Программа по изобразительному искусству для учащихся 5 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Григорьева Мария Александровна

Программа по изобразительному искусству для учащихся 5 класса,  разработана М.А. Григорьевой для коррекционной школы 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_5_klass.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивная программа

курса «Изобразительное искусство»

специальной (коррекционной) школы – интерната YIII вида №7

учителя изобразительного искусства

Григорьевой Марии Александровны

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Изобразительное искусство — вид человеческой деятельности, которая осуществляется в процессе эстетического познания окружающей действительности, эмоционального переживания при восприятии и изображении увиденного. Накопленный в процессе занятий изобразительным искусством (в разных его видах: графике, живописи и др.) зрительно-двигательный опыт представлений составляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества человека.

      Настоящая программа обучения умственно отсталых детей школьного возраста изобразительному искусству составлена с учетом особенностей их интеллектуального и физического развития, эмоционально-волевой сферы. В ней учитывается своеобразие формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей, опыт обучения этому предмету. Принципиальными положениями концепции обучения изобразительному искусству детей с умственной недостаточностью являются:

      1. Развитие у учащихся эстетического познания и образного отражения объектов и явлений действительности, воспитание нравственного отношения к окружающему миру, к людям, к самому себе.

      2. Развитие творческой изобразительной деятельности через формирование компонентов деятельности воображения (зрительного опыта в форме достаточно полных, точных и отчетливых образов-представлений и механизмов процесса воображения). Для достижения этой цели используется расчлененное, поэтапное обучение элементам художественной грамоты с привлечением образцов художественно-изобразительного искусства известных мастеров, при широком использовании разных видов работ, с привлечением разнообразных художественных материалов и технических средств, при создании адекватных педагогических условий.

      3. Приобщение учащихся специальной школы к творческому социально значимому труду, умению работать коллективно.

      4. Использование изобразительной деятельности как средства компенсаторного развития детей с умственной недостаточностью на всех этапах обучения в школе.

      5. Дифференцированный подход к обучению детей (с учетом их возможностей в связи с глубиной и тяжестью дефекта).

      В процессе преподавания изобразительного искусства  решаются следующие задачи:

      развитие у учащихся умения наблюдать предметы и явления окружающей действительности и отражать их в разных видах художественной деятельности;

      овладение учащимися в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка, живописи, композиции, в декоративно-прикладном искусстве; на основе этого — развитие у детей возможности творческой художественно-изобразительной деятельности через формирование структурных и операционных компонентов в процессе воображения;

      воспитание эстетических чувств, понимания красоты окружающей действительности в процессе восприятия конкретных предметов быта, форм растительного и животного мира, человека и др., их изображения с натуры, по памяти, воображению; при стилизации форм в декоративно-прикладной художественной деятельности; при рассматривании произведений искусства;

      развитие у учащихся интереса к занятиям изобразительным искусством, сохранение его при использовании разных видов изобразительной деятельности и форм работы, художественных материалов и техник работы; при отборе содержания учебного материала в соответствии с возрастными интересами учащихся и их возможностями в изобразительной деятельности; при создании доброжелательной и творческой обстановки в классе во время работы и объединении учащихся общими социально значимыми задачами изобразительной деятельности;

      знакомство детей с произведениями искусства, созданными художниками, скульпторами, мастерами народного декоративно-прикладного искусства, и обучение учащихся приемам рассматривания, умению устанавливать смысловые связи, рассказывать содержание картины, книжной иллюстрации, высказывать свое отношение к увиденному;

      воспитание у учащихся умения работать коллективно, выполняя определенный этап в цепи заданий для получения результата общей деятельности.

      Среди наиболее важных задач, при решении которых в процессе изобразительной деятельности осуществляется коррекция развития детей с умственной недостаточностью, следует выделить:

      • развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых с натуры предметов (умение анализировать, выделять важные свойства объектов, сравнивать их; соединять части в целое в соответствии с конструкцией объектов — умение осуществлять операцию синтеза; умение обобщать на основе сходства и различий признаков и др.);

      • развитие зрительно-двигательной памяти; пространственного расположения предметов;

      • совершенствование мелкой и крупной моторики руки;

      • развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность, функцию общения;

      • обучение работе по инструкции учителя и самостоятельно, планированию своей деятельности;

      • формирование умения преодолевать трудности, оценивать свои возможности адекватно;

      • развитие умения отражать в рисунке, лепке, аппликации собственный эмоциональный, игровой, социальный и бытовой опыт, опыт межличностных отношений.

      Содержание программы отражено в четырех разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию объектов», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

      Каждому из направлений соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определенной последовательности с усложнением. Они решаются на протяжении всех лет обучения.

      Благодаря такому принципу распределения учебного материала имеется возможность на одном занятии уделять особое внимание какой-то одной, узко сформулированной задаче, соответствующей одному из разделов обучения. Так, обучение изображению отдельных объектов, передаче сходства с натурой проводится на уроках графики (а также в разных видах изобразительной деятельности: при лепке, при составлении аппликации и др.). На этих занятиях основное внимание уделяется формированию умений обследовать предмет, выделять признаки формы, пропорций, определять конструкцию (строение) объектов. Задачей этих уроков является формирование графических образов (представлений конкретных объектов и представлений способов их изображения), формирование и совершенствование художественно-изобразительных навыков работы разными принадлежностями и художественными материалами в разных видах изобразительной деятельности.

      Таким образом, на этих уроках у детей формируются умения рисовать отдельные предметы, а на уроках по композиции — объединять их в сюжете, в натюрморте, в пейзаже и т. д. — на основании пространственных и смысловых связей, законов композиции, которые дети усваивают в практической деятельности.

      На занятиях по живописи выделяются задачи развития цветовосприятия у детей. Им даются некоторые сведения о цвете. Наряду с этим учащиеся овладевают техническими приемами работы с разными художественными материалами и принадлежностями.

На уроках  умело сочетаются индивидуальные и коллективные виды деятельности учащихся, создается ситуация выбора темы работы и средств ее воплощения, дети обучаются различным техникам изобразительного творчества («Рисунок по мокрому», «рисунок по мокрому с солью», «рис. пальчиками и ладошкой», «граттаж» (черно – белый и цветной), рисунок жесткой полусухой кистью, «шаблонирование», «монотипия» (предметная,  пейзажная), «печать – клеше», «набрызг», «эстамп», «точечная живопись», «рельефный рисунок», «оттиск поролоном» (смятой бумагой), «кляксография» обычная (трубочкой, ниточкой), «рисунок свечой + акварель», «де купаж», создание композиций из засушенных растений, аппликация простая и объемная (природный материал, вата, ткань, крупа) работа с пластилином, « бумажная пластика» и другие виды смешанной техники.

  Вариативность и художественное разнообразие нетрадиционных техник рисования предоставляют преподавателю  возможность творчески подойти к их отбору применительно к решению учебной задачи конкретного занятия на уроках изобразительного искусства, учитывая особенности тематической, содержательной, технической, сторон художественно – творческой деятельности, а также  спектр интересов класса и отдельного воспитанника, что позволяет сделать учебный – воспитательный   процесс желанным, интересным, познавательным.                                                                                                                                                                                        

    Занятия  проводятся преподавателем с учетом  особенностей  воспитанников: индивидуально дозирует нагрузку, обеспечивает щадящий режим на занятиях, включает в занятия дыхательную гимнастику, физкультурные минутки,  релаксационные моменты, обеспечивает музыкальный фон во время самостоятельной работы.

Список литературы:

1.Изобразительная деятельность во вспомогательной  школе. И.А. Грошенков. Москва . “Просвещение” 1982г.

2.Е.В.Шорохов, Тематическое рисование в школе. Москва. “Просвещение” 1970г.

3.Програмно- методические материалы. Изобразительное искусство 5- 9 кл. Кузин В.С. Корнута И.В. “Дрофа” 2001г.

4.И.П.Волков; Художественная студия в школе. “Просвещение” 1993г.

5.М.А.Абрамова; Путешествия в мире искусства. Якутск. “Бичик” 1995г.

6.Аппликационные  работы в начальных классах. И.И.Шибянкин, В.И.Ромашина, И.И.Коганова, “Просвещение” 1990г.

7.Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 201

8.Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977

9.А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.

