Методическая разработка по истории (6 класс) по теме:
Урок "Причины и начало гуситского движения в Чехии"

урок по истории средних веков в 6 классе по теме "Причины и начало гуситского движения в Чехии" содержит сравнительные таблицы, материал для самостоятельной работы учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
prichiny_i_nachalo_gusitskogo_dvizheniya_v_chehii..doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Гуситское движение в Чехии. (6 класс)

Тема урока: Причины и начало гуситского движения.

Цели: изучить предпосылки общенародного движения в Чехии против гнета католической церкви; выяснить роль выдающегося деятеля Яна Гуса в этом движении, использовать биографические сведения о нем для патриотического, нравственного воспитания; формировать умения раскрывать причины широкого общественного движения и анализировать его цели.

Тип урока: изучение нового.

Основные понятия и термины: паны, патриоты, церковный собор, гуситы.

Оборудование: карты «Чехия в XIII – XV вв.», «Развитие ремесла, торговли и науки, рост городов Европы (XI-XIVвв.)», «Европа в XIV-XV», иллюстрация «Ян Гус на Церковном Соборе», учебник «История средних веков. 7 класс» Е.В.Агибалова, Г.М.Донского.

План урока:

  1. Чехия в составе Священной римской империи.
  2. Подъем хозяйства в Чехии ХIV века.
  3. Положение крестьян.
  4. Недовольство могуществом католической церкви.
  5. Ян Гус.
  6. Церковный Собор. Смерть Гуса.
  7. Начало вооруженной борьбы.

Ход урока.

  1. Объявление темы и целей урока.
  2. Основная часть.
  1. – В первой половине пятнадцатого века феодальную Европу всколыхнула острая классовая борьба, развернувшаяся в небольшой славянской стране – Чехии. Эта борьба, получившая название гуситского движения по имени его основателя Яна Гуса, была направлена прежде всего против католической церкви – главной опоры феодального строя.

- Найдите на карте Чехию. ( работа с атласами и настенной картой)

- Вспомните, когда образовалось Чешское государство?

- Каковы были его взаимоотношения со Священной Римской империей?

        ( В начале 10 века возникло Чешское государство. При поддержке знати князья чешского племени, жившего вокруг Праги, объединили под своей властью остальные племена. Короли Германии пытались подчинить себе Чехию, и ей пришлось войти в Священную Римскую империю. Но чешский князь самостоятельно управлял страной. Позднее он принял титул короля)

Вывод: Чехия в составе Священной римской империи.

  1. – В середине 14 века чешский король Карл I был избран императором Священной римской империи. Чехия - самое сильное государство. Карл I избегал войн, сумел расширить территорию Чешского королевства, скупая земли и устраивая выгодные браки своих детей. Король покровительствовал развитию ремесла, горного дела, торговли и культуры. При нем возросло значение города Праги, там велось большое строительство. В чехи была организована добыча серебра, золота, железной руды. (иллюстрация уч-ка «Добыча руды в шахтах»). По развитию горного дела и производству сукна Чехия занимала одно из первых мест в Европе.  Торговые пути связывали Чехию с другими странами ( по карте показать с какими странами и городами). Через польский город Краков шла торговля с Русью, откуда ввозили мед, воск, сало и много ремесленных изделий. Прага – один из самых красивых и больших городов Европы. (показать иллюстрации Праги 15 века).
  2. – Вспомните, как рост городов, развитие ремесла и торговли повлияли на положение крестьян во Франции и Англии?

( с ростом городов крестьяне втягивались в торговлю, они продавали на городских рынках излишки продуктов своего труда, феодалы стали заменять барщину и оброк – денежным оброком, личная зависимость крестьян слабела.)

        - Предположите, каково было положение крестьян в Чехии? 9мнения учащихся)

        - В Чехии существовала пословица: « Крепостной, что верба: чем чаще ее обрубать, тем гуще она будет ветвиться». Как пословица характеризует положение крепостных крестьян в Чехии? Среди какой части населения она могла сложиться? (ответы учащихся)

        - Давайте уточним, правы вы были в своих предположениях. Работаем с учебником. Прочитать, сравнить свои ответы с прочитанным. Что нового узнали?

        - Новое понятие – паны. Кто такие паны? (запись на доске и в тетрадях)

  1. –Только ли паны жили в роскоши?

- Нельзя забывать, что крупнейшим землевладельцем была католическая церковь, в Чехии она владела 1/3 частью самых плодородных земель в стране.Главе Чешской церкви принадлежало 14 городов и 900 деревень.Особенно богатыми были монастыри.

- Вспомните, каковы были источники богатств римского папы и католической церкви? ( плата за обряды, продажа церковных должностей, продажа индульгенций, церковная десятина, прикосновение к святым мощам)

- Как вы думаете, какие слои населения могли проявлять недовольство могуществом католической церкви? Почему?

- Заполните в таблице колонку « мои предположения», посоветуйтесь в парах.(работа в парах)

Слои населения

Мои предположения

Что я узнал

Крестьяне и бедные горожане

Паны и рыцари

Богатые горожане

   - Почему проявляли недовольство? Проверить записи ребят.

