Мастер - класс.Урок по ИЗО в 5 классе по теме: роспись Дымковской игрушки
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Мастер - класс. Урок по ИЗО в 5 классе по теме: роспись Дымковской игрушки. Прилагается конспект урока + презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_risovaniya_v_5_klasse_po_teme.zip1.43 МБ

Предварительный просмотр:

 

Урок рисования в 5 классе по теме: роспись «Дымковской игрушки»

Цель: Познакомить с росписью Дымковской игрушки. Закрепить знания о народном промысле города Вятки, о Дымковской игрушке. Воспитывать интерес к народному творчеству, бережно относится к традициям народа.

Оборудование: модели глиняных Дымковских игрушек, образцы рисунков – упражнений.

План урока

  1. Вводная беседа 7 минут.
  2. Повторение  элементов росписи – 5 минут.
  3. Самостоятельная работа. Роспись выполненной игрушки 20 минут.
  4. Выставка работ, подведение итогов 5 минут.

Ход урока.

Сегодня мы вспомним еще раз дымковские игрушки. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много. В большом селе Дымково недалеко от Вятки и родилась дымковская игрушка.

Чем знаменито Дымково?

Дети рассказывают:

- Вопрос: Почему же село назвали Дымково?

В давние времена жители этого села, от мала до велика, лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой село в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки: в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название села Дымково, а игрушки стали называть дымковскими?

Что это за игрушки? Давайте посмотрим.

Смотрим игрушки: (слайд 1,2,3)

На Вятке существовала добрая традиция веселья – праздник Свистопляска (более позднее Свистунья) – в этот день жители города с утра вспоминали предков, а во второй половине ходили по улицам и свистели в небольшие свистки. Праздник стал историей, а обычай лепить и расписывать игрушки сохранился.

Вопрос: Но почему праздник назвали: Свистуньей: кто может рассказать легенду.

Дети рассказывают:

Учитель: С тех пор и отмечали горожане свой особый праздник: Свистунью.

Все посетители ярмарки от мала до велика, считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Спрос на игрушки очень велик.  После праздника расписные игрушки выставляли между рамами окон.

Существовал и другой обычай в воскресенье, после обедни дочери богатых горожан, ходили за водой на пруд. Вдоль дороги выстраивались женихи. Этот обычай тоже отразился в творчестве мастеров, появились глиняные водоноски. ( Слайд 4,5)

Вопрос: Что общего у всех этих игрушек? (слайд 8)

Ответ: белый фон.

Вопрос: А знаете ли вы почему? (слайд 6)

Дымковская игрушка имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенной на молоке мелом, сейчас  заменой служат водоэмульсионные белила. Мы будем пользоваться гуашевыми красками, а чтоб они не пачкались:

- их смешиваем в палитре не с водой, а с яйцом;

- взбиваем яйцо;

- капаем каплю в чашечку палитры;

- добавляем нужный цвет гуаши;

- перетираем;

- рисуем этой наведенной краской.

Что изображают дымковские мастерицы? Нянек с детьми, гусей уточек, баранов с золотыми рогами, петухов, оленей.

Какие цвета любят мастера Дымково?

Ответ: нарядные, яркие. Какие узоры вы видите на игрушках: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше? Почему?

- Теперь украсим свою игрушку. Покроем его белилами. (слайд 6-7)

Затем, пока игрушка высыхает, учитель рассказывает, как расписать его, какие краски и цвета взять, показывает, как это сделать, и дает задание украсить свою игрушку самостоятельно.

- Игрушка готова! Чудо – кони начали жить!

5. Заключение. Народные игрушки поражают простотой и выразительностью формы, которая передает самое характерное, самое значительное. Посмотрите на эти игрушки, полюбуйтесь! (слайд 8-9)

Выставка работ, подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема занятия «Дымковская игрушка – Вятский народный промысел »

Развитие мотивации воспитанников к декоративно прикладному творчеству, знакомство с  дымковской игрушой. ....

конспект и презентация урока во 2 классе тема " Роспись Дымковской барыни"

Подробный конспект урока декоративного рисования  для учащихся 2 класса по теме " Роспись Дымковской барыни",предполагает знакомство с особенностями рисования  элементов и выбором цвета в...

Разработка урока "Роспись дымковской игрушки", 5 класс

Разработка урока "Роспись дымковской игрушки", 5 класс. Включает презентацию, план-конспект урока....

Роспись дымковской игрушки

Конспект совместного занятия родителей и детей логопедической группы по росписи дымковской игрушки....

План-конспект мастер-класса по теме: «Роспись кухонной лопатки».

План-конспект мастер-классапо теме: «Роспись кухонной лопатки». Ход мастер-класса.  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РОСПИСИ КУХОННОЙ ЛОПАТКИ.Поэтапная роспись кухонной лопатки на примере кот...

Мастер-класс на тему: " Русская народная игрушка. Дымковский петушок"

Конспект мастер-класса разработан для обучающихся с тяжёлыми нарушениями в интеллектуальном развитии и учителей работающих с этими детьми....