Укрепление Московского государства.
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Желина Юлия Владимировна

Урок по истории России для учащихся МКОУ КШ №8 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukreplenie_moskovskogo_gosudarstva.docx36.92 КБ
Файл analiz.docx21.16 КБ
Файл istoricheskiy_istochnik.docx420.18 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.89 МБ
Файл rabochiy_list.docx333.72 КБ
Файл slovarnye_slova.docx11.7 КБ
Office presentation icon fizminutka_dlya_glaz.ppt1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сопровождение

Организационный

момент.

Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксирование отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

Педагог: «Ребята, я предлагаю вам улыбкой поприветствовать друг друга, учителя и гостей. Спасибо, присаживайтесь».

Подготовка учащихся к работе. Активизация произвольного внимания. Создание благоприятного климата.

Готовность класса к работе.

Мотивация мыслительной деятельности.

Педагог: перед вами на парте фрагменты пазла, ваша задача собрать их воедино.

Собирают пазл.

Опора на дидактический материал.

Проверка выполнения практического

задания.

1.Все справились с заданием?

2.Все готовы?

3.Кому требуется помощь?

4.Внимание на экран. Сравниваем результаты с эталонным образцом.

1.Самостоятельная работа.

2.Индикатор готовности:

Зелёный – готов

3.Красный – требуется помощь

4.Сравнение результата с эталонным образцом.

Слайд 1.«Портрет Ивана III».

Повторение пройденного материала.

Работа по вопросам.

1.Ребята, чей это портрет?

2.Все согласны с ответом………? (готовность по секторам).

3.В каком княжестве княжил  Иван III? Выбираем правильный ответ из предложенных вариантов.

4.В каком веке он княжил? Выбираем правильный ответ из предложенных вариантов.

5. Покажите XV век на ленте времени.

Все согласны с ответом………?(готовность по секторам).

6.Какое важное событие произошло в период княжения  Ивана III? Опора на экран. Выберете правильный вариант ответа.

Все согласны с ответом………?(готовность по секторам).

7.Какое сражение этому способствовало?

Работа с текстом учебник.

Ребята, открываем учебники на с. 301.

1.Какую тему мы проходили на прошлом  уроке?

Работаем по вопросам с опорой на текст учебника с. 302-303

2.Назовите дату Стояния на р. Угре?

2.Кто был противником русских войск в этом сражении?

3.Какой хан возглавил татарские войска?

4.Удалось ли воинам хана Ахмата перейти реку? Почему?

5. Что их испугало?

6. Какое огнестрельное оружие русские воины применили в этом сражении?

7.Внимание на экран. Что изображено на слайде?

Покажите, где здесь тюфяк, а где пищаль?

 Все согласны с ответом………? (индикатор согласия).

8.Почему это событие называется – стояние на реке Угре? И чем оно закончилось?

Педагог: летопись гласит: Так в 1480 году пришёл конец монголо – татарскому игу. Почти 250 лет изнывали русские земли под властью Орды. Сотни русских городов были разорены и разграблены, тысячи домов сожжены, десятки тысяч людей угнаны в плен. Русские земли навсегда освободились от владычества ордынцев. Московское государство при Иване III стало свободным и самостоятельным.

Ответы обучающихся.

1.Это портрет  Ивана III.

2. Индикатор согласия: да, нет.

3.Выбор правильного ответа.

4.Выбор правильного ответа.

5.Работа с лентой времени.

6. Выбор правильного ответа.

7. Выбор правильного ответа.

Находят нужную страницу. Называют тему. Иван III. Освобождение от иноземного ига.

1. Октябрь 1480 года.

2.Монголо – татары.

3. Хан Ахмат.

4.Нет, не удалось. Они испугались.

5.Огнестрельное оружие русских воинов.

6.Ручные ружья – пищали и пушки – тюфяки.

7. Работа у ИД.

Огнестрельное оружие.

8. Ответы детей.

Слайд 2. В каком княжестве княжил Иван III?

