Разработки уроков. Литература и история.
план-конспект урока по истории (6, 7 класс) на тему

Красилова Лариса Валерьевна

Планы уроков истории и литературы по теме " Культура России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_i_literatury.docx421.92 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

ПО ТЕМЕ:

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ:

«КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

АВТОР: Красилова Лариса Валерьевна, учитель русского языка и литературы.

НАЗВАНИЕ ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 33»

C:\Users\admin\Desktop\0_12d48b_e5f70ba2_orig.jpg

 

                        г. Новокузнецк , 2017

Содержание

1.   Пояснительная записка …………………………………………………3

1. 1 Аннотация к урокам……………………………………………………4

1.2. Технологическая карта урока………………………………………….8

1.3. Методические рекомендации…………………………………………27

 Литература………………………………………………………………….30  Приложения

Пояснительная записка

Необходимость создания интегрированных  уроков  истории России и литературы  диктуется, прежде всего, возросшим общественным интересом к событиям прошлого, литературному и историческому наследию,  возможностью создания единого историко-литературного пространства при изучении вопросов культуры России, объявлением 2014 года – Годом культуры, 2015 года – Годом литературы.

Цель опыта – обеспечение качественного методического  оснащения учебно-воспитательного процесса при проведении интегрированного уроков по культуре России.

Обобщение опыта представляет собой технологические карты интегрированных уроков по теме: «Культура Древней Руси IX–XII веков»,  «Культура Российского государства в 17 века», систему дидактических средств обучения, создаваемую в целях наиболее полной реализации образовательных, развивающих и воспитательных задач, сформированных программой  по курсу «История России» и «Литература» за 6-7 класс. В структуру так же включены аннотация, методические рекомендации для проведения данных уроков и средства контроля знаний, содержание которых поможет учителю проводить диагностику качества знаний учащихся.

Содержание опыта направлено на повышение качества школьного  образования по истории и литературе, развитие компетенций учащихся седьмых классов общеобразовательной школы в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего общего образования, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

          Реализация опыта предполагает формирование единого историко-литературного пространства при изучении вопросов культуры России.

Структура  опыта работы

  1. Аннотация

Интегрированные уроки затрагивают предметное информационное пространство курсов истории России и литературы. Тема  «Культура Древней Руси IX–XII веков» входит в разделы «Устное народное творчество» и «Культура Киевской Руси IX–XII веков» в 6 классе, тема «Литература России 17 века» заканчивает  главу, посвященную духовной литературе и жанрам фольклора 16 – 17 веков  в разделе «Устное народное творчество» в  7 классе. Эта тема раскрывает истоки отечественной прозы и подготавливает к восприятию всей последующей литературы в историко-литературном контексте. Урок «Образование и культура в XVII в.»  в курсе истории России за 7 класс является заключительным в разделе 2 «Россия в XVII веке». Такое совпадение тем позволяет, благодаря интеграции, на качественно новом уровне продолжить формирование ключевых компетенций учащихся: выявлять определённые закономерности изучаемого исторического процесса, прослеживать причинно-следственные связи исторических, культурных и литературных событий, интерпретировать их и соотносить с общей идеей урока, что позволяет создать целостное представление  о культуре Российского государства. Уроки рассчитаны на 45 мин.

  1. Технологическая карта

ФИО учителя:  Красилова Лариса Валерьевна.

Класс: 6

Предмет: история и литература

Тема урока: «Культура Древней Руси IX–XII веков»

Тип урока: интегрированный урок , урок обобщения, систематизации и углубления изученного.

Образовательные:  Выявление особенностей древнерусской культуры, определение её  места в мировой художественной культуре.

 Развивающие: Развитие умений конспектировать и работать с первоисточниками; развитие навыков классифицировать предметы культуры по указанным признакам; развитие навыков логического описания предметов материальной культуры и быта, художественных произведений, архитектурных сооружений; развитие навыков выдвижения версий и оценок наиболее значительных произведений искусства; работать с проблемными вопросами.

Воспитательные: Развитие мотивации чувства гордости культурой предков, любви к Родине, гражданственности; формирование национального самосознания и уважения к культурному наследию Отечества и окружающего мира.

Задачи урока: 

1. Познакомить учащихся с культурой Древней Руси, с русскими народными календарными обрядами и обрядовой поэзией, определить значение  культуры в жизни наших предков.

2. Формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, соотносить факты, сравнивать и описывать архитектурные памятники, соотносить тексты исторических источников с событиями, делать выводы.

3.Возродить интерес к русской старине, народным традициям, фольклору.

4.Воспитывать интерес к истории и литературе своей страны.

Использовались методы обучения: 

  • частично-поисковый,
  • наглядный,
  • словесный,
  • проблемный.

Использовались формы обучения:

  • фронтальная,
  • коллективная, групповая, работа в парах
  • индивидуальная,

Использовались приёмы деятельности учителя:

  Организация:

  •  проблемно-поисковой работы учащихся,
  •  самостоятельной, групповой работы учащихся,
  •  оценка работы учащихся,  
  •  рефлексия.

Используемая технология:

Технология развития  критического мышления.

Оборудование:

  • компьютер, телевизор, презентация;
  • иллюстрации;
  • карточки с заданиями;
  • береста;
  • таблица «Маршрутный лист»;

На уроке формировались УУД:

1. Мотивация (Л: мотивация, К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками)

2. Актуализация знаний (П: формулирование темы и задач, К: умение выражать свои мысли полностью и логически в соответствии с задачами урока).

3. Подведение итогов (П: подведение итога, Р: коррекция, К: умение выстраивать свое высказывание ) .

4.  Рефлексия ( Л: самооценка, Р: оценка того, что уже усвоено, осознание качества усвоения).

Основные понятия: культура, литература, живопись, зодчество, жанры литературы.

Межпредметные связи: литература, история, музыка, живопись

Ресурсы: учебник истории России, учебник литературы для 6 класса.

ЭОР по истории, литературе.

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах.

Урок 1

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

2.

3.

4.

5.

Эпиграф:

О, светло-светлая и прекрасно украшенная
земля Русская! Многими красотами прославлена
ты… Всем ты преисполнена, земля Русская…

“Слово о погибели Русской земли”.

Организационный момент. Начинает урок учитель истории:

-Здравствуйте ребята! Мы рады поработать с вами на этом уроке и рассчитываем на вашу активность, нестандартность мышления, эрудицию.  

Формулировка темы.

 Сегодня мы с вами совершим  путешествие в Древнерусское государство. Уточнить тему урока, сузить её, определить  исторический период вам поможет слайд-шоу.  

Целью данного путешествия во времени является определение особенностей Древнерусской культуры. В ходе путешествия вы заполняете лист №1 «Особенности Древнерусской культуры», в конце урока проверяем.

Актуализация.

Но прежде чем отправиться в наше путешествие, нужно купить билеты, то есть ответить на вопросы:

Работа с терминами: летопись, культура, миниатюра, устав, патриотизм, былины, фольклор, фреска, мозаика.

Работа с картой. Показать на карте соседей Древней Руси.

 Уч-ся предлагается убрать  картинки, не относящиеся к культуре Древней Руси.

Проблемный вопрос.

 Обращаем внимание на термины урока. Учителя озвучивают два противоположных мнения о древней культуре. Учитель истории говорит, что все эти понятия устаревшие, не актуальные для современного человека, возможно даже скучные. Для подтверждения приводятся слова Маяковского:                                

Время -

                        вещь

                        необычайно длинная, -

                             были времена -

                             прошли былинные.

                        Ни былин,

                                ни эпосов,

                                                           ни  эпопей.

                                                

        

Урок продолжает учитель литературы. Он  озвучивает другое мнение о значимости культуры Древней Руси: 

Пращуры – герои скачут на богатырских конях по степи, бьются в сечах, пашут и бросают в землю семена, пируют, любят, спорят ... И никто из них за тысячу лет не обошёлся без “Азбуки”, без былин и сказок, без летописей и белокаменных храмов. Всё это сопровождает нас едва ли не с колыбели. И всю жизнь!»

Проблемный вопрос:

- Чьё мнение вам ближе?

Уч-ся рассажены по группам (5 групп)

Уч-ся самостоятельно формулируют тему урока, уточняют период.

Тема записывается на доске.

1.Уч-ся работают с терминами на соответствие.

2.Уч-ся показывают на карте соседние с Русью государства, говорят об их влиянии на культуру Руси.

Учащимся предложены иллюстрации по мировой культуре, им нужно выбрать изображения, относящиеся к культуре Древней Руси.

