ЛЕПКА ИЗ ПЛАСТИЛИНА НА ЗАНЯТИЯХ С УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Калмыкова Татьяна Тимофеевна

ЛЕПКА  ИЗ  ПЛАСТИЛИНА  НА  ЗАНЯТИЯХ  С  УМСТВЕННО  ОТСТАЛЫМИ  ДЕТЬМИ


 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовлено: воспитателем Детского дома для умственно отсталых детей города   Юрги Калмыковой Татьяной Тимофеевной

Тема:   Использование лепки из пластилина на занятиях с умственно отсталыми детьми

План:

1. Лепка как вид изобразительной деятельности

2. Задачи всестороннего развития умственно отсталых младших школьников посредством лепки из пластилина

   2.1. Умственное воспитание 

   2.2. Сенсорное воспитание 

   2.3. Нравственное воспитание 

   2.3. Нравственное воспитание 

   2.4. Трудовое воспитание 

   2.5. Эстетическое воспитание 

   2.6. Развитие художественного творчества 

3. Виды лепки из пластилина, используемые на занятиях с умственно отсталыми детьми  

   3.1. Лепка с натуры 

   3.2 Лепка по представлению

   3.3. Лепка по памяти

   3.4. Лепка по графическому изображению 

   3.5. Сюжетная лепка 

   3.6. Декоративная лепка 

   3.7. Плоскостная лепка 

4. Организация занятий по лепке из пластилина

5. Методы и приёмы обучения лепке

   5.1. Наглядные методы и приёмы обучения

   5.2. Словесные методы и приёмы обучения

   5.3. Практические методы

6. Материал и оборудование

7. Технические приёмы лепки

8. Взаимосвязь лепки с другими видами деятельности и занятиями

   8.1. С изобразительной деятельностью

   8.2. С занятиями по ознакомлению детей с природой, по развитию речи и музыкальными занятиями

1. Лепка как вид изобразительной деятельности

Для детей с отклонениями в развитии лепка из пластилина – это вид изобразительной деятельности, в процессе которого они изображают предметы окружающей действительности, создают элементарную скульптуру.

Создание ребёнком даже самых простых скульптур – творческий процесс.

Во время работы с пластилином ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от её пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребёнок осознаёт различные свойства пластилина, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставить, то лепка может стать любимым занятием детей.

На занятиях лепкой перед воспитателем ставятся определённые задачи:

  • развитие детского творчества
  • обогащение детей изобразительными и техническими умениями
  • создание интереса к данному виду деятельности

В системе эстетического воспитания детей лепка, так же как и рисунок, занимает определённое место и имеет свою специфику.

Лепка из пластилина позволяет развивать в детях с отклонениями в развитии умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование основ социально - адаптированной личности.

На занятиях лепкой развитие вышеперечисленных качеств имеет свои особенности. Так, любой предмет, имеет объём и воспринимается ребёнком со всех сторон. На основе восприятия предмета в сознании умственно отсталого школьника формируется образ. Во время лепки из платсилина, исходя из знаний реальной действительности, ребёнок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании и аппликации. Следовательно, ему не приходится прибегать к условному изображению предметов, что необходимо в других видах изобразительной деятельности. Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование и аппликация, развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведёт к более точной передаче формы.

Быстрое усвоение умственно отсталыми детьми способов изображения даёт возможность им раньше, чем в аппликации или рисовании, перейти к сюжетной лепке по 2-3 фигуры.

Все виды деятельности формируют самостоятельный подход к поиску новых способов изображения. В процессе лепки при соответствующем обучении способность к поиску нового развивается ярче, так как есть возможность исправить ошибки путём непосредственного исправления формы пальцами, стекой, путём налепов или удаления лишнего. Ребёнок может несколько раз переделывать формы, чего нельзя сделать в рисунке или аппликации.

Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребёнка с отклонениями в развитии, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объёмная форма предмета, пластика и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребёнке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности.

