Красота и дизайн
элективный курс по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Каманич Валентина  Леонидовна

 

Значение декоративного и оформительского искусства в жизни  личности трудно переоценить.  Программа элективного курса «Красота и дизайн» содействует эстетическому воспитанию детей, развивает их воображение, индивидуальные вкусы, пробуждает  творческую активность. Лишь вся совокупность отдельных искусств может сделать личность ребенка действительно многогранной, помочь совершенствованию его внутреннего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Элективный курс41 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждена решением педагогического совета протокол № 1 от 30.09.14 

Директор МАОУ СОШ № 4 г.Курганинска

__________________О.В.Чаушник                                                                     

Красота и Дизайн

программа элективного курса

Авторская программа

Возрастное предназначение: учащиеся 9 классов

Срок реализации: в течение учебного года

Автор: Каманич В.Л.

Название города:  г. Курганинск Краснодарского края

Год разработки программы: 2014 г

Пояснительная записка. Значение декоративного и оформительского искусства в жизни  личности трудно переоценить.  Программа элективного курса «Красота и дизайн» содействует эстетическому воспитанию детей, развивает их воображение, индивидуальные вкусы, пробуждает  творческую активность. Лишь вся совокупность отдельных искусств может сделать личность ребенка действительно многогранной, помочь совершенствованию его внутреннего мира.

Актуальность проблемы представляется в воздействии на личность ребенка многообразием видов искусств, находящихся в тесном взаимодействии и органической связи друг с другом. Известно, что все, с чем сталкивается учащийся, все, что действует на его сознание, не проходит бесследно, прямо или косвенно формирует духовный облик ребенка, его взгляды на окружающий мир. Поэтому  занятие творчеством является неотъемлемой частью воспитания. Любое проявление творчества — будет ли это декоративное панно в рекреации школы, форма вазы, стоящей в классных помещениях, окраска доски и стен и т. д.— в большей или меньшей степени влияет на психику детей. Вещи помогают им не только познавать окружающий мир, но и вырабатывать понятие о красоте, в конечном счете, влияют на формирование личности ребенка.

Цель

  • Развитие и формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, формирование гражданского самосознания через овладение национальным культурным наследием для самоопределения и самореализации

Задачи

  • формирование  у  учащихся целостного восприятия искусства;
  • развитие художественно-творческих способностей учащихся;
  • овладение технологическими приёмами дизайна;
  • обучение преемственности  современного декоративно-прикладного искусства, тесную связь его с народным.

Структура программы

В программу  включены следующие разделы (модули):

  1. Тайны красоты  - 5 часов
  2. Основы дизайна  - 6 часов
  3. Виды декоративно-прикладного искусства  - 6 часов

Модуль 1                   Тайны красоты

Тема 1   Эталоны красоты в истории 

Что такое красота и почему её обожествляют люди. Происхождение прекрасного.  Африканские маски. Наскальные рисунки.

Тема 2      Связующая нить истории

Образы красоты в разных культурах. Египетский стиль. Ощущение времени как красоты. В чём чары Афродиты. Тайна улыбки  Джоконды.

Тема3     Направления в искусстве  

Стиль барокко, рококо, классицизм.

Тема 4     Направления в искусстве  

Романтизм, декаданс, авангардизм, акмеизм, импрессионизм.

Тема 5   Что придает красоте одухотворённость и красочность?

 Воспитание художественного вкуса.

Модуль 2   Декоративно-прикладное  искусство

Тема 1   Виды декоративно-прикладного искусства

Вводное занятие. Создание кластера «Виды декоративно-прикладного искусства».

Тема 2  Стилизация  форм

Элементы технологии художественных промыслов; работа по созданию буклета стилизованных растений. Создание узора цветка, выполненного в технике оригами.

Тема 4    Роспись по дереву

История создания русской матрешки и её росписи. Роспись деревянной болванки - матрёшки.

Тема 5    Аппликация

 Техника исполнения коллажа.  Выполнение коллажа с использованием различных материалов.