 

Цитата на доске

Цитата на доске

Учащиеся должны составить своё собственное мнение по этому вопросу и высказаться в конце урока.

6.

Отправляемся в путешествие, получаем «маршрутные листы»

План путешествия:

1.Письменность и грамотность.

2. Устное народное творчество.

3. Зодчество Древней Руси.

1.Письменность и грамотность. Конверт с заданием: написать на бересте слова кириллицей, каждая группа пишет одно слово ( дружба, прочна, хорошо, дела)

 В итоге получается пословица.

Запись на доске: Где … …, там … … … .

     

2. Устное народное творчество.

2.1 Былины. Пословицы относятся к устному народному творчеству.

- Что ещё относится к этому виду творчества?

Конверт с заданием по былинам: задания с 3-мя уровнями сложности.

1.Назовите былинных героев.

2.Прочтите строки и ответьте, в чём главная идея русских былин, смысл богатырского служения:

Вы постойте-ко за веру, за отечество,

Вы постойте-ко за славный стольный Киев-град.

3.Соотношение идей русских былин с идеями западноевропейского рыцарского эпоса 

2.2 Фольклор.

- Какие праздники в течение года празднуют в нашей стране? 

-Многие из них пришли к нам из глубокой древности. Народ умел работать, умел и отдыхать. Следуя правилу «делу — время, потехе — час», отдыхали и развлекались в праздничные дни. Праздники были в основном религиозные. Самые древние из них, языческие, имели славянское происхождение и были связаны с земледельческим календарём. Остальные праздники - христианские. 
Например, Новый год — праздник языческий, а Рождество — христианский. Языческий и христианский праздники встали рядом, поэтому обряды, посвящённые их празднованию, переплелись. 
Народные праздники делятся на зимние, весенние, летние и осенние. 

1 группа.

Святки.

Рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января.   Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.

      Хозяева одаривали колядовщиков конфетами, печеньем, деньгами. Если хозяева скупились, то колядовщики пели озорные колядки с шуточными угрозами

Приходила коляда накануне Рождества,

Сей, вей, посевай, с новым годом поздравляй!

Овсень, овсень ходи по всем!

Открывай двери, подымай с постели,                                  (прослушивание аудиозаписи

Открывай окно, запускай Рождество!                                    «Приходила коляда…»)

Открывайте сундуки, доставайте пятаки.

Кто не даст пирога — мы корову за рога.

Кто не даст пышку, тому в лоб шишку!

      -Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи. Веселые коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

2 группа.

      Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели – «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни  свои украшения из блюда, накрытого полотенцем.

3 группа.

Масленица.

      Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, Масленая недалечка»)

4 группа.

Встреча весны.

   В России широко бытовал обряд встречи весны. Поздняя весна приносила голод. В начале марта взрослые пекли обрядовое печенье в виде птиц-жаворонков, а дети несли их в поле или забирались на крыши, подбрасывали их вверх и выкрикивали  песни-веснянки, в которых заклинали весну прийти поскорее и прогнать холодную зиму.

(прослушивание аудиозаписи «Ой, жаворонки, жаворонушки…»

5 группа

Троица.

У уч-ся в руках зелёные берёзовые веточки.

      Что касается троицкого цикла, то в центре его – обряды с березкой. Можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами.  Девушки украшали березу лентами, лоскутками разноцветной материи и совершали обряд кумления: разбившись на пары, под пение песни целовались через венок и на всю жизнь считались кумами. Водили вокруг березки хороводы.

(прослушивание аудиозаписи «Троицкая песня»)

Подведение итогов работы.

      — Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах?

           -Приходилось ли самим исполнять такие песни? Расскажите об этом подробнее.

Учитель истории.

 3.Зодчество.

 Конверты с иллюстрациями.

Дать характеристику:

1. Деревянное зодчество.

2.Десятинная Церковь.

3.Софийский собор в Киеве.

4. Софийский собор в Новгороде.

5.Фрески, мозаика.

Знакомятся с маршрутными листами.

 

Учебник стр.56-57

Пишут на бересте слова, от гадывают написание друг у друга.

Пословица : Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Оценивание в группе

Учебник стр. 55-56

Учащиеся отвечают:  сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, былины

Дети отвечают 

Оценивание в группе

Опережающие творческие задания по группам

Работа по группам:

1 Колядки

2Подблюдные песни (гадания)

3 Масленица

4 Встреча весны (жаворонки)

5 Троица

Рассказывают о своих традициях.

Учащиеся работают в группах по иллюстрациям

Иллюстрации крепятся на доску, даётся характеристика.( 2-3 предложения)

7.

Подводят итоги по листу № 1 «Особенности Древнерусской культуры»

Проверяют свои знания

8.

Учитель литературы:

Подводит  итоги групповой работы.

Выставляют оценки.

Оценивают свою работу в группе

9.

Учитель литературы.

- Наше путешествие подходит к концу. Мы прощаемся с Древней Русью и возвращаемся в XXI век.

-Чьё же мнение вам ближе?

 

Учитель истории:

 -Пращуры – герои скачут на богатырских конях по степи, бьются в сечах, пашут и бросают в землю семена, пируют, любят, спорят ... И никто из них за тысячу лет не обошёлся без “Азбуки”, без былин и сказок, без летописей и белокаменных храмов. Всё это сопровождает нас едва ли не с колыбели. И всю жизнь!

Учитель литературы:

-Не уходящая Русь! Огромный мир, который следует рассматривать пристально, являет собой то зеркало, о котором старые философы говорили, что в него надо постоянно смотреться, дабы познать себя до конца.

-Наше путешествие закончилось!

 -Благодарим всех за участие в нем!

Уч-ся высказывают своё мнение о значении знаний культуры Древней Руси, почему и сегодня интересны её обычаи, традиции, чему они

учат.

10.

Рефлексия.

- Ребята, какой календарный праздник скоро мы будем отмечать? Нарядите нашу березку и оцените себя на уроке. Зелёные и жёлтые листочки на берёзовые веточки. Зелёные -урок понравился, жёлтые -не понравился

Троица.

Наряжают веточки березы.

Урок 2

ФИО учителя:  Красилова Лариса Валерьевна.

Класс: 7

Предмет: история и литература

Тема урока: «Культура Российского государства XVII века»

Тип урока: интегрированный урок , урок обобщения, систематизации и углубления изученного.

Цель урока:

выявление особенностей  культуры России в XVII веке.

Задачи урока:

1. Образовательные: повторить и обобщить особенности культуры  Российского государства XVII века, определить значение  культуры в жизни наших предков.

2. Развивающие: формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, соотносить факты, сравнивать и описывать архитектурные памятники, соотносить тексты исторических источников с событиями, делать выводы.

3.Воспитательные: возродить интерес к русской  культуре, народным традициям, фольклору, развивать чувство гордости культурой предков, учить любви к Родине, гражданственности; формировать национальное самосознание и уважение к культурному наследию Отечества и окружающему миру.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определения «культура», «парсуна», «живопись», «реализм», жанры литературы.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерии успешности учебной деятельности

Метапредметные: уметь определять цель на уроке , работать по коллективно составленному плану, высказывать свое предположение, уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, отличать новое от уже известного , добывать новые знания.

Основные понятия: культура, литература, живопись, зодчество, жанры литературы.

Межпредметные связи: литература, история, музыка, живопись

Ресурсы: учебник истории России, учебник литературы для 7 класса.

ЭОР по истории, литературе.

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах.

Технология : технология развития  критического мышления.

Оборудование:

  • компьютер, телевизор, презентация;
  • иллюстрации;
  • карточки с заданиями;
  • таблица «Маршрутный лист»;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Оргмомент

Цель: создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

Осознанное вхождение в учебное , установление темы урока, наметить шаги учебной деятельности.

3. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать учебное содержание, зафиксировать затруднения при выполнении проблемного задания.

Приветственное слово учителей.

Учитель литературы:

О, светло-светлая

 и прекрасно украшенная

земля Русская!

Многими красотами прославлена
ты…

Всем ты преисполнена,

земля Русская…

-Здравствуйте ребята!

 Учитель истории:

Мы рады  встрече с вами на интегрированном уроке истории и литературы.

Обращаем внимание на домашнее задание, которое записано на доске.

Учитель литературы:

– Сегодня мы предлагаем вам совершить экскурсию в пространстве и времени. А определить  исторический период вам поможет видеосюжет.

- Сформулируйте тему нашего урока.  

