Методическая разработка урока. Презентация. Тема: Декоративные композиции по мотивам стихотворений русских поэтов. Зима.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Базанова Лариса Александровна

Методическая разработка и презентация  к уроку.  Используя условный язык силуэта, приемы силуэтного, симметричного вырезания, учащиеся научатся передавать красоту образов природы в технике конструирования из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока.46 КБ
Файл Презентация к уроку.2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  средняя школа  №355,  Московский район.

Тема: «Декоративная композиция по мотивам  стихотворений русских поэтов. Зима». (Конструирование из бумаги).

 

    Конспект урока.  

    Предмет: изобразительное искусство.

    Класс: 7

    Программа под ред. С. П. Ломова (В.С. Кузина)

    Учитель: Базанова Л.А.

                                 

        

Тема коллективной работы:  Декоративные композиции по мотивам стихотворений русских поэтов. Зима.

Цель урока: создать декоративную  композицию по мотивам стихотворений русских поэтов.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: 

научатся, используя условный язык силуэта, приемы силуэтного, симметричного вырезания, передавать красоту образов природы в технике конструирования из бумаги.

Получат возможность  выполнить творческую работу, сотрудничая с товарищами; закрепить знания по законам композиции.  

Метапредметные: 

научатся определять цель в учебной деятельности, принимать учебную задачу;

получат возможности излагать свое мнение; делать выводы; планировать деятельность в учебной ситуации; аргументированно оценивать свою работу и работу товарищей;

Личностные:

проявляют интерес к поставленной задаче; развивают умение сотрудничать в ходе совместной работы.  

Форма организации совместной деятельности: комбинированная работа в группах по 4-5 человек. Совместно-индивидуальная и взаимодействующая.

Принцип организации коллективной композиции: от дальнего плана к ближнему.

Материалы, инструменты: белая бумага, ножницы, клей ПВА, карандаш;

Готовый фон для каждой группы. Технологические карты.

Зрительный ряд: Презентация к уроку, фотографии с изображением зимнего пейзажа, технологческие карты.

Музыкальный ряд: Вивальди «Времена года. Зима».

Литературный ряд: поэтические отрывки (Ф.Тютчев, П. Вяземский, Е Баратынский, А. Пушкин).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Планирование предстоящих трудовых действий.              

  1.Вступительная беседа. 

А) Определите тему урока, прослушав музыкальный отрывок и стихотворение.

Вивальди. «Зима». (Из цикла «Времена года».)

Звучит музыка.

Чародейкою Зимою,

Околдован, лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижной и немою

Чудной жизнью он блестит.

Ф.И. Тютчев.

Сформулируйте тему урока.

(Зимний пейзаж. Зимняя композиция. Лес зимой. Природа зимой.)

Вспомните тему прошлого урока.  

(Эскиз декоративной композиции по мотивам стихотворений русских поэтов).

1слайд. Сегодня на уроке мы продолжаем работать по теме «Декоративные композиции по мотивам стихотворений русских поэтов. Зима».

Поэтические строки давно уже стали классикой.

Природа всегда манит нас своей красотой: то нежной, то суровой, но всегда неповторимой, как чудо.

Для русского человека природа - это духовное богатство. Он черпал и черпает в ее образах  вдохновение для создания музыкальных, литературных, художественных произведений и, конечно, произведений ДПИ.

2 слайд. Посмотрите на эти фотографии. Зимний пейзаж особенный, чистый – праздничный.

Поэтому и мы с вами выбрали в качестве художественного материала белую бумагу, а для фона синий и фиолетовый цвета.

У каждой группы свой поэтический отрывок.

Эскиз, который вы составили на прошлом уроке «ляжет» в основу вашей работы.

Б) Цель нашего урока – выполнение композиции по мотивам стихотворений русских поэтов.

2. Составление композиции. 

 О чем мы должны помнить, составляя композицию?

(Композиция  - это соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой - либо идеей).

Ближний план крупнее, закрывает дальние элементы.

Образ, расположенный в центре, уравновешивает композицию.

Если необходимо нарисовать  панорамный пейзаж, показать простор, то не следует его с боков ограничивать какими-либо деревьями, т. е. прием открытой композиции.

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция.

