"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с бумагопластикой" ством ознакомления
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Васильева Алевтина Александровна

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста в изостудии с применением бумагопластики.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя образовательная школа №24 Ленинского района

Городского округа город Уфа Республики Башкортостан

             

                   

           

           «  Развитие  творческих способностей    

          у  детей  дошкольного  возраста  посредством                  

          ознакомления   с  бумагопластикой

           или  творческим  моделированием»

          ( Обобщение опыта работы)        

             

                                                                         

                                                                      Автор :

                    Васильева Алевтина  Александровна

                                                                     Учитель изобразительного искусства

                                                                                                                           

 

                                       

                                                  УФА  - 2012                      

                                               

                                          Оглавление

Введение……………………………………………………………..3

Глава 1 ТВОРЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

               КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА………….5

1.1. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО

        МОДЕЛИРОВАНИЯ……………………………………………………7

1.2. КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, РАЗВИВАЕМЫЕ  

        ТВОРЧЕСКИМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ………………………………9

         

Глава 2 КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ…………………………...11  

2.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ  ТВОРЧЕСКИМ                

        МОДЕЛИРОВАНИЕМ………………………………………………..13

2.2. ИНТЕГРАЦИЯ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ…………….14

 Заключение……………………………………………………….15

Список  литературы………………………………………………17

 Приложение

                                       ВВЕДЕНИЕ

          Мы взрослые, знаем, что для дошкольников самым увлекательным делом является игра. В игре ребенок развивается, умнеет. Все дети очень любят играть в игрушки. Особое наслаждение доставляют им игрушки – самоделки, изготовленные на их глазах родителями, педагогами. У детей появляется желание самим сделать такую же игрушку или поучаствовать в ее создании.

        Бумага – один из простых, наиболее доступных и легко обрабатываемых материалов, из них можно сделать много различных поделок, которые всегда найдут практическое применение.

         Бумага встречается везде и широко используется как поделочный материал.

          Первое знакомство со свойствами бумаги происходит в детстве.

Ребята любят делать из нее лодочки, самолеты и другие игрушки, выполняя которые они познают мир.

           С годами интерес к поделкам из бумаги не должен пропадать.

Украшение новогодней ёлки не  обходится без бумаги. Из неё делают конфетти, серпантин, снежинки, гирлянды, карнавальные маски.

             Бумага материал универсальный . Она легко режется, рвется,

скручивается, сгибается, склеивается различными клеями. Изделия  из недолго не теряют форму и качество. Благодаря  этим свойствам бумага незаменима в работе с детьми.

              Конструктивные возможности бумаги очень велики, что позволяет сделать из нее практически неограниченное количество работ. Изготовление

конкретной поделки не должно являться самоцелью, а должно служить

средством развития творческих способностей детей.

             Развитие ребенка в ранние периоды его детства  имеет непреходящее   значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления,

воображения, произвольности, самостоятельности и свободы поведения.

Эти достижения дошкольника являются  результатом определенным образом построенного обучения. Это и побудило меня провести целенаправленную работу по  бумажной пластике или творческому конструированию. Ребенок

учится ставить и достигать разные цели. Он сам  может выбрать чем ему заняться, и при этом  самостоятельно определяет тему, материалы, способы

действий, это по сути дела и составляет основу творчества и служит

фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.

       Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей, поделок из различных материалов. Хочется заметить, что ребенок развивается не во всякой деятельности, а только в развивающей и развивающейся. Если он лишь механически копирует то, что показывают взрослые, ни о каком развитии не может быть и речи. И, наоборот, если ребенок активно, творчески, с интересом и увлечением действует в разнообразных,  постоянно меняющихся ситуациях он успешно развивается.

Мною были применены на практике с детьми  принципы моделирования и макетирования объемных форм и композиций. При работе с детьми учитывала индивидуальные психофизические возможности, творческие и исполнительские способности каждого ребенка. Готовые изделия

используются для оформления интерьера детского сада, служат праздничным  украшением холла детского сада, выставок и т.д.

         

Глава 1. ТВОРЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

         КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

         Сегодня проблема творческого развития и саморазвития  личности приобрела особую актуальность. Это вызвано характерным для современного периода противоречием между потребностью общества в человеке образованном, культурном, творчески мыслящем – с одной стороны, и

снижением общего уровня культуры и образованности общества в целом – с другой стороны.

