Конспект обобщающего урока по теме: «Вглядываясь в человека. Жанр портрета» 6 класс.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Елисеева Алла Николаевна

Конспект урока ИЗО в 6 классе по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". Урок-обобщение по теме: "Вглядываясь в человека. Жанр портрета" проводится в форме игры "Детективы" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           



Из опыта работы

учителя изобразительного искусства

школы №8

Елисеевой Аллы Николаевны







Конспект урока

                 по изобразительному  искусству

                       в 6 классе


Обобщение темы: «Вглядываясь в человека»






















Саранск

 2005г.

6 класс. Тема года: «Изобразительное искусство и мир интересов человека»

/V четверть. Тема: «Вглядываясь в человека. Жанр портрета»

Урок 5.Обобщение темы: «Вглядываясь в человека». Игра «Детективы»

Тип и форма урока:   Урок повторения, систематизации и обобщения  знаний, закрепления умений. Игра.

Цель урока:                Обобщить, систематизировать и углубить усвоение знаний учащимися

Задачи урока:           - Воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие                    окружающего; создание реальной самооценки учащегося, реализации его как личности.

                                 - Выявить качество и уровень овладения знаниями,  умениями и навыками на предыдущих уроках по теме: «Жанр портрета», обобщить материал как систему знаний.                                  - Развивать  пространственное  мышление,  умение  классифицировать, сопоставлять, сравнивать,  формулировать   выводы;  развивать умение объяснять особенности, закономерности: развивать   коммуникативные   навыки   при   работе   в   группе.

Материал:                   Бумага для рисования, фломастеры

Оборудование:           Компьютер, проектор, экран, программа Power point,

                                      полоски бумаги с изображением элемента лица, передающим определенную эмоцию.                                     

Зрительный ряд:        -  И.Шишкин. «Утро в сосновом бору», Репин. «Портрет П. Третьякова», А. Рублев. «Троица» (икона),

                                      М.Врубель «Пан», Т.Яблонская. «Сенокос»;

                                      И.Хруцкий. «Цветы и плоды», Ф.Рокотов «Портрет Л.Струйской», В. Серов «Портрет  Ф. Шаляпина»

                                      П. Корин «Александр Невский», В. Тропинин «Кружевница»

                                      Н.Ярошенко «Портрет Н.Ге», И.Крамской «Портрет И.Шишкина», Н.Ге. «Портрет Л.Толстого»

                                      К.Брюллов. «Последний день Помпеи», П.Федотов. «Вдовушка», И.Репин. «Бурлаки на Волге»

                                    -   Портреты выдающихся детективов (героев литературных произведений), огромные отпечатки рук, ног, обуви.

                                    -  Выставка работ учащихся по теме.

Литературный ряд:    О. Дриз. «Глаза»

                                    Я. Полонский «Портрет»

                                    А. Линдгрен «Пеппи - длинный чулок»

                                    А. Волков «Волшебник изумрудного города»

Музыкальный ряд:    Музыкальная заставка из фильма о Шерлоке Холмсе.

                                               

ПЛАН  УРОКА

  1. Орг. момент:   - Эмоциональная и психологическая подготовка

                             учащихся к уроку. Осанка.

                                    - Тема, цель урока

  1. Оперирование ЗУ в

     стандартных ситуациях:                -  «Разминка»

  1. Оперирование ЗУ в

     нестандартных ситуациях:            - «Глаза – зеркало души»                                                                        

                                                                        «Отпечатки пальцев»

                                                                        «Профессия (род занятий)»

                                                                        «Фоторобот» /физкультпауза/

                                                                        «Очная ставка»

                                                                        «Все художники»

  1. Итог урока:        - Выводы учащихся. Подведение итогов игры,              награждение.

В создании игры помогают ученики 7-х классов и старшеклассники, которые занимаются техническим обеспечением урока. В жюри входят старшеклассники, и классный руководитель класса. В классе определены команды из шести знатоков, которые борются  за высокое звание детектива, остальные учащиеся - болельщики, которые вступают в игру, если их «детективы» не справляются с ответами на вопросы. За это командам начисляются дополнительные баллы.

Каждый тур игры имеет свое название, которое появляется на большом экране и  проходит в течение 3-5 минут. По завершении тура командам начисляются баллы - от 1 до 5, в зависимости от полноты и правильности ответа. 

                                                                 

                                                              ХОД УРОКА

Учитель: - Ребята, сегодня мы проводим с вами игру «Детективы». Детектив в своей работе, безусловно, должен опираться на знания и опыт, но и чутье, интуиция ему также необходимы. Все это пригодится в сегодняшней игре, которая посвящена жанру портрета.В отличие от других жанров изобразительного искусcтвa портрет как бы выключает человека из потока событий и сосредоточивает внимание на его чувствах, заботах, на его индивидуальности.

                                                                «Разминка»

На экране поочередно демонстрируются слайды:

  1. И.Шишкин. «Утро в сосновом бору»;
  1. 2. И.Репин. «Портрет П. Третьякова»;
  2. 3. А. Рублев. «Троица» (икона);
  3. 4. М.Врубель. «Пан»;
  4. 5. Т.Яблонская. «Сенокос»;
  5. 6. И.Хруцкий. «Цветы и плоды».

 Учитель: - Из представленных картин выберите те, что относятся к жанру портрета. Как называется картина и кто ее автор?

Команды показывают таблички с цифрой, соответствующей правильному ответу, аргументируют свой выбор.

(Ребята правильно назвали слайды № 1, З. В слайдах № 4, 5, 6 правильно определили жанр, но затруднились в установлении авторства, то же относится и к слайду №2, хотя П.Третьякова узнали все.)

«Глаза – зеркало души»

 Учитель: - Глаза многое могут рассказать о характере человека, бушующих в его душе эмоциях. 

 

Любите живопись поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

Вниманию команд предлагаются фрагменты двух картин. Попробуйте охарактеризовать человека, которому могли бы принадлежать эти глаза

На экране демонстрируются фрагменты двух картин:

  1.  «Портрет Л.Струйской» Ф.Рокотова
  2.  «Портрет  Ф. Шаляпина»  В. Серова.

Командам дается 2 минуты на обдумывание ответа, а ученица 7 -го класса, прочтет вам стихотворение О. Дриза «Глаза»

В глазах у нежных –

Нежность,

Отвага - у бойца,

В глазах у скромных-

Скромность,

У хитрых – хитреца.

И что ты ни придумай,

И что ни напиши,

Все люди знают,

Что глаза – Зеркало Души.

 

Затем один представитель от каждой команды характеризует предложенные фрагменты, например глаза, используя эпитеты: суровые, колючие, холодные, жестокие, неравнодушные, вдумчивые, властные, печальные, задумчивые, а также пытается охарактеризовать людей, которым они принадлежат. Характеристики получаются разные. 

Учитель: - Невероятно, но это глаза  не Ивана Грозного и не Бориса Годунова, а Федора Шаляпина, выдающегося исполнителя. Такова великая сила искусства, искусства театрального перевоплощения!

На экране демонстрируются картины целиком, и каждая сопровождается коротким рассказом.                                                            

 «Отпечатки пальцев»

Учитель:- О многом может нам рассказать одежда человека, манеры, предметы, его окружающие. А вы  пробуйте охарактеризовать человека, которому принадлежат эти руки.

На экране появляются фрагменты картин

  1. «Александр Невский» П. Корина,
  2. «Кружевница» В. Тропинина,

 Командам дается время на обдумывание ответа, а на экране - продолжение выставки работ учащихся по теме «Портрет».

Представитель от команды пытается описать человека, которому принадлежат увиденные руки: мужские, женские, сильные, мужественные, руки воина, нежные, умеют трудиться, спокойные и т.п. Если команда правильно назвала картину, ей добавляется балл.

Практически всегда учащиеся правильно называют портреты. Затем демонстрируются картины целиком

«Профессия (род занятий)»

Учитель: - По одежде и предметам, сопровождающим изображение, можно определить, каков род занятий портретируемого.

На экране поочередно появляются работы:

  1. «Портрет Н.Ге» Н.Ярошенко,
  2. «Портрет И.Шишкина» И.Крамского,
  3. «Портрет Л.Толстого» Н.Ге.

Учитель:  - Прошу команды определить, каков род деятельности изображенных на картинах людей и по возможности, назвать их.

Ребята узнают портреты И.Шишкина и Л.Толстого, а вот портрет Н.Ге вызывает некоторые затруднения.

Звучит музыка. Жюри подводит итоги прошедших заданий.

 «Фоторобот»

Учитель: - Как мы уже упоминали, главное в жанре портрета - передача внутреннего мира человека, его эмоции.

На полосках бумаги даны изображения глаз, носа, рта, прически, ушей, овала лица. Задание: собрать портрет, выражающий грусть, удивление, спокойствие, недовольство (по жребию).

Каждый член команды  поочередно выходит к доске, выбирает одну полоску бумаги с изображением элемента лица, передающим  эмоцию и закрепляет её на плоскости доски. В результате вся команда создаёт фоторобот.

«Очная ставка»

Учитель: - На уроках изобразительного искусства мы говорили о таком виде портрета, как автопортрет. Вашему вниманию предлагается несколько картин.

  1. 1. К.Брюллов. «Последний день Помпеи»
  2. 2. П.Федотов. «Вдовушка»
  3. 3. И.Репин. «Бурлаки на Волге.

-Попробуйте определить, на какой из них художник изобразил себя.

Все команды хорошо и быстро справляются с этим заданием, показывая карточку с цифрой 1.

                                                            «Все художники»

Учитель: - Задание: нарисуйте портрет литературного героя по описанию.

  1. А. Линдгрен                                                                                                                     

Вот как она выглядела: волосы цвета морковки были заплетены в две тугие косички, торчавшие в разные стороны; нос походил на крошечную картофелину, да к тому же еще и в крапинку - от веснушек; в большом широком рту сверкали белые зубы. На ней было синее платье, но так как синей материи у нее, видно, не хватило, она вшила в него кое-где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один - коричневый, а другой - черный. А огромные черные туфли, казалось, вот-вот свалятся.

  1. А. Волков

Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело - отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получилось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах старые голубые ботфорты.

Итог урока.   Подведение итогов игры, награждение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего урока по теме: « Предельные и непредельные углеводороды» 9 класс. ( Программа О.С. Габриелян. Базовый уровень)

Конспект обобщающего урока по теме:« Предельные и непредельные углеводороды»9 класс.( Программа О.С. Габриеляна. Базовый уровень)...

Конспект обобщающего урока по теме "Семя" (6 класс)

Урок, проводимый в форме аукциона био-бизнес, позволяет включить в работу большую часть класса. А разнообразные задания максимально активизируют активность учащихся....

Игра "Детективы" Презентация обобщающего урока по теме: "Вглядываясь в человека.Жанр портета" 6 класс

Урок-игра ,,Детективы" поможет в увлекательной форме расширить, систематезировать и обобщить материал целого блока уроков по теме "Жанр портрета" в 6 классе....

План-конспект обобщающего урока по теме "Побег", 6 класс

Материал представляет собой разработку урока по теме "Побег". Тип урока - обобщающий, вид урока - игра. Урок завершает большую тему в курсе ботаники. На данном уроке в игровой форме повторялись о...

обобщающий урок по теме "Природа и человек" по географии в 8 классе

цель урока: обобщить и проверить уровень знаний учащихся по темам "Рельеф России", "Климат России", "Внутренние воды России", "Почвенные ресурсы России", "Растительный и животный мир России"; совершен...

Обобщающий урок по теме: "Этапы происхождения человека"

Презентация к уроку  "Этапы происхождения человека" 10 класс по учебнику Пономарева...

Обществознание, 10 класс, профильный уровень. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество и человек».

Цель урока: Повторить и обобщить материал по разделу «Общество и человек».Задачи: Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, ...