Открытый урок по истории Отечества " Укрепление власти князя"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Открытый урок по истории Отечества " Укрепление власти князя" для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukreplenie_vlasti_knyazya.docx30.09 КБ
Файл ukreplenie_vlasti_knyazya.pptx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 7 классе

Цель:

Дать представление об укреплении власти князя.

Задачи:

Образовательные:

-раскрыть роль княжеской дружины;

-показать на конкретных примерах укрепление единой верховной власти князя.

Коррекционно-развивающие:

-учить работать с планом;

-выделять главные мысли из текста;

-свободно ориентироваться в тексте учебника.

Воспитательные:

-довести до понимания учащихся, почему необходимо изучать жизнь наших предков в далёком прошлом.

Основные знания.

Укрепление единой верховной власти при князе Владимире; княжеская дружина.

Основные термины и понятия.

Бояре, ополчение, раб, оборона, пир, братина.

Оборудование и материалы.

Карточки с заданиями, карта «Древнерусское государство Киевская Русь в XI- начале XII в.»

Тип урока.

Комбинированный.

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Повторение пройденного материала.

Устное выполнение заданий.

Задание 1. Слайд №1-2

Выполнить тестовое задание.

Задание 2. Слайд № 3

Восстановите правильный порядок княжения первых русских князей:

Ольга, Олег, Игорь, Рюрик, Святослав.

Задание 3. Слайд № 4.

Догадайтесь, кому принадлежат слова:

«Хочу мстить за мужа своего»,

«Иду на вас!».

Олег, Святослав, Ольга.

Задание 4.

Каким наказаниям подвергла Ольга древлян?

Задание 5.

Подумайте и объясните , почему русичи были недовольны Игорем и Святославом?

  1. Актуализация знаний, объявление новой темы.
  2. Изучение нового материала.

Беседа.

-В каком веке у восточных славян образовалось государство Киевская Русь?

      Работа с картой «Киевская Русь».

-Покажите на карте территорию Киевской Руси.

-С какими племенами русские вели борьбу, отстаивая свои земли?

-Кто был главным человеком в Киевской Руси?

Рассказ учителя о борьбе за киевский престол братьев Ярополка, Олега, Владимира. Слайд №6-7

В конце урока после изучения нового материала учащиеся должны дать ответ на вопрос:

-За что люди прозвали князя Владимира Красным Солнышком?

-Каковы были основные функции Киевского государства?

(защищать русскую землю от врагов, упорядочить сбор дани).

Работа с текстом учебника. Слайд №8.

-Почему князь Владимир решил навести порядок в своём государстве?

Найдите в тексте ответ на вопрос.

-Кто помогал князю управлять государством?

Словарная работа. Слайд №9.

Боярин- богатый, знатный дружинник.

Ополчение- временное войско.

-Какие функции выполняла дружина?

Работа с картой. Слайд №10.

-Рассмотрите карту и скажите, в какие государства совершал походы князь Владимир?

Работа с иллюстрацией стр.117. слайд № 11-12.

-Какие меры предпринял князь Владимир для защиты границ Руси от нападения кочевников?

Опережающее задание.

Учащийся, успевающий по предмету «история» подготовил сообщение «Княжеский пир», используя рассказ для дополнительного чтения на стр.119.

Беседа по вопросам.

-Что любил устраивать князь?

-Как рассаживались гости на пире у князя?

-Какой существовал обычай в те времена?

-Что интересного было на пире у князя?

Словарная работа: пир, братина.

  1. Первичное закрепление нового материала.

Задание 1.Слайд № 13.

Вставьте пропущенные слова в тексте.

Главным человеком в Древней Руси был князь. У него в подчинении была дружина- это вооружённые люди, которые заставляли любого повиноваться князю. С дружиной князь советовался, ходил на войну, делил добычу.

Задание 2. Слайд №14.

Опорой княжеской власти была______.

 -дружина,

-кольчуга,

-жена.

Выберите правильный ответ.

Задание 3.Слайд №15.

Подумайте, почему князь учитывал советы, требования дружинников?

Подчерните правильный ответ, объясните.

1.Дружина помогала удерживать власть князя, увеличивала его богатства.

2.Князь боялся дружинников.

3.Князь затруднялся в решении вопросов.

  1. Подведение итогов.

Объявление оценок за работу на уроке

  1. Домашнее задание.
  2. Индивидуальное задание.
  3. Прочитать указанные абзацы, дать ответ на первый вопрос.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В каком веке появилась Киевская Русь? Какой город стал центром Киевской Руси? Кто был первым её правителем? Назовите всех известных вам киевских князей. Давайте вспомним!

Слайд 2

Восстановите правильный порядок княжения первых русских князей: Ольга Олег Рюрик Игорь Святослав

Слайд 3

Догадайтесь , кому принадлежат слова : 1.«Хочу мстить за мужа своего», 2.«Иду на вас !». Олег , Святослав, Ольга.