Лепка из пластилина, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. При лепке дети непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путём.

Занятия лепкой влияют на общее развитие умственно отсталых детей, в том числе и на развитие эстетического чувства. Дети познают красоту пластилина, им нравится его мягкость, пластичность, цвет. Они любуются формой предметов, с которых лепят, их увлекает плавность перехода одного объёма в другой, красивые пропорции, а также ритм форм и украшений. Ребёнок радуется тому, что он вылепил, что с этим изделием можно играть или украсить им класс. От всего этого ребёнка охватывает волнение, которое можно рассматривать как первоначальный этап эстетических чувств.

Для формирования эстетического чувства нужны условия, они создаются не только в процессе занятий лепкой, но и во время предварительной работы по знакомству детей с окружающими предметами, в частности со скульптурой малых форм и изделиями народного творчества. Познавая окружающее и перенося его в свою лепку, они закрепляют знание о величии труда людей, создавших эти красивые вещи.

Большое значение для формирования эстетического чувства имеет обучение детей с умственными отклонениями сделать работу понятной для окружающих. Ребёнку важно, чтобы его работа нравилась другим детям, воспитателю.

Занятия лепкой требуют постоянного анализа натурального предмета, образца или рисунка, сравнения с выполняемыми изделиями. Поэтому детей нужно научить определять характерное в объекте и на этой основе планировать предстоящую работу.

Своеобразие этого вида труда состоит в том, что он относится к изобразительной деятельности, а это позволяет осуществлять задачи эстетического воспитания в процессе трудовой деятельности, даёт возможность научить умственно отсталых школьников образно отражать предметы и явления окружающей действительности. Такие понятия, как форма, пропорции, композиционное решение, пространственное отношение предметов, формируются у умственно отсталых детей в процессе конкретно-предметной деятельности.

Кроме того, занятия лепкой требуют от детей с отклонениями  в развитии затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия. Это даёт возможность укрепить мышечную систему верхних конечностей, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у умственно отсталых детей. Этому же способствует и своеобразие трудовых приёмов, не встречающихся более ни в каком другом виде трудовой деятельности и предполагающих, главным образом, ручную обработку материала.

Лепят дети индивидуально и коллективно. Совместная работа над созданием предметов для общей игры, для выставки и т.п. - всё это также развивает у детей чувство коллективизма, художественный вкус, эстетическое чувство. Они начинают понимать красоту совместного труда и возможность общими усилиями сделать приятное и полезное для других.

Таким образом, занятия лепкой содействуют формированию не только эстетического чувства, но и эстетического отношения к тому, что получилось.

2. Задачи всестороннего развития умственно отсталых младших школьников посредством лепки из пластилина

На занятиях лепкой предполагается решение следующих задач:

  • формировать умение сравнивать и анализировать свойства предметов объёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве;
  • познакомить учащихся с назначением и применением пластилина;
  • обучать элементарным приёмам работы с этим материалом, формировать двигательные трудовые навыки, координирующие работу кистей рук;
  • развивать эстетические представления у учащихся;
  • обогащать их словарный запас специфическими терминами.

Дети любят лепить. Тем самым они получают возможность передавать то, что их волнует, что им нравится, что вызывает у них интерес. А это в свою очередь создаёт условия для всестороннего воспитания и развития детей.

2.1. Умственное воспитание . Как всякая познавательная деятельность – изобразительная – имеет большое значение для умственного воспитания детей.

Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Прежде чем сделать какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет.

Для умственно отсталых детей большую роль играет наглядность. Но также они должны создавать свои работы по представлению, развивая память. Наличие такого рода представлений даёт пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, во время специально организованных наблюдений. О многом дети узнают из устных рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления их о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвует зрение, осязание, движение рук.

Занимаясь лепкой умственно отсталые дети знакомятся с пластилином, с его свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Всё это способствует их умственному развитию. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением, созданием построек и изготовлением поделок детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставление и установление различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее и различное, объединять предметы по сходству.

