Разработка урока по предмету «Дизайн» преподавателя Л. В. Кускуновой с учащимися 4 класса. Тема: Разработка и выполнение мотива орнамента.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Кускунова Людмила Владимировна

Открытый  урок по предмету «Дизайн» преподавателя Л. В. Кускуновой с учащимися 4 класса.

Тема:  Разработка и выполнение мотива орнамента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г.Нефтеюганск. НГМБОУ ДОД «Детская школа искусств»

Открытый  урок по предмету «Дизайн» преподавателя Л. В. Кускуновой с учащимися 4 класса.

Тема:  Разработка и выполнение мотива орнамента.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Урок формирования и совершенствования знаний и умений.

Цель урока: Обучение учащихся   моделированию мотива орнамента в графическом и цветовом исполнении.

Время: 1ч.20м.

Форма работы: групповая.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с видами орнамента, выразительными средствами,  законами  и этапами выполнения орнаментальной композиции.
  2. Формировать умения в разработке  и выполнении орнаментального мотива.
  3. Развивать творческое, образно – художественное  мышление.
  4. Развивать навыки стилизации природной формы  в орнаментальный мотив.
  5. Воспитывать художественный, эстетический вкус.
  6. Воспитывать  умение видеть прекрасное в окружающем мире.

Методическое обеспечение: Образцы орнаментов, таблицы по теме «Орнамент», «Колорит»,  «Стилизация», видеоматериал, карточки с заданиями.

Материалы и оборудование: Гуашь, кисти, палитра, бумага, маркер, фломастер.

План урока:

1.Организационная часть.

2.Актуализация ранее изученного материала.

3.Изложение новых знаний.

4.Практическая работа для закрепления новых знаний.

5.Анализ работ.

6.Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационная часть.

Подготовка учащимися рабочего места, материалов и инструментов.

2.Актуализация ранее изученного материала.

Сегодня на уроке по предмету «Дизайн» мы поговорим об удивительном, интересном и загадочном  искусстве орнамента.

Мы знаем, что дизайн – это художественное проектирование и конструирование предметной среды.  

Ребята, а в каких областях дизайна применяется  орнамент? (текстильный, графический, промышленный, дизайн среды)

Мы видим, что орнамент присутствует практически во всех видах дизайна.

На прошлом уроке я вам рассказывала о видах орнаментальной композиции.

Ребята, давайте вместе их назовем. ( Ленточный, Сетчатый, замкнутый).

Мы  видим, что у  каждого орнамента своя особая структура, конструкция.

Ребята, назовите мне определение  орнамента, раппорта и мотива.

(Орнамент -  узор, состоящий из ритмически упорядоченных мотивов.

Раппорт – минимальная  площадь повторяющегося рисунка, включающая мотив  и расстояние до соседнего мотива.

Мотив – это повторяющаяся часть орнамента.)

3.Изложение новых знаний.

Ребята, сегодня мы с вами будем разрабатывать мотив для орнаментальной композиции.

И так тема нашего урока: Разработка и выполнение мотива орнамента.

Но для этого вспомни, как на предыдущих занятиях мы учились выполнять стилизацию природной формы (осенних листьев). Сначала вы делали зарисовки с натуры, потом путем преобразования  создавали  новые декоративные формы. (Стилизация –  преобразование, художественное обобщение природных форм в  орнаментальные мотивы.)  На этом уроке мы с вами выполним, используя нашу декоративную разработку, целый  орнаментальный мотив. А наследующих занятиях создадим орнаментальную композицию.

Этапы выполнения орнаментальной композиции:

1 Зарисовки с натуры, изучение природной формы.

2 Стилизация –  преобразование, художественное обобщение природных форм в  орнаментальные мотивы.

3 Разработка орнаментального мотива.

4 Создание  орнаментальной композиции.

У орнаментальной композиции свои  выразительные средства:

Точка Пятно Линия Цвет Фактура Ритм

(Работа  по наглядному пособию.)

По характеру мотива орнаменты делятся на виды.

Посмотрим видео – презентацию, в которой показываются виды орнамента.