- А теперь прочитаем учебник. Заполнить столбик « что я узнал». Сравнить свои предположения и информацию учебника. (работа с учебником)

- Совпадают или нет записи в столбиках? Что нового вы узнали? (ответы учащихся).

  1. Какой вывод можно сделать об отношении к могуществу католической церкви разных слоев населения?

- Церковь вызывала всеобщее недовольство, которое приведет к борьбе за переустройство. И первым, кто поднял свой голос против духовенства был профессор пражского университета Ян Гус, который сначала в своих проповедях обличал жадное духовенство, а потом перешел к требованиям переустройства церкви.

- Прослушайте сообщение о Яне Гусе, подумайте, какие черты личности вас привлекают в этом человеке? (доклад о Яне Гусе – подготовленный ученик)

- Какие черты личности вам понравились? (целеустремленность, трудолюбие, справедливость, честность)

6.   - Правильно ли поступил Ян Гус, отказавшись от совета друзей? (иллюстрация на доске «Ян Гус на Церковном Соборе»), (работа над новым понятием – церковный Собор).

- Как вы думаете, все ли члены Церковного Собора выступали за смерть Гуса? Почему? (зачитать мнения епископов с «заключительного заседания»)

        Врагам Гуса хотелось сегодня же достигнуть своей цели, потому что дрова уже были приготовлены для костра и облиты смолой. Император Сигизмунд настоятельно и строго предложил Гусу отречься от своего учения. Тогда Гус начал говорить следующее: « Я не могу отречься ни от одного положения, написанного или высказанного мною». После того поднялся страшный шум; посыпались на Гуса проклятия и послышались требования голосования.

Паниз Хлума ( чешский феодал): Все римское духовенство представляет собой презренную толпу кутил и глупцов, в своей жизни наблюдающих над собою менее, чем свинья в зеркале. Именем своего короля и всех чехов я клянусь, что чехи страшно отомстят в случае дальнейших терзаний или смерти Гуса. В крови папистов чешский гусь вымоет свои крылья. Жизнь и свободу Гусу.

Архиепископ лондонский: Если бы у этого чеха было десять жизней, тогда бы я взял их все у него: во-первых, за то, что он унижал наместника Христова (папу); во-вторых, за то, что обнажил духовенство, не оставив ему и клочка, чтобы прикрыть свою наготу; в-третьих, за то, что он сбил с пути много народа. Межде тем народу лучше ничего не знать и слепо верить. Пусть сгинет этот чех!

Епископ бриксенский: Гусю не причинится зла, если его ощипать и испечь. Мы уже ощипали его. Пусть печется, и сегодня же.

Епископ журский: Подаю голос за свободу, честь и жизнь Гуса. Какую пользу получите вы, если гусь будет испечен, а перья его крыльев распространят сильные бури во всех землях? Камень, который мы хотимбросить вверх, может упасть на наши головы.

Епископ костанцский: Если завтра не сожжем Гуса, то послезавтра народ сожжет всех нас, здесь пребывающих. Пусть он умрет!

- Чего они боялись? Чего могли опасаться?

        

7.    Не зря боялись представители церкви, потому что смерть Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи народных проповедников, в их речах звучал призыв вооружаться – все последователи Яна Гуса стали называть себя гуситами ( работа над новым понятием – запись в тетради). Среди гуситов выделилось два лагеря – табориты и умеренные.

- В чем различия этих двух течений мы узнаем, работая над сравнительной таблицей. Заполнить таблицу, читая учебник:

Вопросы для сравнения

табориты

умеренные

  1. Состав участников течения

  1. Против каких видов гнета вели борьбу?

  1. Какие цели перед собой ставили?

 

        - Проверка таблицы, можно заполнять по вариантам.

III. Итог урока. – Что нового вы узнали на уроке?

        - Почему чешский народ чтит память Яна Гуса?

        - Кто такие гуситы?

IV. Дом.зад.

 


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Природа России - нравственное начало в жизни русского человека. ( Урок - презентация по творчеству К.Г. Паустовского ).

 Цель урока: Помочь учащимся увидеть К. Паустовского, как необычайно талантливого человека, мастера прозы двух напр...

Карта обобщенных целей обучения алгоритмизации. 4 класс.

 Карта обобщенных целей обучения Требования к постановке целей обучения предмету: 1) диагностичность цели, инс...

Конспект познавательного занятия-путешествия в старшей группе

  Расширить знания детей об экосистеме «Море»...

Элективный курс по геометрии "Теорема Пифагора"

Цели  курса: - помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как решение геометриче...

Программа элективного курса "Компьютерные эксперименты в механике"и методические рекомендации

 Методическое пособие  предназначено для учителей физики, желающих использовать на своих занятиях компьютерные...

Линейная функция и ее графики

Систематизировать и обобщить знания учащихся по данной теме. Показать связь с другими предметами.Продолжить формирование...

Конспект урока

пример урока проводимого мной....

Урок одной задачи

задача хороша на слух, красива на вид и вызывает интерес у учащихся. Но стоит ли посвящать урок одной задаче?Безусловно,...

Работа с одаренными детьми

Система работы с одаренными детьми. Подбор материала для индивидуальной и групповой работы....

Использование современных образовательных технологий.

Для формирования у обучающихся информационных компетенций, применяю информационно-коммуникационные технологии в учебном ...