Роль цвета в портрете
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Трофимова Татьяна Николаевна

Роль цвета в портрете урок в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_tsveta_v_portrete.docx251.47 КБ
Файл rol_tsveta_v_portrete.pptx610.94 КБ
Файл kriterii_uroka.docx148.17 КБ
Microsoft Office document icon samoonaliz_uroka.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 6.

Дата: 14.03.2017 г.

Тема 3 четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет».

Тема урока: «Роль цвета в портрете».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: узнать роль цвета в портрете.

Планируемые результаты:

  1. Личностныетные результаты: отработка навыков самостоятельной и парной работы, формирование интересов к новому материалу, эстетического вкуса, самостоятельности.
  2. Метапредметные результаты:

А) Регулятивные УУД: ставить учебную задачу, учиться отличать верно выполненное задание от неверного, планировать свои действия, давать самооценку своей работе.

Б) Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, самостоятельно выполнять творческие задания, проводить анализ, строить рассуждения.

В) Коммуникативные УУД: осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

  1.  Предметные результаты: научиться передавать цветом настроение и характер героев портрета.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование:

  • для учителя: магнитная доска, мультимедийная презентация, картина В.А. Серов «Девочка с персиками», цветная репродукция картины и черно-белый вариант картины А. Явленского «Горб» (по количеству учащихся).
  • для учащихся: карточки-задания для работы в парах, листы бумаги формата А4, гуашь, кисти большие и маленькие, баночки для воды.

Музыкальный ряд: Джеймс Ласт «Одинокий пастух»

Меж предметные связи: литература,  история, музыка.

Ход урока

  1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок)

Признаком хорошего настроения является улыбка, улыбнитесь друг другу и мне, пожелаем мысленно себе удачи.А яжелаю, чтоб такое настроение сохранилось до конца урока. Желаю удачи, и   тихонечко  присядем за парты.

«В хорошем портрете, написанном

талантливым художником,

можно увидеть лик эпохи».

В. Иванова            

- Ребята как вы понимаете это высказывание?

  1. Повторение

На прошлых уроках мы выяснили что виды и жанрыизо непосредственно и косвенно рассказывают о человеке. Мы начали знакомство с жанрами портрета учились рисовать лицо человека.

Задание на доске.

  1. На шаблонах нарисовать пропорциональные линии лица человека. (Сам раб) самопроверка.

Кто допустил ошибки?

2.  Давайте еще раз повторим  пропорциональные линии лица.

Карточки с заданиями для учащихся. Вам нужно соединить вид портрета с его изображением стрелочкой.  (в паре)

1

Автопортрет  

C:\Users\555\Desktop\курсы2017\IZO\Виды и жанры\жанры\3.портрет\автопортрет\190. Рембрандт. Автопортрет.jpgРембрандт

2

Групповой портрет

C:\Users\555\Desktop\курсы2017\IZO\Виды и жанры\жанры\3.портрет\групповой п-т\169. Франс Халс Гильдия стрелков св.Адриана.jpgФранс Халс. Гильдия стрелков св.Адриана

3

Парадный портрет

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c2/Catherine_II_the_Legislatress_by_D._Levitskiy_%281780s%2C_Tretyakov_gallery%29.jpg/220px-Catherine_II_the_Legislatress_by_D._Levitskiy_%281780s%2C_Tretyakov_gallery%29.jpgДмитрий Левицкий. «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»

4

Семейный портрет

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/95/Rembrandt_-_Family_Group_-_WGA19144.jpg/120px-Rembrandt_-_Family_Group_-_WGA19144.jpgкисти Рембрандта

5

Погрудный портрет

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8b/Karl_V._%28HRR%29.jpg/89px-Karl_V._%28HRR%29.jpgХристофАмбергер. «Карл V в юности», до 1532

6

Парный портрет

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/86/Piero_della_Francesca_044.jpg/120px-Piero_della_Francesca_044.jpgПьеро делла Франческа, «Герцог и герцогиня урбинские»

7

Поколенный портрет

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/77/Lucas_Cranach_%28I%29_-_Anna_Cuspinian.jpg/91px-Lucas_Cranach_%28I%29_-_Anna_Cuspinian.jpgЛукас Кранах Старший, «Портрет Анны Куспиниан», ок. 1502—1503

8

Мифологический портрет

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b8/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_051.jpg/96px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_051.jpg Саскии в образе богини Флоры кисти Рембрандта

Затемвзоимооценка: если вам было легко и вы уверены в своих ответах то закрашивайте первый смайлик зеленым цветом, если возникли трудности но вы сними успешно справились то закрашиваем желтым цветом, если у вас все неправильно то закрашиваем красным цветом.

  1. Сообщение темы. Цели урока

Учитель: Если б все на свете было

Одинакового цвета

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным

Ребята как бы вы ответили на  вопрос в стихотворении?

 

Ребята как вы думаете будет звучать тема нашего урока «РОЛЬ ЦВЕТА В ПОРТРЕТЕ».

