Методическая разработка по истории (10 класс) по теме:
Россия в эпоху ИванаГрозного (1533 - 1584 годы).

Кислова Ольга Петровна

В методическую разработку  по теме: " Россия в эпоху Ивана Грозного" входит две презентации, приложения ( таблица, различные точки зрения на личность Ивана Грозного, карты, фильмы из интернета), методическая разработка урока, расчитанная на два учебных часа. Эти материалы можно использовать на уроках истории России в 6-х и 10-х классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


Второй период правления Ивана Грозного 1565 -1584 гг.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич

/М.Ю. Лермонтов/

План урока:

I. Введение опричнины, сущность и последствия;

II. Внешняя политика Ивана Грозного. Основные задачи, направления и события.

Иван Грозный- реформатор или сумасшедший тиран?

Можно ли назвать опричнину реформой?

Была ли главная цель опричнины оправдана исторически?

В чем суть высказывания :-«Добровольно- принудительное присоединение восточных народов к России»?

Познавательные вопросы:

Опричнина( опричь-кроме) –Условия на которых царь согласился вернуться к правлению. Обособленная территория, которую использовал Иван Грозный для реализации своей политики.

Земщина – территория под управлением Боярской думы и приказов.

Крепостное право- насильственное прикрепление крестьян к феодалу и земле.

« Заповедные лета» – запрет перехода крестьян от одного феодала к другому в «юрьев день»

Основные понятия:

Опричнина( опричь-кроме) –Условия на которых царь согласился вернуться к правлению. Обособленная территория, которую использовал Иван Грозный для реализации своей политики.

«Учреждение это всегда казалось странным, как тем ,кто страдал от него так и тем , кто его исследовал.»

/ В.О. Ключевский/

Опричнина 1565-1572гг.

http://video.mail.ru/mail/evolenkoklycaslan.nelli/4711/10815.htmlмh

Иван Грозный видел неудачи своей политики в изменах и мятежах феодальной знати;

Он твердо считал, что России необходима сильная, самодержавная власть основным препятствием к которой были боярско –княжеские землевладения и боярские привилегии;

Она давала царю право на неограниченную , самодержавную власть на вверенных ему - лучших землях.

Причины введения « опричнины» : ( СТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЦАРЯ)

3 февраля 1565 года – принят указ о введении опричнины, в соответствии с которым страна была разделена на две части:

«Опричнина» во главе с Иваном Грозным

Опричное войско ( 1 тыс. дворян лично подчиненных царю)

Террор по всей стране

«Земщина»

во главе с Боярской думой и системой приказов

Последствия опричнины

Политические

Усиление политической роли дворянского сословия;

Укрепление режима личной власти царя;

Ликвидация пережитков удельной системы.

Социально –экономические

Хозяйственное разорение страны;

Начало процесса закрепощения государством крестьян ( отмена « Юрьева дня» в 1581 году т.е. введение «Заповедных лет» )

Н.М. Карамзин « Следствие психического расстройства Ивана Грозного».

С.М. Соловьев – «Борьба и утверждение новых государственных начал против старых родовых».

С.Ф. Платонов – « Антибоярская направленность опричнины».

В.О. Ключевский – «Сверхцентрализация государственной власти».

А.А. Зимин – «Антиудельный и антикрестьянский характер опричнины».

А.Л. Юрганов – опричнина- репетиция страшного суда на земле».

Оценка историками «опричнины»

Внешняя политика Ивана Грозного

Западное направление южное направление восточное правление

-выход в Балтийское море, - защита южных рубежей - борьба с Казанским,

Возврат русских земель страны, борьба с крымским Астраханским, Сибирским

На западных границах. Ханством. Ханствами.

Основные направления и задачи внешней политики:

Россия в XVI веке

Дата

Территории присоединенные

Присоединенные народы

Насильственное или добровольное вхождение

Основные события внешней политики

Заполнить таблицу

Параграфы 26, 27 учебника «история России» А.Н. Сахаров, В.И. Буганов.

Выучить основные термины и понятия по теме.

Домашнее задание:


Предварительный просмотр:

Мой университет – www.moi-mummi.ru


                       Тема: «Россия в эпоху Ивана Грозного 1533-1584 годы».

Эпиграф:  «Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит  во златом венце,

Сидит грозный царь  Иван Васильевич

/М.Ю. Лермонтов/

Цели  и задачи темы:

Образовательные: сформировать  представление об исторической эпохе, в которой протекала деятельность Ивана Грозного, осознание ее противоречивости;

Обратить внимание, на изменения в политической жизни страны в XVI веке;

Оценить реформы и опричнину, которые были проведены Иваном Васильевичем;

Развивающие:  способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлению над трагической страницей отечественной истории.