Слайд 4

Каким образом княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть своего мужа? Как она их наказала?

Слайд 5

Святослав завоевал много земель, но завоевания были непрочными. Киевскую Русь защищать было некому. Вот и разоряли её соседи-кочевники.

Слайд 6

Тема урока: « Укрепление власти князя»

Слайд 7

После смерти Святослава остались трое его сыновей: Ярополк, Олег и Владимир.

Слайд 9

Князь Владимир больше всех был похож на своего отца. Он был суровым и воинственным. Владимир Святослав

Слайд 10

И решил Владимир собрать большую дружину, чтобы снова объединить земли под властью князя

Слайд 13

Владимиру хотелось помириться с братьями, но вскоре погиб его брат Олег, а затем и Ярополк. Остался Владимир один. Он и стал великим князем киевским.

Слайд 14

Князь Владимир был умным человеком. Он знал, завоёвывая земли, надо думать о защите Руси.

Слайд 15

Самая главная задача - защитить Русь от нападения врагов .

Слайд 16

Вторая задача - упорядочить сбор дани, установить ее точный размер

Слайд 17

Обе эти задачи князь решал вместе со своей дружиной. Дружину возглавляли советники князя- бояре . Задание! Списать со стр. 118 определение «бояре»

Слайд 18

Дружина занималась сбором дани вместе с князем Как и прежде князь делил дань между дружинниками.. НО..

Слайд 19

Бояре были богаче, чем простые дружинники , лучше одевались , строили большие дома

Слайд 20

Все племена должны были повиноваться князю и его дружине, платить ему дань.

Слайд 21

Когда нападали враги, князь собирал временное войско – ополчение . Задание! Списать со стр. 118 определение «ополчение»

Слайд 22

При князе и боярах всегда была постоянная дружина . Дружинники помогали князю собирать дань и усмирять непослушных Решали споры между людьми и занимались торговлей

Слайд 23

Князь со своими дружинниками боролись с кочевниками, которые нападали на русские города . Во время сражения русские воины брали много пленников. Они назывались рабами . Задание! Списать со стр. 118 определение «рабы»

Слайд 24

Для защиты границ Руси от нападения врагов князь Владимир начал строить вокруг городов мощные крепости .(укрепления для защиты города)

Слайд 25

Между сражениями дружинники пировали вместе с князем , устраивали кулачные бои.

Слайд 26

Управлять огромной страной было сложно . Но князь смог установить на Руси порядок. Князь Владимир сумел организовать оборону границ и объединить все русские земли под своей властью . За Заботу о безопасности его прозвали Владимиром Красное Солнышко. Задание! Списать со стр. 118 определение «оборона»

Слайд 27

Вставьте пропущенные слова в тексте . Главным человеком в Древней Руси был _____ . У него в подчинении была _______ - это вооружённые люди, которые заставляли любого повиноваться князю. С дружиной князь советовался, ходил на войну, делил добычу.

Слайд 28

Выберите правильный ответ. Опорой княжеской власти была__________. - дружина , - кольчуга , - жена.

Слайд 29

Выберите правильный ответ, объясните. Почему князь учитывал советы, требования дружинников ? 1.Дружина помогала удерживать власть князя, увеличивала его богатства. 2.Князь боялся дружинников. 3.Князь затруднялся в решении вопросов.

Слайд 30

Какие две задачи поставил перед собой князь Владимир? Какую помощь оказывала дружина князю? Почему князь дорожил своей дружиной? За что люди прозвали князя Владимира Красным Солнышком?

Слайд 31

МОЛОДЦЫ! Спасибо !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Отечества

Класс: 8 классТема: " Внутренняяя политика Александра I . Восстание декабристов Тип урока: урок обЪяснения нового материалаПродолжительность занятия: 1 урок( 45 минут)Цели:обучающая- занкомство с твор...

Открытый урок по истории Отечества

Класс: 8 классТема: " Внутренняяя политика Александра I . Восстание декабристов Тип урока: урок обЪяснения нового материалаПродолжительность занятия: 1 урок( 45 минут)Цели:обучающая- занкомство с твор...

Открытый урок по истории Отечества -11 класс.

Открытый урок по истории России  в 11 классе.              Тема раздела: СССР в 1945 – 1953 годахТема урока:   Жизнь и б...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Конспект открытого урока по истории Отечества на тему: "Славянские языческие праздники: Коляды, Масленица, День Ивана Купалы, Осенины". ( 6 класс школы 8 вида).

Конспект индивидуального урока по истории Отечества для школы 8 вида (1 вариант). Основная цель урока -  формирование представлений об истории Отечества. Задачами являются повторение темы "В...

Открытые уроки по Истории Отечества в 7,8,9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Авторские разработки учителя истории Юрченко Е.Ф. (14 уроков)

Открытые уроки по Истории Отечества в 7, 8, 9 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида....