Эпоха Возрождения
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 11 класс) на тему

Данный урок может быть использован как в 11 классе на уроках МХК, так и в 7 классе на уроках всеобщей истории посвящённым данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon epoha_vozrozhdeniya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Эпоха Возрождения

Урок: обобщения и систематизации

Цели:

Образовательные:

  1. Обобщение знаний о стилях ,жанрах и направлениях в эпохе Возрождения

Развивающие:

  1. Развитие образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей
  2. Работа в группах

Воспитывающие:

  1. Воспитание художественно-эстетического вкуса
  2. Воспитание потребности в освоении ценностей мировой культуры

Оборудование: интерактивная доска, альбомы, канцелярские принадлежности, репродукции.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

1.Эпоха Возрождения.

2.Титаны Возрождения.

3.Северное Возрождение.

1.Эпоха Возрождения

Эпоха Возрождения - одна из самых ярких в истории человечества. Она не только дала толчок к развитию изобразительного искусства, но заложила основы дальнейшего развития европейской культуры Нового времени. Идеологической базой Возрождения стал гуманизм - течение общественной мысли, которое зародилось в 14 веке в Италии, а затем на протяжении второй половины 15 - 16 века распространилось в других европейских странах, провозгласившее высшей ценностью человека и его благо. Наиболее ярко и полно воплотились идеи гуманизма в изобразительном искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

      Источником знаний и образцом художественного творчества для гуманистов была античность. Несмотря на декларируемое гуманистами возвращение к классической древности в противопоставлении "варварству" средневековой культуры, искусство Ренессанса во многом сохранило преемственность по  отношению к предшествовавшей художественной традиции.

      В новую эпоху на первое место выступает творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Выражение "человек Возрождения", "ренессансная личность", обозначающее разносторонне одаренную личность, стало впоследствии нарицательным.

      Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем - Падуя, Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй половине 15 века, богатая купеческая Венеция. В 16 веке столицей итальянского Возрождения стал Рим. Впоследствии местные центры искусства, кроме Венеции, утратили прежнее значение.

 В эпохе итальянского Возрождения принято выделять следующую периодизацию

  1. Проторенессанс (вторая половина 13 - 14 век),
  2. Раннее Возрождение (15 век),
  3. Высокое Возрождение (конец 15 - первые десятилетия 16 века)  
  4. Позднее Возрождение (последние две трети 16 века).

Учащимся даётся задание на сопоставление стилей и периодов Возрождения:

Стили

Периоды

Проторенессанс

Раннее Возрождение

Мальеризм

Высокое  Возрождение

Ренессанс

Позднее Возрождение

Следующее задание на определение жанров произведений. 

2.Титаны Возрождения.

Большой и неоценимый вклад в эпоху Возрождения внесли такие выдающиеся деятели искусства как: Леонардо Да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан.

Леонардо Да Винчи

В истории человечества нелегко найти столь же гениальную личность, как Леонардо да Винчи (1452 - 1519).    О масштабе и уникальности его дарования позволяют судить рисунки мастера, наброски, схемы, неразрывно связанные не только с рукописями, посвященными точным наукам, но и с работами по теории искусства. В знаменитом "Трактате о живописи" (1498) и других его записях большое внимание уделено изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Много места отдано проблемам передачи светотени, объемной моделировке, линейной и воздушной перспективе.

Рафаэль

      С творчеством Рафаэля Санти (1483 - 1520) в истории мирового искусства связывается

 представление о возвышенной красоте и гармонии, это был художник, открытый миру (в противоположность гению-одиночке Микеланджело). Гений Рафаэля обладал необыкновенной способностью к синтезу, что позволило ему, объединив достижения Леонардо и Микеланджело, создать искусство, проникнутое одновременно лиризмом и драматизмом, поражающее богатством использованных живописных средств и скульптурной моделировкой форм.  Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Здесь ярко проявилось его безупречное, легкое, свободное чувство линии. Значительный вклад он внес и в архитектуру. Само имя Рафаэля в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделенного божественным даром художника.

Микеланджело

      Представление о гениальности как о божественном вдохновении, о сверхчеловеческой способности, дарованной нескольким избранным личностям и через них себя проявляющей, наиболее полно иллюстрируется жизнью и творчеством Микеланджело Буонарроти (1475 - 1564). Микеланджело считал себя скульптором, что, однако, не помешало ему быть великим живописцем и архитектором. Самое грандиозное произведение монументальной живописи Высокого Возрождения - роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, выполненная в 1508 - 1512 годах. Плафон представляет собой грандиозный ансамбль, включающий сотни фигур, ритмично размещенных в отведенных им полях, на которые художник расчленил свод капеллы. Роспись потолка поражает внутренним единством гигантской композиции.

Тициан

      Тициан Вечеллио прожил почти столетие (1476 или 1477 - 1576). Творчество Тициана отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Он был одним из создателей монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и парадного. Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи, оказавшим сильное воздействие на ее развитие в 17 столетии.

      Тициан пережил крушение ренессансных идеалов, творчество мастера принадлежит скорее уже позднему Возрождению. Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами и гибнущий, сохраняет свое величие.

 Учащимся предлагается  задание: привести в соответствие произведения  искусства и их создателей.

3.Северное Возрождение.

Северное Возрождение возникло с кон.15 по кон.16 вв.: в Германии, Нидерландов и Франции. Примечательно что, в отличие от Италии севернее Альп новый стиль новый стиль складывается, прежде всего, в миниатюре  и живописи, лишь значительно позднее в архитектуре и скульптуре, что было связано с устойчивостью готических традиций (Англии, Испании, страны восточной Европы) Культура и искусство Северного Возрождения способствовали формированию нового художественного языка при переходе от средних веков к новому времени. К художественному наследию этой эпохи обращались крупнейшие мастера последующих столетий, а трактаты об эстетике многократно передавались и комментировались.

Задание: Определить к каким направлениям относятся следующие произведения искусства. Следующее задание: составить из фрагментов  репродукции целостную картину.

4.Творческое задание.

Учитель предлагает  написать эссе «Я и Возрождение».  Данное задание рассчитано на не более 10 минут. Следующее задание выполняется в группах: из репродукций произведений составить альбомы по выбору: «Титаны Возрождения», «Эпоха Ренессанса».

5.Итог урока: подведение итогов, озвучивание оценок, учащиеся сдают листы оценки урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Карло Кривелли - итальянский художник эпохи Возрождения".

Учебный фильм, который снял я сам, о малоизвестном у нас художнике 15 века. Мы в школе изучаем Возрождение на примере титанов - Рафаэля, Микеланджело, Леонардо. Но в силу своей гениальности они не сов...

Изобразительное искусство эпохи Возрождения

Особенности того времени.Биографии мастеров Возрождения....

Презентация. Изменение мировоззрения в эпоху Возрождения.

Презентация рассказывает об изменениях в общественном сознании при переходе от Средневековья к новому времени. Может быть использована на уроках философии, обществознания, истории....

"Сонет эпохи Возрождения" . Урок-спектакль

Урок- спектакль, погружающий в атмосферу сонета....

Презентация "Театр эпохи Возрождения"

Презентация содержит иллюстративный и описательный материал развития театрального направления в эпоху Возрождения....

« Театр эпохи Возрождения»

« Театр эпохи  Возрождения»...

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху средневековья и эпоху Возрождения

           Исторический период от падения Римской империи (V в.) до первых буржуазных революций (XVII в.) —  составляет эпоху средних веков, когда  в сфе...