Так, по форме предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп (предметы округлой формы, прямоугольной и т.д.). На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек или цыплёнка, нужно раскатать комочки глины кругообразными движениями.

Под руководством взрослого умственно отсталые дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различия до более тонкого.

На занятиях по лепке развивается речь детей. Усвоение названия форм, цветов, и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря.

Нужно активно привлекать детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ, в конце занятия, дети рассказывают о своих поделках, высказывают суждения о работе других детей.

Использование образных сравнений, стихотворений для эстетической характеристики предметов способствует развитию выразительной речи.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе лепки: умения пользоваться орудиями (стекой), планировать свои действия, ориентироваться на образец и указания взрослого, а также задумывать и осуществлять свой замысел, привлекать для этого все имеющиеся в данный момент средства. При проведении занятий нужно создавать благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность и любознательность.

2.2. Сенсорное воспитание . Непосредственное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного воспитания умственно отсталых детей.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний о их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, то есть производят умственные действия. Таким образом, лепка содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления.

2.3. Нравственное воспитание. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Умственно отсталый ребёнок лепит не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его поделка что-то показала, чтобы изображённое им узнали.

Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в лепке дети передают явления общественной жизни. Нужно давать им возможность отразить эти впечатления и своё отношение к ним.

Значение занятий по лепке для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственные волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу преодолевать трудности и т.п.

Обще групповые занятия лепкой содействуют воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений.

В процессе создания коллективных работ у умственно отсталых детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, возникает стремление помочь друг другу. Например, все лепят зверей для зоопарка или домашних птиц для композиции "Птичий двор". В этом случае каждый старается лучше выполнить свою фигурку, чтобы общая работа выглядела красиво, чтобы не подвести товарищей, чтобы результат порадовал всех.

Детей очень волнует отношение взрослых, сверстников к их творчеству.

Они чутко реагируют на замечания товарищей, оценку педагога.

Похвала всегда радует, отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание следует очень осторожно: если всё время хвалить ребёнка, у него могут сформироваться самоуверенность, зазнайство, и, наоборот, если постоянно говорить ребёнку, что он плохо выполнил поделку, у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.

2.4. Трудовое воспитание . В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания лепки необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определёнными умениями.

На занятиях лепкой у детей с умственными отклонениями развивается мелкая моторика рук, пальцев. Дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных видов работ, приобретают ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участию ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Необходимо развивать у каждого воспитанника трудовые навыки, приучать его начинать работу лишь тогда, когда всё приготовлено, а по окончании все принадлежности убирать в определённое место, оставляя в порядке свой стол.

Занятия по лепке из пластилина можно и нужно использовать для изготовления полезных предметов. Дети постарше могут изготовить игрушки для младших школьников: вылепить фрукты и овощи, печенье и конфеты. Такая общественно направленная деятельность имеет большое значение для трудового и нравственного воспитания.

2.5. Эстетическое воспитание. Основное значение лепки заключается в том, что она является средством эстетического воспитания.

В её процессе создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Выделение свойств предметов (форма, строение, величина, цвет, расположение в пространстве) способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонента эстетического чувства.

Для развития эстетического восприятия умственно отсталых детей очень важно при знакомстве с предметом, явлением подчёркивать их красоту, использовать образное сравнение.

При наблюдении предметов и явлений окружающей жизни у умственно отсталых детей легко возникает волнение, в котором в неосознанном, загадочном виде проявляется и эстетическое чувство. Их волнует яркий цвет, блестящая поверхность. С возрастом эти чувства становятся более глубокими и осознанными. По мере развития и обогащения представлений дети воспринимают уже более сложные свойства явлений: разнообразие форм, богатство цветов, цветовые сочетания. Развитие у умственно отсталых детей эстетических чувств позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств, которые можно обозначить различными определениями: огромный, изящный, лёгкий, радостный, праздничный, живой и т.д.

