Методическая разработка по истории (6 класс) по теме:
Восточные славяне

Дамзина Ирина Анатольевна

План открытого урока по истории Отечества в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
p_l_a_n_vostochnye_slavyane.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Дамзина Ирина Анатольевна

Учитель истории и обществознания

МАОУ Гальчинская СОШ,

городской округ Домодедово,

Московской области

П Л А Н

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА В 6  КЛАССЕ

ТЕМА: "ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ".

ЦЕЛЬ УРОКА: Обеспечить усвоение учащимися знаний о занятиях, быте, верованиях и общественном устройстве восточных славян.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: Карта "Киевская Русь в IX - начале XII вв", изображение скульптуры летописца Нестора, таблица "Земледелие у восточных славян", иллюстрация "Одежда восточных славян", раздаточный материал, вещественные источники к уроку.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс - М.: Просвещение, 2009 г.;

Атлас и контурные карты по Истории России 6 класс, М., Дрофа, ДИК, 2009 г.;

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6 класс: Поурочные разработки -  М.: Просвещение, 2007 г.

ЭПИГРАФ: "Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом -Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне! Слава русской старине!"

Н. Кончаловская.

Время урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

0-1

      2-6

   

5 -33

34 – 43

44 - 45

ОРГМОМЕНТ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ:

Вопросы для беседы с учащимися:

1.        Знакомо   ли   Вам   понятие   "восточные славяне?

(Восточные славяне – племена, населяющие восточную Европу.)

2.        Имеет ли этот народ отношение к терри тории нашей страны?

(Восточные славяне – предки русского народа).

После беседы отмечаю, что к концу урока уча щиеся должны знать:

-территорию расселения восточных славян;

-основные занятия восточных славян;

-верования;

- управление у восточных славян.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

ПЛАН

  1. Происхождение и расселение восточных славян.
  2. Занятия славян
  3. Быт и нравы.
  4. Верования.
  5. Общественный строй и управление.

Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на восток происходит в V-VII вв. н.э. Постепенно они проникают в лесные массивы Восточно-Европейской равнины. Освоение славянами этой обширной территории обошлось без кровавых столкновений с населявшими ее балтийскими и угро-финскими племенами. Пришельцы и старожилы, как правило, мирно уживались друг с другом; при этом в ходе постоянных хозяйственных и прочих контактов значительная часть местного населения ославянивалась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями — скотоводческими народами, кочевавшими в степях. В начале VII в. союз антов, состоявший в основном из земледельческих славянских племен, был разгромлен в Северном Причерноморье кочевыми племенами аваров. В том же VII в. другие кочевники — хазары — создали здесь сильное государство Хазарский каганат, расположившийся на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей. Многие восточнославянские племена вынуждены были признать господство хазар и платить им дань.

Расселение славян по территории Восточно-Европейской равнины в VII в. в основном завершилось. Племена, жившие рядом в одинаковых природных условиях, как правило, создавали племенные союзы для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза славен ильменских. Относительно густо были заселены центр и юго-запад. В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей, древлян, радимичей и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне. Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами, угличами и тиверцами. Наконец, на глухой восточной окраине, в покрытом лесами междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей и вятичей.

Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те немногие племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. Затем участок забрасывали. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной системе, когда приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла общественная и хозяйственная организация славян. Она носила общинный характер. Именно из отдельных общин складывались племена, которые затем создавали грандиозные союзы. В V—VII вв. еще господствовала родовая община. Все члены ее были связаны кровным родством. Собственность на средства производства — землю, рабочий скот, инвентарь — и само производство носили коллективный характер; распределение же было уравнительным. Однако по мере того как совершенствовались трудовые навыки и земледельческие орудия, по мере того как росла производительность земледелия, род постепенно распадался на отдельные семьи, и родовая община сменялась соседской. В такой общине жилище, скот и инвентарь переходили в семейную собственность; земля же, хотя и оставалась в коллективном владении всей общины, делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей.

Подобные перемены постепенно приводили к имущественному неравенству; оформлялся слой богатых, знатных людей. Важную роль в этом процессе играли и войны, особенно походы на владения богатой Византии, которые в случае удачи приносили огромную добычу, распределявшуюся далеко не равномерно. Поначалу в таких походах участвует ополчение, включавшее в себя большую часть мужчин племени, постепенно его заменяет дружина — группа отборных воинов-профессионалов, постоянных боевых соратников племенного вождя, который все в большей степени превращается в князя — руководителя этой дружины. Дружина используется племенной верхушкой и для поддержания порядка в своем собственном племени, т.е. принимает на себя функции государства. Таким образом, в VII — VIII вв. восточные славяне переживают очень медленный, но последовательный процесс становления классового общества и зарождения государства.

 

Демонстрирую        изображение        летописца

Нестора.

"В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ."

А написал он "Повести временных лет" где со-

держатся самые ранние сведения о восточных

славянах.

Задание учащимся: Используя текст "Повести

временных  лет"  и  карту  заполнить  таблицу

"Расселение восточных славян".

Названия славянских

Географические  ори-

племен

ентиры поселения

Поляне

р.Днепр

Дреговичи

Между реками При-

пять и Двина

Полочане

р.Полота, впадающая

в реку Двина

Славяне

Оз.Ильмень

Северяне

Р.Десна,    р.Сейм    и Сула

Радимичи

Р. Сож

Вятичи

Р. Ока

2.   Задание  учащимся:   По  второму  пункту учебника составить схему: "Занятия славян"

.ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН

Земледелие                                        Бортничество

                                                   Охота

Рыболовство

Скотоводство   Ремесло

Лесная зона Подсечно-огневая система

Степная и лесо степная зоны Переложная система

Задание учащимся: Заполните таблицу "Хо-зяйство древних славян"

Присваивающее

Производящее

Охота

Земледелие

Рыболовство

Скотоводство

Бортничество

Ремесло

Занимаясь  земледелием  землю  обрабатывали

сохой, оставлявшей в земле частые борозды.

Бороной почву выравнивали, а убирали хлеб

серпами.

Использую демонстрационный материал.

Демонстрирую вещественные источники.

Вопрос учащимся: О каких занятиях свиде тельствуют данные источники?

(Охота и ремесла)

Физкультминутка.

Исходное положение – стоя руки на поясе.

1.Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.

Повторить 6 раз

Исходное положение – стоя руки на поясе.

2.Взмахом правую руку занести через левое плечо, голову повернуть вправо.

Повторить 6 раз.

3. “Утро, пробуждается природа.

     Первые рассветные лучи

     На воротах древнего поселка

     Отблески оставили свои.

     Здесь живет народ,

     высокий и красивый, -

     Светлоокие и сильные мужи,

     Женщины, изящные, как ивы,

     Дети, словно крепкие дубки.”

Задание учащимся: Работая с документом №2 ответить на вопросы

Славянские поселки располагались по берегам рек и озер. Они состояли из 5 – 10 дворов. В лесной зоне дома в виде деревянных срубов, а в лесо-степной это полуземлянки.

При объяснении материала использую картину “Славянский поселок”

Это были храбрые воины.

Задание учащимся: Работа с документом №3

4. Славяне были язычниками.

Задание учащимся: Прочитать пункт о верованиях славян и выписать почитаемые божества.

Ярило – бог Солнца

Перун – бог грома и молнии

Стрибог – бог ветра

Волос – покровитель скотоводства

Мокош – божество плодородия

Верили в домовых, русалок, леших, водяных

Провожу словарную работу.

Идол – статуя языческого бога

Волхвы – люди, умеющие общаться с богами

5. Соседская община сменила родовую.

Словарная работа:

Вервь – соседская община

Задание учащимся: Ознакомившись с пунктом 5 учебника составьте схему “Управление племенем восточных славян”

                                    ВЕЧЕ

                     С Т А Р Е Й Ш И Н Ы

Словарная работа:

Вече – народное собрание

Таким образом мы изучили материал согласно плана нашего урока.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Письменная работа для учащихся:

Продолжите предложения….

1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(Восточные славяне)

2. Основными занятиями этих племен были…(Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство )

3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(Соху, борону и серп)

4. По религиозным верованиям племена были…(Язычниками)

5. Изображения славянских богов назывались…(Идолы)

6. Высшим органом власти у славян было…(Вече)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Параграф №1 Вопросы 1-5. Для наиболее сильных учащихся – сочинение “Один день в славянском поселке”

РЕФЛЕКСИЯ: Ваше отношение к уроку.

Красный квадратик – Вам трудно, но интересно.

Желтый квадратик – Вам легко и интересно.

Синий квадратик – Вам трудно и неинтересно.

Отвечают на вопросы.

Работа в парах по заполнению таблицы

Составляют схему. Работа в парах.

Заполняют таблицу

Отвечают на вопрос

Работая в парах с документом отвечают на вопросы.

Слушают документ, используя раздаточный материал отвечают на вопросы к документу.

Работают с учебником.

Записывают в словарь

Записывают в словарь

Составляют схему

Записывают в словарь

Выполняют письменную работу..

.

Записывают домашнее задание.

ДОКУМЕНТ №1

ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ 

(Извлечение)

“…Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами,  другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ…”

ДОКУМЕНТ №2

Вопросы к документу:

  1. Какие сведения о внешнем облике славян дает нам источник?
  2. Что говорит автор об одежде восточных славян?

Прокопий Кесарийский о славянах и антах.

“Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.”

ДОКУМЕНТ №3

Вопросы к документу:

  1. Какие сведения о вооружении славян дает нам источник?
  2. Что мы узнаем о тактике славянских воинов?
  3. С какими военными хитростями восточных славян знакомит нас источник?

Маврикий Стратег о славянах.

“Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно переживают они пребывание в воде, так часто некоторые их числа остающихся дома, будучи настигнуты внезапным нападением погружаются в пучину вод. При это они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии). А если случится, что камыши бывают видимы снаружи, неопытные люди считают их за растущие в воде…

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом…

Не имея над собою главы и враждуя друг с другом они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они во время его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают в противном случае обращаются в бегство, не спеша померяться с силами неприятеля в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманит противника...”


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

урок истории, тема:Возрождение Советской страны после Великой Отечественной войны.

Урок - Устный журнал «После войны…» Тема урока:Возрождение Советской страны после Великой Отечественной войны. Цель:Да...

Конспект урока по теме: «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах». 8 класс.

Конспект урока разработан с учетом интегрального и деференциального стиля мышления учащихся, по модульной технологии.&nb...

Исследовательский проект "Демографическая ситуация в России"

Исследовательский проект учащихся 10-11 классов о демографической ситуации в России, основанный на результатах Всероссий...

Курение - коварная ловушка.

Цели:  познакомить детей с  фактами, свидетельствующими  о  вреде  курения;  способствоват...

Проверочный тест к уроку "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"

Данный тест предлагается учащимся с целью проверки усвоения нового материала...

Ачык дәрес "Ньютон иленә сәяхәт"

9 класста "Әйләнә-тирәбездә физика" электив курсының йомгаклау занятиесе...

Презентация к уроку "Некоторые свойства прямоугольного треугольника"

На слайдах представлен материал к уроку по указанной теме...

Творческий проект "Театр своими руками"

Работа с детьми над созданием теневого и кукольного театра. ...