Календарно -тематическое планирование по программе Б Неменского в 5-7 ллассах
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Содержание программы
5 класс (35 часов)
Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.
I четверть. Древние корни народного искусства
Древние образы в народном искусстве.
Декор русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конституция, декор предметов народного быта и труда.
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды ( обобщение темы).
II четверть. Связь времен в народном искусстве
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни ( обобщение темы).
III четверть Декор – человек, общество, время
Зачем людям украшения
Декор и положение человека в жизни.
Одежда говорит о человеке
О чем рассказывают гербы и эмблемы
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества ( обобщение темы)
IVчетверть Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство
Ты сам- мастер декоративно –прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале
Содержание программы
6 класс (35 часов)
Изобразительное искусство в жизни человека.
I четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Линия и ее выразительные возможности.
Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре.
Основы языка изображения.
II четверть. Мир наших вещей. Натюрморт.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта ( обобщение темы)
III четверть. Вглядываясь в человека. Портрет.
Образ человека- главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты ( обобщение темы)
IVчетверть Человек и пространство в изобразительном искусстве
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила линейной и воздушной перспективы.
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж – настроение. Природа и художник.
Городской пейзаж.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Содержание программы
7 класс (35 часов)
Изобразительное искусство в жизни человека.
I четверть. Изображение фигуры человека и образ человека
Изображение фигуры человека в истории искусства.
Пропорции и строение фигуры человека.
Лепка фигуры человека.
Набросок фигуры человека с натуры.
Понимание красоты человека в еврейском и русском искусстве.
II четверть. Поэзия повседневности
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.
Сюжет и содержание в картине.
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.
Жизнь в моем городе в прошлых веках ( историческая тема в бытовом жанре)
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве( тема праздника в бытовом жанре)
III четверть. Великие темы жизни
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века.
Процесс работы над тематической картиной.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Монументальная скульптура и образ истории народа.
Место и роль картины в искусстве ХХ века.
IVчетверть Реальность жизни и художественный образ
Искусство иллюстрации. Слово и изображение.
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.
Зрительные умения и их значения для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве.
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_5_2012.docx | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план (5 класс)
Общая тема: « Декоративно- прикладное искусство в жизни человека» (35 ч.)
№ урока | Тема урока | Содержание, обучения, основные понятия | Планируемый результат и уровень освоения. Учебно-познавательная компетенция | Информационно- методическое обеспечение | Тип урока и вид деятельности учащихся | Д/З | ||
Базисный уровень | Продвинутый уровень | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
I четверть Тема: «Древние корни народного искусства» (8ч) | ||||||||
1 | Война 1812 года в произведениях художников | Закончить рисунок | ||||||
2 | Древние образы в народном искусстве. | Солярные знаки, древо жизни, символы, конь, птица, мать земля, птица-счастья | Учащиеся должны знать требования к организации рабочего места | Учащиеся должны уметь: сочинить линейный орнамент | Табл. с изображением знаков- символов. Предметы ДПИ (посуда, резьба, подносы) | Урок усвоения новых знаний Изображение образов в резьбе и росписи по дереву., древо жизни, птица счастья. | Подбор иллюстраций с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ | |
3 | Орнамент- как основа декоративного украшения | орнамент | Типы орнаментальных композиций ( линейная, сетчатая геральдическая) | Комбинированный урок, декоративные композиции | Подбор иллюстраций «Русская изба» | |||
4 | Декор русской избы | Народное искусство, декор, изба, тесовая кровля, охлупень, слеги, причелина. | Внешние элементами жилища. Украшение русской избы. | Образный строй избы (небо, земля, подземно- водный мир) | Слайд-фильм «Кижи» иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы, терема. Элементы декоративного убранства русских изб. | Урок-сообщение новых знаний Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина), лобовая доска | Подбор материала «Убранства русской избы», клей, ножницы, бумага | |
5 | Внутренний мир русской избы | Печное пространство, красный угол, круг предметов быта | Устройство внутреннего пространства крестьянского дома его символика (потолок – небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна- очи) | единство пользы и красоты | Примеры интерьеров крестьянского жилища. | Комбинированный урок Композиция «В русской избе» | Подбор материала о предметах народного быта и труда, о прялке. | |