Для эстетического воспитания умственно отсталых детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

2.6. Развитие художественного творчества . В лепке дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают своё отношение к нему. Задача педагога – научить умственно отсталых детей художественной деятельности, выразительному изображению предметов и явлений, а не просто копировать их.

Нужно предлагать детям такую тему для лепки, которая вызывает необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы тема заинтересовала ребёнка, взволновала его, и чтобы ему захотелось выразить её как можно лучше: например, предложение слепить дом нужно подать в такой форме, чтобы у ребёнка возникло желание пофантазировать и придумать "свой" дом с присущими только ему выразительными чертами. Это могут быть дача или дом для зайчика, для Снегурочки и т.д.

Эстетическое воздействие занятий на детей зависит и от того, какие предметы и явления отбирает педагог для изображения. Это должны быть не только хорошо знакомые предметы, игрушки, но и предметы красивые, вызывающие положительные эмоции: радость, удивление, восхищение.


3. Виды лепки из пластилина, используемые на занятиях с умственно отсталыми детьми  

Взаимосвязь занятий лепкой с другими видами деятельности осуществляется достаточно отчётливо на каждом занятии.

Особенно заметна её связь с уроками рисования. Это во многом определяет структуру занятий. Так же примерно, как и на уроках рисования, здесь можно выделить следующие виды работы:

3.1. Лепка с натуры – довольно сложный для умственно отсталых школьников вид работы. Сложность состоит в том, что натуральный предмет по своим размерам бывает больше или меньше того изделия, которое выполняют дети. Следовательно, помимо того, что учащимся необходимо проанализировать форму, установить соотношение отдельных частей предмета, найти пропорции, им ещё надо выполнить всё в определённом масштабе. Поэтому программой предусмотрено на первоначальных этапах лепные работы выполнять по образцу, изготовленному учителем, где размеры, форма и соотношения частей изделия точно соответствуют будущим работам учащихся. В дальнейшем в качестве натурального примера следует использовать такие предметы, где пластическое решение уже найдено (различного рода игрушки и муляжи).

Лепка с натуры способствует формированию умений анализировать предмет, выделять главное и второстепенное, планировать ход работы, контролировать свои действия в процессе труда, и тем самым облегчает формирование первоначальных умственных действий, являющихся основой коррекционной направленности трудового обучения.

3.2 Лепка по представлению – наиболее интересный для учеников вид лепки. Лепка по представлению какого-либо конкретного знакомого детям предмета закрепляет их знания о предмете, тренирует память, способствует использованию в работе прежнего опыта. Вместе с тем лепка по представлению простейших композиций, составление макетов на определённый сюжет открывает простор для детского творчества, развивает воображение, способствует формированию пространственной ориентировки учащихся.

3.3. Лепка по памяти – один из интереснейших видов работы, способствующий развитию зрительной памяти умственно отсталых детей, умения мысленно анализировать внешние свойства предмета. Суть этой работы состоит в том, что детям предлагается внимательно рассмотреть, проанализировать натуральный объект или образец. Затем его убирают, и дети должны вылепить по памяти, только что увиденный предмет.

3.4. Лепка по графическому изображению (рисунки, плакаты) – требует от детей значительной мыслительной работы, поскольку графическое изображение предмета на плоскости не даёт полного представления о положении предмета в пространстве, его форме, соотношении всех частей. Всё это необходимо очень чётко себе представить, домыслить. Здесь требуется значительная помощь учителя, иначе умственно отсталые школьники, ориентируясь только на контур рисунка, будут лепить только плоскую фигуру, повторяющую этот контур.

3.5. Сюжетная лепка – сложный вид лепки для умственно отсталых школьников. Им дети овладевают по мере овладения приёмами изображения. Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как надо вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении, дополнить лепку деталями.

Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. Этот вид лепки закрепляет знания умственно отсталых детей о предметах, которые он лепит, о действии этих предметов, тренирует память, воображение.

