Календарно -тематическое планирование по программе Б Неменского в 5-7 ллассах
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Содержание программы

 

5 класс (35 часов)

 

Декоративно – прикладное искусство в жизни человека.

 

I четверть. Древние корни народного искусства

Древние образы в народном искусстве.

Декор русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конституция, декор предметов народного быта и труда.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды ( обобщение темы).

 

 

II четверть. Связь времен в народном искусстве

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни ( обобщение темы).

 

 

III четверть Декор – человек, общество, время

Зачем людям украшения

Декор и положение человека в жизни.

Одежда говорит о человеке

О чем рассказывают гербы и эмблемы

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества ( обобщение темы)

 

 

IVчетверть Декоративное искусство в современном мире

Современное выставочное искусство

Ты сам- мастер декоративно –прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале

Содержание программы

 

6 класс (35 часов)

 

Изобразительное искусство в жизни человека.

 

I четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Линия и ее выразительные возможности.

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи.

Объемные изображения в скульптуре.

Основы языка изображения.

 

 

II четверть. Мир наших вещей. Натюрморт.

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение предметного мира – натюрморт.

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

Освещение. Свет и тень.

Натюрморт в графике.

Цвет в натюрморте.

Выразительные возможности натюрморта ( обобщение темы)

 

 

III четверть. Вглядываясь в человека. Портрет.

Образ человека- главная тема искусства.

Конструкция головы человека и ее пропорции.

Изображение головы человека в пространстве.

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Портрет в скульптуре.

Сатирические образы человека.

Образные возможности освещения в портрете.

Портрет в живописи.

Роль цвета в портрете.

Великие портретисты ( обобщение темы)

 

 

IVчетверть Человек и пространство в изобразительном искусстве

Жанры в изобразительном искусстве.

Изображение пространства.

Правила линейной и воздушной перспективы.

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

Пейзаж – настроение. Природа и художник.

Городской пейзаж.

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Содержание программы

 

7 класс (35 часов)

 

Изобразительное искусство в жизни человека.

 

I четверть. Изображение фигуры человека и образ человека

Изображение фигуры человека в истории искусства.

Пропорции и строение фигуры человека.

Лепка фигуры человека.

Набросок фигуры человека с натуры.

Понимание красоты человека в еврейском и русском искусстве.

 

 

II четверть. Поэзия повседневности

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Сюжет и содержание в картине.

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

Жизнь в моем городе в прошлых веках ( историческая тема в бытовом жанре)

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве( тема праздника в бытовом жанре)

 

 

III четверть. Великие темы жизни

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох. Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Процесс работы над тематической картиной.

Библейские темы в изобразительном искусстве.

Монументальная скульптура и образ истории народа.

Место и роль картины в искусстве ХХ века.

 

 

IVчетверть Реальность жизни и художественный образ

Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве.

Зрительные умения и их значения для современного человека. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном  искусстве.

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno_5_2012.docx61 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план (5 класс)

Общая тема: « Декоративно- прикладное искусство в жизни человека» (35 ч.)

№ урока

Тема урока

Содержание, обучения, основные понятия

Планируемый результат и уровень освоения. Учебно-познавательная компетенция

Информационно- методическое обеспечение

Тип урока и вид деятельности учащихся

Д/З

Базисный уровень

Продвинутый уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

I четверть Тема: «Древние корни народного искусства» (8ч)

1

Война 1812 года в произведениях художников

Закончить рисунок

2

Древние образы в народном искусстве.

Солярные знаки, древо жизни, символы, конь, птица, мать земля, птица-счастья

Учащиеся должны знать требования к организации рабочего места

Учащиеся должны уметь: сочинить линейный орнамент

Табл. с изображением знаков- символов. Предметы ДПИ (посуда, резьба, подносы)

Урок усвоения новых знаний

 Изображение образов в резьбе и росписи по дереву., древо жизни, птица счастья.

Подбор иллюстраций с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ

3

Орнамент- как основа декоративного украшения

орнамент

Типы орнаментальных композиций ( линейная, сетчатая геральдическая)

Комбинированный урок, декоративные композиции

Подбор иллюстраций «Русская изба»

4

Декор русской избы

Народное искусство, декор, изба, тесовая кровля, охлупень, слеги, причелина.

Внешние элементами жилища. Украшение русской избы.

Образный строй избы (небо, земля, подземно- водный мир)

Слайд-фильм «Кижи» иллюстрации к русским  народным сказкам с изображением избы, терема. Элементы декоративного убранства русских изб.

Урок-сообщение новых знаний

Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина), лобовая доска

Подбор материала «Убранства русской избы», клей, ножницы, бумага

5

Внутренний мир русской избы

Печное пространство, красный угол, круг предметов быта

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома его символика (потолок – небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна- очи)

единство пользы и красоты

Примеры интерьеров крестьянского жилища.

Комбинированный урок

Композиция «В русской избе»

Подбор материала о предметах народного быта и труда, о прялке.

6

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка

Народный быт, тема росписи прялки

Знать историю создания прялки

Учащиеся должны уметь самостоятельно украсить прялку

Модели прялок XVII-XVIII вв., трафареты прялок различной формы

Комбинированный урок

Роспись прялки, украшение ее орнаментной росписью

Подготовить проект образы и мотивы «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

7

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце.

Символика вышивки, орнамент.

Крестьянская вышивка- хранительница древних образов и мотивов

Условность языка орнамента

Схемы- таблицы с мотивами орнаментов на полотенце. Вышитые полотенца

Комбинированный урок

Эскиз узора вышивки на полотенце.

Подбор материала о народном русском костюме. Принести клей, ножницы, цветную бумагу. Подготовить проект «Народные праздничные обряды»

8

Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды

Орнамент в одежде и головных уборах

Народный праздничный костюм, целостный художественный образ. Формы и декор женских головных уборов. Календарные  праздники: история их возникновения, магический смысл.

Умение работать в технике бумажной пластики. Роль народного гулянья в укладе жизни русского народа

Таблицы « Русская праздничная одежда», Кустодиев « Сельская ярмарка», В Суриков «Взятие снежного городка»

Урок - практикум. Эскизы народного праздничного костюма. Одеть бумажную куклу в русский народный костюм. Защита проекта

II четверть Тема: « Связь времен в народном искусстве» (8 ч.)

1

Древние образы в современных, народных игрушках

Народные промыслы: Дымково, Каргополь, Филимоново

Живучесть древних обрядов в современных народных игрушках, их сказочный реализм

Умение создать цветовой строй при росписи игрушек

Таблицы:

«Глиняные игрушки»

«Деревянные игрушки»

Урок - сообщения новых знаний.

Эскиз глиняной игрушки. Росписи, форма и декор.

Принести пластилин.

2

Лепка и роспись собственной модели игрушки

Глиняные игрушки

Особенности пластических форм «глиняных игрушек»

Умение работать с пластилином

Игрушки созданные мастерами различных промыслов

Урок практикум

Создание игрушки

Подбор материала о Гжельском промысле

3

Искусство Гжели (керамика). Истоки современного развития промысла

Промысел Гжель

Возникновение и развитие гжельского промысла

Умение воспроизводить элементы гжельской росписи

Посуда с гжельской росписью, таблицы, трафареты, фрагменты гжельской росписи

Комбинированный урок

Выполнение традиционной гжельской росписи на посуде

Подбор материала о городетском промысле

4

Искусство Городца – истоки и современное развитие промысла

Промысел

Городец

Возникновение и развитие городецкого промысла

Умение воспроизводить основные элементы Городецкой росписи

Деревянные подносы, разделочные доски, сундуки с городетской росписью

Урок – практикум. Роспись разделочной доски с использованием образа птицы, коня, растительных элементов

Подбор материала о Жостовском промысле

5

Искусство Жостова (металл) Истоки и современное развитие промысла

Промысел Жостово

Возникновение и развитие художественного жостовского промысла

Умение воспроизводить элементы жостовской росписи

Подносы с жостовской росписью, фрагменты росписи,  трафареты

Комбинированный урок

Выполнение жостовской росписи подносах

Подбор материала о хохломском промысле

6

Народные промыслы Хохлома (дерево)

Промысел

Хохлома

Возникновение и развитие промысла хохлома

Умение воспроизводить элементы хохломской росписи

Шкатулки, солонки, расписанные хохломской росписью

Комбинированный урок

Хохломская роспись

Подбор материала о промыслах в современной жизни

7

Роль народных промыслов в современной жизни

Сувенир

Промыслы как искусство художественного сувенира

Место производственных  промыслов  в быту и интерьере

Выставка работ учащихся

Обобщающий урок. Урок - вернисаж

Материал о местных умельцах

8

Местные народные умельцы – музей. Связь времен в народном искусстве.

Бисероплетение.

Связь времен в народном искусстве.

Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального

III четверть Тема: « Декор - человек, общество, время» (10 ч)

1

Зачем людям украшения

Символика цвета

Что значит – украсить?

Цветовое богатство окружающего мира. Видение прекрасного в предметах и явлениях

Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом.

Одежда и убранство людей различных стран

Урок сообщения новых знаний. Эскизы одежды людей Др. Египта

Подбор иллюстративного материала о Древней Греции, Древнего Рима

2

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

Костюм, украшения, символы.

Символы Древнего Египта. Роль декоративного искусства в жизни древних обществ на примере Древнего Египта

Символика цвета в украшениях

Таблицы фараонов, царицы Нефертити, маска фараона Тутанхамона

Урок сообщения новых знаний. Эскизы браслетов, ожерелий Др. Египта

Подбор материала об одежде  древней Греции

3

Одежда говорит о человеке. Костюм эпохи Древней Греции.

Костюм, стиль, хитон, гиматий, хламида, диплоидий

Роль декоративного искусства в эпоху Древней Греции

Изображение костюма эпохи Древней Греции

Иллюстрированный материал с изображением элементов костюма и орнаментах эпохи

Комбинированный урок. Изобразить одежду Древней Греции.

Подбор материала о керамике Древней Греции

4

Декоративное искусство Древней Греции. Греческая керамика

Чернофигурные и краснофигурные вазы

Отличительные черты искусства Древней Греции. Стили греческой вазописи.

Орнаменты характерные для греческой вазописи

Таблица поэтапного выполнения рисунка вазы

Урок практикум. Изображение керамических ваз.

Др. Греции

5

Значение одежды и ее принадлежность к различным слоям общества

Цвет украшения

Китай. Особенности одежды.

Различия одежды слоев общества

Таблица «одежда Китая»

Комбинированный урок. Эскизы одежды китайской девушки.

Подобрать материал об одежде средневековья

6

Одежда выражает принадлежность человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья

Стилевое единство декора одежды, предметов быта

Искусство Западной Европы эпохи Средневековья

Костюм женский и мужской эпохи Средневековья

Иллюстрированный материал с изображением костюмов эпохи Средневековья, Западной Европы. Иллюстрации к сказкам Ш Перо, братьев Гримм

Комбинированный урок. Эскиз костюма эпохи средневековья

Подобрать и принести книжки сказок Ш Перо, братьев Гримм

7

Коллективная работа «Бал во дворце»

Урок практикум       ( коллективная работа)

Подбор материала о Гербах

8

О чем рассказывают Гербы

Символ, герб

История появления гербов. Государственная символика

Составление родословного герба

Плакаты с изображением герба. Схемы- таблицы с основными элементами классических гербов

Комбинированный урок

Подбор материала об эмблемах

9

Что такое эмблемы, зачем они людям?

Эмблемы, символы

Символический характер декоративного искусства на примере эмблем

Создание эмблем для школьных  кабинетов

Таблица с изображением знаков- символов

Урок сообщения новых знаний.

Подготовить проект «Роль ДПИ в жизни человека»

10

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Современная одежда по мотивам народного костюма

ДПИ в повседневной жизни человека

Уметь видеть в произведениях декоративно прикладного искусства красоту различных эпох

Вернисаж

Обобщающий урок Выступление поисковых групп

IV четверть Тема « Декоративное искусство в современном мире» (8 часов)

1

Современное повседневное и выставочное искусство

Керамика, декоративное стекло, металл, гобелен, батик, терракота

Художник - керамист, кузнец, ткач.

Различие между выставочными произведениями искусства и изделиями массового производства

Знать видимые ДПИ и особенности его языка

Иллюстрации предметов декоративного искусства

Урок сообщения новых знаний

Принести ножницы, клей, веревку, цветную бумагу, ткань

2

Ты сам –мастер ДПИ

Панно- древних образов

Различие современных художественных дисциплин

Комбинированный урок

Изготовление панно

--//--//--//--

3

Декоративные игрушки из мочала

Изготовление игрушки из мочала

Урок практикум

--//--//--//--

4

Витраж в интерьере школы

Витраж

Витраж, как стеклянная мозаика

« Окно- витраж»

Таблица с изображением окон- витражей

Урок сообщения новых знаний

Эскиз окна витража

--//--//--//--

5

Нарядные декоративные вазы

Урок практикум

Изготовление вазы под карандаши

--//--//--//--

6

Декоративные куклы

Урок практикум Изготовление куклы-берегини

--//--//--//--

7

Создание коллективной декоративной работы из мозаики

Урок практикум Мозаика «Подвой мир»

8

ДПИ в жизни человека

Урок вернисаж

1 урок - резерв

Календарно – тематический план (6класс) (35ч)

Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни человека»

1

2

3

4

5

6

зрительный ряд

7

9

I четверть Тема: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8 ч)

1

Война 1812 года в произведениях художников

Закончить рисунок

2

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Виды искусства. Творчество, художник. Пространственные виды искусства: живопись, графика, скульптура.

Пространственные виды искусства

Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве

1-Фигура человека в движении

2-И Грабарь « Неприбранный стол»

3П Синьяк « Сосна»

4-В Ван Гог «Звездная ночь»

5 -К Моне «Скалы в Бель - Иль»

Урок созерцания

Принести природные материалы, веточки, колоски, зонтичные растения

3

Рисунок – основа изобразительного творчества.

Виды рисунка. Зарисовка, набросок с натуры. Графические живописные материалы художественной техники

Тональная школа. Композиция места. Ритм пятен. Рисунок – основа мастерства художника. Учебный рисунок, творческий рисунок

Учащиеся должны уметь: проводить линии в разных направлениях с нажимом на карандаш, без нажима

1.М Врубель «Автопортрет, 1904г»

2. В Серов «Портрет балерины Т. Корсавиной»

3.Леонардо да Винчи «Автопортрет»

Урок сообщения новых знаний. Зарисовки растений или веточек, (ковыль, зонтичные растения, колоски и др)- карандаш

Принести травянистые растения

4

Линия, и ее выразительные возможности. Ритм линий.

Графика, карандаш, уголь, сангина, тушь, линия, тон, штрих

Виды гравюр: линогравюра, офорт, литография. Характеристика линий

Учащиеся должны уметь передавать линией спокойствие, радость, гнев.

1.К. Брюллов «Эскиз и наброски частей композиций»

2.П. Рубенс «Портрет камеристки инфанты Изабеллы»

Комбинированный урок.

Линейный рисунок трав, которые колышет ветер.

Найти работы русских художников о природных явления

5

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Фактура; линия плавная, округлая. Тон, тональные отношения, тональная шкала

Соотношение черных и белых пятен, их размер, ритм, композиционное расположение на плоскости

Учащиеся должны уметь изобразить пейзаж и  передать в нем настроение.

1.Ф. Васильев «Ствол старого дуба»

2.В Ван Гог «Олива- ветер- вихрь»

3.Левитан «Разлив»

Урок сообщения новых знаний.

Изображение осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце, тени)

Сбор информации по теме

6

Цвет. Основы цветоведения

Основные цвета. Цветовой круг. Дополнительные цвета, насыщенность, светлота. Тон и цвет. Монохроматический цвет.

Основные составные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойства света.

Учащиеся должны уметь наложить пастозный, прозрачный мазок. Мазок по форме предмета. Мазок, используемый в разном направлении.

1.Р. Кент «Эскимос в кияне»

2.Ф. Малявин «Две бабы»

3. М Врубель «Шестикрылый Серафим»

4. В Ван Гог «Подсолнухи»

Урок сообщения новых знаний.

Изображение ограниченной палитрой фантазийные, сказочные царства ( замок снежной королевы, изумрудный город, розовая страна, солнечный город)

Подобрать осенние листья одного цветового тона, но различной светлоты.

7

Цвет в произведениях живописи

«Локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета»

Цветовые отношения. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция фактура в живописи

Живое смешение красок, художественное творчество и художественное восприятие

1.К Юон «Утро в Угличе»

2.П. Корин «Александр Невский»

3.И Грабарь «Хризантемы»,          « Осень»

4.З.К. Церетели         « Цветы»

5. О. Рендар               « Пейзаж в эстаке»

Урок комбинированный.

Изображение осеннего букета с настроением.           ( радостным, грустным, нежным, торжественным, тихим и др)

Принести пластилин, степ, картон, природные материалы. Принести иллюстрации животных

8

Объемные изображения в скульптуре. Объем- основа языка скульптуры. Основы языка изображения

Высекание, лепка, вырезание, гравировка. Средства выразительности

Выразительные возможности объемного изображения. Анималистический жанр. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др.

Язык скульптуры- трехмерность, объем, пропорции, фактура. Художественное творчество и художественное восприятие, зрительные уменьшения

1.В Мухина «Рабочий и колхозник»

2.Микеланджело «Скорчившийся мальчик»

3.Мирон «Дискобол»

4.О Роден «Граждане города Кале»

5М Антокольский «Иван Грозный

Обобщающий урок новых знаний.

Объемные изображения животных в различных материалах( пластилин, мятая бумага, природные материалы)

II четверть Тема: « Мы и мир наших вещей. Натюрморт » (8 ч)

1

Реальность и фантазия в творчестве художника

Выразительные средства, правила изображения

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека

Реальность и фантазия- два крыла художественного творчества

1.М З Шагал «Прогулка»

2.Леонардо да Винчи «Проекты летательных машин»

К Коровин, Н Сапунов, П. Кузнецов, П. Кончаловский и Машков, К Петров- Водкин

Урок сообщения новых знаний.

Изображение твоей любимой вещи  ( эссе)

Подобрать материал с иллюстрациями

натюрмортов

2

Изображение предметного мира - натюрморт

Натюрморт, композиционное построение (в квадрате, вертикальном, горизонтальном прямоугольни-ке)

Знать: анализ натуры, ее конструкции, цвета, светотень.

Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Уметь: изображать предметный мир

Натюрморты голландских и фломандских художников

К Коровин «Рыбы, вино, фрукты

К Петров-Водкин «Утренний натюрморт»

Караваджо «Ваза с фруктами»

А Матисс «Красные рыбки»

М С Сарьян «Натюрморт»

Урок сообщение новых знаний.

Натюрморт из плоских изображений знакомых предметов, с акцентом на композицию, ритм

Подобрать репродукции натюрмортного жанра

3

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Конструкция

Понятие формы. Линейные плоскостные и объемные формы.

Многообразие форм в мире. Выразительность формы.

Табл. геометрических схем

Урок практикум.

Конструирование из бумаги простых геометрических тел

Изобразить в тетради натюрморт из геометрических тел

4

Изображение объема тела на плоскости и линейная перспектива

Перспектива, ракурс, глубина пространства. Линия горизонта

Плоскость и объем. Правила объемного изображения геометрических тел

Переспектива художников Средних веков. Плоские изображения в Древнем Египте

Геометрические тела из гипса

Урок сообщения новых знаний. Зарисовать изображение конструкций из нескольких геометрических тел

Подготовить проект «Выдающиеся русские и зарубежные художники и их произведения натюрмортного жанра»

5

Освещение. Свет и тень.

Свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения.

Свет как средство организации композиции в картине.

1.Ж де Латур «Святой Иосиф-плотник»

2.Ф. Сурбаран «Натюрморт»

3. Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах»

Урок практикум, зарисовки геометрических тел с боковым освещением

Принести клей, бумагу, ткань, картон, кружева

6

Натюрморт в графике

Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок.

Графическое изображение натюрмортов

Натюрморт как средство общения художника со зрителем

1.Н Н Купреянов «Натюрморт с лампой»

2.В Е Самарина «Натюрморт»

Урок- практикум.

Оттиск с аппликации на картоне.

Подбор иллюстраций с живописными изображением натюрмортов

7

Цвет в натюрморте

Цвет в натюрморте русских художников

Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный).

Цветовая организация натюрморта- ритм цветовых пятен

1. В В Гог «Подсолнухи»,          « Стул и трубка»

2.П. Сезанн «Натюрморт с драпировкой»

3.А Матис «Красная комната»

4. К.А Коровин « Рыбы, вино и фрукты»

Изображения натюрморта в заданном эмоциональном состоянии. Праздничный, грустный, таинственный (3-4 эскиза)

Завершение работы над прпоектом

8

Выразительные возможности натюрморта

Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Натюрморт в выражении творческой индивидуальности художника.

