План-конспект урока по искусству 8 класс "Портрет в искусстве России"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 8 класс) на тему

Мицейкене Наталья Алексеевна

Тема урока: « Портрет в искусстве России »

 

Цели урока: Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции. Формирование у учащихся представления  о  многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством, формирование грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства.

 

Задачи урока: Расширить знания учащихся о научном значении  художественного  знания на примерах  шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_iskusstvu_dlya_8_klassa.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по искусству для 8 класса.

Тема урока: « Портрет в искусстве России »

Цели урока: Определять выразительность линий, цвета, ритма, композиции. Формирование у учащихся представления  о  многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством, формирование грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства.

Задачи урока: Расширить знания учащихся о научном значении  художественного  знания на примерах  шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.  

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Форма урока: Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы учащихся.

Техническое оснащение урока: Компьютерная презентация, методический материал для учащихся, репродукции картин, учебники.

План урока.

  1. Беседа на тему портрета в искусстве России XVIII века. Что такое портрет, каковы его особенности и какие основные виды портрета существуют.
  2. Объяснение последовательности основных этапов работы.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Итоги урока. Рефлексия
  5. Домашнее задание.

Ход урока:

 

Сегодня, мы завершает изучение одного из жанров изобразительного искусства – портрет. Урок итоговый и во второй его части вы должны будете самостоятельно, по вариантам проанализировать несколько портретов. Но, перед этим, для того чтобы успешно выполнить самостоятельную работу, вы

должны вспомнить, что такое портрет, каковы его особенности и какие основные виды портрета существуют.

XVIII век в России называют веком портрета. Портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря чему русская

живопись достигла уровня европейской. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и другие. В середине XVIII века портрет становится частью быта, связанной с архитектурой, мебелью, утварью, самими обитателями жилища, их костюмами, привычками.

Итак, что же такое портрет? ( слайд 3)

Учащиеся вспоминают определение портрета.

Каждый из портретов должен обладать особым качеством. ( слайд 4)

Учитель помогает ученикам сформулировать мысль о том, что главное качество это: сходство изображения и оригинала, не только внешнее, но и внутреннее.

Итак, какова главная особенность? ( слайд 5)

  • Составление схемы « Анализ портрета», путем повторения полученных ранее знаний о типах портрета.

Итак, мы вспомнили, что такое «портрет» и какова его главная особенность.

А сейчас мы должны составить план, по которому вы в дальнейшем будете анализировать портрет. Для того, чтобы составить план, нужно вспомнить, на какие типы мы можем разделить портреты. ( слайд 5 и работа со слайдами с 6 по 9 )

  • Пример анализа портрета.

Итак, мы составили план, по которому вы будете анализировать портреты. Сейчас я раздам каждому из вас этот план. К нему также прилагается краткая биография героинь портретов. По этому плану попробуем проанализировать представленный портрет. Но сначала, ознакомимся с художниками, портреты которых мы будем анализировать.

  1. Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808) – мастер камерного, интимного портрета. Он наделял моделей своей собственной одухотворенностью. Для его работ характерно: «мерцание красок», «зыбкость, воздушность», «вибрация света и цвета», «поэтическая хрупкость чувств», «загадочность и таинственность».

Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской. Воздушная, прозрачная манера письма создает ощущение лёгкости тканей, бездонности фона. С помощью света Рокотов мастерски выделяет лицо и одновременно объединяет всю композицию портрета в единое целое.  Не случайно этот портрет называют «русской Джокондой».

…Её глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг,

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук…

  1. Более 100 лет назад поэт Я. Полонский увидел у своих знакомых портрет Марии Лопухиной, написанный Владимиром Лукичом Боровиковским (1757-1825). Поэт долго оставался в задумчивости перед большим холстом. Он практически не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь её сложилась несчастливо, и что умерла она совсем молодой. Поэт думал: «Какое чудо живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца….»

Оттого и будет вечно волновать этот порторет, что художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.    

Она давно прошла – и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви и мысли – тень печали.

Но красоту её Боровиковский спас.

Так часть души её от нас не улетела.

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, мечтать….    

Практическое выполнение задания.

Анализ портретов по плану.

Итог урока. Рефлексия.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…