Можем ли мы увидеть живопись.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Попова Наталья Анатольевна

О живописи в музыке русских композиторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mozhem_li_my_uslyshat_zhivopis.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок музыки в 4 классе «Можем ли мы услышать живопись».

Музыкальный материал:

Прелюдия соль-мажор Рахманинова

Картина Левитана «Весна. Большая вода».

 «Марш Буденного» Дм. Покрасса

Цель урока: Проявить ассоциативность звукового и зрительного восприятия школьников.

Задачи урока:

  1. Воспитание внимательного слушателя.
  2. Добиться выразительного исполнения песенного материала.
  3. Развитие творческого воображения.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение:

Мы не раз знакомились с произведения композиторов, художников, которые создавали замечательные произведения искусства. Давайте вспомним фрагменты произведений, композиторов, художников. Разгадаем кроссворд.

                                      1

2

3

4

5

6

                                               6        

КРОССВОРД.

По горизонтали:

1. Русский композитор, врач, ученый, автор романсов, симфоний, квартетов?

2. Персонаж оперы Мусоргского, монах, который исполняет залихватскую песню о царе Иване Васильевиче Грозном. Его композитор узнал в портрете И.Е. Репина «Протодьякон» когда пришел в Третьяковскую галерею?

3. Музыкальный спектакль где чувства, мысли героев передаются при помощи пения?

4.Назовите композитора который сочинил эту музыку?

Марш Буденного Дм. Покрасс

5.Русский художник нарисовавший картину «Вечерний звон»?

6. Русский художник написавший картину «Три богатыря»?

По вертикали:  Живопись

Проверка кроссворда.

Какое ключевое слово у вас получилось? (живопись)

И тема нашего урока «Можем ли мы услышать живопись?»

Запись темы в тетради.

Сегодня уроке мы продолжим знакомится с произведениями изобразительного искусства и выступать в роли композиторов.

  1. Раскрытие темы на новом музыкальном материале:
  1. Давайте рассмотрим репродукцию картины.
  2. Что вы видите на этой картине?
  3. Какие эмоции вызывает у вас эта картина?
  4. Что она вам напоминает?
  5. Какое время года? (Весна)
  6. Что чувствовал художник, когда создавал эту картину?
  7. Что позволяет вам так утверждать?
  8. Как выглядят на картине березки? (тонкие, тянутся к свету)
  9. Какие цвета использовал художник?
  10. Почему он использовал такую цветовую гамму?
  11. Как бы вы назвали картину?
  12. К какому жанру  изобразительного искусства относится эта картина?            
  13. (пейзаж)
  14. Назовите художников которые писали пейзажи?
  15. Можете ли вы мне назвать художника  который написал эту картину?

Работа в тетради.

  1. Напишите название картины.

             Левитан И. «Весна. Большая вода».

  1. Давайте запишем определение, что такое пейзаж.
  2. Пейзаж – (Франц. – природа). В пейзаже важным моментом является избранный художником естественный или сочиненный природный мотив, который становится как бы героем произведения. Пейзажем называют художественное произведение, изображающее природу.
  3. На дом вам было дано домашнее задание подготовить биографический рассказ о жизнедеятельности Исаака Левитана. Давайте заслушаем выступления.
  4. Посмотрите внимательно на картину звучит она или безмолвна?
  5. Какая музыка звучит? (красивая, радостная)
  6. Какая по характеру, настроению, в каком темпе может звучать музыкальное произведение? (медленная, спокойная)
  7. Какие интонации звучат (песенные, танцевальные, маршевые)
  8. Изобразите графически движение мелодии?
  9.  О весне поют стройные девушки – березки, о весне поют и сосна и ель и талая вода, поют и облака. Эту удивительную песенность левитанского пейзажа тонко подметил прекрасный знаток и ценитель русской живописи Михаил Владимирович Алпатов. Вот как хорошо он написал об этом: «Тонкие как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят как те самые березы, которые искони воспевают в русских песнях. Отражение  березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжения, их отголосок, мелодические эхо; они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветки сливаются с голубизной небес. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустной – жало ной свирели; из этого хора вырываются отдельные сильные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.
  10. Левитан в своей картине передал атмосферу для ранней весны трепетное состояние природы, в изображении которой живо чувствуется и трепетность души художника, его взволнованность, огромная нежность к этим тонким березкам, к этой пронзительно голубой разлившейся реке, к прозрачному небу, слегка подернутому белой дымкой облаков, щемящее чувство Родины.
  11. Давайте сравним музыкальное произведение композитора  с вашими произведениями.

СЛУШАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

  1. Какое произведение по характеру? (Веселое, Светлое)
  2. Каким чувством пронизана музыка? (
  3. Какое настроение передает? (Радостное, пришла весна, слышно пение птиц)
  4.  В каких регистрах звучит произведение в высоких или низких? (Высоких)
  5. Почему? (пение птиц можно изобразить только в верхнем регистре)
  6. Какая главная интонация? (песенность)
  7. Можем ли мы сравнить это произведение с вашими произведениями?
  8. Если что-то общее в темпе, характере, настроении?
  9. Каждый из вас выступал композитором.
  10. Какой образ был создан вами? (природы, отразили тему весенней        

          природы)

  1. Можете вы мне назвать композитора этого произведения. Это произведение написал  С.В. Рахманинов называется оно «Прелюдия соль-мажор»
  2. Сергей Васильевич Рахманинов Родился  (1873 – 1943)

Родился в имении Онег Новгородской губернии в музыкальной дворянской семье. Занимался по классам фортепиано и композиции – сначала в Петербургской, а затем в Московской консерватории, которую окончил в 1892 году по классу композиции у Танеева и Аренского, фортепиано - у Зверева (1891) с большой золотой медалью.