Тема: Культура Российского государства 17 века.

Почему? Что стало вам подсказкой в видеосюжете?

Цель урока?  Повторить  особенности культуры России 17 века. Охарактеризовать новые  элементы в русской культуре XVII века.

Учитель записывает тему на доске.

Постановка проблемы.

 Учителя озвучивают два противоположных мнения о древней культуре.

Учитель истории говорит, что изучать вопросы культуры не так уж и интересно, интереснее говорить о  сражениях, битвах, восстаниях.  Русская культура  17 в. не актуальна   для современного человека, возможно даже скучна. Для подтверждения приводятся слова Маяковского:                                

Время -

вещь

необычайно длинная, -

были времена -

прошли былинные.

Ни былин,

ни эпосов,

ни  эпопей.

Учитель литературы. 

- «Пращуры – герои скачут на богатырских конях по степи, бьются в сечах, пашут и бросают в землю семена, пируют, любят, спорят ... И никто из них за тысячу лет не обошёлся без “Азбуки”, без былин и сказок, без летописей и белокаменных храмов. Всё это сопровождает нас едва ли не с колыбели. И всю жизнь!»

Проблемный вопрос: учитель литературы:

- Какое высказывание вам ближе? Свое мнение обоснуйте в конце урока.

- Обычно во время экскурсии ведут наблюдения, путевые дневники. Вы будете работать с маршрутным листом. Отмечаете свои знания по ходу экскурсии и в конце подведем итоги.

- Экскурсия будет проходить по станциям:

1.Образование

2.Литература

3. Архитектура

4. Живопись

 

Учитель литературы:

Цель ясна? Вопросы есть? Тогда отправляемся!

- Но прежде чем отправиться в путь, нужно купить билеты, то есть ответить на вопросы:

1. Работа с картой. Показать на карте соседей России 17 века.

2. Разгадайте путаницу:

1. Симон Полоцкий

2. Братья Лихуды

3. Парсуна

4. Изразцы

5. Петрушка

3. Напишите термин правильно.

1.Архитектура

2.Реализм

3.Синопсис

4.Живопись

5.Зодчество

Уч-ся слушают, записывают д/з: П.10, повторить, составить синквейн со словами «культура» и «литература»

Уч-ся формулируют тему урока,  цель урока , уточняют период.

Учащиеся в процессе урока составляют свое мнение по этому вопросу и высказывают его в конце урока.

Знакомятся с маршрутными листами, отмечают настроение.

Работают с картой.

Уч-ся обдумывают высказывания, высказывают свои предположения в паре.

Уч-ся слушают, работают с картой, с мультимедийной доской, ЭОР.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и слышать другого.

Познавательные: развитие умений читательской деятельности(нахождение главного, формулирование выводов)

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения, участвовать в диалоге, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные: развитие умений читательской деятельности(нахождение главного, формулирование выводов)

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения, участвовать в диалоге, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения проблемных задач.

Цель: организация первичного обобщения материала

5. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Цель:  самооценка и взаимооценка учащихся результатов своей учебной деятельности в новых творческих условиях.

1.Образование

Ответьте «Да» или «Нет»

  1. Потребность в распространении грамотности в 17 в. возникла в связи с оживлением торгово-промышленной деятельности. (Да)
  2. В 17 в. самой распространённой формой  получения образования было обучение в школе. (Нет)
  3. В 17 в. школы, как правило, открывались при церквах и монастырях. (Да)
  4. Первое в России высшее учебное заведение- Славяно-греко-латинское училище- было открыто в Санкт-Петербурге в 1687 году. (Нет)
  5. В 17 в. впервые стали собирать и записывать произведения  устного народного творчества-фольклора. (Да)

Продолжи цепочку:

1.школы при церквах- 2. школы при монастырях- 3. специальные школы(при Заиконоспасском монастыре-государственная школа для подготовки подьячих для приказов)- 4. высшее учебное заведение (славяно-греко-латинское училище ,позже академия)- обучение царских детей.

2.Литература  (учитель литературы) 

Теперь давайте посетим станцию Литературную и поговорим о литературе.

В 17 в. появляются новые жанры в русской литературе: рассказы, романы, жизнеописания, вирши, исторические повести, автобиографические повести.

Правильно ли я перечислила жанры? Учитель литературы.

