Доклад«Изучение декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства»
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Тарасова Виктория Сергеевна

Изучение декоративно-прикладного искусства на уроках изобразительного искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую помощь оказывают уроки изобразительного искусства. Наиболее плодотворным направлением является  декоративно-прикладное искусство, т.к. любое изделие, выполненное в данной области, дает реальные возможности для развития творческих возможностей учащихся.

     Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни.

      В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

      Это искусство всегда предельно ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая к народному искусству, можно развивать не только духовно- нравственную, но и творчески мыслящую личность.

 Народное искусство- богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии.

       Путь художественного воспитания детей с помощью народного искусства представляется верным по двум причинам:

   а) Этот путь позволяет воспитывать у детей определенную культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Он создавал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный вкус. Человек обязательно проявляет здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно поэтому роль народного декоративно-прикладного искусства в художественном воспитании просто неоценима.

   б) Произведения прикладного искусства могут сыграть большую роль в развитии художественной культуры, в подготовке художественного вкуса к восприятию произведений различных жанров искусства. Народное искусство специфично синтезирует в себе выразительные средства скульптуры, графики и живописи, поэтому велико его значение в системе эстетического и художественного воспитания.

Я работаю по программе Б.М.Неменского.

 В данной программе обучение в 5 классе ведется по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Предпочтение отдается изучению традиционной русской культуры.

  Для формирования основ творческой деятельности учащихся на уроках использую следующие этапы работы:

1.Знакомство с произведениями искусства должно быть впечатляющим. Это достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях, литературно-музыкальных ассоциациях.

2. После создания хорошей эмоциональной атмосферы можно переходить к творческой работе. Для этого использую литературный ряд: загадки, стихи и отрывки из литературных произведений, сказки, легенды.

3.Проверку качества знаний и усвоенного на уроке или по теме  провожу в игровой форме: игра «Внимательный слушатель» по итогам урока-лекции; решение тематических кроссвордов.

4.В конце каждого урока анализирую проделанную работу, рассматривая степень продвижения к цели и решение задач урока; провожу итоговую выставку и обсуждение работ учащихся. Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы.

5.Иногда даю домашнее задание: поисковая работа, самостоятельное составление кроссвордов по теме, например, «Народный костюм», «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома».

    Также в своей работе использую разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий. Так, например:

  1. Урок-сообщение новых знаний, где кроме уроков-лекций можно широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему («Народные промыслы родного края»).
  2. Комбинированные уроки:

    а) сообщение новых знаний +практикум

    Учащимся предлагается работа по определенному образцу

(урок «Искусство Городца», где выполняются тренинговые упражнения по отработке основных элементов городецкой росписи).

               б) сообщение новых знаний +практикум : импровизация

При изучении темы «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома», не только познакомить учащихся с обстановкой крестьянкого дома, но и предложить придумать свой вариант интерьера избы.

           3.Обобщающие уроки:

а) уроки-викторины («Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»).

б) урок-игра.

в) урок-путешествие.

Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей.

ДОКЛАД

«Изучение

декоративно-прикладного искусства

на уроках изобразительного искусства»

                                                                                          Учитель ИЗО

  МОУ СОШ

с.Березовка

         В.С.Волохова  

2009 год



Предварительный просмотр:

     Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле большую помощь оказывают уроки изобразительного искусства. Наиболее плодотворным направлением является  декоративно-прикладное искусство, т.к. любое изделие, выполненное в данной области, дает реальные возможности для развития творческих возможностей учащихся.

     Не секрет, что наши дети живут сейчас в условиях все возрастающего потока информации, несущей преимущественно западные идеалы: философские, нравственные, эстетические. Они смотрят западные фильмы, играют в иностранные игры, предпочитают заграничные лакомства, одежду, предметы быта. Народные русские сказки и песни стали уходить из быта семьи. Нарушена связь между поколениями, дети не знают своих предков, теряют свои корни.

      В связи с этим тема приобщения учащихся наших школ к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

      Это искусство всегда предельно ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая к народному искусству, можно развивать не только духовно- нравственную, но и творчески мыслящую личность.

 Народное искусство- богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии.