1.Б Неменский «Память смоленской земли»

2.В Ф. Стожаров «Лен»

Урок- собеседование и защита проекта

III четверть Тема: « Вглядываясь в человека. Жанр портрета» (10 ч)

1

Образ человека - главная тема искусства

Портрет.

Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека.

Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

1.А Дюрер «Автопортрет»

2.П. П. Рубенс «Портрет камеристки», «Инфанты Изабеллы»

3.Ж.К.Клуэ

«Франциск 1»

4. Г. Островский

«Портрет Е. П. Черевиной»

5. В.Л. Боровиковский

« Портрет М. И. Лопухиной»

6. К. П. Брюллов

« Всадница»

Урок сообщение новых знаний

Подобрать иллюстрации с образом человека. Принести клей, ножницы, бумагу

2

Конструкция головы человека  и ее основные пропорции

Пропорции лица человека

Закономерности в конструкции головы человека. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта.

Подвижные части лица, мимика

1.Г Гольбейн «Наброски головы и кистей рук»

2. Микеланджело «Фрагмент Сикстинской капеллы»

Урок сообщение новых знаний. Упражнения (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы)

Изображение головы      (аппликация ) в тетради

3

Изображение головы человека в пространстве

Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Расположение на месте. Линия и пятно.

Портрет- характер. Умение художника увидеть и подчеркнуть индивидуальные черты человека.

1.О Кипренский «Портрет А Р. Томилова»

2.В Серов «Портрет М А Морозова», «Портрет С В Дягилева», «Портрет М П. Боткиной»

3.И Репин «Автопортрет»1923

Урок сообщения новых знаний.

Объемное конструктивное изображение головы.

Описание внешних характеристик школьного друга.

4

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Условность и лаконичность графического языка

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете

Выразительность графического материала

1.Рембрандт «Автопортрет»

2. Графические портреты О. Кипренского

И Реппина

В. Серова

Урок сообщения новых знаний. Рисунок друга или одноклассника

Подготовить материал к проекту « Художники -портретисты и их произведения»

5

Портрет в скульптуре

Монументальная скульптура.

Каменная скульптура.

Человек - основной предмет изображения в скульптуре

Выразительные возможности скульптуры

1.М К Аникушин «Антон Павлович Чехов»

2.Е Ф. Беламова «Портрет А С Пушкина»

Урок- практикум.

Работа над изображением из пластилина. Портрет литературного героя

6

Сатирические образы человека

Карикатура. Дружеский шарж.

Сатирические образы в искусстве

1.Леонардо да Винчи

2П Пикассо «Портрет Идальго», «Дон-Кихот»

Урок-лекция

Зарисовки сатирических образов литературных героев.

Подобрать портреты в живописи

7

Образные возможности освещения в портрете

Источник света, искусственное освещение

Изменение образа человека в различном освещении

Умение передать изображение человека по свету и против света

Рембрандт «Христос в Эммаусе»

Урок сообщения новых знаний.

Изображение головы в различном освещении.

Подбор мат-ла о живописных портретах

8

Портрет в живописи

Парадный лирический портрет

Знать роль и место портрета в истории искусства.

Обобщенный образ человека в живописи

Портреты художников Рафаэля, Тициана, Ван Дейка

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников

9

Роль цвета в портрете

Цвет и живописная фактура

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение.

Цвет как выражение настроения и характера героя портрета.

1. В А Серов « Девочка с персиками»

2.О Ренуар « Портрет актрисы Жанны Самарии»

Рисунок –автопортрет или портрет близкого человека ( члена семьи)

Завершение работы над проектом

10

Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX в.

Живописный портрет. Шелкография

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах

1.И Н Крамской «Неизвестная»

2.И Е Репин «Портрет Л Н Толстого»

3.А Модильяни «Девочка с косичками»

4.А Матисс «Мадам Матисс. Портрет с зеленой полоской»

5.С Дали «Лицо Мэй Уэст»

Защита проетов

I V четверть Тема: «Челок и пространство в изобразительном искусстве» (8ч)

1

Жанры в изобразительном искусстве

Жанры: портрет, натюрморт, пейзаж.

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве.

Изменения видения мира в различные эпохи

Подбор изображений относящихся к различным жанрам изобразительного искусства

Урок сообщения новых знаний

Выписать названия нескольких произведений относящихся к различным жанрам одного художника ( И Репин, В Васнецов)

2

Изображение пространства

Виды перспективы. Эффект космичности, легкости, Эффект тяжести, тревоги

Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Движение фигур в пространстве. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Ракурс в искусстве Древней Греции.

Пространство иконы, его смысл. Понятие точки зрения.

1. Моне «Эффект тумана», «Дорога на ферму»

2.И Левитан «Над вечным покоем», «Вечерний звон»

3.Н Рерих «Небесный бой»

Урок сообщения новых знаний.

Зарисовки улиц (перспектива)

с различных точек наблюдений

Подобрать иллюстрации видов перспектив

3

Правила линейной и воздушной перспективы

Перспектива, глубина пространства, точка зрения, точка схода

Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения.