Теперь посетим станцию Литературную. Назовите жанры литературы 17 века. От группы одно название. (лишние рассказ, роман, поэма)

-Следующее задание связано с  личностями поэтов и писателей 17 века. Перед вами портреты. Назовите имена и фамилии

писателей.

(Симеон Полоцкий

Карион Истомин Сильвестр Медведев)

- И последнее задание связано с произведениями  17 века. Правильно ли расположены названия произведений писателей 17 века.

Симеон Полоцкий        Псалтырь рифмотворная

Карион Истомин           Букварь

Сильвестр Медведев     Домострой  

Творческие задания

- Пришло время проверить ваши творческие способности.

1 группа.

Одним из видов новогодних песен и обрядов святочной недели являются «подблюдные песни», когда девушки угадывали свою судьбу, доставая под песни  свои украшения из блюда, накрытого полотенцем.

 Началу года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи.

2 группа.

Масленица.

Масленица – подвижный праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели, плясали и играли.

3 группа.

Троица.

У уч-ся в руках зелёные берёзовые веточки.

      Что касается троицкого цикла, то в центре его – обряды с березкой. Можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми,водили вокруг березки хороводы.

4 группа

Народный театр миниатюры Петрушки – своеобразное явление русского  фольклора. В кукольном театре Петрушки основной тематикой было действие на площадях, во дворах и на ярмарках.

 Показывают сценку.

Во время праздников представление Петрушки было любимым народным зрелищем.

5 группа

Особое место в фольклоре занимают исторические песни, события которых посвящены реальным лицам и реальным историческим событиям.

-Ребята, вы послушали  песню времён восстания Степана Разина.

Исполняются ли в наше время  исторические песни  или песни , связанные с событиями  и великими датами?

2015 год - 70-летие великой Победы. Этот день мы отмечаем 9 Мая. Значение победы велико для каждого русского человека, так как наши деды и прадеды отстояли целостность страны и дали жизнь всем нам. Мы обязаны чтить их память.

- Ребята, 2015 год  это не только год 70-летия великой победы, но и еще год литературы, посвящен литературному наследию нашей страны.

Оно велико и бесценно, наша задача помнить и знать русскую литературу от времен зарождения до современности, в том числе и литературное наследие 17 века.

Подведем итоги.

-Что появилось нового в литературе 17 века?

3.Архитектура Учитель истории.

Дать характеристику:

 1. Новоиерусалимский монастырь

Троицко- Сергиевский монастырь

2. Теремной дворец Московского Кремля

3.Спасская башня

4. Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе

Церковь Ильи Пророка в Ярославле

5.Загородный летний деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском.

4. Живопись.

Вопрос учащимся:  Что объединяет данные изображения?

На слайде – иконы Симона Ушакова

На слайде – парсуны

Закрепление по  архитектуре и живописи

Ответьте «да» или «нет»:

В 17 веке под руководством английского мастера

Х. Галовея были установлены часы на Спасской башне Московского Кремля. (Да)

Для нарышкинского барокко характерна  сдержанность цвета и отсутствие украшений. (Нет)

 В 17 веке все живописные произведения представлены иконами (Нет)

 В 17 веке появилась портретная живопись - изразцы (Нет)

 Теремной дворец Московского Кремля был создан с 1635 по 1636 год архитекторами  Б. Огурцовым,  А. Константиновым,  Т. Шарутиным, Л. Ушаковым. (Да)

Уч-ся выполняют у доски задание,

оценивают себя, в группе, работают у доски.

Уч-ся выполняют опережающее задание творческого характера.

1.Подблюдные песни (гадания)

2. Масленица

3.Троица (хоровод)

4. Кукольный театр

5. Исторические песни

Оценивание в группе

Уч-ся отвечают, вступают в диалог.

Изображения на слайдах

Уч-ся отвечают, формулируют ответы и мысли, оценивают свою деятельность.

Демонстрируют творческое домашнее задание по группам.

Отвечают ( 9 Мая, 23 февраля)

 (День Победы, Журавли, Прощание славянки, Офицеры)

Изображения на слайдах

Участвуют в диалоге

Уч-ся отвечают, формулируют выводы, оценивают себя в паре.

Регулятивные:

искать пути решения поставленной задачи

Познавательные:

6. Обобщение освоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Цель: обобщение и закрепление материала, выявление проблем в осмыслении материала, коррекция ЗУНов.