6 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка | Народный быт, тема росписи прялки | Знать историю создания прялки | Учащиеся должны уметь самостоятельно украсить прялку | Модели прялок XVII-XVIII вв., трафареты прялок различной формы | Комбинированный урок Роспись прялки, украшение ее орнаментной росписью | Подготовить проект образы и мотивы «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки» | |
7 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце. | Символика вышивки, орнамент. | Крестьянская вышивка- хранительница древних образов и мотивов | Условность языка орнамента | Схемы- таблицы с мотивами орнаментов на полотенце. Вышитые полотенца | Комбинированный урок Эскиз узора вышивки на полотенце. | Подбор материала о народном русском костюме. Принести клей, ножницы, цветную бумагу. Подготовить проект «Народные праздничные обряды» | |
8 | Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды | Орнамент в одежде и головных уборах | Народный праздничный костюм, целостный художественный образ. Формы и декор женских головных уборов. Календарные праздники: история их возникновения, магический смысл. | Умение работать в технике бумажной пластики. Роль народного гулянья в укладе жизни русского народа | Таблицы « Русская праздничная одежда», Кустодиев « Сельская ярмарка», В Суриков «Взятие снежного городка» | Урок - практикум. Эскизы народного праздничного костюма. Одеть бумажную куклу в русский народный костюм. Защита проекта | ||
II четверть Тема: « Связь времен в народном искусстве» (8 ч.) | ||||||||
1 | Древние образы в современных, народных игрушках | Народные промыслы: Дымково, Каргополь, Филимоново | Живучесть древних обрядов в современных народных игрушках, их сказочный реализм | Умение создать цветовой строй при росписи игрушек | Таблицы: «Глиняные игрушки» «Деревянные игрушки» | Урок - сообщения новых знаний. Эскиз глиняной игрушки. Росписи, форма и декор. | Принести пластилин. | |
2 | Лепка и роспись собственной модели игрушки | Глиняные игрушки | Особенности пластических форм «глиняных игрушек» | Умение работать с пластилином | Игрушки созданные мастерами различных промыслов | Урок практикум Создание игрушки | Подбор материала о Гжельском промысле | |
3 | Искусство Гжели (керамика). Истоки современного развития промысла | Промысел Гжель | Возникновение и развитие гжельского промысла | Умение воспроизводить элементы гжельской росписи | Посуда с гжельской росписью, таблицы, трафареты, фрагменты гжельской росписи | Комбинированный урок Выполнение традиционной гжельской росписи на посуде | Подбор материала о городетском промысле | |
4 | Искусство Городца – истоки и современное развитие промысла | Промысел Городец | Возникновение и развитие городецкого промысла | Умение воспроизводить основные элементы Городецкой росписи | Деревянные подносы, разделочные доски, сундуки с городетской росписью | Урок – практикум. Роспись разделочной доски с использованием образа птицы, коня, растительных элементов | Подбор материала о Жостовском промысле | |
5 | Искусство Жостова (металл) Истоки и современное развитие промысла | Промысел Жостово | Возникновение и развитие художественного жостовского промысла | Умение воспроизводить элементы жостовской росписи | Подносы с жостовской росписью, фрагменты росписи, трафареты | Комбинированный урок Выполнение жостовской росписи подносах | Подбор материала о хохломском промысле | |
6 | Народные промыслы Хохлома (дерево) | Промысел Хохлома | Возникновение и развитие промысла хохлома | Умение воспроизводить элементы хохломской росписи | Шкатулки, солонки, расписанные хохломской росписью | Комбинированный урок Хохломская роспись | Подбор материала о промыслах в современной жизни | |
7 | Роль народных промыслов в современной жизни | Сувенир | Промыслы как искусство художественного сувенира | Место производственных промыслов в быту и интерьере | Выставка работ учащихся | Обобщающий урок. Урок - вернисаж | Материал о местных умельцах | |
8 | Местные народные умельцы – музей. Связь времен в народном искусстве. | Бисероплетение. | Связь времен в народном искусстве. | Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального | ||||
III четверть Тема: « Декор - человек, общество, время» (10 ч) | ||||||||
1 | Зачем людям украшения | Символика цвета Что значит – украсить? | Цветовое богатство окружающего мира. Видение прекрасного в предметах и явлениях | Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом. | Одежда и убранство людей различных стран | Урок сообщения новых знаний. Эскизы одежды людей Др. Египта | Подбор иллюстративного материала о Древней Греции, Древнего Рима | |
2 | Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта | Костюм, украшения, символы. | Символы Древнего Египта. Роль декоративного искусства в жизни древних обществ на примере Древнего Египта | Символика цвета в украшениях | Таблицы фараонов, царицы Нефертити, маска фараона Тутанхамона | Урок сообщения новых знаний. Эскизы браслетов, ожерелий Др. Египта | Подбор материала об одежде древней Греции | |
3 | Одежда говорит о человеке. Костюм эпохи Древней Греции. | Костюм, стиль, хитон, гиматий, хламида, диплоидий | Роль декоративного искусства в эпоху Древней Греции | Изображение костюма эпохи Древней Греции | Иллюстрированный материал с изображением элементов костюма и орнаментах эпохи | Комбинированный урок. Изобразить одежду Древней Греции. | Подбор материала о керамике Древней Греции | |
4 | Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика | Чернофигурные и краснофигурные вазы | Отличительные черты искусства Древней Греции. Стили греческой вазописи. | Орнаменты характерные для греческой вазописи | Таблица поэтапного выполнения рисунка вазы | Урок практикум. Изображение керамических ваз. Др. Греции | ||
5 | Значение одежды и ее принадлежность к различным слоям общества | Цвет украшения | Китай. Особенности одежды. | Различия одежды слоев общества | Таблица «одежда Китая» | Комбинированный урок. Эскизы одежды китайской девушки. | Подобрать материал об одежде средневековья | |
6 | Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья | Стилевое единство декора одежды, предметов быта | Искусство Западной Европы эпохи Средневековья | Костюм женский и мужской эпохи Средневековья | Иллюстрированный материал с изображением костюмов эпохи Средневековья, Западной Европы. Иллюстрации к сказкам Ш Перо, братьев Гримм | Комбинированный урок. Эскиз костюма эпохи средневековья | Подобрать и принести книжки сказок Ш Перо, братьев Гримм | |
7 | Коллективная работа «Бал во дворце» | Урок практикум ( коллективная работа) | Подбор материала о Гербах | |||||
8 | О чем рассказывают Гербы | Символ, герб | История появления гербов. Государственная символика | Составление родословного герба | Плакаты с изображением герба. Схемы- таблицы с основными элементами классических гербов | Комбинированный урок | Подбор материала об эмблемах | |
9 | Что такое эмблемы, зачем они людям? | Эмблемы, символы | Символический характер декоративного искусства на примере эмблем | Создание эмблем для школьных кабинетов | Таблица с изображением знаков- символов | Урок сообщения новых знаний. | Подготовить проект «Роль ДПИ в жизни человека» | |
10 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Современная одежда по мотивам народного костюма | ДПИ в повседневной жизни человека | Уметь видеть в произведениях декоративно прикладного искусства красоту различных эпох | Вернисаж | Обобщающий урок Выступление поисковых групп | |||
IV четверть Тема « Декоративное искусство в современном мире» (8 часов) | ||||||||
1 | Современное повседневное и выставочное искусство | Керамика, декоративное стекло, металл, гобелен, батик, терракота | Художник - керамист, кузнец, ткач. Различие между выставочными произведениями искусства и изделиями массового производства | Знать видимые ДПИ и особенности его языка | Иллюстрации предметов декоративного искусства | Урок сообщения новых знаний | Принести ножницы, клей, веревку, цветную бумагу, ткань | |
2 | Ты сам –мастер ДПИ | Панно- древних образов | Различие современных художественных дисциплин | Комбинированный урок Изготовление панно | --//--//--//-- | |||
3 | Декоративные игрушки из мочала | Изготовление игрушки из мочала | Урок практикум | --//--//--//-- | ||||
4 | Витраж в интерьере школы | Витраж | Витраж, как стеклянная мозаика | « Окно- витраж» | Таблица с изображением окон- витражей | Урок сообщения новых знаний Эскиз окна витража | --//--//--//-- | |
5 | Нарядные декоративные вазы | Урок практикум Изготовление вазы под карандаши | --//--//--//-- | |||||
6 | Декоративные куклы | Урок практикум Изготовление куклы-берегини | --//--//--//-- | |||||
7 | Создание коллективной декоративной работы из мозаики | Урок практикум Мозаика «Подвой мир» | ||||||
8 | ДПИ в жизни человека | Урок вернисаж | ||||||
1 урок - резерв Календарно – тематический план (6класс) (35ч) Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни человека» | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 зрительный ряд | 7 | 9 | |
I четверть Тема: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8 ч) | ||||||||
1 | Война 1812 года в произведениях художников | Закончить рисунок | ||||||
2 | Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств | Виды искусства. Творчество, художник. Пространственные виды искусства: живопись, графика, скульптура. | Пространственные виды искусства | Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве | 1-Фигура человека в движении 2-И Грабарь « Неприбранный стол» 3П Синьяк « Сосна» 4-В Ван Гог «Звездная ночь» 5 -К Моне «Скалы в Бель - Иль» | Урок созерцания | Принести природные материалы, веточки, колоски, зонтичные растения | |
3 | Рисунок – основа изобразительного творчества. | Виды рисунка. Зарисовка, набросок с натуры. Графические живописные материалы художественной техники | Тональная школа. Композиция места. Ритм пятен. Рисунок – основа мастерства художника. Учебный рисунок, творческий рисунок | Учащиеся должны уметь: проводить линии в разных направлениях с нажимом на карандаш, без нажима | 1.М Врубель «Автопортрет, 1904г» 2. В Серов «Портрет балерины Т. Корсавиной» 3.Леонардо да Винчи «Автопортрет» | Урок сообщения новых знаний. Зарисовки растений или веточек, (ковыль, зонтичные растения, колоски и др)- карандаш | Принести травянистые растения | |
4 | Линия, и ее выразительные возможности. Ритм линий. | Графика, карандаш, уголь, сангина, тушь, линия, тон, штрих | Виды гравюр: линогравюра, офорт, литография. Характеристика линий | Учащиеся должны уметь передавать линией спокойствие, радость, гнев. | 1.К. Брюллов «Эскиз и наброски частей композиций» 2.П. Рубенс «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» | Комбинированный урок. Линейный рисунок трав, которые колышет ветер. | Найти работы русских художников о природных явления | |
5 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | Фактура; линия плавная, округлая. Тон, тональные отношения, тональная шкала | Соотношение черных и белых пятен, их размер, ритм, композиционное расположение на плоскости | Учащиеся должны уметь изобразить пейзаж и передать в нем настроение. | 1.Ф. Васильев «Ствол старого дуба» 2.В Ван Гог «Олива- ветер- вихрь» 3.Левитан «Разлив» | Урок сообщения новых знаний. Изображение осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце, тени) | Сбор информации по теме | |
6 | Цвет. Основы цветоведения | Основные цвета. Цветовой круг. Дополнительные цвета, насыщенность, светлота. Тон и цвет. Монохроматический цвет. | Основные составные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойства света. | Учащиеся должны уметь наложить пастозный, прозрачный мазок. Мазок по форме предмета. Мазок, используемый в разном направлении. | 1.Р. Кент «Эскимос в кияне» 2.Ф. Малявин «Две бабы» 3. М Врубель «Шестикрылый Серафим» 4. В Ван Гог «Подсолнухи» | Урок сообщения новых знаний. Изображение ограниченной палитрой фантазийные, сказочные царства ( замок снежной королевы, изумрудный город, розовая страна, солнечный город) | Подобрать осенние листья одного цветового тона, но различной светлоты. | |
7 | Цвет в произведениях живописи | «Локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета» | Цветовые отношения. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция фактура в живописи | Живое смешение красок, художественное творчество и художественное восприятие | 1.К Юон «Утро в Угличе» 2.П. Корин «Александр Невский» 3.И Грабарь «Хризантемы», « Осень» 4.З.К. Церетели « Цветы» 5. О. Рендар « Пейзаж в эстаке» | Урок комбинированный. Изображение осеннего букета с настроением. ( радостным, грустным, нежным, торжественным, тихим и др) | Принести пластилин, степ, картон, природные материалы. Принести иллюстрации животных | |
8 | Объемные изображения в скульптуре. Объем- основа языка скульптуры. Основы языка изображения | Высекание, лепка, вырезание, гравировка. Средства выразительности | Выразительные возможности объемного изображения. Анималистический жанр. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др. | Язык скульптуры- трехмерность, объем, пропорции, фактура. Художественное творчество и художественное восприятие, зрительные уменьшения | 1.В Мухина «Рабочий и колхозник» 2.Микеланджело «Скорчившийся мальчик» 3.Мирон «Дискобол» 4.О Роден «Граждане города Кале» 5М Антокольский «Иван Грозный | Обобщающий урок новых знаний. Объемные изображения животных в различных материалах( пластилин, мятая бумага, природные материалы) | ||
II четверть Тема: « Мы и мир наших вещей. Натюрморт » (8 ч) | ||||||||
1 | Реальность и фантазия в творчестве художника | Выразительные средства, правила изображения | Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека | Реальность и фантазия- два крыла художественного творчества | 1.М З Шагал «Прогулка» 2.Леонардо да Винчи «Проекты летательных машин» К Коровин, Н Сапунов, П. Кузнецов, П. Кончаловский и Машков, К Петров- Водкин | Урок сообщения новых знаний. Изображение твоей любимой вещи ( эссе) | Подобрать материал с иллюстрациями натюрмортов | |
2 | Изображение предметного мира - натюрморт | Натюрморт, композиционное построение (в квадрате, вертикальном, горизонтальном прямоугольни-ке) | Знать: анализ натуры, ее конструкции, цвета, светотень. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. | Уметь: изображать предметный мир | Натюрморты голландских и фломандских художников К Коровин «Рыбы, вино, фрукты К Петров-Водкин «Утренний натюрморт» Караваджо «Ваза с фруктами» А Матисс «Красные рыбки» М С Сарьян «Натюрморт» | Урок сообщение новых знаний. Натюрморт из плоских изображений знакомых предметов, с акцентом на композицию, ритм | Подобрать репродукции натюрмортного жанра | |
3 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира | Конструкция | Понятие формы. Линейные плоскостные и объемные формы. | Многообразие форм в мире. Выразительность формы. | Табл. геометрических схем | Урок практикум. Конструирование из бумаги простых геометрических тел | Изобразить в тетради натюрморт из геометрических тел | |
4 | Изображение объема тела на плоскости и линейная перспектива | Перспектива, ракурс, глубина пространства. Линия горизонта | Плоскость и объем. Правила объемного изображения геометрических тел | Переспектива художников Средних веков. Плоские изображения в Древнем Египте | Геометрические тела из гипса | Урок сообщения новых знаний. Зарисовать изображение конструкций из нескольких геометрических тел | Подготовить проект «Выдающиеся русские и зарубежные художники и их произведения натюрмортного жанра» | |
5 | Освещение. Свет и тень. | Свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень | Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. | Свет как средство организации композиции в картине. | 1.Ж де Латур «Святой Иосиф-плотник» 2.Ф. Сурбаран «Натюрморт» 3. Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» | Урок практикум, зарисовки геометрических тел с боковым освещением | Принести клей, бумагу, ткань, картон, кружева | |
6 | Натюрморт в графике | Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. | Графическое изображение натюрмортов | Натюрморт как средство общения художника со зрителем | 1.Н Н Купреянов «Натюрморт с лампой» 2.В Е Самарина «Натюрморт» | Урок- практикум. Оттиск с аппликации на картоне. | Подбор иллюстраций с живописными изображением натюрмортов | |
7 | Цвет в натюрморте | Цвет в натюрморте русских художников | Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). | Цветовая организация натюрморта- ритм цветовых пятен | 1. В В Гог «Подсолнухи», « Стул и трубка» 2.П. Сезанн «Натюрморт с драпировкой» 3.А Матис «Красная комната» 4. К.А Коровин « Рыбы, вино и фрукты» | Изображения натюрморта в заданном эмоциональном состоянии. Праздничный, грустный, таинственный (3-4 эскиза) | Завершение работы над прпоектом | |
8 | Выразительные возможности натюрморта | Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. | Натюрморт в выражении творческой индивидуальности художника. | 1.Б Неменский «Память смоленской земли» 2.В Ф. Стожаров «Лен» | Урок- собеседование и защита проекта | |||
III четверть Тема: « Вглядываясь в человека. Жанр портрета» (10 ч) | ||||||||
1 | Образ человека - главная тема искусства | Портрет. | Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. | Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. | 1.А Дюрер «Автопортрет» 2.П. П. Рубенс «Портрет камеристки», «Инфанты Изабеллы» 3.Ж.К.Клуэ «Франциск 1» 4. Г. Островский «Портрет Е. П. Черевиной» 5. В.Л. Боровиковский « Портрет М. И. Лопухиной» 6. К. П. Брюллов « Всадница» | Урок сообщение новых знаний | Подобрать иллюстрации с образом человека. Принести клей, ножницы, бумагу | |
2 | Конструкция головы человека и ее основные пропорции | Пропорции лица человека | Закономерности в конструкции головы человека. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. | Подвижные части лица, мимика | 1.Г Гольбейн «Наброски головы и кистей рук» 2. Микеланджело «Фрагмент Сикстинской капеллы» | Урок сообщение новых знаний. Упражнения (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы) | Изображение головы (аппликация ) в тетради | |
3 | Изображение головы человека в пространстве | Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Расположение на месте. Линия и пятно. | Портрет- характер. Умение художника увидеть и подчеркнуть индивидуальные черты человека. | 1.О Кипренский «Портрет А Р. Томилова» 2.В Серов «Портрет М А Морозова», «Портрет С В Дягилева», «Портрет М П. Боткиной» 3.И Репин «Автопортрет»1923 | Урок сообщения новых знаний. Объемное конструктивное изображение головы. | Описание внешних характеристик школьного друга. | ||
4 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | Условность и лаконичность графического языка | Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете | Выразительность графического материала | 1.Рембрандт «Автопортрет» 2. Графические портреты О. Кипренского И Реппина В. Серова | Урок сообщения новых знаний. Рисунок друга или одноклассника | Подготовить материал к проекту « Художники -портретисты и их произведения» | |
5 | Портрет в скульптуре | Монументальная скульптура. Каменная скульптура. | Человек - основной предмет изображения в скульптуре | Выразительные возможности скульптуры | 1.М К Аникушин «Антон Павлович Чехов» 2.Е Ф. Беламова «Портрет А С Пушкина» | Урок- практикум. Работа над изображением из пластилина. Портрет литературного героя | ||
6 | Сатирические образы человека | Карикатура. Дружеский шарж. | Сатирические образы в искусстве | 1.Леонардо да Винчи 2П Пикассо «Портрет Идальго», «Дон-Кихот» | Урок-лекция Зарисовки сатирических образов литературных героев. | Подобрать портреты в живописи | ||
7 | Образные возможности освещения в портрете | Источник света, искусственное освещение | Изменение образа человека в различном освещении | Умение передать изображение человека по свету и против света | Рембрандт «Христос в Эммаусе» | Урок сообщения новых знаний. Изображение головы в различном освещении. | Подбор мат-ла о живописных портретах | |
8 | Портрет в живописи | Парадный лирический портрет | Знать роль и место портрета в истории искусства. | Обобщенный образ человека в живописи | Портреты художников Рафаэля, Тициана, Ван Дейка | Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников | ||
9 | Роль цвета в портрете | Цвет и живописная фактура | Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. | Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. | 1. В А Серов « Девочка с персиками» 2.О Ренуар « Портрет актрисы Жанны Самарии» | Рисунок –автопортрет или портрет близкого человека ( члена семьи) | Завершение работы над проектом | |
10 | Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX в. | Живописный портрет. Шелкография | Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах | 1.И Н Крамской «Неизвестная» 2.И Е Репин «Портрет Л Н Толстого» 3.А Модильяни «Девочка с косичками» 4.А Матисс «Мадам Матисс. Портрет с зеленой полоской» 5.С Дали «Лицо Мэй Уэст» | Защита проетов | |||
I V четверть Тема: «Челок и пространство в изобразительном искусстве» (8ч) | ||||||||
1 | Жанры в изобразительном искусстве | Жанры: портрет, натюрморт, пейзаж. | Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. | Изменения видения мира в различные эпохи | Подбор изображений относящихся к различным жанрам изобразительного искусства | Урок сообщения новых знаний | Выписать названия нескольких произведений относящихся к различным жанрам одного художника ( И Репин, В Васнецов) | |
2 | Изображение пространства | Виды перспективы. Эффект космичности, легкости, Эффект тяжести, тревоги | Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Движение фигур в пространстве. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Ракурс в искусстве Древней Греции. | Пространство иконы, его смысл. Понятие точки зрения. | 1. Моне «Эффект тумана», «Дорога на ферму» 2.И Левитан «Над вечным покоем», «Вечерний звон» 3.Н Рерих «Небесный бой» | Урок сообщения новых знаний. Зарисовки улиц (перспектива) с различных точек наблюдений | Подобрать иллюстрации видов перспектив | |
