Методическая разработка к уроку "Искусство", 8 кл.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 8 класс) по теме

Ткаченко Любовь Ивановна

Презентация "Знаки и символы в искусстве"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simvoly_i_znaki_v_iskusstve.pptx2.98 МБ
Файл khod_uroka.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаки и символы искусства Учитель изобразительного искусства МОУ «Гимназия №34» г.Саратов Ткаченко Л.И.

Слайд 2

Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности, в отличие от знака , который всеми понимается одинаково.

Слайд 3

Искусство говорит с людьми на языке символов Знаком или символом может быть : звук, жест, вещь, событие

Слайд 5

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. знак-интонация длительность высота тембр громкость

Слайд 6

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы — зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена.

Слайд 7

Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны. Музыка А. Александрова Слова С. Михалкова

Слайд 8

В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания.

Слайд 9

Чаша Виноград Хлеб Средневековые картины Символы таинства причащения Символ Богоматери Цветы лилии Цветы ириса

Слайд 10

Ю. ван Стрек . «Суета сует»

Слайд 11

Винсент ван Гог (1853—1890)

Слайд 12

Кто он – великий мастер или великий безумец, нарушивший все каноны, перепутавший все карты искусствоведам? Почему картины Винсента Ван Гога волнуют людей до сих пор? В чем современность его живописи?

Слайд 13

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1853 года в деревушке Грот-Зюндерт , Голландия

Слайд 14

Характерные черты творчества: Его искусство – это попытка упорядочить мир На полотнах обыденные предметы, люди, пейзажи становятся носителями сокровенных мыслей и чувств художника Мазок – самое выразительное средство. С помощью мазка передаёт фактуру предметов, круговые мазки

Слайд 15

В марте 1885 года Ван Гог пишет первую, ставшую известной, картину «Едоки картофеля».

Слайд 16

«Портрет папаши Танги» 1887год

Слайд 17

«Подсолнухи» - 1888 год.

Слайд 18

«Ночное кафе в Арле » 1888 год

Слайд 19

«Автопортрет с перевязанным ухом» - 1889 год

Слайд 20

«Звездная ночь» 1889год

Слайд 21

"Пшеничные поля"



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Символы и знаки в искусстве»

(программа «Искусство», авт. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская, 8 кл.).

Учитель  изобразительного искусства  МОУ «Гимназия №34» Ткаченко Л.И.

Комментарий к презентации «Знаки и символы в искусстве»

 (Слайд1) Тема урока (запись в тетради)

Какое слово знакомо? Что такое знаки?  Какие знаки вам известны?  (Ответы детей)
(Слайд 2) определение  понятия «Символ».
(
Слайд 3,4) Что  может быть знаком и символом?

Работа с учебником («Искусство 8-9 классы» – Г.П. Сергеева, М. Просвещение, 2011) , стр.60,  читаем 2-й абзац.  Определяем главную мысль, записываем  в тетради.

(Слайд 5) Сюжет знаком? (Икона Святой Ольги). Какие символы использовал иконописец? (Дерево как символ земного пути, жертвенная чаша, хлеб как символ причастия). Может ли цвет нести в себе символ? (Красный, как символ жертвы, и синий, как символ духовной чистоты.

(Слайд 6)    Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон — высоты, длительности, тембра, громкости — представляет собой знак-интонацию.

(Слайд 7) Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы — зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена.

Слушание фрагмента  Симфонии №5 Л. Бетховена.

(Слайд 8) Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.  Слушание гимна Российской Федерации.  (Обсуждение прослушанного).

(Слайд 9)      В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство.

(Слайд 10) Примеры средневековой символики в искусстве. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или

ириса — символ Богоматери.

(Слайд 11) С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом — религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

- Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для  распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas — суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал – значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, работающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины «Суета сует» говорит о бренности земной суеты — погони за богатством, властью, удовольствиями. В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта — штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) — тихая (безмолвная) жизнь. Для художника не существует «безгласных вещей», для него все — «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин).

(Слайд12,13,14,15)  Есть имена, известные всему миру и в то же время остающиеся для всех загадкой. Одно из таких имен – голландский художник XIX века Винсент Ван Гог.

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853—1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу.

 (Слайд16)   В марте 1885 года, освоив технику работы маслом, Ван Гог пишет первую, ставшую известной, картину «Едоки картофеля».

Низкое помещение. Мерцание лампы озаряет грубый стол, убогую посуду, скудный ужин крестьянской семьи. Массивные, неуклюжие фигуры, заскорузлые руки – все выписано правдиво, достоверно, и поэтому еще более страшно. Коричневато – землистый цвет картины подчеркивает убожество и беспросветность существования этих людей. Ван Гог хотел, чтобы картина «пахла дымом, картофельным паром».

«Я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду. Я хотел дать представление о совсем другом образе жизни, чем тот, который ведем мы, цивилизованные люди».

(Слайд17-24) Картины Ван Гога во многом символичны. В его картинах говорит все: содержание, цвет, форма, композиция.

Совместное обсуждение работ художника. Попытка прочтения образного языка его знаменитых произведений: «Портрет папаши Танги»,» Автопортрет с кистями», «Красные виноградники в Арле», «Подсолнухи», « Ночной клуб в Арле», «Звездная ночь», «Пшеничное поле». Записи наблюдений в тетрадях.

Винсент Ван Гог – один из самых знаменитых художников XIX. Он - символ страдающего гения, отдавшего искусству всю свою душу.

Непонятый и непризнанный при жизни, он неистово и напряженно работал до самой смерти. Всего тридцать семь тяжелых лет, полных сомнений и страданий, нищеты и одиночества, скитаний и приступов болезни ему было отмерено судьбой, и только восемь из них – чтобы раскрыть свой талант – восемь лет, посвященных живописи.

 В жизни каждого  человека присутствуют символы. Предложение ученикам найти такие символы в своем  окружении.  Познакомится с картинами Пабло Пикассо. Использует ли художник символы в своем искусстве. Привести конкретные примеры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...


 

Комментарии

Титчук Светлана Викторовна

Интересная и полезная презентация, как учителям музыки, ИЗО, так и нам хореографам!