Слайд 3. В каком веке жил Иван III?

Слайд 4. Лента времени.

Слайд 5.При князе Иване III Русь окончательно освободилась от иноземного ига.

Слайд 6. Сражения.

Слайд 7.Стояние на реке Угре.

Опора на текст учебника.

Слайд8. Огнестрельное оружие.

Слайд 9. Летопись гласит.

Постановка проблемного вопроса.

Педагог: Иван III, объединяя вокруг Московского княжества новые русские земли, думал, как укрепить свое государство.

1.Внимание на доску. Решив анаграмму, вставив нужные буквы, вы узнаете тему сегодняшнего урока. У кого готов ответ? Кто готов выполнить задание у доски? …. Все согласны с ответом………? (индикатор согласия).

2.Записываем тему урока в рабочий лист.

Ребята, укрепление Московского государства – это тема нашего урока, а цель урока – собрать доказательства укрепления Московского княжества в период правления Ивана III. Для этого нам понадобятся наши верные помощники: учебник, карта Московского княжества, тематический словарь, рабочие листы. Всё это лежит у вас на парте.

1.Укрепление Московского государства.

2.Записывают тему.

Классная доска.

Тема: Укрепление Московского государства.

Цель: Собрать доказательства укрепления Московского княжества.

Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умении.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умении.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умении.

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умении.

Биографическая задача.

Внимание на экран. Смотрим видеофрагмент «Княжение Ивана III». Ваша задача внимательно просмотреть видеофрагмент и письменно ответить на вопросы, зафиксированные в рабочих листах в разделе 1.

Давайте их прочитаем.

1.Дата начала правления Ивана III?

2.Как звали отца Иван III?

3.Как стала называться Русь с конца XV века?

Кто готов озвучить ответы на вопросы?

Все согласны?

Сравниваем ответы с эталонным образцом.

Кто справился с заданием без ошибок? Кто допустил ошибки, исправляем их.

Работа с исторической картой.

Ребята, у вас на парте присутствует карта Великого княжества Московского. Посмотрите, как расширилась его территория за время правления Ивана III. Розовым цветом обозначена территория Московского княжества до 1462 года. Оранжевым – территория княжества к 1533году.

(показ на карте учителем).

На карте отмечены даты и княжества, вошедшие в состав Московского государства в этот период.

Ваша задача найти эти княжества и записать их названия в рабочий лист, раздел 2. Расположить названия княжеств нужно напротив даты их присоединения к территории Московского княжества. Например, напротив даты 1478 год – мы напишем Новгород. Это означает, что Новгородские земли были присоединены к Московскому княжеству в 1478 году. Задание понятно? Выполняем. Сигнализируем, кто готов, а кому требуется помощь?

Ребята, поменяйтесь рабочими листами с соседом по парте и сравните ответы с образцом, если потребуется, исправьте ошибки.

Закончили. Возвращаем себе свои рабочие листы. Просигнализируйте, кто не допустил при выполнении задания ни одной ошибки?

Соседи по парте вы согласны? Молодцы.

Сейчас время немного отдохнуть. Встаём, приготовились к физкультминутке.

Динамическая пауза.

А теперь немножко разомнёмся.

Чтобы карту уметь прочитать.

Стороны света надо нам знать,

И чтобы каждый назвать их смог:

Север (хлопок руками над головой)

Юг (хлопок)

Запад (хлопок с поворотом корпуса налево)

Восток (хлопок с поворотом корпуса направо)

(повторить 2 раза)

Закройте глаза и не спешите

Стороны света вы покажите.

(наклоны и повороты головы по сторонам света, повтор 2 раза)

Работа с тематическим словарём.

Ребята, перед вами исторические термины, прочитайте их. Найдите их определение в словаре. Работаем в парах.

Кто готов? Кому требуется помощь?

Кто готов прочитать вслух?

Значение этих слов, вы, запишите дома в рабочие листы в раздел 3.