Воспитательные: продолжить формирование  уважительного  отношение к чужому мнению, продолжить формировать умение давать собственную оценку историческим событиям, продолжать воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своей страны и ее политическим деятелям.

Тип урока: получение новых знаний.

Форма урока: проблемная лекция с элементами лабораторной работы.

Время изучение темы: 2  учебных  часа.

Оборудование урока:    историческая карта «Россия в XVI веке»,учебник «История России» А.Н. Сахаров, тетради учащихся, таблицы «Реформы Ивана IV и Избранной рады», «Основные события внешней политики России в XVI веке» ,компьютерные презентации  учителя.

ПЛАН  ИЗУЧЕНИЕ  ТЕМЫ:

I.Внутренняя политика Ивана Грозного: «Реформы Избранной Рады»;

II.Опричнина;

III.Внешняя политика России в xvi веке;

IV.Последствия и значение правления Ивана Васильевича.

Проблемные  вопросы по теме:

Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?

В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?

Можно ли назвать опричнину реформой? Чем она отличается от всех других преобразований Ивана IV?

Тема 1урока: « Внутренняя политика России в XVI веке»

План урока :

Этапы правления  Ивана Васильевича IV:

   1  этап -1533-1538 гг. Регенство Елены Глинской;

   2 этап  - 1538 -1547 гг. Боярское правление;

   3 этап  - 1547  -1564 гг. Реформы Избранной рады ;

   4 этап  - 1565  - 1572 гг. Опричнина.

Основные понятия : 

Реформа – это преобразование  какой либо стороны общественной жизни, не уничтожая основ существующих  социально – экономических  и политических структур.

Сословно – представительная  монархия- форма феодального государства, при которой власть монарха  сочетается с органами сословного представительства (Земские соборы).

Опричнина (опричь- кроме)- политика Ивана Грозного, приведшая к разделу земель русского государства на Земские(боярские) и опричные(государев  удел) с царским двором и особым войском. Сопровождалась террором и репрессиями как средством достижения политических целей.

Ход урока:

-В начале урока классу предлагаются высказывания историков (приложение 1) с целью определить оком идет речь и затем объявляется тема урока.(слайды 1-6)

-Определяются периоды правления Ивана Грозного ( слайд 7);

-Устанавливается родословная русских князей периода централизации России (слайд 8):

При каком князе было создано централизованное государство?

Кто завершил собирание земель вокруг Москвы?

Этапы правления Ивана грозного:

1  этап -1533-1538 гг. Регентство Елены Глинской

  1. Борьба с братьями Василия III  ( Юрием Дмитровским и Андреем Старицким) – Казнены;
  2. Реформы Елены Глинской:
  3. Денежная реформа( утверждение единой  общегосударственной системы счета. Введение копейки.)
  4. Унификация всех мер.
  5. Укрепление Москвы. Строительство  стен Китай-города

2 этап  - 1538 -1547 гг. Боярское правление;

  1. Борьба за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.
  2. Пагубное влияние оказывали  на психику малолетнего Ивана.
  3. Дестабилизация положения в стране.

3 этап  - 1547  -1564 гг. Реформы Избранной рады ;

Венчание Ивана Васильевича на Российский престол 16. 01. 1547 года.

Причины  и значения венчания:

  1. -уравнивало по чину ИванаIV с восточными соседями( ханами бывшей Золотой Орды);
  2. -превращение Руси в Российское государство  как бы предопределило ее значение как «Третьего Рима» -центра православия после падения Византии;
  3. -царский титул ставил Ивана IV выше европейских королей;
  4. -провозглашение Ивана Грозного царем резко возвысило его над другими русскими князьями, что прекратило борьбу за власть;
  5. - ритуал венчания Ивана Васильевича на царство имел значение для православной церкви. Утверждая единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога.

-Рассмотрение вопроса о создании «Избранной рады».

     Таблица:     реформы Ивана IV и Избранной рады

Название реформ. Дата

Содержание реформы

Значение и последствия

/заполнение таблицы самостоятельно используя учебник « История России» Сахаров Л.Н.- начало заполнения в классе, а закончить дома/

-Возвращение к познавательным вопросам:

  1. Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?
  2. В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?

/ Обсуждение вопросов с учащимися/

Домашнее задание: параграф №25, заполнение таблицы « Реформы Ивана Грозного и Избранной рады».