Правила воздушной перспективы

1.М. Хоббема

« Дорога»

2. М.Н. Воробьев

«Итальянский пейзаж»

Урок сообщения новых знаний. Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

4

Пейзаж – большой мир.

Организация изображаемого пространства.

Художники XIX в

А Саврасов,

И Левитан,

И Шишкин,

М Нестеров

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Этический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота горизонта

Изображение

1.Наскальная роспись,

2.В Ватагин «Тигр», 3.Серов «Лев»,

4.Му Ци «Закат над рыбачьей деревней», 5.И Левитан «У омута», «Март»,

6.А Куинджи «Березовая роща»

7. И.К. Айвазовский

« Девятый вал»

Урок сообщения новых знаний.

Работа над эпическим пейзажем с изображением животных или « Дорога в большой мир»

Собрать иллюстрации с изображением пейзажей.

5

Пейзаж-настроение. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи.

Колорит в пейзаже: сближенный, контрастный, холодный, теплый

Система отношений цветовых тонов и их оттенков. Настроение в произведении: минорное, мажорное.

Изменчивость состояния природы в течении суток

1.М Врубель «Сирень», «Пан», «К ночи»

2 Б Мусатов «Водоем»

3.А Куинджи «Ночь над Днепром»

4.К Моне «Руанский собор в полдень, в сумерках, вечером»

5. В Ван Гог

«Кипарис»,                 « Красные виноградинки в Арле»

Набросок пейзажа – настроение (состояние весны, разноцветие, ароматы лета), графическая композиция «Наш город», или «Архитектурный пейзаж» (будущее, настоящее, прошлое)

Выполнить наброски пейзажа улицы

6

Городской пейзаж. Пейзаж в графике. Отношение художника к миру природы.

Городской пейзаж, гравюра, рисунок пером. Анималистический жанр.

Разные образы города в истории искусства и в Российском искусстве

XX в. Неразрывная связь человека и животного

Законы линейной перспективы

1.Р. Севрей «Рисунок дерева»

2.В Ван Гог «Сад», «Этюд дерева»

3.К Моне «Вокзал в Сен - Лазар»

Урок – практикум создание графической композиции

(оттиск с аппликацией), наброски любимых домашних животных

Подобрать пейзажи в графической технике

7

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Диалог между художником и зрителем

Обобщающий урок

1 урок- резерв

 Календарно – тематический план (7 класс)

Общая тема: «Изобразительное искусство в жизни человека» (35ч)

1

2

3

4

5

6

7

8

I четверть Тема: « Изображение фигуры человека и образ человека» (8 ч)

1

Война 1812 года в произведениях художников

Закончить рисунок

2

Изображение фигуры человека в истории искусства

Пластика, рельефы, динамика, живопись, канон

Представления о красоте человека в истории искусства.

Красота и совершенство конструкции идеального тела человека

Видео ряд «Искусство Италии», «Посланцы Эллады», «На рубеже веков», рельефы и росписи Древнего Египта, Мирон «Дискобол», Статуя римского императора Октавиана, Микеланджело «Давид», Джорджоне «Юдифь»

Урок- созерцание. Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур

Подобрать репродукции с изображением людей различных пропорций

3

Пропорции и строение фигуры человека

Пропорции «золотое сечение»

Красота мужчин и женщин, ребенка и взрослого

Схемы движения фигуры человека

1.Тематические таблицы с изображениями пропорций фигуры человека, его скелета

2.Иллюстрации и репродукции по теме

Урок сообщения новых знаний.

Зарисовки схемы фигуры человека. Схемы движения человека                  ( аппликация)

Принести пластилин, работа над проектом «Великие скульптуры 19 начала 20 века»

4

Лепка фигуры человека

Скульптура, памятник

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Умение работать с пластилином

Скульптурные работы Мирона, Поликиета, Донателло, Микеланджело

Урок- практикум.

Лепка фигуры человека в движении

Продолжить работу над проектом

5

Красота фигуры человека в движении

Пропорции фигуры человека

Схематическое строение человека

Пропорции человека (фигура борца и фигура фигуриста)

1.Репродукции с изображение скульптур

2.Микеланджело «Скорчившийся мальчик»

3.В И Мухина «Борей 1938г»

4.Тематические таблицы с изображением фигуры человека

Урок- практикум.

Зарисовки фигур спортсменов различного строения( гимнаст и боец сумо). Поискать движения передающие настроении. Защита проекта.

Подобрать материалы иллюстрации спортивные игры футбол, баскетбол, волейбол.

Принести клей, ножницы, бумагу

6

Красота согласованности движений людей

Выразительность пропорций и движения фигур

Перекрытие фигуры фигурой, ритмическая связь при изображении нескольких фигур в едином действии

Умение создать композицию

1.А Дейнека,

2.Д Жилинский

3.А Самохвалов

Обобщающий урок.

Изображение композиций: «Спортивная игра». (гуашь)( волейбол, баскетбол, футбол, хоккей)

7

Набросок фигуры человека с натуры

Набросок, рисунок, эскиз, пропорции

Изучение пропорций строения фигуры взрослого человека и ребенка, усвоение элементарных сведений о пластической анатомии человека

Правила и техника выполнения наброска фигуры человека с натуры

Тематические таблицы с изображениями набросков фигуры человека

Урок сообщения новых знаний. Наброски одноклассников в разных движениях.