1.А теперь работаем с учебником с.306, ищем информацию, связанную со словом судебник. Кто готов? Кому требуется помощь? Кто готов прочитать вслух?

2.Что было записано в судебнике о монархе и монархии? Ищем в тексте. Кто готов? Кому требуется помощь? Кто готов прочитать вслух?

Вывод: т.о., В 1479 году Иван III утвердил Судебник. В судебнике было записано, что вся власть на Руси принадлежит Великому Московскому князю. Другие князья перестали быть свободными и подчинялись Московскому князю. Руководил государством только один человек – государь Всея Руси. Власть передавалась от отца к старшему сыну. Такая власть называлась монархией. А государь всея Руси – монархом.

 

Работа с иллюстрацией учебника.

Какой же монарх без символов власти. При Иване III появились новые государственные знаки власти. Они изображены в учебнике на с. 307. Назовите их.

Запишите в рабочий лист раздел 4.

Кто покажет знаки государственной власти на экране? Все согласны с ответом………?

Работа с историческими источниками.

Чтобы ещё больше утвердить могущество Москвы, при Иване III был построен новый Московский Кремль.

У вас на партах находится копия отрывка из документа МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ: архитектурная летопись
Российского государства. Ваша задача прочитать его и составить устное описание Московского Кремля по вопросному плану: вопросы написаны в рабочем листе
раздел 5 «Московский Кремль».

Работаем с рабочим листом раздел 5. Кто прочитает вопросы, по которым, надо будет составить описание Московского Кремля при ИванеIII?

1. Из какого кирпича были выстроены мощные стены Кремля?

2.Сколько башен было построено вдоль стен Кремля?

3.Что такое бойницы?

4.Что находилось внутри Кремля?

5.Символом чего стал новый Московский Кремль?

Кто готов? Кому требуется помощь?

Кто озвучит свой ответ. Все согласны с ответом………? Кто дополнит?

Вывод урока.

Работаем в рабочем листе раздел 6, формулируем вывод урока.

Ваша задача дополнить фразу: «При Иване III Московское княжество  превратилось…….словами из правого столбика:

Подсказка: сначала добавьте прилагательные, затем существительные.

-государство, в, огромное, Российское, город, которого, центром, Москва, стал.

Кто готов? Кому требуется помощь?

Кто озвучит ответ?

Все согласны с ответом?

Внимание на экран. Сравниваем результаты с эталонным образцом. Исправляем ошибки, если они есть.

Самостоятельная работа. Заполнение РЛ раздел 1. Опора на информацию из видеофрагмента.

Просмотр видеофрагмента. Письменно отвечают на вопросы.

Индикатор готовности.

Индикатор согласия.

Индикатор готовности.

Работа со словарём.

Индикатор готовности.

Чтение вслух.

Работа с текстом учебника. Чтение про себя и вслух.

Работа с иллюстрациями  учебника.

Запись в РЛ.

Герб Российского государства, Шапка Мономаха, держава и скипетр, государственная печать.

Индикатор согласия.

Читают вопросы.

Описание Московского Кремля:

Новые мощные стены Кремля были построены из красного кирпича. Вдоль стен построено 20 башен. По краю в стене расположены бойницы – окна. Внутри в Кремле были построены каменные храмы. Новый Московский Кремль стал символом могущества Российского государства.

Индикатор готовности.

Индикатор согласия.

Формулируют вывод урока.

 Приём: «Собирание фразы».

Индикатор готовности.

Индикатор согласия.

Сравнение результата с эталонным образцом.

Видеофрагмент «Княжение Ивана III».

Слайд 10.

1.1462 год.

2.Василий II Тёмный.

3. Россия.

Слайд 11. Карта Великого княжества Московского 1462 – 1533 гг.

Слайд 12. Динамическая пауза. «Стороны света».

Слайд 13. Исторические термины.

Слайд 14.  Символы государственной власти.

Слайд 15. Московский Кремль.

