Рабочая программа по истории (5 класс) на тему:
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира".

Скачать:

ВложениеРазмер
rabochaya_programma_po_istorii_drevnego_mira.rar63 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по Истории Древнего мира

(5 класс)

Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г., федерального компонента государственного стандарта основного ( общего) образования по истории и авторской программы «История Древнего мира»  А.А.Вигасина, Г.И. Годнра, И.С. Свеницкой - М.: Просвещение, 2006.

Пояснительная записка

В курсе происходит знакомство с процессом формирования че ловека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «циви лизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком про шлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в раз витии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и осо бенном при характеристике древних обществ, а также представле ние о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической тра дицией программа предусматривает знакомство с образцами свобо долюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В цели курса входит:

осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные фор мы социального и политического строя;

показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспо тическая форма правления, законы, демократия, республика, мо ральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

раскрыть на конкретном материале положение о том, что каж дый из народов древности оставил позитивный след в истории че ловечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Для решения поставленных целей был введён раздел пропедевтического модуля «Что изучает история» - 10 часов ( основание: Государственный стандарт и Примерная программа основного общего образования по истории).

 Программа рассчитана на 70 часов:

10 часов – Пропедевтический модуль

60 часов – История Древнего Мира

учебно – тематическое планирование

наименвание разделов и тем

количество часов

домашнее задание

дата проведения

раздел 1.Что изучает история

8 часов

1.1

что такое история

записи в тетради

1.2-1.3

счёт лет в истории

вопросы на с.30

1.4

исторические события. Историческая память. Источники знаний о прошлом

записи в тетради

1.5

происхождение имён и фамилий. Генеалогия.

1.

записи в тетради

1.6

гербы , флаги, гимны государств. символика Росии.

записи в тетради

1.7

географические названия – свидетели прошлого.

записи в тетради

1.8

историческая карта

записи в тетради заполнение контурной карты

1.9

повторение: Что изучает история

раздел 2.жизнь первобытных людей

6 часов

тема1. Первобытные собиратели и охотники.

3часа

1.1

древнейшие люди

п1, пересказать, отвечать на вопросы

1.2

родовые общины охотников и собирателей

п2 пересказать, отвечать на вопросы

1.3

возникновение искусства и религиозных верований

п3, пересказать, отвечать на вопросы

тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы

2 часа

2.1

возникновение земледелия и скотоводства

п.4, пересказать, отвечать на вопросы

2.2

появление неравенства

п.5, пересказать, отвечать на вопросы

2.3

повторение:Значение первобытной эпохи в истории человечества

повторить даты

раздел 3. Древний Восток

20 час

тема 1. Древний Египет

8 часов

1.1

государство на берегах Нила

п.6, пересказать, отвечать на вопросы

1.2

как жили земледельцы и ремесленники в Египте

п.7, пересказать, отвечать на вопросы

1.3

жизнь египетского вельможи

п.8, пересказать, отвечать на вопросы

1.4

военные походы фараонов

п.9, пересказать, отвечать на вопросы

1.5

Религия древних египтян

п.10, пересказать, отвечать на вопросы

1.6

искусство Древнего Египта

п.11, пересказать, отвечать на вопросы

1.7

письменность и знания древних египтян

п.12, пересказать, отвечать на вопросы

1.8

Повторение:Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представления о загробном воздаянии.

1ч.

повторить даты

тема 2. Западная Азия в древности

7 часов

2.1

древнее Двуречье.

п.13, пересказать, отвечать на вопросы

2.2

вавилонский царь Хаммураппи и его законы

п.14, пересказать, отвечать на вопросы

2.3

Финикийские мореплаватели

п.15, пересказать, отвечать на вопросы

2.4

Библейские сказания

п.16, пересказать, отвечать на вопросы, индивидуальные задания

2.5

древнееврейское царство

п.17, пересказать, отвечать на вопросы

2.6

ассирийская держава

п.18, пересказать, отвечать на вопросы

2.7

персидская держава «царя царей»

п.19, пересказать, отвечать на вопросы

тема 3. Индия и Китай в древности

5часов

3.1

Природа и люди Древней Индии

п.20, пересказать, отвечать на вопросы

3.2

индийские касты

п.21, пересказать, отвечать на вопросы

3.3

чему учил китайский мудрец Конфуций

п.22, пересказать, отвечать на вопросы

3.4

первый властелин единого Китая

п.23, пересказать, отвечать на вопросы

3.5

повторение:Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.Промежуточный контроль