Урок 2 темы: « Россия в эпоху Ивана Грозного 1533-1584гг.»

Тема урока: «Второй  период  правления  Ивана Грозного 1565 -1584 гг.»/ слайд 1 /

Актуализация знаний:

-Какую тему мы начали изучать на прошлом  уроке?

-Назовите период правления Ивана Грозного;

-Когда он венчался на Российский престол? Значение этого события?

-Что такое Земский собор и когда он был введен?

-Что такое Избранная рада?

-Перечислите реформы Избранной рады;

Учащимся предлагается заполнить таблицу «Реформы Избранной рады» по вариантам, по две реформы и сдать учителю.

План   урока: / слайд 2/

 I  Введение  опричнины, сущность и последствия;

II. Внешняя политика Ивана Грозного. Основные задачи, направления и события.

Познавательные   вопросы: / слайд 3 /

  1. Иван Грозный- реформатор или сумасшедший тиран?
  2. Можно ли назвать опричнину реформой?
  3. Была ли главная цель опричнины оправдана исторически?
  4. В чем суть высказывания :-«Добровольно- принудительное присоединение восточных народов к России»?

Основные   понятия: /слайд 4/

Опричнина( опричь-кроме) –Условия на которых царь согласился вернуться к правлению. Обособленная территория, которую использовал Иван Грозный для реализации своей политики.

Земщина – территория под управлением Боярской думы и приказов.

Крепостное право- насильственное прикрепление крестьян к феодалу и земле.

« Заповедные лета» – запрет перехода крестьян от  одного феодала к другому в «юрьев день»

I.Введение опричнины, сущность и последствия .

Опричнина   1565-1572гг.     «Учреждение это всегда казалось странным, как тем ,кто      страдал от него так и тем , кто его исследовал.»         / В.О. Ключевский/ /слайд 5 /

Учащимся предлагается просмотреть видео ролик « Имя России» и самостоятельно в процессе просмотра выделить причины введения опричнины, а затем сравнить их с предложенными учителем на слайд.

Причины  введения « опричнины»:

_Иван Грозный видел неудачи своей политики в изменах и мятежах феодальной знати;

_Он твердо считал, что России необходима сильная, самодержавная  власть основным препятствием к которой были  боярско –княжеские землевладения и боярские привилегии;

_Она давала царю право на неограниченную , самодержавную власть на вверенных ему  - лучших землях.

3 февраля 1565 года – принят указ о введении опричнины, в соответствии с которым страна была разделена на две части:

  1. «Опричнина» во главе с Иваном Грозным

        Опричное войско ( 1 тыс. дворян лично подчиненных царю)

Террор по всей стране.

        2. «Земщина»    во главе с Боярской думой и системой приказов.

      -     с основные события и последствиями опричнины учащиеся знакомятся самостоятельно    в учебнике «История России» А.Н. Сахарова, пар.27, стр.84. Последствияопричнины записывают в тетрадь, а затее сверяют и по необходимости дополняют со слайда №8.

Последствия   опричнины:

Политические:

Усиление политической роли дворянского сословия;

Укрепление режима личной власти царя;

 Ликвидация пережитков удельной системы.

Социально –экономические:

 - Хозяйственное разорение страны;

  -Начало процесса закрепощения государством крестьян ( отмена « Юрьева дня» в 1581 году т.е.      введение «Заповедных лет» ).

-Учащимся предлагается оценка   историками «опричнины», а также дается возможность высказать свою точку зрения. /слайд 9/.

Возвращение к проблемным вопросам темы и их обсуждение:

  1. Иван Грозный- реформатор или сумасшедший тиран?
  2. Можно ли назвать опричнину реформой?
  3. Была ли главная цель опричнины оправдана исторически?

/учащиеся высказывают свое мнение по предложенным вопросам/.

2.Внешняя политика Ивана Грозного.

Работая с картой «Образование Российского централизованного государства», учащиеся вместе с учителем определяют основные направления и задачи внешней политики России в 16 веке, результаты записывают в тетрадь./слайд10 ,11,12/.

Основные  направления  и задачи  внешней  политики:

Западное направление                                  южное направление                               восточное правление

        ↓                                                                       ↓                                                                     ↓

-выход  в Балтийское море,                      - защита южных рубежей                    - борьба с Казанским,

Возврат русских земель                             страны, борьба с крымским                Астраханским, Сибирским

На западных границах.                                 Ханством.                                                               Ханствами.

Основные события внешней политики учащиеся вносят в таблицу дома самостоятельно.