Какие цели поставим перед собой:

1. узнать роль цвета в портрете.

2.  научиться передавать цветом настроение и характер героев портрета.

Работа в тетрадях: запись темы урока        

Мы уже знаем, что художник использует цветне только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определенного настроении, для поэтического воплощения замысла. Это относится и к портретному изображению людей, ведь звучание цвета раскрывает образ человека.

Рассмотрим это на примерах 2 портретов.

 «Девочке с персиками» Валентина Александровича Серова и черно-белый вариант картины А.Явленского «Горб»

Цвет в портрете

(Портрет Веры Мамонтовой), 1887.

Анализ картины:

Варианты вопросов к учащимся:

  1. Какие цвета преобладают в работе В.Серова «Девочка с персиками»? Почему  художник использовал такие цвета? Что роднит девочку и персики, как объекты изображения?
  2. Персики какие на портрете по цвету? А одежда девочки?
  3. Что, на ваш взгляд, хотел передать в своей работе В.Серов?
  4. Как использует цвет художник в своей работе? Как накладывает его на полотно?
  5. Какой цвет вокруг портрета? Как взаимодействует цвет фона с самим портретом?
  6. Что кроме реального сходства передает портрет?

Картина Алексея Георгиевича Явленского «Горб» Слайд 7

Анализ картины:

Фигура очень крупная, не вмещается в формат картины.

Сразу видно, как тесно этому существу в пространстве — оно давит со всех сторон.

Огромные страдающие глаза, их страдание и огромность подчеркнуты жирной черной обводкой.

Острый нос, ломаная линия бровей и подбородка, плотно сжатые губы.

Через форму мы чувствуем одиночество и силу страдания этого существа.

Резкий изгиб спины…

Голова, вдавленная в тело…

Вопросы:

  1. Кто изображен на картине мужчина или женщина?
  2. Какое душевное состояние изображено? (Страдание)
  3. Это тихое или громкое, кричащее страдание? (Человек держит его в себе: поза его замкнутая, но страдание рвется, его почти невозможно удержать рамкой картины.)
  4. Какого цвета требует подобная форма?
  5. Какое сочетание цветов будет наиболее точно выражать этот крик, боль и в то же время силу духа и мужество?

  1. Физкультминутка.  

  1. Практическая  работа красками

Задание: выполнить цветовое решение черно-белого варианта картины по представлению

.

  1. Итог урока

Выставка

- А сейчас я предлагаю выставить свои работы.

- Выберите на ваш взгляд лучшие работы.

- Почему для цветового решения картины использовали именно эти цвета?

Учитель: Некоторые из работ серовато-сиреневые — в них больше грусти и одиночества, зеленоватые — в них затаенность и покой, но нет силы рвущейся формы, которую пытается удержать квадратная рамка.

Вопрос: Что точнее — красная рубаха и синий фон или синяя одежда персонажа на красном фоне? (В первом случае синее крепко держит красное, а красное — рвется, ему душно в таких тисках.Во втором случае в персонаже картины больше тоски и смирения.)

Вопрос: Какой оттенок красного будет выразительнее в работе? Как звучит рядом с ним синий?

Демонстрация цветного варианта картины

Изо 6 класс портрет

Рассказ учителя о картине:

Ребята теперь я предлагаю посмотреть цветовой вариант картины  Алексея Георгиевича Явленского «Горб».

 На этой картине изображена женщина-горбунья. Ей очень трудно жить среди людей. Она страдает. Об этом говорят её глаза. Автор изобразил их крупными и выделил жирной линией. Страдания героини никто не видит, она одинока. Название картины — «Горб». Выполнил эту картину художник-экспрессионист.

Работа в тетрадях (запись определения) д/з .  Домашнее задание 

Ребята сегодня на уроке вы услышали о новом стиле в живописи – ЭКСПРЕССИОНИЗМ.  Подготовить сообщение об этом стиле. 

анализ и оценка работ учащихся.

- Ребята как звучит тема нашего урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что особенно запомнилось?

- выставление оценок по световорику.

«5»

«4»

«3»


(Художник написал портрет девочки-подростка, сидящей у стола, в комнате, залитой светом солнечного летнего дня. Но в картине есть и другой, не менее важный герой, - это свет. Свет наполняет комнату, вливаясь в окна. Его яркие блики лежат на тёмной мебели. Свет как бы перемешивает оттенки цветов, заставляет нас видеть их зависимость друг от друга. Трепетный, мерцающий голубовато-серый фон картины, пронизанный тёплыми отражениями от окна, розовое пятно кофточки и создают то ощущение свежести, чистоты и юной радости жизни, которое составляет самую сущность этого произведения. Взгляните, как написана розовая кофточка девочки. Здесь не просто розовый цвет в его чистом виде. Присмотревшись внимательно, мы увидим в нём оттенки лимонно-жёлтого, коричневатого, бело-сероватого цветов. Цветовое решение серовского портрета очень сложно. С одной стороны, предметы как бы растворены в воздухе и свете, но взгляните, как написаны стул, кресло, стол, их тёмно-коричневый цвет взят настолько плотно, что кажется, что В. А. Серов уплотнил само пространство и стольким предметам там просто не поместиться. Красочное богатство мира для художника не самоцель. Его цель состояла в другом. Он стремится выразить художественными средствами своё радостно-непосредственное, отрадное восприятие жизни. Достижению этой цели подчинено всё: богатая игра разнообразных оттенков цвета, щедрый цвет, заполняющий всё пространство картины. И всё же главное внимание В. А. Серов уделил изображению девочки. Она зрительный центр композиции, а её голова, лицо привлекают основное внимание художника.