Основные задачи при обучении сюжетной лепки следующие:

  • научить детей задумывать и изображать лепные композиции из 2-3 предметов;
  • учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное;
  • использовать во время лепки знание формы, пропорций предметов, свои наблюдения за действиями живых объектов, различные приёмы лепки.

Сюжетная лепка требует от ребёнка знаний о предметах и умения пользоваться разными приёмами изображения.

3.6. Декоративная лепка . Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

Красивые обобщённые формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радует детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют представление и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок и других изделий.

Для умственно отсталых школьников этот вид лепки довольно сложен.

Поэтому можно предлагать им наименее сложный вид узора. Без помощи педагога в этом виде лепки им не обойтись, хотя многие со временем уже изготавливают декоративные изделия самостоятельно.

Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения. Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, различным приёмам лепки, а главное – красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой – печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и других. Заострёнными стеками рисуют узор на поверхности пластилина. А затем можно ещё и разукрасить. Ещё можно выложить рельеф, то есть нанести на пластинку рисунок и по нему выкладывать лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти рук, учит ребёнка работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.

3.7. Плоскостная лепка. Это лепка пластилином по рисунку. Содействует прежде всего развитию у умственно отсталых школьников восприятия вообще и адекватного (форма и цвета предметов) в частности анализа, сравнения, умения находить признаки предметов, устанавливать сходство и различие между ними, воспитывает умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка.

Умственно отсталые школьники знакомятся с техническими приёмами работы (проведение разнообразных линий и штрихов), развивают глазомер, отработку правильных движений пальцев рук (в работе участвует большой и указательный пальцы правой руки). Для коррекции кисти руки и пальцев целесообразно проводить упражнения перед работой и во время работы.

Нужно выработать у учащихся умение свободно, без напряжения наносить пластилином прямые вертикальные, горизонтальные линии и линии по кругу на контурах рисунка.

Этот вид лепки способствует развитию у умственно отсталых школьников координации движений, глазомера.

4. Организация занятий по лепке из пластилина

 Непосредственно перед занятием педагогу нужно приготовить всё, что он подобрал накануне: натуру, игрушку, иллюстрацию. Нужно определить место, где будет стоять предмет.

Готовясь к занятию, педагог должен вылепить изображение, которое будут выполнять дети. Выполняя работу, педагог уточняет способы её решения, отмечает, где возникли трудности. Это позволит во время объяснения сосредоточить внимание умственно отсталых детей на самом трудном.

В первой части занятия нужно сообщить детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно быть эмоциональным, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу. Наглядный материал должен быть очень ярким, красивым, чтобы привлечь внимание ребёнка.

Вторая часть занятия – непосредственно работа над заданием. Во время работы нужно помогать детям в наиболее трудных местах. Лишний раз объяснить ребёнку, как делается и в какой последовательности.

Целесообразно использование сюрпризного момента на занятии. Это стимулирует работу умственно отсталого ребёнка и повышает интерес к лепке.

Примерно за 5 минут до конца занятия детей нужно предупредить о том, что следует заканчивать работу.

Анализ работ – один из важнейших компонентов занятия. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Наиболее удачные работы размещаются на первом ряду (обсуждение коллективное). Менее удачные -- на втором.

Как правило после каждого занятия организуется выставка работ. Это стимулирует ребят к дальнейшей активной работе на занятиях лепкой.

5. Методы и приёмы обучения лепке

Метод обучения согласно принятому в педагогике определению характеризуется единым подходом к решению поставленной задачи, определяет характер всей деятельности ребёнка и педагога на данном занятии.

Приём обучения – более частное, вспомогательное средство, не определяющее всей специфики деятельности на занятии, имеющее лишь узкое обучающее значение.

Иногда отдельные методы могут выступать в качестве только приёма и не определять направление работы на занятии в целом.

В современной педагогике применяют разнообразные методы обучения.

5.1. Наглядные методы и приёмы обучения.