Слайд 16. Вывод.

Обобщение и закрепление пройденного.

1.Ребята, вспоминаем цель урока?

2. Как вы считаете, мы достигли цели, собрали доказательства укрепления московского княжества?

3. Давайте перечислим их.

4.Посмотрирте внимательно в свои рабочие листы и попробуйте ответить на вопросы:

 -Как стала называться Русь?

-Что нам подсказала карта? Как изменились границы Московского государства?

-Что было издано в 1497 году?

-Какая форма власти установилась в России?

-На торжественных приёмах Иван III  стал появляться с какими знаками власти? Назовите их.

-Какое здание стало главным здание Москвы?

Таким образом, мы достигли цели сегодняшнего урока и доказали, что Русь при Иване III превратилась в Великое Российское государство.

Читают с доски.

Ответы детей:

1.Расширение границ Московского государства.

2.Русь стала называться Россией.

3.Издание судебника.

4.Россия стала монархией

5. Появились новые государственные знаки власти.

6. Строительство нового Московского Кремля.

Информация о домашнем задании

Открываем дневники. Когда следующий урок? Записываем домашнее задание. С.306-309 читать, заполнить рабочий лист раздел 3 с опорой на с.309.

Запись домашнего задания в дневник.

Рефлексия

Ребята, просигнализируйте мне зелёным цветом, кому понравился урок. Покажите красный цвет, кому на уроке было сложно, кто испытывал затруднения? Работа кого из одноклассников на уроке понравилась вам больше всего?

Формирование навыка самооценки и взаимооценки.

Подведение

итогов

 Несмотря на то, что некоторым из вас было сложно, вы все большие молодцы, вы старались, активно работали на уроке, поэтому заслуживаете только

положительных оценок.  И по традиции я вам раздаю вот такие звёздочки, на обратной стороне обозначена ваша оценка за урок. Эту звёздочку вы положите в дневник, куда я выставлю оценку. Урок окончен. Спасибо за работу.

Слайд 12. Урок окончен. Спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА

Укрепление Московского государства.

1.

ФИО педагога

Желина Юлия Владимировна

2.

Место работы

МКОУ КШ №8 г. Арзамас

3.

Должность

Учитель истории и обществознания

4.

Предмет

История России

5.

Класс

7

6.

Тема и место урока в теме

Укрепление Московского государства. Заключительная тема раздела VI Начало объединения русских земель.

7.

Тип урока

Комбинированный: повторение изученного, освоение и закрепление нового материала.

8.

Цели урока:

Образовательная цель: собрать доказательную базу укрепления Московского государства в период правления Ивана  III.

Педагогическая цель: применение усваиваемых  предметных знаний и учебных действий для решения учебных задач (заданий).

9.

Задачи как пути реализации  цели урока:

Образовательный аспект: 

1.Проследить поэтапно исторический путь укрепления Московского государства в заданный исторический период:

-акцентировать внимание учащихся на произошедших изменениях в названии государства;

-раскрыть роль судебника в укреплении власти монарха;

-конкретизировать представления учащихся о символах государственной власти;

-проанализировать территориальные изменения.

Развивающий аспект:

1.Развивать слуховые параметры, внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, пространственное воображение, память.

2.Корригировать  развитие связной устной речи.

3.Формировать у учащихся умения планировать деятельность, осуществлять виды контроля (самоконтроль, взаимоконтроль), находить места собственных затруднений при выполнении изученных способов действий, осознавать пути их преодоления, систематизировать и обобщать полученные знания.

4.Продолжить совершенствовать навыки сравнительного анализа, применения алгоритмов и правил при решении учебных задач, навыки работы с текстовым материалом,  исторической картой, тематическим словарём, иллюстративным материалом и историческим терминами.

Воспитательный аспект:

1.Активизировать познавательную активность учащихся к изучению данного исторического периода и повысить интерес к изучению отечественной истории.

2.Воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нравственные качества личности.

3. Вызвать у учащихся чувство гордости за свою страну.