         Стремительность научно- технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток и т.д. ведут к психологическим, физическим перегрузкам и стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию

самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться  в

современном мире. Для того, чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству, преобразованию себя и

окружающей среды.

     Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности помогают занятия творческим моделированием, которые воспринимаются детьми с удовольствием как  увлекательная игра, а не учеба.

         Впервые за последние годы на государственном уровне основные цели и задачи образования направлены на  разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи: развитие их творческих способностей и формирование навыков самообразования личности. Сегодня требуется взаимно увязать теоретические знания и практическое их применение. Именно занятия творческим моделированием предоставляют детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений.

           Однако, если традиционно в педагогике главным считалось развитие основных психических процессов (памяти, внимания, мышления), то в современном личностно- ориентированном образовании ценностным является развитие целостной личности, ее внутренней независимости, самостоятельности, активности и т.д. И результатом такого развития становятся измененные индивидуальные способности, личностный рост и опыт ребенка, творческий подход к саморазвитию не как к навязанной цели, а как к добровольному средству улучшения своей жизни и придания ей смысла.

           Самостоятельная творческая деятельность способствует расширению границ свободы развивающегося ребенка  с учетом его изменяющихся по мере взросления прав и жизненных перспектив.

          Выполнение детьми заданий творческого моделирования нацелено на развитие их задатков и способностей в сфере формообразования, а также на развитие воображения, объемного восприятия и образного мышления.

          Ученые утверждают, что в процессе творческого  моделирования у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным, а значит, свободным в выборе целей и способов их достижения. Психологами  установлено, что условием личностного развития ребенка, раскрытия и реализации его скрытых потенциалов может быть деятельность – добровольная, творческая, которая должна вестись с повышенной сложностью заданий для ребенка.

           Занятия искусством , моделированием и макетированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению. Важным является, чтобы элементы творчества присутствовали во всех видах деятельности детей: на занятиях, в игре, в общении - это  активизирует их творческие способности. Если результаты творческого моделирования детей - их макеты, игрушки, малые формы и др. – бережно хранятся и наполняют, формируют эстетическую среду жизнедеятельности, то происходит создание условий, располагающих детей к творчеству.

          Педагогические исследования длительного характера подтверждают, что именно художественно- эстетическое образование и творческое моделирование способствуют введению ребенка в мир искусств, который эмоционально связан с миром личных переживаний, наблюдений, раздумий самих детей. Ребенок входит в этот мир через самостоятельную творческую деятельность. Когда ребенок вырезает, склеивает макет, складывает бумагу и т.д., он задействует обе руки, а это способствует активизации обоих полушарий головного мозга. Таким образом, происходит развитие левого полушария, с которым связана способность говорить, считать, логически мыслить и т.д. Одновременно развивается и правое  творческое полушарие, которое отвечает  за воображение, развитие музыкальных и художественных способностей, пространственное восприятие объектов и т.д. Таким образом, творческое моделирование является одним из важных средств развития личности, оно способствует выработке у ребят психологической уверенности и целостного восприятия мира.

1.1  УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО

       МОДЕЛИРОВАНИЯ

           

Большое значение на творческих занятиях имеет создание атмосферы духовной свободы, ситуаций успеха, условий, способствующих максимальной реализации возможностей ребенка, а также его становлению

как неповторимой целостной гармоничной личности. Свобода в художественном творчестве обусловлена потребностями, интересом и творческими возможностями художника. Необходимо предоставить ребятам право на свободный выбор, выполнение заданий разными средствами (рису-

нок, аппликация), право на творческий поиск и на ошибку.

       Для того чтобы отразить все многообразие связей между явлениями, событиями и самими людьми, нужен не только словесно- логический, но и образный способ мышления. Особенностью образного мышления является одномоментное и одновременное «схватывание» всех возможных связей между предметами и явлениями. Развитие образного мышления предполагает решение таких задач, как абстрактное изображение, связанное с формой,

передача объема, пространства, выражение настроения и чувства цветом, ритмом и др. Все преуспевающие инженеры, дизайнеры, ученые мира обязательно прошли школу художественно- эстетического воспитания и специальную подготовку по развитию образного мышления.

          Приобщение детей к народной культуре – необходимое условие эффективности творческого моделирования. Испокон веков русские люди проводили долгие вечера (досуг) за рукоделием. Взрослые и дети  вместе ткали, вышивали, вязали, водили хороводы, при этом пели хором. Бережно хранили и передавали из поколения в поколение, «из рук в руки», «из уст в уста» песни, былины и мифы, а также приемы, способы, методы- секреты мастерства, которые вырабатывались и шлифовались веками. Народные мастера, изучая опыт прошлых поколений, создавали произведения искусства, привнося личное восприятие, ощущение, понимание с позиций современности, вкладывая частицу своего таланта. Поэтому сделанное с

душой веками хранит свет духа и тепло рук своего творца. Народная культура- это питающая основа для творческого саморазвития человека.

           При непосредственном общении с подлинными предметами народных промыслов как частью материальной культуры ребята открывают для себя наиболее характерные черты русского народного творчества. Это яркая образность, добрый юмор, прекрасное чувство материала и т.д. Дети узнают особые приемы, с помощью которых умельцы добивались наибольшей художественной выразительности, высокой эстетичности. Это четкость силуэта и пропорций, использование цвета и узора.

           Очень полезно детям на начальной стадии занятий  моделированием изучать и даже копировать образцы, тренируя руку и глаз, но затем, уже по собственным эскизам, выполнять композиции по мотивам и «в стиле».

Главная цель выполнения работы «в стиле»- не точно повторить детали, а

бережно сохранить дух, чтобы традиция жила и возрождалась не во внешней форме, а в духе.

           С моей точки зрения, наиболее значимым условием эффективности процесса творческого моделирования является  психолого-педагогическая поддержка ребенка. Она должна опираться на понимание природы ребенка, учитывать разноуровневость и динамику его психологических, социальных, культурных изменений. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, доверие, похвала.

Создание благоприятных для развития и самореализации личности ребенка

условий становится главной целью поддерживающей педагогики. Этому способствуют сотрудничество, взаимодействие педагога и ребенка, совместная с ребенком постановка целей деятельности, оценка его возможностей. Осознание, свободный выбор приводят ребят к осмыслен-

ному отношению к деятельности. Дети продвигаются от повторения чужого к производству своего, применяя на практике полученные знания.

         Конечный результат творчества нельзя предугадать, исследования ученых подтверждают, что любое внешнее воздействие может сообщить мысли человека самое неожиданное направление, что приведет к непредвиденному результату. Поэтому в процессе творческого моделирования ребенку необходимы не педагогические требования, а

мягкая педагогическая поддержка и сотворчество, которые создают питательную внешнюю среду для проявления внутренних источников

саморазвития.

         Одна из основных задач педагога состоит в том , чтобы помочь, поддержать и научить ребенка творчески подходить к процессу его взросления, развития и саморазвития. Педагогическая поддержка смягчает вхождение ребенка в мир знаний, творчества, способствует обретению им социальной активности и таких моральных качеств, как любовь, сочувствие, благодарность, умение видеть красоту, распознавать добро и зло и т.д.

           Необходимо стимулировать оригинальные, нестандартные решения детей, чтобы способствовать  развитию творческого потенциала ребенка. Взрослым надо проявлять доброжелательность, терпимость и осторожность в оценке детских работ.

1.2. КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ, РАЗВИВАЕМЫЕ  

      ТВОРЧЕСКИМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ

         

Занятия творческим моделированием создают условия, при которых возможно развитие  необходимого «комплекта» качеств, присущих

творческой личности.

          Когда говорим о творческой личности, то это не означает, что человек ежесекундно занят творческим процессом - непосредственно рисованием, моделированием, сочинением музыки или стихов. Творчество может проявляться в неординарности подхода, в нестандартном видении стандартного, в потребности поиска и создания нового и т.д. Ребенок с

творческим мышлением вариативен в принятии решений, ему нужен выброс энергии зарождения различных предложений.

          Для успешного выполнения заданий творческого моделирования ребенок должен уметь сосредоточиться, понять смысл и цель, представить себе результат своей деятельности. Он привыкает к выполнению определенных действий, запоминает последовательность создания базовых

(основных) форм и заготовок изделий. Выполнение моделей по «образцу» требует аккуратности, усидчивости, развития моторики рук, что влечет за собой улучшение почерка и обучения в целом. Для того, чтобы ребенок завершил трудную модель, ему необходимы волевые качества, развитие которых влияет на активность жизненной позиции.

Хорошо, если ребенок справляется с любой поставленной задачей самостоятельно от начала до конца. Но если на определенном этапе ребенку помогли, то ему полезнее будет повторить самостоятельно этот вызвавший затруднение этап.

         Когда ребенок отходит от копирования и начинает моделировать, используя предложенные принципы формообразования, а затем пытается придумать что-то свое, новое, то происходит рождение творчества. Развиваются такие качества, присущие творческой личности, как внутренняя активность и потребность нового, ответственность в поступках, увлеченность и целеустремленность, настойчивость, широта и гибкость мышления.

        Занятия творческим моделированием влияют на зарождение и развитие общекультурных качеств личности. Дети начинают испытывать уважительное отношение к себе, людям, окружающей природе. Появляется стремление и умение жить в гармонии с миром и собой. Ощущается развитие эмоциональной чуткости ребенка, потребности в культурных и духовных ценностях.

        Педагогические исследования показывают, что продуктивность творческого моделирования заключается в том, что оно стимулирует свободное проявление природных возможностей ребенка, пробуждает устойчивый интерес к творчеству, познанию себя и своих возможностей, ведет к саморазвитию.

       

        Творческое моделирование развивает образное, комбинирующее мышление, многоплановое восприятие мира, вырабатывает вариативный подход к решению проблемы, развивает эстетический вкус. Свои творения дети оставляют  в группе, уносят домой, дарят близким и т.д.

        Занятия формируют такие качества, как усидчивость, аккуратность, эстетическую устремленность не просто сделать, а сделать красиво, оригинально. Такой подход повышает эстетическую требовательность, культуру труда ребенка.

        

Глава 2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ БУМАГИ

        

Мы, взрослые, знаем, что для дошкольников самым увлекательным делом является игра. В игре ребенок развивается, умнеет. Но какая же игра

без игрушек? Чем больше игрушек, тем веселее и интереснее играть. Можно  придумать такое!..

        И я начинаю делать игрушки вместе с детьми. Игрушки- самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей,

формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что также положительно сказывается на его развитии.

        Для изготовления игрушек мною используется в работе с детьми – обычная бумага. Это, пожалуй , самый доступный материал. Если есть цветная - хорошо, если нет – не беда ,мы ее раскрасим. Иногда нам нужны в  работе - ножницы и клей, чтобы вырезать и приклеивать какую - нибудь мелкую деталь. Основные части игрушек изготавливаем методом сгибания бумаги. Игрушек из бумаги можно придумать великой множество. Самое главное - научиться делать основу.

       Организовываю работу следующим образом: сначала в игровой форме  

знакомлю детей с пластическими свойствами бумаги, ее фактурой, тренирую их в изготовлении заготовок, которые будут служить основами для игрушек.

Все это происходит легко и непринужденно, Применяются художественное слово, игровые приемы, озвучивание персонажей.

       Когда необходимые навыки сформированы, мы строим бумажную страну. Игрушки конструируем таким образом, чтобы они были устойчивы на столе либо на фланелеграфе. Тогда с ними можно создавать различные композиции, разыгрывать сюжеты, используя литературные произведения.

Получается что- то вроде театра на столе или сюжетно- образной игры. Заранее  подбирается художественное произведение к соответствующей теме.

       При работе с бумагой стараюсь соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и

игровых задач.

        Особое значение имеет информация о природе, технике  и предметах, окружающих детей. Она дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, т.е. создаются с ними игровые ситуации. Информационный материал обычно бывает небольшим по объему, увлекательным, рассчитанным на постепенное усвоение детьми.

Он стимулирует развитию интересов детей, игровой деятельности.

        Бумажные поделки помогают устанавливать добрые отношения с детьми, создать атмосферу открытости и доверия. Дарятся игрушки и на день рождения и после болезни и т.д.

       

         При конструировании игрушек мною широко используются: игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, вопросы, музыкальное сопровождение, фантазируем вместе с детьми: веселые мышки становятся в хоровод и начинают танцевать, а одуванчик рассказывает историю о том, как он стал желтеньким.

          Большую радость детям доставляет оживление игрушки: бабочка проснулась, она прилетела сообщить, что наступает весна, зайчик прижал

ушки, спрятал лапки - ему холодно, цветы просыпаются, значит , наступило утро. В такой обстановке ребята раскрепащаются, охотно сочиняют сказки и с удовольствием делают игрушки.

          По мере развития интереса и овладения детьми навыками конструктивной деятельности моя роль меняется:

вначале я сама делаю игрушку в присутствии детей и вместе с ними обыгрываю ее. Затем приступаю к обучению ребят конструированию простейших  игрушек. И, наконец, лишь помогаю детям в работе по изготовлению игрушек.

        Созданы все условия для развития конструктивного мышления, творческих способностей, в изостудии царит атмосфера дружбы и доверия:

это наличие необходимых материалов и их свободное использование,

оформлены индивидуальные альбомы и конверты, в которых хранятся выполненные детьми игрушки из бумаги и другой материал.

      При помощи игрушек дети включаются в совместный труд- игру по

созданию коллажей, фотографий, сюжетных картин и т.д.

Важно помнить одно, что сам процесс работы с бумагой, упражнение в ее складывании, не должны превалировать над развитием художественной фантазии.

     

 2.1.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ  ТВОРЧЕСКИМ                

                                 МОДЕЛИРОВАНИЕМ

        Создание условий для творческого  саморазвития и личностных изменений ребенка – главная цель занятий. Важно, чтобы увлечение стало ступенью в развитии духовного, творческого потенциала ребенка, а его досуговая деятельность наполнилась смыслом. Тогда у ребенка возникает желание самому в целях личностного роста развивать и совершенствовать свои доминирующие задатки и способности.

ЗАДАЧИ

1. Учить детей различению:

цвета; формы: куб, прямоугольник, треугольник; фактуры;

пространственных характеристик объектов – протяженность;

высота, длина, ширина детали, части объекта и конструкции

в целом; месторасположение: сверху, снизу, над, под и т. д.

2. Развивать сенсорно – аналитическую деятельность –

умение вести целостно – расчлененный анализ объектов:

выделение целого, его частей, затем – деталей и их

пространственного расположения, и опять – объекта в целом.

3. Формировать обобщенные способы конструирования

(создание целого из деталей путем: комбинаторики,

надстраивания и пристраивания и т.п.; сминание, скручивание,

разрывание бумаги и складывание листа бумаги в разных направлениях

с целью получения объемных форм – игрушек и др.)

Развивать умение конструировать объекты в соответствии с определенными условиями. Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование.

                                                                 

        

2.2.  ИНТЕГРАЦИЯ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

         Эстетическое воспитание предусматривает введение детей  в мир художественной культуры. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является также приобщение дошкольников к художественному творчеству и формирование у них художественно- творческих способностей.

       Большое значение в осуществлении эстетического воспитания детей  я придаю интеграции всех видов искусства и художественно- творческих деятельностей. Интеграция должна охватывать все виды художественно-творческой деятельности ( разнообразные игры: дидактические, игры- драматизации; изобразительную деятельность, художественно- речевую, музыкальную).

       Строя свою работу с детьми на основе народного искусства и обучая детей декоративной аппликации использую приемы народных мастеров.

К каждому занятию по теме подбираю художественное слово, стихи.

Народное искусство используется мною в педагогическом процессе детского сада в трех направлениях:

  --  для  формирования интерьера детского сада, праздников, досугов.

  --  с целью ознакомления с народным искусством: использую на занятиях народную музыку, сказки, потешки , пословицы, поговорки, загадки.

  --  Для развития детского творчества: выставки в детском саду, в лицее №96,

в БГПУ имени М.Акмуллы. Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечило его усвоение детьми и обогощению знаний и представлений о народной культуре, ее духовном богатстве.(в начале проводила экскурсию, после чего идет знакомство детей стемой, далее выставка детских работ , где дети выплескивают в творчестве

свои эмоции).

В процессе работы с детьми я создаю уютную атмосферу в изокабинете, которая позволяет детям чувствовать себя свободно, непринужденно, естественно.Все доступно для детей и все создано для стимулирования к самостоятельной творческой инициативе.

Для формирования творческой активности детей мною созданы необходимые условия.

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Результаты творческого моделирования

Проделанная мною работа позволяет сделать следующие выводы:

      Занятия творческим моделированием дают возможность ребятам «здесь и сейчас» участвовать в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения и сохранения в мыслительной и тактильной памяти.

Одной из важных проблем образования является результат

созидательной деятельности. Важно, что и как создается детьми. Именно на

Творческих занятиях закладываются и практически закрепляются азы общей культуры и эстетический вкус. Что создает ребенок, почему, как и какого качества? Является ли завершенное изделие ребенка конечной целью

его деятельности? Или  при создании каждого своего произведения ребенок

задумывается о связи с окружающим предметным миром и учитывает его

будущую принадлежность к целостной эстетике средового дизайна? Весь

окружающий современного человека предметный мир несет в себе

потенциал определенной культуры как порождение цивилизации и отражает идеалы своего времени, влияя на ценности следующих поколений.

Творческое моделирование предполагает процесс создания, соизмеримый с культурными требованиями и традициями, то есть такое наполнение среды

жизнедеятельности, где каждый творимый элемент действительно является частью этой целостной среды.

        Нам, педагогам, как участникам сотворчества, всегда следует помнить об огромном воспитательном воздействии на человека мира бытовой культуры, потому что именно в « мире вещей» происходит материализация мировоззрения, мировосприятия, проявления духовности или без  духовности «творца».

        При выполнении заданий необходимо уделять должное внимание дизайну внешнего вида изделий, относясь к этой проблеме не как к простому украшательству, а как к неотъемлемой части создания единого эстетического

образа модели.

        В этом случае занятия творческим моделированием выступают как пограничная зона между самобытностью и безвкусицей, и от образованности,

чуткости, духовности «ведущего ребенка» в мир отношений, познаний, творчества и красоты зависит развитие вкуса у представителей подрастающего поколения, а значит, и будущая культуросозидательная среда.

         Главным результатом занятий творческим моделированием, по- моему

мнению, являются не столько готовые изделия и даже созданная с их помощью среда, сколько изменения, происходящие в самих детях.

         Ребята начинают активно воспринимать и понимать предметно- пространственное окружение и самостоятельно, художественно

организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиций, чувствовать особенности материала, у них возникает  потребность в творческом труде.

       

   

                                  ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

                             ТЕМА: «Лепка снеговика»

                         

                            2 младшая группа (бумагопластика).

        

                                                                                       Подготовила и провела:

                                                                                        Учитель: Васильева

                                                                                         Алевтина  Александровна

                                     

                                                   г.Уфа

                              КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

       Рисование на тему: «Витражи для замка Зимушки- Зимы»

                          

                                 В подготовительной группе

                                                                                        Подготовила и провела:

                                                                                        Учитель: Васильева

                                                                                        Алевтина  Александровна

                                                             г.Уфа

    Программное содержание:

     Познакомить детей с искусством витража, с пониманием того, что витраж- это орнамент, сюжетно- декоративная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет, что проникающий сквозь витраж свет создает атмосферу радости, волшебства, таинственности. Развивать творческий подход в выборе содержания рисунка, учить заполнять весь лист бумаги, обводить изображения черным фломастером, отражая отличительные особенности витражного рисунка, учить наклеивать рисунок на окно. Воспитывать чувство взаимопомощи.

Материал для занятия:

Наглядность «Витражи» собора св.Вита.

Калька размером 20Х20см диаметром 30см, фломастеры, маркеры черные.

                                            Ход занятия:        

Ребята сегодня мы с вами познакомимся с монументальным искусством-ВИТРАЖАМИ.

(Рассматривание картин, замка – подсветка)

 

      Витражами называются картины выполненные на стекле красками или составление из кусков стекла посредством свинцовых узких полос. Большей частью для витража берут цветные стекла. Это очень старое искусство, появившееся более полутора тысяч лет назад. Вначале оно украшало окна костелов, монастырей, церквей, затем перешло на общественные жилые здания.Свет проникал через цветные стекла, отражаясь на полу, стенах, создает фантастическую сказочную обстановку.

      Сейчас художники Литвы разработали новую технику – вместо тонких стекол берут толстые от 5 до 25см толщины. Такие стекла по формату и цвету заданному художником, отливаются прямо на стекольном заводе и присылаются в мастерскую, где составляются витражи. Скрепляют их проволочной арматурой. Витражи из толстых стекол не вставляют в рамы окон. Они укрепляются на специальных конструкциях на полу или стене с электрическим подсветом сзади.

       Сделать настоящий витраж очень сложно. Поэтому мы возьмем вместо стекол кальку, рисунок будет просвечиваться и получится веселым и радостным. Сегодня мы с вами будем художниками, которые создают эскизы витражей, и нарисуем зимние узоры для окна.

       Выберите себе пару и одинаковые для двоих листы кальки. Договоритесь друг с другом о том, что и как вы будете, ведь ваш рисунок должен быть симметричным.

( Объяснение: - выполнить узор черным маркером, затем в цвете заполнить фон.)

- Что можно нарисовать для витража? ( сказочных героев, узор из декоративных цветов и листьев, орнамент из геометрических фигур.

- Что нужно сделать, чтобы передать в рисунке больше сходства с витражом?

 (обвести каждое изображение черным фломастером)

Вы видите, витраж состоит из отдельных кусочков стекла, скрепленных между собою свинцовой лентой.

- Сделайте рисунок так, чтобы каждый цвет был соединен с другим темной полосой.

- Дети приступают к выполнению задания. Индивидуальная помощь.

В конце занятия дети наклеивают рисунки на окно в готическом стиле.

-Чем вам понравился витраж?

 -Ответы детей.

                                К нам заглянет солнышко

                                В яркое окно

                                Засверкает радугой

                                Праздничной  оно.

                                Стеклышки волшебные

                                 Собрались в букет, Будто посылаем мы

                                 Всем друзьям привет!

             

                                               Т. Демина

Программное содержание:

     Познакомить детей со свойствами бумаги. Вызвать эмоциональную радость от встречи со снеговиком. Учить детей делать снеговика  из бумаги, украшать его мелкими деталями (глаза, шапочку, нос-морковка). Воспитывать аккуратность в работе и усидчивость.

Материал к занятию:

Бумажные салфетки по две на каждого ребенка, снежинки, клестер, кисть, черная гуашь, заготовки для носа.

                                      Ход  занятия:

Ребята к нам на занятие сегодня пришел очень интересный и любимый гость.

-Кто же это? Послушайте загадку:

                           

                          Он не мал и не велик

                          Жить на холоде привык.

                             ( ответы детей )

Правильно ребятки это сеговик! Давайте поздороваемся с ним.

Снеговичок скучает один и просит вас ребята слепить ему друзей –снеговичков.

А из чего же можно лепить снеговиков?

(ответы детей- из пластилина, глины, снега).Правильно ребятки, но посмотрите на наши рабочие столы , что вы на них видете – бумагу. Садитесь за столы и я вам покажу как можно слепить снеговика из бумаги.

Но вначале рассмотрим из скольки частей состоит снеговик?

-из двух- туловище и голова, а что есть на голове у снеговика?

-глаза, нос, шапка.

(показ приемов лепки снеговика из бумаги)

-Работа детей, индивидуальная помощь.-

-Анализ детских работ от лица снеговика.

-Музыкальная разминка

-Чем мы занимались на занятии? (ответы детей).

                    

                           

        

                               

           

 

                                       

                             

                                 

                                                                                         

                                                                                     

                                                                                     

                                                                                     

                                                   

                              

                             

                   

             

                           

        

                                                                                             

                                   

                                                   

                                             

                                       

                   

                 

           

             

                

                                                                                 

                                                                                   

                                                                           

                                     

                                         

           

        

   

         

               

                                                                                     

                                                                                     

                                                                 

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...

Практико-значимый проект "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на изучение процессов развития творческих способностей детей старшего возраста посредством нетрадиционного рисования....

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Учитывая важность  проблемы в развитии творчества в дошкольном возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. И  мы ...

«Развитие творческих художественных способностей детей дошкольного возраста»

Проблема развития творчества всегда была одной из актуальных. Одним из основных условий развития творческой личности ребенка-дошкольника является широкий подход к решению проблем эстетического отношен...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность»

Актуальность проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность Одной  из  важнейших проблем современности является гуманизац...

Статья «Использование мультфильмов, как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

На первом плане в условиях развития образования в современном обществе возникает вопрос творческой самореализации личности. Ребенок более, чем взрослый, отзывчив на все, что звенит, трещит, шелестит, ...