свыше 1000 человек, было организовано моление. По адресу проходящих мимо колхозников раздавались выкрики: Если бы колхозов не было, вы бы такой муки не видели».

Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Русской Церкви 9 мая 1945 г.

      … Со славою побед и радостью мира приветствую победоносное воинство наше и его великого Верховного Вождя, а затем и всех, единых со своим вождем верных сынов Родины нашей.

                                         Алексий, Патриарх Московский и Всея Руси

Национальная политика СССР в годы Великой Отечественной войны

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 года

            По достоверным данным, полученным военными властями среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются тысячи и десятки тысяч диверсантов и шпионов, которые по сигналу, полученному из Германии, должны произвести взрывы в районах, населенных немцами Поволжья. Немецкое население районов Поволжья скрывает в своей среде врагов советского народа и Советской власти.

В случае, если произойдут диверсионные акты, советское правительство будет вынуждено принять карательные меры против всего немецкого населения Поволжья. Во избежание таких нежелательных явлений Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым переселить все немецкое население Поволжья в другие районы. Для расселения выделены районы Новосибирской, Омской областей, Алтайского края и Казахстана.

 Телеграмма Государственного Комитета Обороны И.В. Сталину

            Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и, исходя из нежелательности совместного проживания крымских татар на пограничной окраине СССР, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма. Считаем целесообразным расселить крымских татар в районах Узбекской ССР для использования на работе как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. В настоящее время в Крыму насчитывается 140-160 тысяч населения. Операция по выселению будет начата 20-21 мая и будет закончена 1 июля.

                        10 мая 1944 г. Народный комиссар внутренних дел Л.П. Берия

Телеграмма Л.П. Берии И.В. Сталину

             Для усиления проведения операции по выселению чеченцев и ингушей после Ваших указаний в дополнение к чекистско-войсковым мероприятиям проведено следующее… Выселение начинается с рассвета 23 февраля, предполагается оцепить районы, чтобы воспрепятствовать выходу населения за пределы населенных пунктов.

Население будет приглашено на сход, часть схода будет отпущена для сбора вещей, а остальная часть будет разоружена и доставлена к местам погрузки. Считаю, что операция по выселению чеченцев и ингушей будет проведена успешно.

                                            22 февраля 1944 года Л. Берия

Советское общество годы Великой Отечественной войны

Из выступления И.В. Сталина по радио  3 июля 1941 г.

    Товарищи! Граждане! Братья и сестры!

     Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои!

… В Целях быстрой мобилизации народов СССР, для проведения отпора врагу, вероломно, напавшего на нашу Родину, создан Государственный Комитет Обороны, в руках которого теперь сосредоточена вся полнота власти в государстве.

    Все силы народа – на разгром врага! Вперед за нашу победу!

О настроениях населения в первые месяцы войны в отдельных областях.  Из секретных донесений НКВД 1941 г.

      Настроения в Архангельской области: «Все говорили, что будем бить врага на его территории. Выходит наоборот… Наше правительство два года кормило немцев, лучше бы запасло продуктов для своей армии и для народа». Бывший партизан Гражданской войны, член ВКП (б) Я.С.Романов, заявил: Немцы здорово жмут, а у нашего народа нет того энтузиазма, который был во время гражданской войны. Нынешние руководители не способны организовать и поднять народ».

   Рабочий шахты №16 Балакин из Калужской области во всеуслышание заявил в июле1941 года, что пойдет защищать Советскую землю, но не тех, которые сидят в Кремле.

Заявление ученика Межевалова   10 ноября 1942 г.

  В Березовский райком Комсомола

От ученика 6 «А» класса

Межевалова Геннадия    

                                             Заявление

   Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города Сталина. И зачислить меня в разведку. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Мать согласна.

 

Из беседы американского профессора Урбана с бывшим послом США в СССР А. Гарриманом.

  … Сталин был реалистом. В сентябре 1941 года он сказал мне: «У нас нет никаких иллюзий, будто бы они (русские люди) сражаются за нас. Они сражаются за мать – Россию». Сталин как военный лидер был популярен, он был одним из тех, кто сплотил Советский Союз после гитлеровского нападения.

Из выступления И.В. Сталина на приеме в Кремле 24 мая 1945 г.

   У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 гг. Но русский народ верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии.

Советская экономика в годы Великой Отечественной войны

Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 27 июня 1941 года

Центральный комитет ВКП (б) и СНК СССР постановляют: В первую очередь эвакуации подлежат:

 а) важнейшие промышленные ценности (оборудование, важнейшие станки и машины), ценные сырьевые ресурсы и продовольствие (ценные металлы,  горючее, хлеб) и другие ценности, имеющие государственное значение.

б)  квалифицированные рабочие, инженеры и служащие вместе с эвакуированными предприятиями, население, в первую очередь молодежь.

в) Прием, размещение, трудоустройство эвакуируемого населения возлагается на СНК союзных республик и облисполкомы.

Из воспоминаний конструктора А.С.Яковлева

       Работа шла под открытым небом. Новые корпуса завода строили при температуре 30-40 градусов мороза. Станки устанавливали в цехах одновременно с возведением стен. Начинают выпускать первые самолеты, когда нет еще окон, крыши. Снег покрывает человека, станок, но работа продолжается. Из цехов не уходят, здесь же и живут.

Из воспоминаний главного механика Ленинградского металлического завода Г.А.Кулагина

     На нашем заводе (мирная специальность – турбины электростанций) в августе 1941 года за две недели построили бронепоезд. Заводская газета писала: «В мирное время завод вел бы специальные переговоры со многими организациями. Потом засели бы за работу конструкторы: общий вид, детальный проект, заказ материалов и т.д. и т. п. Теперь главный инженер завода говорит: «ничего нет и не будет. Никаких не нужно чертежей и согласований. Все «по месту». Если пустить по правилам – ничего не выйдет. Сами все решайте!».

Из дневника студентки Мининой 1942 год. Смоленск

   С августа весь университет считается мобилизованным на работу в колхоз. Надо ехать и работать по- настоящему. Нынче колхоз был для нас настоящим трудовым фронтом. Работали с раннего утра до темноты, уставали страшно. Вязали за косилкой, жали серпами, «дергали лен». Замечаю в себе другое отношение к субботникам. Раньше -0 просто не хотелось, теперь понимаю, что делать все это необходимо, больше делать некому, иду и делаю...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "История Древней Индии" по ФГОС

Надеюсь, что разработка поможет коллегам при подготовке к уроку в 5 классе....

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции».

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме:  «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции" соответствует  требованиям ФГОС второго поколения....

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...