  1. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.

11 .Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

12.В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.

13.С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.

14.Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007

15.А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006

16.Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год.

17.В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003 и т.д.

Программа по изобразительному искусству

5  класс

    _________________________       учебный  год

Учитель: Григорьева М.А.

(70 час.)

                

1-2 Вводная беседа.  Рисунок на тему: «Большой букет цветов».

3-4.     Беседа на тему: «Произведения мастеров народных художественных промыслов»

            (Жостово, Палех)  

             Выполнение эскиза Жостовского подноса.

(стилизованные ягоды, ветки, листья)

  1. Выполнение работы из бумаги на тему: «Морской мир».

7 -8.    Декоративное рисование: Рисунок  петушка.

  1. Графическое упражнение  в технике выдувания из трубочки.

  1. Рисунок на тему: «Осенние мотивы».

  1. Рисунок с натуры натюрморта (цветочный горшок с растением).

(карандаш, акварель)

  1. «Творчество  современных художников».

(беседа по изобразительному искусству)

Выполнение  графического упражнения.

  1. Иллюстрирование литературного произведения.

(карандаш, акварель)

  1. Рисунок с натуры натюрморта.

             (карандаш, акварель)

21-22. Рисунок по представлению “Мой город”.

  1. Тематическое рисование “Чудеса зимы-красавицы”.

  1. Аппликация из цветной бумаги на тему: «Сказочные превращения»

  1. Рисунок зимнего пейзажа.  

             (карандаш, гуашь).

  1. Выполнение новогоднего   плаката.

(коллективная работа)

  1. Рисунок на тему: «Зимние развлечения».

(карандаш, акварель)

  1. Аппликация из цветной бумаги по образцу.

  1. Рисунок с натуры натюрморта.

 (карандаш, акварель)

  1. Рисунок на тему: «В стране королева феи».

  1.  Выполнение рисунка  на тему: «Музыкальные ритмы».

(рисунок выполняется после прослушивания музыкального произведения)

  1. Рисунок на тему: «Радость».

(рисунок в технике «граттаж  цветной»)

  1. Рисунок на тему: «Полет на другую планету»

  1. Рисунок весеннего пейзажа по представлению.

(карандаш, акварель)

  1. Рисунок с натуры натюрморта.

             (карандаш, акварель)

49-50. Беседа: «Художники - портретисты».

          Выполнение набросков с натуры фигуры человека в разных движениях.

  1. Рисунок на тему: «Живописные просторы Родины»

Беседа: «Пейзаж: пространство и цвет»

  1. Рисунок с натуры натюрморта.

             (карандаш, акварель)

  1. Конструирование из бумаги весеннего букета.

  1. Рисование симметричных форм: насекомые – бабочка, стрекоза, жук.

       

  1. Лепка из пластилина «Пластилиновая сказка».

  1. Рисунок на тему: «Контраст».

(рисунок по образу, самостоятельное  составление  композиции)

  1. Рисунок с натуры натюрморта.

             (карандаш, акварель)

65-66. Рисунок  на  тему:  «Силуэт»; «Контур».

67-68. Рисунок пейзажа по представлению.

     

  1. Рисунок на свободную тему. Изобразительная викторина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5-7 классов

Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, дизайн и декоративно-прикладное искусство, которые...

Программа по изобразительному искусству для учащихся 1 класса

Программа по изобразительному искусству для учащихся 1 класса, разработана Григорьевой М.А. для учащихся коррекционной школы 8 вида...

Программа по изобразительному искусству для учащихся 5-7 классов. Базовый уровень. Количество часов -34

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5-7 классов. Базовый уровень. Количество часов -34....

Программа по изобразительному искусству для учащихся 5-7 классов. Базовый уровень. Количество часов -34

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 5-7 классов. Базовый уровень. Количество часов -34....

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 6 класса 7вида основной общеобразовательной школы

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ....

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся 7 класса 7вида основной общеобразовательной школы

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  7 КЛАССА 7 ВИДА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ....

Рабочая программа по изобразительному искусству для учащихся с ОВЗ в интегрированных классах (5 класс)

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, плохая память, слабая мыслительная деятельность (относительно развито репродуктивное мышление), вни-мание рассеяно, не развита...