Построение элементов по диагональной линии помогает передать движение (динамику).)  

  1. Открытие нового знания. 

Работа по таблице + слайды 3-4. Изготовление «нового» образа. Декоративные кустарники. 

( «Симметричное» вырезание).

Возьмите заготовки №1,2.(прямоугольники разного размера).

Ребята, а почему у вас заготовки разного размера.? (при монтаже общей композиции , используя разные силуэты кустарников, мы сможем условно передать пространство , т.е. покажем ближней и дальний планы).

Работа с технологической картой № 1 (2 чел.) Прямоугольный лист бумаги сложить по вертикали, работаем на плоскости стола. Полученный прямоугольник сложить по горизонтали, затем – по диагонали, загибая правый нижний угол вверх, оставив со стороны сгиба место для нижних веток кустарника.

Правый угол срезать полукругом, от сгиба вверх. Сделать остальные вырезы с правой и левой стороны, около середины.

 

  1. Творческая работа.

5 слайд - Варианты работ.

Работа в группах (15 мин.) (на фоне музыки)

1 и 2 чел. продолжают работать над составлением композиции, используя элементы-образы ранее изготовленные; Изготавливают «снежный покров», используя технологическую карту №2.

3, 4, 5 дорабатывают деревья кустарники, снег (технологическая карта №  3), затем один из них убирает рабочие места.

Напоминаю, что наклеивание вырезанных изображений на фон требует особой аккуратности.  Выцинанку, как правило, приклеивают только в нескольких местах, так чтобы она свободно  лежала на фоне, создавая ощущение объема. Используйте «капельковый» способ приклеивания.

4.Выставка и анализ работ.  

За 10 мин. До окончания урока дети поочередно представляют свою работу, читая отрывок.

5.Рефлексия.

Закончи предложение (одно на выбор):

я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

     6. Итог.

Примечание.

Где сладкий шепот

Моих лесов?

Потоков ропот,

Цветы лугов?

Деревья голы;

Ковер зимы

Покрыл холмы,

Луга и долы

Под ледяной

Своей корой

Ручей немеет;

Все цепенеет,

Лишь ветер злой,

Бушуя, воет

И небо кроет

Седою мглой.

Е. Баратынский

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит

Ф. Тютчев

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл- и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей вокруг холмов;

Берега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

А. Пушкин.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка –зима!..

           П. Вяземский.

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег … Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

      А. Пушкин.

Царскосельский сад зимой.

С улыбкою оледенелой

Сошла с небес суровых дочь,

И над землей серебристо белой

Белеет северная ночь.

Так снежной скатертью печальной

Покрыты и объяты сном

И озеро с волной зерцальной,

И луг с цветным своим ковром.

Природа в узах власти гневной,

С смертельной белизной в лице,

Спит заколдованной царевной

В своем серебряном дворце.

П. Вяземский.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Н.Некрасов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Декоративные композиции по мотивам стихотворений русских поэтов. Зима». Базанова Л.А, учитель ИЗО ГБОУ СОШ №355.

Слайд 3

Декоративные кустарники.

Слайд 4

Используй технологические карты. №1 Кустарники. №2 Плоскость земли, кустарники №3 Сказочные деревья и кустарники. .

Слайд 5

Варианты работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Родная природа в стихотворениях русских поэтов".

Презентация к докладу. Картины русской природы в разное время года....

Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»

Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средс...

Методическая разработкаурока по теме "История космических исследований"

Данный материал можно использовать на уроке в 7-8 классах по теме "Наши достижения" или как  материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Космос"...

Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях русских поэтов 19 века. М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."

Урок литературы в 6 классе по теме "Коранические мотивы в стихотворениях  русских поэтов 19 века.  М. Ю. Лермонтов "Три пальмы" и А.С.Пушкин "И путник усталый на бога роптал.."...

Методическая разработка по изобразительному искусству."Декоративная композиция по мотивам жостовской росписи".

Методическая разработка по изобразительному искусству . "Декоративная композиция  по мотивам жостовской росписи" 5 класс. Программа под ред. Б.М. Неменского....

Классный час на тему "Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов"

Этот классный час рассказывает о великих поэтах времен Веливой Отечественной войны...