Тема 6  Народные промыслы

Золотые узоры хохломы. Элементы технологии хохломской росписи, грунтовка, роспись. Роспись в быту. Работа с презентацией.

Модуль 3                 Основы дизайна

Тема 1         Дизайн,  его назначение в искусстве и жизни

Происхождение термина «дизайн». История развития дизайна, направления,  связь с другими видами искусства.

Тема 2       Графический дизайн

Знакомство с техникой графического дизайна. Правила и приёмы работы с инструментами и материалами.

Тема 3        Стиль шрифта       

Шрифтовые композиции. Техника выполнения шрифтов. Применение в практической деятельности.

Тема 4        Цвет в дизайне

Цвет и образ, цветовое восприятие. Цвет в графическом дизайне.  Понятие тоновых растяжек цвета. Передача динамики, композиции.

Тема 5          Дизайн интерьера

Фито дизайн: цветы и растения в современном интерьере. Цвет стен и мебели. Моделирование пространства.

Тема  6        Профессия дизайнер

Выбор профессии. Требования к личности. Промышленный дизайнер. Учебные заведения.

Список используемой литературы

  1. Алексеева В. В. Что такое искусство? / В. В. Алексеева. — М., 1991.
  2.  Белютин Э. М. Основы изобразительной грамоты/ Э. М. Белютин. — М., 1992
  3. Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. — М., 1985.
  4. Боголюбов Н. С. Скульптура на занятиях в школьном кружке / Н. С. Боголюбов. — М., 1986.
  5. Волков Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. — М., 1977
  6. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М., 1987
  7.  Гросул Н. В. Художественный замысел и эскиз в детском изобразительном творчестве // Искусство в школе. — 1993. — № 3.
  8.       Карпетян М. И. Я иду на урок в начальную школу: история искусств. Книга для учителя / М. И. Карпетян. — М., 2001.
  9.   Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В. И. Колякина. — М., 2002.
  10. Левин С. Д. Ваш ребенок рисует / С. Д. Левин. — М., 1979.
  11. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. — М., 1981.
  12.  Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. — М., 1987.
  13.  Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В. С. Мухина. — М., 1981.
  14.   Претте М.-К. Творчество и выражение. В 2 ч. / М.-К. Претте, А. Копальдо. — М., 1981, 1985.
  15.  Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей / А. В. Щербаков; под ред. Н. Н. Фоминой. — М., 1991
  16.  Щербаков В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество / В. С. Щербаков. — М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия детского объединения «Ландшафтный дизайн».Ландшафтный дизайн в условиях городской среды .

Дизайн проект  цветника на пришкольном участкеРазвитие профессиональной компетенции учащихся старших классов к практически значимой деятельности их становление и социальной компетенции посредство...

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ на педсовете на тему : "История развития дизайна и место дизайна в новых тенденциях развития образования на современном этапе".

Слово "дизайн"происходит от итальянского слова disegno, которым в эпоху Возрождения обозначали проекты и идеи, лежащие в основе работы.В русский язык слово "дизайн" пришло из английского языка, в кото...

Дизайн интерьеров - разновидность дизайна, входящую в программу предмета «Технология».

Понятие о дизайне как профессиональной деятельности на стыке искусства и инженерного проектирования/...

Методическая разработка для подготовки к соревнованиям по стандартам JuniorSkills в компетенции "Промышленный дизайн. Дизайн игрушки". Создание простой 3D-модели в Autodesk 123Design

Разработка представляет собой пошаговую инструкцию для создания простой 3D-модели игрушки в редакторе Autodesk 123Desig...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...

ЭКЗАМЕНАЦИОННОЕ ЗАДАНИЕ По профессиональному модулю: Создание графических дизайн-макетов МДК: Информационный дизайн и медиа, Многостраничный дизайн По профессии: 54.01.20 Графический дизайнер

Экзаменационное задание обучающиеся выполняют за установленное время по единому варианту задания. Во время выполнения экзаменационного задания обучающимся запрещено использование Интернет-ресурсов. Вр...


 

Комментарии

Каманич Валентина  Леонидовна

Спасибо, очень нужный и интересный материал