повторить даты

раздел 4. Древняя Греция

21 час

тема 1. Древнейшая Греция

5 часов

1.1

Греки и критяне

п.24, пересказать, отвечать на вопросы

1.2

микены и троя

п.25, пересказать, отвечать на вопросы

1.3

Поэма Гомера «Илиада»

п.26, пересказать, отвечать на вопросы

1.4

поэма Гомера «Одиссея»

п.27, пересказать, отвечать на вопросы

1.5

религия древних греков

п.28, пересказать, отвечать на вопросы

тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7 часов

2.1

земледельцы Аттики теряют землю и свободу

п.29, пересказать, отвечать на вопросы

2.2

зарождение демократии в Афинах

п.30, пересказать, отвечать на вопросы

2.3

Древняя Спарта

п.31, пересказать, отвечать на вопросы

2.4

греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей

п.32, пересказать, отвечать на вопросы

2.5

Олимпийские игры в древности

п.33, пересказать, отвечать на вопросы

2.6

греко – персидские войны. Марафонская битва

п.34, пересказать, отвечать на вопросы

2.7

нашествие персидских войск на Элладу

п.35, пересказать, отвечать на вопросы

тема 3. Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии

5 часов

3.1

В гаванях афинского порта Пирей

п.36, пересказать, отвечать на вопросы

3.2

в городе богини Афины

п.37, пересказать, отвечать на вопросы

3.3

в афинских школах и гимнасиях

п.38, пересказать, отвечать на вопросы

3.4

в театре Диониса

 п.39, пересказать и отвечать на вопросы

3.5

афинская демократия при Перикле

 п.40, пересказать и отвечать на вопросы

тема4. Македонские завоевания в 4 веке до н. э.

4 часа

 

4.1

города Эллады теряют независимость

п.41, пересказать и отвечать на вопросы

4.2

поход Александра Македонского на Восток

п.42, пересказать и отвечать на вопросы

4.3

В александрии Египетской

п.43, пересказать и отвечать на вопросы

4.4

Повторение: Вклад древних эллинов в мировую культуру. Особенности афинской демократии

повторить даты

раздел 5. Древний Рим

тема 1.Рим: от возникновения до установления господства над Италией

14 часов;

2 часа

1.1

Древнейший Рим. Завоевание Римом Италии

п.44,43, пересказать и отвечать на вопросы

1.2

Устройство Римской республики

п.46, пересказать и отвечать на вопросы

тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3 часа

2.1

вторая война Рима с карфагеном

п.47, пересказать и отвечать на вопросы

2.2

установление господства Рима во всём Средиземноморье

п.48, пересказать и отвечать на вопросы

2.3

рабство в Древнем мире

п.49, пересказать и отвечать на вопросы

тема 3. гражданские войны в Риме

3 часа

3.1

земельный закон братьев Гракхов

п.50, пересказать и отвечать на вопросы

3.2

восстание Спартака

п.51, пересказать и отвечать на вопросы

3.3

Единовластие Цезаря

п.52, пересказать и отвечать на вопросы

3.4

установление империи

п.53, пересказать и отвечать на вопросы

тема 4. Римская империя в первые века нашей эры

3 часа

4.1

Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне

п.54,55, пересказать и отвечать на вопросы

4.2

первые христиане и их учение

п.56, пересказать и отвечать на вопросы

4.3

расцвет империи во в 2 веке.»Вечный город» и его жители

п.57,58, пересказать и отвечать на вопросы

тема 5. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

3 часа

5.1

Римская империя при Константине

п.59, пересказать и отвечать на вопросы

5.2

взятие рима варварами

п.60, пересказать и отвечать на вопросы

5.3

итоговый контроль: Особенности цивилизации Греции и Рима

итого: 70 часов

ПРОГРАММА

ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА

5 класс (70 ч)

раздел 1. Что изучает история (8 часов)

Ход времени и способы его измерения[1].Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия – многонациональное государство. 

РАЗДЕЛ 2. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (6 ч)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от

животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате лей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2 ч)

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произ водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гон чарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Повторение (1 ч)

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появ ление городов, государств, письменности).

РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20 ч)

Тема 1. Древний Египет (7 ч)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодо родие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оро сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара он», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фара онов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рель еф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись ма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (мате матика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произ ведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папи рус», «свиток».