Учитель литературы

-Вернемся к теме экскурсии и цели урока. Выберите особенности культуры 17 века из предложенных высказываний, озвучьте их.

В "лукошко" складываем особенности   культуры России в 17 веке.

-Достигли мы цели урока?

Учитель литературы:

- Подведем итоги работы. Проверьте свои маршрутные листы, оцените себя.

Сдаём маршрутные листы

Учитель истории:

Отвечаем на проблемный вопрос:

-Чьё же высказывание вам ближе?

На Тыргане -  цветные дома, в современном строительстве- элементы архитектуры 17 в.,  Храмы- нарядные, как в 17 веке, в живописи- портреты наших современников, в литературе- мемуары

В моде - кружево, крой и цвет-самобытный, развивается театр, в ДК «им. Артёма» есть кукольный театр.

Чему учат: любви к Родине, самопожертвованию, гордости за себя и свое дело, ценность семьи.

Учитель литературы озвучивает оценки.

Учитель литературы:

- «Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрыми»

Д. Лихачев

Учитель истории:

- Не уходящая Русь! Огромный мир, который следует рассматривать пристально, являет собой то зеркало, о котором старые философы говорили, что в него надо постоянно смотреться, дабы познать себя до конца.

Сколько бы мы не путешествовали, мы всегда возвращаемся домой,  только на Родине мы чувствуем себя счастливыми и защищёнными.

Видеосюжет «Садко»

Уч-ся формулируют ответы. Подводят предварительные итоги знаний.

Уч-ся оценивают свою работу в группе.

Координатор выставляет свои отметки.

Уч-ся высказывают своё мнение о значении знаний культуры России 17 века,  почему и сегодня интересны её обычаи, традиции, чему они

учат.

Уч-ся слушают, выставляют в дневники.

Регулятивные: соотносить цели и результаты своей деятельности, выработать оценки и определить степень успешности работы

7.Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и группы  в целом.

«Закончи предложение» (на слайде)

-Наш урок закончился! Продолжите фразы полными ответами.

 -Благодарим всех за участие!

Уч-ся подводят итоги урока, высказывают свое мнение.

Регулятивные: самореализация, оценка результатов работы.

Личностные: оценивание.

3. Методические рекомендации

             Модернизация российского образования предполагает расширение возможности интеграции предметов учебной программы. Понятие «интеграция» происходит от лат. Integer – цельный, что подразумевает восстановление некоего единого пространства, например, общеобразовательных дисциплин по курсу «История России» и «Литература» в 6-7 классах.

             Один из главных вопросов, занимающих преподавателей при подготовке интегрированного урока, должен стать вопрос о том, какое место интеграция занимает в учебной деятельности. В данном случае можно выделить две формы учебной интеграции (объединения) материала на уроках:

а) на основе одинаковых тем;

б) на основе учебных предметов гуманитарного и общеобразовательного профиля.

 Поэтому важную роль играет дидактическое наполнение такого урока, где наряду с традиционными этапами учебного процесса,  для учителя открывается возможность применения и своих собственных разработок и находок.

          Интегрированные  уроки  требует тщательного планирования, т.к. учащимся предстоит создать обобщенную картину по отдельно взятой теме, что требует определенных интеллектуальных усилий.

Работа над уроком состоит из трех основных этапов:

1. Подготовительный этап. Определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимость интеграции с другими предметами, составляется технологическая карта урока, подбирается литература, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, учащиеся получают индивидуальные задания.

2. Основной этап. Организация и проведение урока.

3. Заключительный этап. Учителя совместно со школьниками подводят итоги урока. Намечаются вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме. Организуется обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.

          Огромна роль учителя в интегрированном уроке, но не менее важна позиция учащегося. Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит сближение, взаимодействие двух учебных дисциплин, и школьник выполняет новую, более активную роль. Его основной задачей является не воспроизведение и пересказ знаний, полученных от источника или учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний.

К ученику – участнику урока предъявляются следующие требования:

 умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники;

 навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;

 умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;

 выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;

 выступать публично, литературно выражая свои мысли.

           Методические разработки интегрированных уроков по истории и литературе  в 6-7 классах составлены по темам «Устное народное творчество» и «Культура Российского государства».