Метод наблюдения лежит в основе всей системы обучения изобразительному искусству, так как искусство – средство познания и отражения окружающей действительности. От того, насколько будет развито у умственно отсталых детей умение наблюдать, устанавливать связи между явлениями окружающей жизни, выделять общее и индивидуальное, зависит успех развития их творческих способностей.

К наглядным методам и приёмам относятся: использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, показ педагогом приёмов лепки, показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Нужно отметить некоторые особенности использования натуры в работе с умственно отсталыми детьми.

Натура прежде всего облегчает работу памяти, так как процесс изображения объединяется с восприятием; помогает умственно отсталому ребёнку правильно понять и передать форму и строение предмета, его цвет.

Натуру нужно детально рассматривать с детьми. В качестве натуры можно использовать листья, ветки, цветы, плоды (натуральные или муляжи), а также игрушки, изображающие людей, животных, транспорт и т.д..

В начале занятия проводят показ отдельных предметов. Например, перед лепкой сказки "Три медведя" предлагают рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета.

Картины применяются, главным образом, для уточнения представлений детей об окружающей действительности и для пояснения средств и способов изображения. Картина, как художественное произведение, ярко, эмоционально передаёт образ.

Наблюдения окружающей действительности часто бывают кратковременными (например, наблюдение за животными в условиях города). Поэтому применение картины позволит не только обеспечить повторное восприятие, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.

Показ педагогом способов лепки является наглядно-действенным приёмом, который учит умственно отсталых детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приёмов лепки. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями.

Умственно отсталые дети младшего школьного возраста плохо владеют своими движениями и поэтому не знают, какое движение потребуется для вылепливания той или иной формы.

Известен такой приём, когда педагог делает определённые движения вместе с ребёнком, ведя его руку. Этот приём следует использовать, когда движения у ребёнка не развиты, он не умеет ими управлять. Необходимо ребёнку дать возможность ощутить это движение.

Показ педагога всегда необходим при объяснении новых технических приёмов.

При оценке готовых работ используется показ и анализ детских работ в качестве приёма, помогающего детям понять достижения и ошибки в лепке. Анализ может быть как коллективный, так и индивидуальный. В некоторых случаях это зависит от характера умственно отсталого ребёнка.

5.2. Словесные методы и приёмы обучения.

К словесным методам и приёмам обучения относятся указания педагога в процессе занятия, использование словесного художественного образа.

Занятия по лепке начинаются, как правило, с беседы. Её цель – вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию.

Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную педагогом), не пользуясь наглядными пособиями.

Рассказ должен быть очень красочный, эмоциональный и содержательный.

Если впечатления детей были богаты, и они владеют нужными умениями для их передачи, такого рассказа бывает достаточно для выполнения задания без дополнительных приёмов.

Для уточнения представлений детей по теме можно использовать и наглядность.

Художественный образ, воплощённый в слове (стихотворение, рассказ, загадка и т.д.), обладает своеобразной наглядностью. В нём заключено то характерное, типичное, что свойственно данному явлению и выделяет его среди других.

В начале занятия лепкой на темы литературных произведений нецелеобразно применять другие приёмы обучения, так как они могут помешать работе воображения. Для умственно отсталых детей наиболее приемлемый способ – способ соединения наглядных и словесных методов и приёмов обучения.

5.3. Практические методы.

В процессе обучения лепке дети овладевают навыками пользования материалом. Лепка требует применения разнообразных методов и приёмов обучения, в том числе и практических, которые необходимы для выработки умений и навыков.

Одним из основных практических методов являются упражнения в усвоении технических умений. Так, осваивая изображения круглой формы (приём скатывания) умственно отсталые дети лепят мячи, апельсины и другие предметы такой же формы.

При изготовлении посуды (тарелка, пиала) требуются такие технические приёмы, как скатывание, сплющивание, внимание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Для изготовления баранки или бублика используются следующие приёмы:

  • раскатывание
  • сгибание с соединением концов
  • сгибание со сплетением.