Для выполнения орнаментального  мотива  мы с вами познакомимся с некоторыми законами орнаментальной композиции.

Закон «Цельности», «Соподчинения», «Закон трехкомпонентности».

Ребята, я раздам вам карточки с тематическими заданиями, и мы приступим к разработке и выполнению мотива орнамента в графическом  варианте и цветовом. При работе красками продумайте колористическое решение мотива. Вспомните, что колорит – это общий (суммарный), преобладающий цвет орнаментальной композиции.

4.Практическая работа для закрепления новых знаний.

Учащиеся разрабатывают  и выполняют  мотив орнамента в графическом  варианте и цветовом.

Вопросы на закрепление  пройденного материала:

1.Выразительные средства орнаментальной композиции.

2. Этапы выполнения орнаментальной композиции.

3. На какие виды по характеру мотива делятся орнаменты?  

5.Анализ работ.

Работы учащихся выставляются на стенд. Проводится обсуждение и анализ работ.

6.Подведение итогов.

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с  видами орнамента, выразительными средствами,  законами  и этапами выполнения орнаментальной композиции.  Вы увидели, как не просто придумать орнаментальный мотив, у вас все получилось замечательно.  Вы разработали   и выполнили мотив для орнаментальной композиции в графическом и цветовом исполнении.  И главное мы прикоснулись  с прекрасным, удивительным, сказочным, полным загадок и тайн миром  орнамента. Поэт  И. В. Гёте сказал так: « Много в природе цветов, но одно лишь искусство может в венок их сплести» Учитесь видеть красоту и гармонию в окружающем мире, учитесь у природы – она лучший и мудрый наш учитель.

7. Домашнее задание.

Выполнить на листе ф. А-4 графический набросок орнаментальной композиции с использованием разработанного на уроке мотива.

Приложение:

Примерные  тематические задания для создания образного мотива орнамента.

Золотая осень.

Сказка осеннего леса.

Ягода – рябина, осень наступила.

Веселый листопад.

Солнечное утро.

Осенняя улыбка на твоем лице.

Дождливый день

Осенний город.

Осень за моим окном.

Теплый вечер.

Осенняя песня птиц.

Дары осени.

Тихий шелест.

Как осенью прекрасны небеса.

Осенний дождь

мне навевает грусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Дизайн среды. Скульптура"

Тема:  «  Рельеф на плитке »Вид занятия:   смешанныйЦель занятия:     Научить детей различать пропорции и пластику, выработать навыки скульптурного воспри...

Разработка и выполнение мотива орнамента

План-конспект урока по предмету дизайн,по теме "Разработка и выполнение мотива орнамента"...

Открытое занятия: Использование изображения птиц в различных видах декоративно - прикладного искусства. Выполнение мотива городецкой росписи «петушок».

Ознакомление обучающихся с вариантами изображения птиц в различных видах декоративно - прикладного искусства, изучение кистевых приемов росписи....

Презентация занятия по предмету: Дизайн костюма. Тема: "Аппликация"

Презентация мастер-класса "Аппликация" к занятию по предмету: Дизайн костюма....

Конспект урока технологии в 9 классе. Тема: «Разработка технологической документации на изготовление настенного панно».

Конспект урока по технологии 9 класс. Тема урока: "Разработка технологической документации на изготовление настенного панно".  Цель урока: разработать эскиз и технологическую карту наст...

Статья "Обучение учащихся выполнению национального орнамента на занятиях в дополнительных учреждениях".

Когда мы слышим слово вышивка, в голову приходит элементарная вышивка крестиком или гладью. Но к счастью виды и техники вышивки очень разнообразны, к ним относится счетная гладь, крестик, кирпичик и м...

Методическая разработка для программы «Подготовка к ДХШ» по предмету «Графика» преподавателя Говор А.А. Тема: «Печатная продукция на основе творческих работ учащихся ДХШ»

Методическая разработка для программы «Подготовка к ДХШ» по предмету «Графика» преподавателя Говор А.А.Тема: «Печатная продукция на основе творческих работ учащихся ДХШ&r...