4.Формировать активную гражданскую позицию.

10.

Методы обучения

1.По характеру учебной деятельности: репродуктивный, проблемный, поисковый, объяснительно-иллюстративный.

2.По степени активности педагога и учащихся: активные.

3.По источнику учебного материала: словесные, наглядные, практические.

4.По способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практическом материале, методы получения новых знаний, методы проверки и оценивания.

11.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Текущий, тематический контроль образовательных результатов обучающихся по теме: «Иван III. Освобождение от иноземного ига».

Фронтальная, групповая, индивидуальная формы диагностики достижения результатов обучения.

12.

Базовые ресурсы

1.Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России  учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида.. – М.: Владос. 2009.

2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Учебно – методическое пособие. – М.: Владос. 2009.

13.

Образовательные ресурсы

1.Карта Великого княжества Московского 1462 – 1533 гг.

2.Тематический словарь.

3.Исторический документ «МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ: архитектурная летопись
Российского государства».

14.

Интернет ресурсы.

Электронные образовательные ресурсы

Видеофрагмент «Княжение Ивана III». https://www.youtube.com/watch?v=RjpkxlzS8z4

Мультимедийная презентация «Укрепление Московского княжества».

15.

Необходимое техническое оборудование

ТСО (интерактивная доска, проектор, компьютер).

Характеристика  учащихся по возможностям обучения

По возможностям обучения учащихся 7 класса «А» на уроках истории можно разделить на три группы.

I группу составляют учащиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом. (Бочкарёв Вадим, Веряскина Анна, Гусева Евгения, Кубонина Светлана)  Они  понимают  объяснение учителя,  запоминают изучаемый материл, элементарные выводы и обобщения делают с опорой на информационный материал (текстовый, иллюстративный) при поддержке учителя. Их отличает средний уровень самостоятельности в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия  не затруднён. Но при этом  снижается  темп  работы, допускаются ошибки.

Ко  II группе относятся учащиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). (Алямкин Владислав, Кирсанов Денис, Зубрилина Кристина, Бырна Алина, Селезнёв Денис). У Влада и Дениса нарушено звукопроизношение. Отсутствует связная речь. Им трудно сформулировать ответ на вопрос. Они лучше справляются с письменными заданиями. Представители данной группы нуждаются в направляющей помощи учителя на всех этапах урока.

III группа (Вербицкая Ирина) – нарушение слуха, речи. Низкий уровень мотивации  к обучению в целом. Систематические пропуски уроков. Крайне замедленный темп работы. Она нуждаются в ведении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт ей недоступно. Требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются.



Предварительный просмотр:

http://uzhuka.ru/_ld/13/56784.png


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИВАН III

Слайд 2

В каком княжестве княжил Иван III ? 1. Тверское княжество 2 . Рязанское княжество 3 . Московское княжество

Слайд 3

В каком веке княжил Иван III ? 1. XIV век 2 . XV век 3 . XVI век

Слайд 4

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

Слайд 5

Какое важное событие произошло на Руси в период княжения Иван III ? 1. Начало возвышения Москвы 2 . Окончательное освобождение Руси от иноземного ига 3 . Сожжение Москвы ханом Тохтамышем

Слайд 6

Какое сражение способствовало окончательному освобождению Руси от иноземного ига? 1. Стояние на реке Угре 2 . Куликовская битва 3 . Мамаево побоище

Слайд 7

Стояние на реке Угре ОКТЯБРЬ 1480 г. Войско монголо – татар под предводительством хана Ахмата

Слайд 8

ТЮФЯК ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖЕЕ ПИЩАЛЬ

Слайд 9

ЛЕТОПИСЬ ГЛАСИТ

Слайд 10

КНЯЖЕНИЕ ИВАНА III 1462 год Василий II Тёмный Россия 1 2 3

Слайд 11

Пермские земли Московское княжество 1462 г. – 1533 г.