6. Материал и оборудование.

Свойства пластилина определяют особенности этого вида труда. В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными или металлическими. Самые простые виды стеки – это палочка, заострённая с одной стороны и закруглённая с другой, стека в виде лопатки и стека – петля.

Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой снимается с формы лишняя глина, делаются надрезы.

Качество работы ребёнка во многом зависит от того, как организованно его рабочее место. Для этого нужно иметь небольшие по размеру доски, которые размещают на столе.

7. Технические приёмы лепки.

Знакомясь с приёмами лепки, на первых занятиях дети должны усвоить основные движения, являющиеся элементарными операциями лепки, и точные их названия:

  • раскатывание
  • скатывание
  • расплющивание
  • вытягивание
  • оттягивание
  • сгибание
  • присоединение
  • защипывание

При лепке той или иной формы предмета приходится применять несколько приёмов лепки одновременно, как, например, при лепке овальных форм (лицо, огурец, картошка). Здесь используются следующие приёмы: скатывание, последующее небольшое раскатывание, доработка пальцами для получения более точной формы.

Следует отметить, что вопрос техники лепки значительно упрощается в связи с формированием у детей обобщённых приёмов обследования предмета, так как они позволяют детям самостоятельно, осознанно находить и применять в любом задании приёмы изображения.

8. Взаимосвязь лепки с другими видами деятельности и занятиями

8.1. С изобразительной деятельностью.

Изобразительная деятельность, кроме лепки, включает ещё такие виды занятий, как рисование, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребёнка об окружающем мире, которые конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приёмов работы с ним.

Но все эти виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется прежде всего через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов – изображение домов, транспорта, животных и т.д..

Так, если во время лепки из пластилина изображают зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей, они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли умственно отсталые школьники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приёмами – умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путём последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она даётся объёмной. В аппликации умственно отсталый ребёнок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создаётся линейный контур.

Таким образом, знания, приобретённые умственно отсталыми школьниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с использованием другого материала.

8.2. С занятиями по ознакомлению детей с природой, по развитию речи и музыкальными занятиями.

Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми поделки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней.

В связи с этим целенаправленные наблюдения с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания. Осуществлять его необходимо так, чтобы вызвать у детей положительное отношение к природе, яркие эмоциональные переживания. Всё это повышает интерес детей к природе и вызывает желание отражать её явления в своём творчестве. Изображая природу, дети вновь испытывают эстетические чувства к ней, что делает их жизнь интереснее и содержательнее.

Очень важна взаимосвязь занятий лепкой с работой по развитию речи умственно отсталых детей. На занятиях по развитию речи и в свободное время детям читают сказки, рассказы, разучивают с ними стихотворения.

В процессе этой работы у детей развиваются художественно-образные представления, речь, мыслительные способности. Эти же процессы развиваются у них и в процессе изображения событий, о которых они узнали из прочитанного. Активизируется и их фантазия. Дети стремятся по-своему передать сказочные и стихотворные образы, выразить отношение к тому, что их удивило, обрадовало, заинтересовало.

И занятия по изобразительной деятельности, в свою очередь, способствуют развитию речи умственно отсталых детей, обогащая её образными выражениями, эпитетами, употребляемыми для характеристики, описания того или иного события, явления, предмета.

Взаимосвязь лепки с музыкой также очень много даёт детям в их эстетическом, творческом развитии. Предложение, отразить в лепке образы музыкальных произведений, как правило, вызывает положительный эмоциональный отклик.

Можно предложить детям передать ритм музыки средствами лепки. В этом им нужно помочь, предложив вспомнить, какое настроение передавала та или иная музыка, и подумать, как это можно изобразить. Это способствует развитию воображения у умственно отсталых детей.

Таким образом, взаимосвязь занятий лепкой с другими занятиями и различными видами деятельности обогащает жизнь детей, повышает эффективность воспитательного и коррекционного процесса.