Над проблемой: В чем суть высказывания :-«Добровольно- принудительное присоединение восточных народов к России»?, учащиеся подумают дома и выскажут свое мнение на следующем уроке закрепления.

 Таблица: основные  события  внешней политики /слайд 13/

Дата

Присоединенные территории

Присоединенные народы

Насильственное или добровольное вхождение

  1. Домашнее задание :Заполнить  таблицу
  2. Параграфы 26, 27 учебника  «история России»  А.Н. Сахаров, В.И. Буганов.
  3. Выучить основные термины и понятия по теме.  /слайд 14/.


Предварительный просмотр:

Мой университет – www.moi-mummi.ru


Характеристики Ивана  Грозного представителями различных эпох.

Спор об этом человеке идет уже около пяти веков. Одна из первых характеристик дана еще при его жизни, она весьма противоречива:

-некрасивый (« образом нелепый») с длинным и кривым носом царь вместе с тем высок, у него «сухое тело» и толстые мышцы, высокие  плечи и широкая грудь.

-« Муж чудного разумения, книжного поучения, многоречив, к ополчению дерзостен, за Отечество стоит крепко».

- жесток , не умолим в пролитии крови: множество народу от мало до велика при царстве своем погубил, однако многие благо сотворил, воинство свое любящим и заботящимся показан.

Похоже, современник стал в тупик перед многогранностью человеческого характера.

Карамзин  - «герой» в первый период своего царствования он превращается в тирана во втором.

Соловьев  - представлял историческое развитие России  того времени как смену «родовых» начал на «государственные». В этом смысле деятельность Ивана Грозного была шагом в перед, к победе государственных начал. Однако Соловьев  резко говорил  о казнях неповинных людей, писал , что « не произнесет  историк слово оправдания такому человеку».

Конец 19 – начало 20 веков историки , за исключением  В.О. Ключевского, настаивали  на свободе от моральных оценок прошлого, что надо не судить ,а понять людей минувших.

-В30 годы 20 века оценка историков деятельности этого человека была единодушной. Его изображали на экране, в литературных произведениях, в ученых трудах,  как великого патриота Русской земли, беспощадно и справедливо расправлявшегося с изменниками  боярами.

( О КОМ ИДЕТ РЕЧЬ?)

Чтобы понять деятельность Ивана Грозного, надо знать какую страну он получил в  наследство, когда трехлетним ребенком взошел на престол.


Предварительный просмотр:

Мой университет – www.moi-mummi.ru


Таблица « Реформы Ивана Грозного»

Название реформы и ее значение

Содержание реформы

Значение и последствия реформы

Административная  реформа и реформа местного  управления

Военная реформа

Судебная реформа

Религиозная реформа


Предварительный просмотр:

Мой университет – www.moi-mummi.ru


Урок по истории: «Россия в эпоху Ивана Грозного 1533-1584 гг.»

Данная тема рассчитана на два учебных часа, преподается  в форме проблемной лекции с элементами лабораторной работы , с  использованием  учительской компьютерной  презентации.

Такая форма проведения урока позволяет более эффективно использовать наглядность на уроке, экономить время на повторении изученного материала. Использование видео роликов в контексте урока активизирует внимание учащихся, развивает мыслительную, аналитическую  деятельность. Наличие  познавательных и проблемных вопросов  в изучаемом материале позволяет ученикам  сформировать свою точку зрения, высказать ее и обосновать. Самостоятельная работа с источниками и заполнениями таблиц  развивает аналитические способности и формирует оценочные суждения у учащихся. Презентации, которые используются на этих уроках, расширяют и систематизируют знания учеников, а также  формируют наглядно- образное мышление. На уроке есть возможно использовать все развивающие технологии.

Для подготовки урока были использованы:

  1. ресурсы интернет;
  2.  хрестоматия А.С. Орлова- Москва «Проспект» 1999года;
  3. История России «С древнейших времен до конца XX века» А.Н.Сахаров - Москва «Аист» 1998 год;
  4. История России для детей А.О.Ишимова – Москва – 2004год.и т.д.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


Иван Васильевич Грозный

ТЕМА : «РОССИЯ В ЭПОХУ ИВАНА ГРОЗНОГО1533-1584 ГОДЫ»

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич

/М.Ю. Лермонтов/

Цели и задачи темы:

Сформировать представление об исторической эпохе, в которой протекала деятельность Ивана Грозного, осознание ее противоречивости;

Обратить внимание, на изменения в политической жизни страны в XVI веке;

Оценить реформы и опричнину, которые были проведены Иваном Васильевичем;

Способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлению над трагической страницей отечественной истории.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ:

Внутренняя политика Ивана Грозного: «Реформы Избранной Рады»;

Опричнина;

Внешняя политика России в xvi веке;

Последствия и значение правления Ивана Васильевича.