Выполнить эскизы посвяженные твоей будущей профессии

8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве. Твоя будущая профессия.

Набросок, эскиз, картина

Композиционное разнообразие графических построений.

Образная выразительность фигуры: форма и складки одежды на фигуре человека

Иллюстрации людей различных профессий в нашей стране и других странах

Урок обобщения

II четверть Тема: «Поэзия повседневности» (9 ч)

1

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

Сюжет, картина, жанр, жанровые разновидности

История и развитие сюжетной картины, в частности бытового жанра

Бытовые темы в изо Китая, Японии, Индии в восточной миниатюре

Иллюстрации и репродукции различных стран и эпох в бытовом жанре.

Урок сообщения новых знаний. Изображение мотивов из жизни разных народов.

2

Тематическая картина. Бытовой жанр и исторические жанры

Жанр

Бытовой жанр в искусстве художников передвижников

Восприятия произведений искусства

Сцены крестьянской жизни в картинах художников XVII в

Урок сообщения новых знаний.

Проектная деятельность на тему «Творчество русских художников, И Репин, В Петров, И В Васенцов»

3

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А Венецианов и  П. Федотов. Художники –передвижники

Жанр, сюжет, бытовой жанр. Третьяковская галерея, меценат

Творчество

А Г Венецианова, П. А Федотова и художников- передвижников

Рефераты учащихся

Урок- конференция

Подобрать материал о художниках работающих в бытовом жанре.

4

Творчество художников передвижников

Репродукции картин художников- передвижников. Портрет П. М Третьякова, И П. Репина, И Н Крамского, В Г Перов, В А Серов

Презентация проектов о художниках-передвижниках

5

Сюжет и содержание в картине

Жанр, сюжет, бытовой жанр

Роль колорита и значение цвета в передаче пространства

Разница между сюжетом и содержанием картины

Ян Вермеер «Служанка с кувшином»

А.Пластов «Ужин трактористов»

И. Левитан « Осенний день в Сокольниках»

Урок сообщения новых знаний.

Эскизы  композиций из своей жизни (завтрак, ужин, утро, вечер, чтение письма, прогулка)

Проект «Жизнь в моем городе в прошлых веках»

6

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве.

Тема семьи, ее повседневная жизнь.

Умение видеть значимость каждого момента жизни

Поэтическое восприятие жизни

Репродукции картин бытового жанра: «Прогулка в парке», «Завтрак», «Утро, чтение, письма»

Урок – практикум.

Рисунки на одну из выбранных тем « Жизнь моей семьи»

Подготовить проект: Ежедневная жизнь людей на улицах твоего города

7

Жизнь людей моей улицы, моего города

(современное)

Жизнь происходит не только внутри дома, но и на улицах. В простом, ежедневном выражается особый, неповторимый характер жизни людей

Л.Сойфертис - серия «Московские жанры»

В Алфеевский – серия «Москва и москвичи»,

А Дейнека

Урок практикум. Наброски

« Продавцы цветов», « У киоска», « на бульваре».

Подобрать материал об истории родного города

8

Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

Исторические здания, одежда из музея

Жизнь людей в прошлом. Особенности быта, одежды, интерьера

Умение работать в группах и индивидуально над проектом

1.Б Кустодиев – серия « Российские типажи»

2.П. Федотов «Зарисовки жизни города»

3.А Рябушинский

Урок защиты проектов

Подобрать изображения в искусстве праздничных сюжетов. Принести клей, ножницы, бумагу.

9

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве ( тема праздника в бытовом жанре)

Колядки, карнавал, маскарад, танцы, песни

Праздник- выражение мечты. Праздник это игра, неожиданные ситуации, превращение обычного в необычное

Сюжет праздника в изобразительном искусстве.

К Сомов, А Бенуа, Б Кустодиев, М Врубель «Карнавал в Венеции», П. Брейгель «Деревенский праздник»

Урок – практикум

Создание композиции в технике коллажа на тему праздника

(Коллаж)

III четверть Тема: « Великие темы жизни » (10 ч)

1

Исторические темы и мифологические темы в искусстве различных эпох

Исторический, мифологический жанры, сюжет, содержание.

Темпераментная и масляная живопись.

Зачем художникам разных времен и народов необходимо было обращаться к исторической теме

Навыки восприятия произведений изобразительного искусства

Репродукции картин В А Сурикова, Рафаэля, Д. Веласкеса, П.-П. Рубенса

Урок сообщения новых знаний. Беседа

2

Тематическая картина в русском искусстве XIX в. Искусство Древней Русси

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве.

Понимание роли живописной картины, как событие общественной жизни

Репродукции картин К. Брюллова, А. Иванова, И. Репина, И. Крамского, В Сурикова, В Перцова

Урок беседа.

Подобрать материал для работы над исторической картиной

3

Процесс работы над тематической картиной

Тема, сюжет, содержание картины.

Основные этапы, эскиз, набросок, рисунок, зарисовки, этюд

Учащиеся должны знать основные этапы создания картин

Сбор натурного материала, подготови-тельный рисунок

Репродукции картин с историческим сюжетом

Урок – практикум

Работа над темой

Собрать материал для своей композиции

4

Создание исторической картины невозможно без изучения материальной культуры времени

Костюм, архитектура, ландшафт, сюжет и содержание.

Композиция архитектурной среды.