        Актуальность  опыта заключается в том, что он  содержит пояснительную записку, методические рекомендации для преподавателей, технологические карты уроков. Уроки призваны донести до сознания учащихся мысль о том, что знание культурного наследия непреходящее и необходимое любому человеку. Эти знания учащиеся получают не в готовом виде, а получают их сами, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности.         

Уроки выстроен как проблемные и развивающие, проходят в форме урока-экскурсии.

Уроки имеют мобилизирующее начало и рефлективное окончание.

        Смотивировать учащихся на активную деятельность способствует просмотр видео-фрагмента из фильма «Садко», обращение к собственным знаниям, иллюстрации памятников культуры,  обращение к фольклору, обсуждение ситуации в группе. Мотивация к учебной деятельности предполагает создание  проблемной и поисковой ситуации, сталкивая  два противоположных мнения о значении культурного наследия, создаются условия для того, чтобы к концу урока учащиеся самостоятельно пришли к выводу.

        На этапе актуализации знаний учащиеся повторяют термины, работают с картой. Этот этап является переходным мостиком к углублению знаний по теме.

        На этапе применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения проблемных задач реализуется деятельностный подход. Для обобщения теоретических знаний,  умения определять особенности культуры России, предлагается применить групповую и парную работу. Смысл данной работы состоит в том, чтобы каждый учащийся исполнял отведённую ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всех. Ученикам раздаются маршрутные листы, где задания дифференцированы по станциям. На данном этапе учащиеся учатся искать информацию, сообщать её другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает формирование всех видов УУД.

Развитию  творческих способностей учащихся, для расширения кругозора, развития речи и навыка самостоятельной работы способствуют творческие задания. На данном этапе урока создаются условия для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности и реализации принципа творчества. Выступления учащихся построены на фольклорном материале, они делают уроки интересными, увлекательными, помогают поддерживать атмосферу сотрудничества, психологического комфорта. У учащихся возникает ощущение праздника. Учителями создаются условия для реализации  максимума детского творчества и соблюдения здоровьесберегающего характера обучения.

        На этапе обобщения освоенного и включения его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков и УУД используются вопросы, требующие классификации материала и обобщения его на разных уровнях. С целью проверки уровня усвоения  материала предлагаются карточки, иллюстрации, интерактивные задания.        

         Особое место в формировании УУД на уроках занимает рефлексия. В данном случае применяется умение учащихся смотреть и оценивать себя и свои достижения «со стороны». Используется приём «незаконченные предложения».

        

 

Литература

1.Иоффе А.Н.  Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся/ А.Н. Иоффе// Преподавание истории в школе. – 2012.- №1.- с.7-13.

2. Как готовить интегрированные уроки: история + литература / Н. Дорожкина, Т. Нехорошева, Е. Семыкина, О. Ковальчук – М.: Чистые пруды, 2006.- 135 с.

3. Каргин  А.С. Народная художественная культура/А.С.Каргин. - М.: Просвещение, 1997.- 254 с.

4. Мартьянова О.А. История России, 7 класс. Интерактивные дидактические материалы.- М.: Планета, 2015.- 496с.

5. Некрылова А.Ф. Русские народные праздники, увлечения и зрелища/ А.Ф. Некрылова. - М.: Просвещение,1988.- 342 с.

6. Руднев, В.А. Древо жизни/ В.А.Руднев. - Л.: Лениздат, 1989. - 160 с.

7.Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов. - М.: Просвещение, 2009.

8.Шантина Э.Д. Интеграция как фактор развития учащихся в процессе обучения и воспитания // Образование в современной школе, 2006 №2 с.17.

http://kugarsen.ucoz.ru/_nw/12/s92447196.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Стертая прелесть старины" (интегрированный урок литературы и истории)

На данном уроке мы познакомимся с некоторыми страницами нашей истории – строительство храмов, соборов, чтоб увековечить славу русского народа, и отражение подвигов и красоты творчества в литерату...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Разработка интегрированного урока (литература и история) для 7 класса по рассказу И. Бунина "Лапти"

Разработка посвящается интегрированному уроку в 7 классе. Обучающимся была дана возможность познакомиться с сюжетом рассказа И. Бунина "Лапти" в контексте исторической атмосферы. На уроке та...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики"

Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатк...

Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".

Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами....