Разработка урока на тему:"Образ жителя Японии"
методическая разработка (изобразительное искусство) по теме

Киселева Наталия Исхаковна

Создавая цикл уроков по Японии, необходимо познакомить ребят с природой, с ее обожествлением, что, естественно, выразилось и в искусстве, и в поэзии, и в самой жизни жителей этой страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Razrabotka_uroka_Obraz_zhitelya_Yaponii.doc722 КБ

Предварительный просмотр:

учитель ИЗО

Киселева Н.И.

МОУ СОШ №3

 г. Лыткарино

Материалы к  уроку 1 на тему:

«Образ жителя Японии – страны восходящего солнца»

по программе общеобразовательных учреждений

«Изобразительное искусство и художественный труд»

под редакцией Неменского Б.М.

4 класс

Изучая художественную культуру народов в 4-ом классе третьей четверти по программе Б.М.Неменского, мы обязательно обращаемся к искусству народов Востока.

Культура Японии, уходящая корнями в глубокую древность, заслуживает особого внимания при изучении школьной программы. Школьникам необходимо познакомиться с традициями японского народа, с их обычаями и жизненным укладом, который совершенно не похож на жизненный уклад других народов.

«Даже столь краткое знакомство с художественной культурой Японии позволяет нам почувствовать всю ее самобытность и представить богатство, создававшееся на протяжении более двух тысячелетий».

Создавая цикл уроков по Японии, на первом уроке необходимо познакомить ребят с природой, с ее обожествлением, что, естественно, выразилось и в искусстве, и в поэзии, и в самой жизни жителей этой страны.

Показывая работы японских художников, надо увлечь ребят в мир единения с природой, обращая их внимание на мельчайшие детали в мире этой природы, какими любовались японцы и любуются до сих пор.

Пусть ребенок, услышав японские стихи, представит картинку в своем воображении. Тогда она наполнится для него глубоким смыслом.

Познакомившись с японской живописью, поэзией, ребята начинают работать, создавая японский пейзаж акварелью.  

Показываем дальние очертания пейзажа размытыми, как любят изображать японцы. На втором уроке дети будут гуашью рисовать на переднем плане человека в национальной одежде, поэтому надо, прорисовывая природу, подумать и оставить для  него свободное пространство.  

На втором уроке школьники знакомятся с одеждой японского народа и создают образ японского человека.

Конспект   УРОКА 2.

Тема урока: «Образ жителя Японии – страны восходящего солнца»

Цели и задачи:

  1. формирование представления о художественной культуре Японии и о связи ее с природой;
  2. понимание особенностей японского искусства на примере выдающихся произведений;
  3. формирование знаний, умений при изучении особенности культуры Древней Японии;
  4. развитие пространственного мышления, образного видения, художественных навыков;

Оборудование:  листы А3, акварель, гуашь, кисти.

Зрительный ряд:  мультимедийный показ работ известных японских художников.  

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа

Прежде чем создавать образ японского человека, мы с вами познакомимся с японской традиционной одеждой. Его основа – это КИМОНО.

Любой национальный костюм, так или иначе, отражает особенности материальной и культурной жизни народа, в том числе и национальный характер.

Это в полной мере относится и к кимоно, история которого является одной из прекрасных страниц японского декоративного искусства и в которой отражены особенности бытовой культуры японского народа.

Что же такое КИМОНО?

Название происходит от выражения «киру моно» - вещь для одевания.

Обычно под кимоно подразумевается основной вид наплечной одежды, представляющей собой длинный халат без застежек, запахивающийся направо (рис.1).                                                                        

Рис.1                   Рис.2                    Рис.3

Шили кимоно из четырех прямоугольных кусков ткани, которые сшивались сзади по линии позвоночника, а также по бокам (рис.2).

Рукава женского кимоно очень широкие – до 150 см.

Отверстия для кистей рук делаются не во всю ширину, рукава, образуя мешок, сшиваются внизу и по переднему обрезу. В рукавах прятали веера, носовые платки, косметику (рис.3).

Кимоно изготавливали очень просторным, лишнюю ширину убирали в складки, которые специально фиксировались.

Подвязывали кимоно поясом ОБИ, который представлял собой ленту длиной до 4м и изготавливался из шелка. Ленту туго завязывали за спиной и укладывали в форме банта, который дополнительно фиксировался для жесткости специальной бумагой (рис.4,5).

 Рис.4      Рис.5     Рис.6

Качество материала и узел менялся в зависимости от сезона и ситуации.

Отрез шелка, известный под названием ОБИАГЭ, удерживает оби на месте.

Есть еще ОБИДЗИМЭ – декоративный шнур, который также скрепляет оби.

Складка, или ОХАСОРИ, на талии регулирует длину кимоно.

ХАНЭРИ – сменяемая нашейная лента, выступает из-под кимоно.

Японский костюм мог состоять из нескольких кимоно одинакового покроя и разной расцветки, одеваемых одно на другое. Воротник нижнего кимоно был виден из-под верхнего.

Женское кимоно расписывали или вышивали уже после того, как оно было сшито.

Роскошные ткани, идущие на женские кимоно, нередко расписываются вручную, ткутся  и окрашиваются с использованием традиционных японских способов (рис.7).

Рис.7

Орнамент мог быть геометрическим, растительным, могли также изображаться пейзажи и жанровые сцены. Это зависело от эпохи и от моды.

Мужской костюм выглядел более строго. Он изготавливался из темных однотонных тканей. Украшали его неширокой вышивкой.

Рис.8    Рис.9

Торжественная мужская одежда представляет собой черное шелковое кимоно (рис.8). Оно короче женского и допускает большую свободу в движениях.

Сверху на него надевают длинные, до лодыжек ХАКАМА, длинную накидку ХАОРИ.

Хакама – свободные брюки наподобие шаровар, надеваются поверх кимоно.

Хаори – накидка, надеваемая поверх кимоно.

Удерживает кимоно пара переплетенных шнурков ХИМО.

Никаких украшений не предусмотрено, кроме вышитого белого фамильного герба (МОН).

Кстати, официальное кимоно, имеющее на себе герб семьи, может принадлежать как мужчине, так и женщине.

Самураи - японские воины – носили костюм КАМИСИМО.

Он состоял из жилета, широкой юбки – штанов в складку, с разрезами по бокам.

Воины высшего ранга во время важных церемоний носили длинные штаны – БАКАМА, они полностью скрывали ноги (рис.9).

По одежде можно было определить ранг самурая.

Дети носили миниатюрные повторения взрослой одежды.

И в наше время мужчины и женщины обычно надевают кимоно в торжественных случаях и на праздники. Некоторые японцы вечером переодеваются в хлопковые кимоно.

Начиная с 17 века и позднее, японцы носили тростниковые или кожаные сандалии с ремешками - ДЗОРИ и деревянные башмаки – ГЭТА (рис.10).

  Рис.10     Рис.11

Такую обувь удобно снимать при входе и одевать при выходе.

Дзори и теперь носят с парадным кимоно, а гэта – с юката (легкое летнее кимоно).

Узкие перекладины на подошве гэта часто высокие, чтобы не пачкать ноги.

В конце 17 века мода требовала ношения 30-см высоты таких перекладин. В такой обуви передвигаться было практически невозможно.

Вместе с гэта и дзори носят носки ТАБИ (рис.11).

Мужские сандалии СЭТТА делаются из плетеной соломы (напоминающей татами), подошва – из кожи.

Мужские прически делали из полудлинных волос, поднятых в виде небольших башенок. Самураи брили теменную часть головы, а волосы с висков и с затылка поднимали вверх и свертывали жгутом, который пропускали через специальный футляр (рис.12).

Молодые японцы брили лица. Усы и бороду мужчины отпускали в старости (рис.13).

Рис.12          Рис.13             Рис.14

Японские императоры носили шапочки из черного шелка круглой формы. Шляпы из тростника носили и мужчины и женщины (рис.14).

Детям  волосы на голове выбривали. Оставались только небольшие кружочки над висками. Пряди связывали лентами, шнурками.

 Женские прически были довольно сложными. Для устойчивости в высокую прическу подкладывали валики. Для того, чтобы волосы держали форму и блестели, их покрывали маслом или воском. Украшались прически шпильками, гребнями, цветами (рис.15).

Гребни и шпильки изготавливались из панциря черепахи или слоновой кости.

Веера, обычно из бамбука, оклеенного раскрашенной бумагой, являлись традиционной принадлежностью  туалета мужчины и женщины.

  Рис.15         Рис.16

Одежда и внешность определялась строгими правилами этикета. Знатные женщины тратили много времени, чтобы выглядеть достойно.

Далее знакомство с работами японских художников:

Матабэй Иваса, Бунте Иппицусай, Харунобу Судзуки, Фудзивара Набудзанэ, Бусон, Утамаро Китагава, Маронробу Судзуки, Эйсе Текосай, Харусигэ Судзуки.

  1. Практическое задание.

А теперь, давайте попробуем нарисовать японского человека.

Я покажу вам образец, прорисовывая водой на доске.

Так как пояс оби на японской одежде плотный и широкий, можно начать рисовать с пояса -  «прямоугольника» (рис.17).  Верхнюю и нижнюю линии прямоугольника изменим, как показано на рис.18.

  Рис.17      Рис.18      

Затем вниз проводим свободные, плавные линии, как будто изображаете «ручеек или легкий порыв ветра» (рис.19).

Рис.19   Рис.20

Затем соединяем эти линии, завершая линию кимоно (рис.20).

Далее от пояса вверх проводим линию запаха (как веточку от вишенки) (рис.21).

Рис.21  Рис.22  Рис.23

Дорисовываем вторую линию запаха (как будто начали рисовать листик на веточке) (рис.22).Далее прорисовываем рукава (в зависимости от того, куда направлены руки) (рис.23).

Соединяя линии рукавов, прорисовываем открытую изящную линии шеи из получившегося ворота. Находим «место головке с поднятыми черными волосами». А дальше – ваша фантазия!

Ребята, которые хотят нарисовать мужчину японца, действуют по той же схеме, только вместо широкого пояса надо показать более узкий, а вместо длинного кимоно, они плавными линиями показывают свободные брюки.

  1. Подведение итогов урока

Выставка работ учащихся. Отмечаются наиболее удачные работы. Обсуждаются заданные вопросы и обобщаются полученные знания.

Вопросы для обсуждения с учащимися на уроке:

  1. Как относится японский народ к природе?
  2. Что такое кимоно?
  3. Какую обувь носят японцы.
  4. Чем украшались женские прически?
  5. Чем отличался мужской костюм от женского?

Литература:

  1. Журналы «Япония сегодня», №3-1997, №1-03, №3-03, №4-03, №7-03 – Издательство «Япония сегодня».
  2. Ч. Данн. Традиционная Япония.
  3. Культура классической Японии. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону, «Феникс». Харьков, «Торсинг», 2002. Серия «Страны народов мира».
  4. Япония. Дорлинг Киндерсли. Путеводители. АСТ. Астрель. Москва. 2004. ООО «Издательство Астрель».
  5. Т.Б.Сапожникова, О.А.Коблова. Методическое пособие. Лекции 5-8.
  6. Легенды и сказки древней Японии. Санкт-Петербург «Кристалл»,  2000
  7. http://bibliotekar.ru/japan-toyokuni/index.htm 

Гравюры Утагавы Тоёкуни

Японская живопись: Хасэгава Тохаку

  1. http://www.wm-painting.ru/yaponskaya_zhivopis/p2_articleid/243

Японская живопись

Детские рисунки:

 Фото 5.      Фото 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: "Япония"

При проведении урока изучения нового материала на тему «Япония» используются презентации, с помощью которых студенты поэтапно отвечают на вопрос «В чем секрет Японского экономического чуда?». В процес...

Разработка урока на тему: « Образ матери в народном творчестве»

Цели: Расширить представления учащихся о  русской культуре, фольклоре и традициях. познакомимся с примерами отождествления предметов, явлений и существ с образом матери - покровительницы, кормили...

разработка урока по теме "Здоровый образ жизни". Прямая и косвенная речь

Цель урока:   Использование в учебной деятельности инновационных образовательных технологий, реализация дифференцированного подхода в обучении, обобщение и закрепление лексико-грамматического м...

разработка урока по теме Здоровый образ жизни для 9 класса по учебнику В.П. Кузовлева

Этот урок разработан по материалу раздела 4 section V учебника английского языка для 9 класса под ред. Кузовлева В.П. Ведущая цель урока - формирование навыков аудирования. Практические задачи- активи...

разработка урока по теме "Здоровый образ жизни"

Тема Здоровый образ жизни очень обширная и за один урок ее очеь сложно рассказать, я попыталась компактно все изложить в презентации...

Разработка урока "Подвиг защитников и жителей города Ельни в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года"

Урок посвящён событиям 1941-1943 годов на Ельнинской земле, которая была освобождена героическими усилиями солдат, партизан, ополченцев и жителей этого края. Их подвиг оценён правительством и навсегда...

Разработка урока по теме "Я - житель наукограда!"

Данная тема помогает закрепить знания об однородных членах предложения, пробудить интерес к дальнейшему изучению истории родного города, активизировать познавательный интерес к русскому языку....