Проблемные вопросы по теме:

Иван Грозный – реформатор или сумасшедший тиран?

В чем вы видите несоответствие между реформами Ивана Грозного и плачевным состоянием России в конце его правления?

Можно ли назвать опричнину реформой? Чем она отличается от всех других преобразований Ивана IV?

Основные понятия :

Реформа – это преобразование какой либо стороны общественной жизни, не уничтожая основ существующих социально – экономических и политических структур.

Сословно – представительная монархия- форма феодального государства, при которой власть монарха сочетается с органами сословного представительства (Земские соборы).

Опричнина (опричь- кроме)- политика Ивана Грозного, приведшая к разделу земель русского государства на Земские(боярские) и опричные(государев удел) с царским двором и особым войском. Сопровождалась террором и репрессиями как средством достижения политических целей.

Тема 1урока: « Внутренняя политика России в XVI веке»

План урока :

Этапы правления Ивана Васильевича IV:

1 этап -1533-1538 гг. Регенство Елены Глинской;

2 этап - 1538 -1547 гг. Боярское правление;

3 этап - 1547 -1564 гг. Реформы Избранной рады ;

4 этап - 1565 - 1572 гг. Опричнина.

Родословная московских князей

Иван III

Иван

Молодой

Василий III

Юрий

Андрей

Удельный

Князь Старицкий

Елена

Глинская

Иван IV

Анастасия

Захарьева-Юрьева

Владимир

Иван Грозный – имя России

http://video.mail.ru/mail/evolenkoklychaslan.nelli/4711/10815.htmlм

1 этап -1533-1538 гг. Регентство Елены Глинской

Борьба с братьями Василия III ( Юрием Дмитровским и Андреем Старицким) – Казнены;

Реформы Елены Глинской:

Денежная реформа( утверждение единой общегосударственной системы счета. Введение копейки.)

Унификация всех мер.

Укрепление Москвы. Строительство стен Китай-города

2 этап - 1538 -1547 гг. Боярское правление;

Борьба за власть боярских группировок Шуйских и Бельских.

Пагубное влияние оказывали на психику малолетнего Ивана.

Дестабилизация положения в стране.

3 этап - 1547 -1564 гг. Реформы Избранной рады ;

Венчание Ивана Васильевича на Российский престол 16. 01. 1547 года.

Причины и значения венчания:

-уравнивало по чину ИванаIV с восточными соседями( ханами бывшей Золотой Орды);

-превращение Руси в Российское государство как бы предопределило ее значение как «Третьего Рима» -центра православия после падения Византии;

-царский титул ставил Ивана IV выше европейских королей;

-провозглашение Ивана Грозного царем резко возвысило его над другими русскими князьями, что прекратило борьбу за власть;

- ритуал венчания Ивана Васильевича на царство имел значение для православной церкви. Утверждая единодержавие и возвышая авторитет самодержца как наместника Бога.

Таблица:реформы Ивана IV и Избранной рады

Название реформы

и год ее введения

Содержание реформы

Значение и последствия реформы


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Внеклассное мероприятие по истории " Россия есть Россия" для учащихся 9-10 классов.

Разработка мероприятия может быть использована для внеклассного мероприятия по истории, для классного часа , для клубног...

Наши школьные годы.Россия 90-х.

Эссе - воспоминание о первом выпуске, сделанном мною в начале педагогичнской карьеры....

Тесты "Россия в годы правления Александра II".

Тесты созданы по микротемам "Крестьянская реформа", "Либеральные реформы 60-х-70-х г.г.", "Социально-экономическое разви...

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презен...

Контрольный тест «Россия в эпоху Ивана Грозного». 10 класс

2 варианта контрольного теста с ключом....

Контрольные тесты по истории в 9 классе по теме"Россия в годы революции и гражданской войны"

Контрольные тесты по истории в 9 классе по теме "РОссия в годы революции и гражданской войны"....

Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"

Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-л...

Урок повторения Россия в годы революции и Гражданской войны

Урок проводится в форме интеллектуальной игры "Своя игра". Учащимся предлагаются разноуровневые задания....

Урок в 6 классе "Образование в эпоху расцвета Средневековья"

Урок разработан для 6 классов общеобразовательных школ изучающих Всеобщую историю по учебнику Ведюшкина В.А. «История ср...

Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья.

Разработка урока для 6 класса на тему "Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья", к учебнику Ведюшк...