Выступая с концертами по всей России, Рахманинов быстро прославился как выдающийся пианист. Он с успехом работал дирижёром Большого театра (1904-1906). С каждым годом росла слава Рахманинова. Рахманинов был известен в России, странах Европы и Северной Америки как величайший представитель мирового пианистического искусства, композитор и замечательный дирижёр.

Рахманинов является автором трёх опер (в том числе «Алеко»), трёх симфоний, произведений для оркестра, четырёх концертов для фортепиано, рапсодии на тему Паганини для фортепиано с оркестром, хоровых произведений, многочисленных фортепианных произведений, песен и романсов. По стилю его творчество очень близко русской национальной школе, особенно – музыке Чайковского, с которым композитор был близко знаком. При этом Рахманинов использовал все достижения ХХ века в области музыки - и формальные, и чисто технические.

Его произведения исключительно разнообразны и по своему характеру и по драматическому напряжению, а в партиях фортепиано он великолепно использовал все технические возможности этого инструмента. Песни и романсы Рахманинова отличаются глубоким лиризмом и точной музыкальной характеристикой образов.

Произведения:

оперы:

«Алеко» (1892)

«Скупой рыцарь» (1904)

«Франческа да Римини» (1904)

для солистов хора и оркестра:

кантата «Весна» (1902)

поэма «Колокола» (1913)

 

  1. Записать название произведения  и определение прелюдии.
  2. Запишите определение Прелюдия (лат. «прелюде» - «играю предварительно» «делаю вступление») – жанр старинный. Прелюдией называют разного рода вступительные пьесы во французской опере и сюите, ставших самостоятельным инструментальным жанром.
  3. Музыка Рахманинова пронизана лучезарным светом, наполнена радостным покоем, безмятежностью. Она вся соткана из песенных интонаций родных русских напевов. ЕЕ отличает прозрачность звучания, отсутствие низких регистров, мягкая смена мажорных и минорных гармоний переменного лада, текучесть музыкальной ткани – все это придает ей необычайно воздушный и пластичный характер. И воображению слушателя рисуется простой, трогательный русский пейзаж. Который мы увидели на картине Левитана.
  4. Сам композитор говорил: «Записываю на бумагу музыку, которую слышу внутри себя, и записываю ее как можно естественнее. Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».
  5. Все мы любим свою Родину. Что мы понимаем под словом Родина?
  6. Отчизна, дом в котором мы живем, отчий край, край отцов, где жили наши деды прадеды: Волга, Камелик, Саратов, Перелюб, Русь все , что нас окружает.
  7. А что нас окружает?  (воздух, деревья, небо, земля – это все- природа)
  8. Природа – это слово родственное словам Родина и Народ. У них один корень род.
  9. Значит Родина, природа и народ три неразрывных слова. У каждого из нас в памяти сохранится тот уголок где он родился и вырос.

  1. Дальнейшая работа над песней «Моя Россия».

Сели как исполнители

- Давайте подготовим наши голоса споем распевочку.

- Вот и сегодня мы продолжим работу над песней «Моя Россия»  

- Какая по характеру эта песня  о чем в ней поется?

- Отличается ли каждый куплет друг от друга? Чем? (Содержанием)  

- Характер исполнения будет одинаков или нет?

I куплет -  любовь к России исполнять нужно торжественно гордо, торжественно

II  нежная  -  любовь к березкам и сравнивают Родину с мамой  исполнять нужно мягко, лирично

III  куплете  -  о дружбе, что мы поем все вместе исполнять нужно более весело.

  1. На каждую фразу нужно брать дыхание.
  2. Работа над окончание фраз.
  3. Следить за дыханием
  4.  Динамика
  1. Подведение итогов

Вывод: Ответьте мне на вопрос можем ли мы, всматриваясь в  картины услышать в своем воображении ту или иную музыку?

Давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока Можем ли мы услышать живопись?

Мы убедились в  том, что не только  живопись выражает чувство настроения но и музыка. Музыка и живопись по своему и не зависимо друг от друга воплотили одно и тоже жизненное содержание.

 А источником вдохновения является жизнь

  1. Оценки за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки. Тема урока: Можем ли мы увидеть музыку? (Мужественные, героические образы в искусстве)

Тема урока: «Можем ли мы увидеть музыку?».               На первый взгляд эти два вида искусства (музыка и живопись),  с...

Урок музыки в 5 классе "Можем ли мы увидеть музыку" с презентацией.

Урок музыки в 5 классе, 3 четверть. "Музыка и изобразительное искусство".1 урок. Тема "Можем ли мы увидеть музыку".Тип урока: введение в тему "Музыка и изобразительное искусство".Цель: выявить с учащи...

"Можем ли мы увидеть музыку"

Урок в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского в разделе "Можем ли мы увидеть музыку" по технологии проблемного обучения....

Можем ли мы увидеть музыку?

Презентация к теме "Руслан и Людмила"...

Проект "Можем ли мы увидеть музыку?"

Данный проект направлен наразвитие внутреннего зрения –как основы развития творческого воображения, которое ребёнку да и вообще человеку необходимо не только в искусстве, но и в любой области, в какой...

Презентация к уроку музыки по теме "Можем ли мы увидеть музыку" 5 класс

Презентация к уроку музыки по теме "Можем ли мы увидеть музыку" 5 класс...

Урок музыки в 5 классе по теме «Можем ли мы увидеть музыку»

Урок музыки в 5 классеуровень преподавания - базовыйпо теме «Можем ли мы увидеть музыку»Цель: показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.Задачи:· Образовательные: показать в...