3 | Правила линейной и воздушной перспективы | Перспектива, глубина пространства, точка зрения, точка схода | Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения. | Правила воздушной перспективы | 1.М. Хоббема « Дорога» 2. М.Н. Воробьев «Итальянский пейзаж» | Урок сообщения новых знаний. Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. | ||
4 | Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. | Художники XIX в А Саврасов, И Левитан, И Шишкин, М Нестеров | Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Этический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота горизонта | Изображение | 1.Наскальная роспись, 2.В Ватагин «Тигр», 3.Серов «Лев», 4.Му Ци «Закат над рыбачьей деревней», 5.И Левитан «У омута», «Март», 6.А Куинджи «Березовая роща» 7. И.К. Айвазовский « Девятый вал» | Урок сообщения новых знаний. Работа над эпическим пейзажем с изображением животных или « Дорога в большой мир» | Собрать иллюстрации с изображением пейзажей. | |
5 | Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. | Колорит в пейзаже: сближенный, контрастный, холодный, теплый | Система отношений цветовых тонов и их оттенков. Настроение в произведении: минорное, мажорное. | Изменчивость состояния природы в течении суток | 1.М Врубель «Сирень», «Пан», «К ночи» 2 Б Мусатов «Водоем» 3.А Куинджи «Ночь над Днепром» 4.К Моне «Руанский собор в полдень, в сумерках, вечером» 5. В Ван Гог «Кипарис», « Красные виноградинки в Арле» | Набросок пейзажа – настроение (состояние весны, разноцветие, ароматы лета), графическая композиция «Наш город», или «Архитектурный пейзаж» (будущее, настоящее, прошлое) | Выполнить наброски пейзажа улицы | |
6 | Городской пейзаж. Пейзаж в графике. Отношение художника к миру природы. | Городской пейзаж, гравюра, рисунок пером. Анималистический жанр. | Разные образы города в истории искусства и в Российском искусстве XX в. Неразрывная связь человека и животного | Законы линейной перспективы | 1.Р. Севрей «Рисунок дерева» 2.В Ван Гог «Сад», «Этюд дерева» 3.К Моне «Вокзал в Сен - Лазар» | Урок – практикум создание графической композиции (оттиск с аппликацией), наброски любимых домашних животных | Подобрать пейзажи в графической технике | |
7 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл | Диалог между художником и зрителем | Обобщающий урок | |||||
1 урок- резерв Календарно – тематический план (7 класс) Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни человека» (35ч) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
I четверть Тема: « Изображение фигуры человека и образ человека» (8 ч) | ||||||||
1 | Война 1812 года в произведениях художников | Закончить рисунок | ||||||
2 | Изображение фигуры человека в истории искусства | Пластика, рельефы, динамика, живопись, канон | Представления о красоте человека в истории искусства. | Красота и совершенство конструкции идеального тела человека | Видео ряд «Искусство Италии», «Посланцы Эллады», «На рубеже веков», рельефы и росписи Древнего Египта, Мирон «Дискобол», Статуя римского императора Октавиана, Микеланджело «Давид», Джорджоне «Юдифь» | Урок- созерцание. Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур | Подобрать репродукции с изображением людей различных пропорций | |
3 | Пропорции и строение фигуры человека | Пропорции «золотое сечение» | Красота мужчин и женщин, ребенка и взрослого | Схемы движения фигуры человека | 1.Тематические таблицы с изображениями пропорций фигуры человека, его скелета 2.Иллюстрации и репродукции по теме | Урок сообщения новых знаний. Зарисовки схемы фигуры человека. Схемы движения человека ( аппликация) | Принести пластилин, работа над проектом «Великие скульптуры 19 начала 20 века» | |
4 | Лепка фигуры человека | Скульптура, памятник | Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Умение работать с пластилином | Скульптурные работы Мирона, Поликиета, Донателло, Микеланджело | Урок- практикум. Лепка фигуры человека в движении | Продолжить работу над проектом | ||
5 | Красота фигуры человека в движении | Пропорции фигуры человека | Схематическое строение человека | Пропорции человека (фигура борца и фигура фигуриста) | 1.Репродукции с изображение скульптур 2.Микеланджело «Скорчившийся мальчик» 3.В И Мухина «Борей 1938г» 4.Тематические таблицы с изображением фигуры человека | Урок- практикум. Зарисовки фигур спортсменов различного строения( гимнаст и боец сумо). Поискать движения передающие настроении. Защита проекта. | Подобрать материалы иллюстрации спортивные игры футбол, баскетбол, волейбол. Принести клей, ножницы, бумагу | |
6 | Красота согласованности движений людей | Выразительность пропорций и движения фигур | Перекрытие фигуры фигурой, ритмическая связь при изображении нескольких фигур в едином действии | Умение создать композицию | 1.А Дейнека, 2.Д Жилинский 3.А Самохвалов | Обобщающий урок. Изображение композиций: «Спортивная игра». (гуашь)( волейбол, баскетбол, футбол, хоккей) | ||
7 | Набросок фигуры человека с натуры | Набросок, рисунок, эскиз, пропорции | Изучение пропорций строения фигуры взрослого человека и ребенка, усвоение элементарных сведений о пластической анатомии человека | Правила и техника выполнения наброска фигуры человека с натуры | Тематические таблицы с изображениями набросков фигуры человека | Урок сообщения новых знаний. Наброски одноклассников в разных движениях. | Выполнить эскизы посвяженные твоей будущей профессии | |
8 | Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Твоя будущая профессия. | Набросок, эскиз, картина | Композиционное разнообразие графических построений. | Образная выразительность фигуры: форма и складки одежды на фигуре человека | Иллюстрации людей различных профессий в нашей стране и других странах | Урок обобщения | ||