Слайд 12

1478 год - Пермские земли Московское княжество 1462 г. – 1533 г. 1478 год - Новгород 1494 год - Смоленск 1514 год - Тверь 1521 год - Переяславль Рязанский

Слайд 13

С З В Ю

Слайд 14

СУДЕБНИК МОНАРХ МОНАРХИЯ - СВОД ЗАКОНОВ. - единоличный правитель в государстве, передающий власть по наследству. - форма управления, при которой во главе государства стоит монарх.

Слайд 15

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗНАКИ ВЛАСТИ

Слайд 16

МОСКОВКИЙ КРЕМЛЬ: архитектурная летопись Российского государства

Слайд 17

При Иване III Московское княжество превратилось в огромное Российское государство, центром, которого стал город Москва.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Тема урока

Раздел 1.

1.Дата начала правления Ивана III?

2. Как звали отца Иван III?

3.Как стала называться Русь с конца XV века?

Раздел 2.

1478 год

1478 год

1494 год

1503 год

1514 год

1521 год

Раздел 3.

Судебник

Монархия

Монарх

Дворяне

Раздел 4.

Это - http://ruskline.ru/images/2015/40176.png

http://ic.pics.livejournal.com/netrmed/77047049/667326/667326_original.jpg

Это -

http://www.foma.ru/fotos/journal/123/volodihin123/derjava.jpg

Это -

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/01b0/0003beb7-6e0b9368/hello_html_5f14d3b1.jpg

Это -

Раздел 5.

1. Из какого кирпича были выстроены мощные стены Кремля?

2.Сколько башен было построено вдоль стен Кремля?

3.Что такое бойницы?

4.Что находилось внутри Кремля?

5.Символом чего стал новый Московский Кремль?

Раздел 6.

Вывод урока:

«При Иване III Московское княжество превратилось в………………………………………..

……………………………………, центром, которого стал город……………………….

государство, огромное, Российское, Москва.



Предварительный просмотр:

Раздел VI. Начало объединения русских земель.

Основные понятия:

Дворяне – военные слуги князя, получавшие земельные наделы от князя за службу.

Держава  - символ государственной власти в виде золотого шара с крестом.

Монарх – единоличный правитель в  в государстве, передающий свою власть по  наследству.

Монархия – форма управления  государства, при которой во главе государства стоит монарх.

Скипетр – символ государственной власти в виде жезла, украшенного драгоценными камнями.

Судебник – свод законов.

Раздел VI. Начало объединения русских земель.

Основные понятия:

Дворяне – военные слуги князя, получавшие земельные наделы от князя за службу.

Держава  - символ государственной власти в виде золотого шара с крестом.

Монарх – единоличный правитель в  в государстве, передающий свою власть по  наследству.

Монархия – форма управления  государства, при которой во главе государства стоит монарх.

Скипетр – символ государственной власти в виде жезла, украшенного драгоценными камнями.

Судебник – свод законов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по истории. Тема: Московское государство 15-16 вв.

Тест по истории России 6 класс.Тема: Московское государство 15- 16 вв....

Московское государство в конце XV-XVI века

материалы для открытого урока в 6 классе с дополнительными материалами для учителя и учащихся...

Открытый урок по истории. Тема урока: "От киевской Руси к Московскому государству".

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему  "От киевской Руси к Московскому государству" с применением информационных технологий....

Разработка урока по теме"Московское государство в конце 15 - начале 16 века"

Разработка урока в 6 классе с использованием работы с историческими источниками...

Московское государство

Познакомить учащихся с обстановкой, в который прошла юность Ивана Васиьевича и прдлагать вниманию читателя свои размышления об одном из выдающихся произведений русской истории хvı века( "Домостро...

ПОВТОРИТЕЛЬНО - ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ОБРАЗОВАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

Цель урока: в игровой форме обобщить знания по теме; оценить значение образования Российского централизованного государства; воспитывать патриотизм и развивать творческие способности.Оснащение у...