«Пес – Рыцарь»,

«А Невский»

Учащиеся отвечают на вопрос «Что делает ту или иную картину на историческую тему убедительной». Создание пейзажа или интерьера- фона исторической картины

Графические небольшие зарисовки. Оружие свое и вражеское, одежда, знамена, лошадиная упряжь

Репродукции, слайды, наглядные пособия, иллюстрирующие среду выбранного времени. Пейзажи, интерьеры, ассоциативно связанные с выбранной исторической темой, исторические картины

Урок- практикум

Подобрать недостающий материал для композиции своей картины. Сделать наброски фигур в движении

5

В каждой картине есть главный герой

Учащиеся представляют главных героев, которые могут быть и положительными и отрицательными.

Изображение одного из главных героев

Репродукции с образом людей своего времени.

Урок – практикум

Окончание работы над картиной

Подготовка сообщений о Феофане Греке, об Андрее Рублеве

6

Библейские темы в изо. Всепрощающая любовь. (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»)

Библейский жанр, сюжет, содержание, колорит

Библейские темы. Их актуальность для сегодняшнего дня.

Особый язык изображения в христианском искусстве средних веков.

Умение не только созерцать, но рассказывать о картинах

А Иванов «Явление Христа народу»,

Рембрандт «Возвращение блудного сына»,

Рафаэль «Сикстинская Мадонна»,

Н Ге « Тайная вечеря»

Урок сообщения новых знаний. Создание композиции на библейские темы

Ознакомиться с содержанием библии и иллюстрациями к ней. Сделать эскиз для следующего урока

7

Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве

Художник – иллюстратор Г Доре

Собственная иллюстрация одной из тем Библии

Иллюстрации Г Доре к Библии

Урок - практикум

8

Волшебный мир сказки. Сказочно былинный жанр.

Сюжет, содержание, сказочно былинный жанр

Биография и работы В М Васнецова и И Билибина. Фольклорно- исторические картины

Подбор репродукций работ И Билибина по сказкам и репродукций картин В Васнецова

Урок- практикум

Принести стекло

9

Монументальная скульптура и образ истории народа

Мемориалы

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании

Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы

Э. М. Фальконе, И. Мартос, С. Орлов, А. Опекушин, Н Андреев.

Урок- практикум.

Проект памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою.

Собрать материалы на тему «Великие музеи мира»

10

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве

Уметь анализировать произведения станкового искусства

Работы А Дейнека, А Пластова,

Б Неменского

Урок - комбинированный

VI четверть Тема: « Реальность жизни и художественный образ» (8 ч)

1

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Искусство временные и пространствен-

ные

В. Фаворский, Д. Шмаринов, Н. Куприянов

Урок дискуссия. Иллюстрация литературной книги

Проект «Художники 20 века»

2

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

Зрительная и смысловая организация пространства картины

Примеры знакомых произведений

Урок обобщения. Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства

3

Зрительные умения и их значение для современного человека

Язык искусства, средства выразительности

Уровни понимания произведения изобразительного искусства

Личностный характер создания и восприятия произведений искусства

Примеры знакомых произведений

Урок созерцания. Анализ произведений.

4

История искусства и история человечества. Стиль и направления в изобразительном искусстве.

Импрес-

сионизм и

постимпрессионизм

Направления в искусстве Нового времени. Передвижники

Произведения, Выбранные для беседы о художниках.

Урок созерцания. Защита проектов

Подготовит проект «Альбом по изо искусству»

5

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

Великие художники в истории искусства

Урок сообщения новых знаний

Подобрать материал о музеях мира

6

Крупнейшие музеи изобразительного искусства  мира и их роль в культуре

Лувр, Кунсткамера, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Прадо

Видеофильм «Прадо» Испания, «национальная галерея» Англия

7

Альбом по изоискусству, его композиции и шрифтовое решение обложки

Композиция альбома по изоискусству, культура решения альбомного листа с текстом и репродукциями

Культура шрифтового и декоративного решения обложки и альбома

Работы альбомов Изо искусству предыдущих лет

Урок – обобщения. Защита проектов

1 урок- резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по программе В.В. Пасечника 8 класс

Авторское тематическое планирование биология 8 класс...

Календарно-тематическое планирование к программе "Маленькие рассказы о большой химии"

Для заинтересованных учителей начальных классов, беспокойных преподавателей химии и продвинутых родителей первоклассников.  "Маленькие рассказы о большой Химии" - это программа учения с увлечение...

3кл ИЗО РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе Б.М.Неменского

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под редакцией Б.М. Неменского и рабочей п...

4кл ИЗО РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе Б.М.Неменского

Планирование составлено в соответствии с ФГОС на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, под редакцией Б.М. Неменского и рабочей п...

Рабочая программа по математике-6 (Виленкин) и Календарно-тематическое планирование к программе, 2014 г.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы "Математика" 5-6 классы. Авт.-сост. В.И. Жохов в соответствии с:·           Федераль...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Биология. Календарно-тематическое планирование по программе Сонина для 9 класса. Фгос с планированными результатами обучения (предметные и УУД)

В данном материале представленна таблица Excel, с подробным описанием типа урока, его темой, количеством часов, формой контроля и расписаными, подробно, в соответствии с ФГОС результатами обучения для...


 

Комментарии

Последние изменения в программе отражены в календорно-тематическом планировании