II четверть Тема: «Поэзия повседневности» (9 ч) | ||||||||
1 | Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | Сюжет, картина, жанр, жанровые разновидности | История и развитие сюжетной картины, в частности бытового жанра | Бытовые темы в изо Китая, Японии, Индии в восточной миниатюре | Иллюстрации и репродукции различных стран и эпох в бытовом жанре. | Урок сообщения новых знаний. Изображение мотивов из жизни разных народов. | ||
2 | Тематическая картина. Бытовой жанр и исторические жанры | Жанр | Бытовой жанр в искусстве художников передвижников | Восприятия произведений искусства | Сцены крестьянской жизни в картинах художников XVII в | Урок сообщения новых знаний. | Проектная деятельность на тему «Творчество русских художников, И Репин, В Петров, И В Васенцов» | |
3 | Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А Венецианов и П. Федотов. Художники –передвижники | Жанр, сюжет, бытовой жанр. Третьяковская галерея, меценат | Творчество А Г Венецианова, П. А Федотова и художников- передвижников | Рефераты учащихся | Урок- конференция | Подобрать материал о художниках работающих в бытовом жанре. | ||
4 | Творчество художников передвижников | Репродукции картин художников- передвижников. Портрет П. М Третьякова, И П. Репина, И Н Крамского, В Г Перов, В А Серов | Презентация проектов о художниках-передвижниках | |||||
5 | Сюжет и содержание в картине | Жанр, сюжет, бытовой жанр | Роль колорита и значение цвета в передаче пространства | Разница между сюжетом и содержанием картины | Ян Вермеер «Служанка с кувшином» А.Пластов «Ужин трактористов» И. Левитан « Осенний день в Сокольниках» | Урок сообщения новых знаний. Эскизы композиций из своей жизни (завтрак, ужин, утро, вечер, чтение письма, прогулка) | Проект «Жизнь в моем городе в прошлых веках» | |
6 | Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. | Тема семьи, ее повседневная жизнь. Умение видеть значимость каждого момента жизни | Поэтическое восприятие жизни | Репродукции картин бытового жанра: «Прогулка в парке», «Завтрак», «Утро, чтение, письма» | Урок – практикум. Рисунки на одну из выбранных тем « Жизнь моей семьи» | Подготовить проект: Ежедневная жизнь людей на улицах твоего города | ||
7 | Жизнь людей моей улицы, моего города (современное) | Жизнь происходит не только внутри дома, но и на улицах. В простом, ежедневном выражается особый, неповторимый характер жизни людей | Л.Сойфертис - серия «Московские жанры» В Алфеевский – серия «Москва и москвичи», А Дейнека | Урок практикум. Наброски « Продавцы цветов», « У киоска», « на бульваре». | Подобрать материал об истории родного города | |||
8 | Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре) | Исторические здания, одежда из музея | Жизнь людей в прошлом. Особенности быта, одежды, интерьера | Умение работать в группах и индивидуально над проектом | 1.Б Кустодиев – серия « Российские типажи» 2.П. Федотов «Зарисовки жизни города» 3.А Рябушинский | Урок защиты проектов | Подобрать изображения в искусстве праздничных сюжетов. Принести клей, ножницы, бумагу. | |
9 | Праздник и карнавал в изобразительном искусстве ( тема праздника в бытовом жанре) | Колядки, карнавал, маскарад, танцы, песни | Праздник- выражение мечты. Праздник это игра, неожиданные ситуации, превращение обычного в необычное | Сюжет праздника в изобразительном искусстве. | К Сомов, А Бенуа, Б Кустодиев, М Врубель «Карнавал в Венеции», П. Брейгель «Деревенский праздник» | Урок – практикум Создание композиции в технике коллажа на тему праздника (Коллаж) | ||
III четверть Тема: « Великие темы жизни » (10 ч) | ||||||||
1 | Исторические темы и мифологические темы в искусстве различных эпох | Исторический, мифологический жанры, сюжет, содержание. Темпераментная и масляная живопись. | Зачем художникам разных времен и народов необходимо было обращаться к исторической теме | Навыки восприятия произведений изобразительного искусства | Репродукции картин В А Сурикова, Рафаэля, Д. Веласкеса, П.-П. Рубенса | Урок сообщения новых знаний. Беседа | ||
2 | Тематическая картина в русском искусстве XIX в. Искусство Древней Русси | Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. | Понимание роли живописной картины, как событие общественной жизни | Репродукции картин К. Брюллова, А. Иванова, И. Репина, И. Крамского, В Сурикова, В Перцова | Урок беседа. | Подобрать материал для работы над исторической картиной | ||
3 | Процесс работы над тематической картиной | Тема, сюжет, содержание картины. Основные этапы, эскиз, набросок, рисунок, зарисовки, этюд | Учащиеся должны знать основные этапы создания картин | Сбор натурного материала, подготови-тельный рисунок | Репродукции картин с историческим сюжетом | Урок – практикум Работа над темой | Собрать материал для своей композиции | |
4 | Создание исторической картины невозможно без изучения материальной культуры времени | Костюм, архитектура, ландшафт, сюжет и содержание. Композиция архитектурной среды. «Пес – Рыцарь», «А Невский» | Учащиеся отвечают на вопрос «Что делает ту или иную картину на историческую тему убедительной». Создание пейзажа или интерьера- фона исторической картины | Графические небольшие зарисовки. Оружие свое и вражеское, одежда, знамена, лошадиная упряжь | Репродукции, слайды, наглядные пособия, иллюстрирующие среду выбранного времени. Пейзажи, интерьеры, ассоциативно связанные с выбранной исторической темой, исторические картины | Урок- практикум | Подобрать недостающий материал для композиции своей картины. Сделать наброски фигур в движении | |