       Путь художественного воспитания детей с помощью народного искусства представляется верным по двум причинам:

   а) Этот путь позволяет воспитывать у детей определенную культуру восприятия материального мира. Человек всегда жил среди вещей. Он создавал не только нужные, полезные, но и красивые, выразительные вещи. Поэтому и сейчас человеку необходим красивый предметный мир. И для его создания каждому нужен развитый художественный вкус. Человек обязательно проявляет здесь свои художественные наклонности в той мере, в какой обладает ими. Именно поэтому роль народного декоративно-прикладного искусства в художественном воспитании просто неоценима.

   б) Произведения прикладного искусства могут сыграть большую роль в развитии художественной культуры, в подготовке художественного вкуса к восприятию произведений различных жанров искусства. Народное искусство специфично синтезирует в себе выразительные средства скульптуры, графики и живописи, поэтому велико его значение в системе эстетического и художественного воспитания.

Я работаю по программе Б.М.Неменского.

 В данной программе обучение в 5 классе ведется по курсу «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Предпочтение отдается изучению традиционной русской культуры.

  Для формирования основ творческой деятельности учащихся на уроках использую следующие этапы работы:

1.Знакомство с произведениями искусства должно быть впечатляющим. Это достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях, литературно-музыкальных ассоциациях.

2. После создания хорошей эмоциональной атмосферы можно переходить к творческой работе. Для этого использую литературный ряд: загадки, стихи и отрывки из литературных произведений, сказки, легенды.

3.Проверку качества знаний и усвоенного на уроке или по теме  провожу в игровой форме: игра «Внимательный слушатель» по итогам урока-лекции; решение тематических кроссвордов.

4.В конце каждого урока анализирую проделанную работу, рассматривая степень продвижения к цели и решение задач урока; провожу итоговую выставку и обсуждение работ учащихся. Желающих высказаться и выбрать лучшие работы всегда очень много. Дети сами оценивают, находят ошибки. Если работы можно исправить, предлагают, как это сделать. Учащиеся наглядно видят свои успехи и недоработки, видят результаты работы своих товарищей, всего класса. Это способствует развитию художественного вкуса и правильной самооценке результатов работы.

5.Иногда даю домашнее задание: поисковая работа, самостоятельное составление кроссвордов по теме, например, «Народный костюм», «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома».

    Также в своей работе использую разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий. Так, например:

  1. Урок-сообщение новых знаний, где кроме уроков-лекций можно широко использовать уроки с элементами выступлений учащихся о результатах поисковой работы на заданную тему («Народные промыслы родного края»).
  2. Комбинированные уроки:

    а) сообщение новых знаний +практикум

    Учащимся предлагается работа по определенному образцу

(урок «Искусство Городца», где выполняются тренинговые упражнения по отработке основных элементов городецкой росписи).

               б) сообщение новых знаний +практикум : импровизация

При изучении темы «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома», не только познакомить учащихся с обстановкой крестьянкого дома, но и предложить придумать свой вариант интерьера избы.

           3.Обобщающие уроки:

а) уроки-викторины («Роль декоративного искусства в жизни человека и общества»).

б) урок-игра.

в) урок-путешествие.

Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей.

ДОКЛАД

«Изучение

декоративно-прикладного искусства

на уроках изобразительного искусства»

                                                                                          Учитель ИЗО

  МОУ СОШ

с.Березовка

         В.С.Волохова  

2009 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи на уроках изобразительного искусства через приобщение к русскому народному фольклору и декоративно-прикладному искусству

В настоящее время каждому человеку необходимо уметь чётко и ясно излагать свои мысли. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятель...

Урок Изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства"

Цели и задачи урока:Предметные:знакомство учащихся с искусством витража;формирование представления об истории развития витража.Метопредметные:развитие творческой фантазии, понимание поэтичности создан...

Открытый урок изобразительного искусства Ты сам – мастер декоративно прикладного искусства. «Открытка. 9 мая – День Победы!»

·        Познакомить с особенностями создания открытки. Научить выполнять открытку, используя различные материалы....

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию, развитие творческих спос...

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...

Урок изобразительного искусства в 5 классе. Тема "Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта"

           Урок изобразительного искусства в 5 классе.Тема урока: «Особенности декоративно-прикладного искусства  Д...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...