Повторение (1 ч)

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на оро шении; каменное строительство; скульптурный портрет; письмен ность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представле ние о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 2, Западная Азия в древности (7 ч)

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло дородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для пись ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «рос товщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа ния о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере жья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Егип та). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские преда ния о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царст во и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования желез ных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорен ных областей). Город Персеполь.

Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч)

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяй ство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Рели гиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве ра в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буд дизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение наро да. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шел ковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение (1 ч)

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

РАЗДЕЛ 4. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (20 ч)

Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жиз ни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Ми кены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фре ска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). Микенское царство. Каменное строительство (Микенская кре пость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселе ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар ством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа вита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Воз никновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение дол гового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца ря — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колони зации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме стным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состя заний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на во енную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская кре пость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселе ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар ством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа вита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Воз никновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение дол гового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца ря — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колони зации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме стным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состя заний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на во енную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская кре пость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселе ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар ством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения

Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Пале стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че ловека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи тательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (3 ч)

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Ма кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Де мосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обо жествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвраще ние в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Ма кедонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — круп нейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно морья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Гре ческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение (1 ч)

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление уп равления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с уп равлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

РАЗДЕЛ 5. ДРЕВНИЙ РИМ (14 ч)

Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (2 ч)

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На селение древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три бун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга низация войска. Понятие «легион».

Тема 2. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про винция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник раб ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Тема 3. Гражданские войны в Риме (3 ч)

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель де ла брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос ставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (3 ч)

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня тие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се нека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 ч)

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый

захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение (1 ч)

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о на родовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные умения учащихся,изучивших курс Истрии Древнего мира:

умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации;

умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие;

умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные сужде ния;

умения спорить и отстаивать свои взгляды;

умения анализировать исторический источник;

умения оперировать историческими датами, в том числе отно сящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхрон ность и диахронность событий и явлений;

умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

Учебно – методическое обеспечение

Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений с русским языком обучения

А.А.Вигасина, Г.И.Годера.Программа «История Древнего мира. 5 класс» Изд. «Просвещение»,2008

Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-3-е изд-ние к учебному комплекту А.А.Вигасина, Г.И.Годера.. М., «ВАКО», 2007 г.

Учебник История Древнего мира: учеб. для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая изд – М.:Просвещение, 2009.

Всеобщая история. Атлас.  Древний мир. 5 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

(разные издания)

Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.

Настенные исторические карты

Древняя Греция

Рост Риского государства в 3-2вв дон.э.

Римская республика в 3-1вв до н.э.

 Римская империя в 5-4вв до н.э.

Заваоевания Александра Македонского

 Византийская империя

Древняя Италия в 7-начале Звв дон.э.

Древний Египет.4-1 тысячилетия до н.э.

Электронные диски

  1. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. История Древнего мира

  1. К урокам истории Древнего мира, 5 класс



По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Рабочая программа по истории Древнего мира 5 класс ( А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История Древнего мира»)

     В основу планирования курса взята авторская  программа : А.А.Вигасин,  Г.И. Годер, И....

Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС по учебнику История Древнего мира., А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. «Просвещение» 2012.

Рабочая программа по истории в 5 классе в рамках внедрения ФГОС включает в себя пояснительную записку, основное содержан...

Рабочая программа по истории Древнего мира для специальных коррекционных школ VI вида (базовый уровень)

Данная рабочая программа составлена с учётом физиологических и психических особенностей детей с ДЦП и другими проблемами...

Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса по учебнику Ф.А. Михайловского

Рабочая программа для 5 класса по учебнику Ф.А. Михайловского составлена в соответствии с требованиями. Программа имеет ...

Рабочая программа по истории Древнего мира

Здесь вы найдёте календарно-тематическое планирование, пояснительную записку и др. необходимые материалы...

рабочая программа по истории древнего мира, к учебнику уколовой

рабочая программа составлена по "Положению о рабочей программе учебного курса, дисциплины, предмета" (есть коррекционная...

Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса

 Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных &nbs...

Технологическая карта по истории Древнего мира. Тема «Индия в древности»

Цель данной работы: провести анализ учебных занятий по использованию психолого-педагогических технологий проектирования ...

Рабочая программа по Истории древнего мира.

Рабочая программа по Истории древнего мира для 5класса....

Рабочая программа по истории Древнего мира

Рабочая программа по истории для учащихся 5 класса включает в себя: пояснительную записку, основное содержание курса, уч...

Комментарии