5 | В каждой картине есть главный герой | Учащиеся представляют главных героев, которые могут быть и положительными и отрицательными. | Изображение одного из главных героев | Репродукции с образом людей своего времени. | Урок – практикум Окончание работы над картиной | Подготовка сообщений о Феофане Греке, об Андрее Рублеве | ||
6 | Библейские темы в изо. Всепрощающая любовь. (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына») | Библейский жанр, сюжет, содержание, колорит | Библейские темы. Их актуальность для сегодняшнего дня. Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков. | Умение не только созерцать, но рассказывать о картинах | А Иванов «Явление Христа народу», Рембрандт «Возвращение блудного сына», Рафаэль «Сикстинская Мадонна», Н Ге « Тайная вечеря» | Урок сообщения новых знаний. Создание композиции на библейские темы | Ознакомиться с содержанием библии и иллюстрациями к ней. Сделать эскиз для следующего урока | |
7 | Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве | Художник – иллюстратор Г Доре | Собственная иллюстрация одной из тем Библии | Иллюстрации Г Доре к Библии | Урок - практикум | |||
8 | Волшебный мир сказки. Сказочно былинный жанр. | Сюжет, содержание, сказочно былинный жанр | Биография и работы В М Васнецова и И Билибина. Фольклорно- исторические картины | Подбор репродукций работ И Билибина по сказкам и репродукций картин В Васнецова | Урок- практикум | Принести стекло | ||
9 | Монументальная скульптура и образ истории народа | Мемориалы | Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании | Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы | Э. М. Фальконе, И. Мартос, С. Орлов, А. Опекушин, Н Андреев. | Урок- практикум. Проект памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою. | Собрать материалы на тему «Великие музеи мира» | |
10 | Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве | Уметь анализировать произведения станкового искусства | Работы А Дейнека, А Пластова, Б Неменского | Урок - комбинированный | ||||
VI четверть Тема: « Реальность жизни и художественный образ» (8 ч) | ||||||||
1 | Искусство иллюстрации. Слово и изображение | Искусство временные и пространствен- ные | В. Фаворский, Д. Шмаринов, Н. Куприянов | Урок дискуссия. Иллюстрация литературной книги | Проект «Художники 20 века» | |||
2 | Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | Зрительная и смысловая организация пространства картины | Примеры знакомых произведений | Урок обобщения. Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства | ||||
3 | Зрительные умения и их значение для современного человека | Язык искусства, средства выразительности | Уровни понимания произведения изобразительного искусства | Личностный характер создания и восприятия произведений искусства | Примеры знакомых произведений | Урок созерцания. Анализ произведений. | ||
4 | История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве. | Импрес- сионизм и постимпрессионизм | Направления в искусстве Нового времени. Передвижники | Произведения, Выбранные для беседы о художниках. | Урок созерцания. Защита проектов | Подготовит проект «Альбом по изо искусству» | ||
5 | Личность художника и мир его времени в произведениях искусства | Великие художники в истории искусства | Урок сообщения новых знаний | Подобрать материал о музеях мира | ||||
6 | Крупнейшие музеи изобразительного искусства мира и их роль в культуре | Лувр, Кунсткамера, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Прадо | Видеофильм «Прадо» Испания, «национальная галерея» Англия | |||||
7 | Альбом по изоискусству, его композиции и шрифтовое решение обложки | Композиция альбома по изоискусству, культура решения альбомного листа с текстом и репродукциями | Культура шрифтового и декоративного решения обложки и альбома | Работы альбомов Изо искусству предыдущих лет | Урок – обобщения. Защита проектов |
1 урок- резерв
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по программе В.В. Пасечника 8 класс
Авторское тематическое планирование биология 8 класс...
Календарно-тематическое планирование к программе "Маленькие рассказы о большой химии"
Для заинтересованных учителей начальных классов, беспокойных преподавателей химии и продвинутых родителей первоклассников. "Маленькие рассказы о большой Химии" - это программа учения с увлечение...
3кл ИЗО РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе Б.М.Неменского
Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под редакцией Б.М. Неменского и рабочей п...
4кл ИЗО РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе Б.М.Неменского
Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под редакцией Б.М. Неменского и рабочей п...
Рабочая программа по математике-6 (Виленкин) и Календарно-тематическое планирование к программе, 2014 г.
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы "Математика" 5-6 классы. Авт.-сост. В.И. Жохов в соответствии с:· Федераль...
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020
Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...
Биология. Календарно-тематическое планирование по программе Сонина для 9 класса. Фгос с планированными результатами обучения (предметные и УУД)
В данном материале представленна таблица Excel, с подробным описанием типа урока, его темой, количеством часов, формой контроля и расписаными, подробно, в соответствии с ФГОС результатами обучения для...
Комментарии
Последние изменения в
Последние изменения в программе отражены в календорно-тематическом планировании