Серов пытливо всматривался в неё, пытаясь понять, а главное, прочувствовать причину огромного обаяния, исходящего от юной героини. Художник чутко угадывает красоту, которая вот-вот раскроется в этой девочке.

В создании цветового образа портрета большое значение имеет цвет фона, его соотношение с цветом лица, волос, одежды. Правдивость состоит не в том, чтобы точно предать цвет костюма, а в том, чтобы суметь увидеть его как средство, раскрывающее характер).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«В хорошем портрете, написанном талантливым художником, можно увидеть лик эпохи». В. Иванова

Слайд 4

Ответы к карточкам с заданиями Автопортрет Парадный портрет Семейный портрет Групповой портрет Парный портрет Мифологический портрет Покаленный портрет Погрудный портрет

Слайд 5

Если б все на свете было Одинакового цвета Вас бы это рассердило Или радовало это? Видеть мир привыкли люди Белым, желтым, синим, красным Пусть же все вокруг нас будет Удивительным и разным

Слайд 6

«Девочка с персиками». В.А.Серов. ( «Горб» А.Явленского

Слайд 8

«5» «4» «3»



Предварительный просмотр:

14.03.17 г. Лист самооценки

Ф.И. учащегося _______________________________________________

          - если вам было легко, и вы уверены в своих ответах то закрашивайте

               смайлик зеленым цветом.

          -  если возникли трудности, но вы сними успешно справились то

                закрашиваем желтым цветом.

           -   если у вас все неправильно, то закрашиваем красным цветом.

Задание

1

Нарисовать пропорциональные  линии лица человека.

2

Работа по карточке с  заданием.

3

Самостоятельная работа

Ваша оценка за урок.

        

        14.03.17 г. Лист самооценки

Ф.И. учащегося _______________________________________________

          - если вам было легко, и вы уверены в своих ответах то закрашивайте

               смайлик зеленым цветом.

          -  если возникли трудности, но вы сними успешно справились то

                закрашиваем желтым цветом.

           -   если у вас все неправильно, то закрашиваем красным цветом.

Задание

1

Нарисовать пропорциональные  линии лица человека.

2

Работа по карточке с  заданием.

3

Самостоятельная работа

Ваша оценка за урок.

14.03.17 г. Лист самооценки

Ф.И. учащегося _______________________________________________

          - если вам было легко, и вы уверены в своих ответах то закрашивайте

               смайлик зеленым цветом.

          -  если возникли трудности, но вы сними успешно справились то

                закрашиваем желтым цветом.

           -   если у вас все неправильно, то закрашиваем красным цветом.

Задание

1

Нарисовать пропорциональные  линии лица человека.

2

Работа по карточке с  заданием.

3

Самостоятельная работа

Ваша оценка за урок.

Цвет в портрете

Карточка  с заданием.

 Вам нужно соединить вид портрета с его изображением стрелочкой. 

1

Автопортрет  

C:\Users\555\Desktop\курсы2017\IZO\Виды и жанры\жанры\3.портрет\групповой п-т\169. Франс Халс Гильдия стрелков св.Адриана.jpg Франс Халс. Гильдия стрелков св.Адриана

2

Групповой портрет

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/77/Lucas_Cranach_%28I%29_-_Anna_Cuspinian.jpg/91px-Lucas_Cranach_%28I%29_-_Anna_Cuspinian.jpg Лукас Кранах Старший, «Портрет Анны Куспиниан», ок. 1502—1503

3

Парадный портрет

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8b/Karl_V._%28HRR%29.jpg/89px-Karl_V._%28HRR%29.jpgХристофАмбергер. «Карл V в юности», до 1532

4

Семейный портрет

C:\Users\555\Desktop\курсы2017\IZO\Виды и жанры\жанры\3.портрет\автопортрет\190. Рембрандт. Автопортрет.jpg Рембрандт

5

Погрудный портрет

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b8/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_051.jpg/96px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_051.jpg Саскии в образе богини Флоры кисти Рембрандта

6

Парный портрет

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c2/Catherine_II_the_Legislatress_by_D._Levitskiy_%281780s%2C_Tretyakov_gallery%29.jpg/220px-Catherine_II_the_Legislatress_by_D._Levitskiy_%281780s%2C_Tretyakov_gallery%29.jpgДмитрий Левицкий. «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия»

7

Поколенный портрет

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/86/Piero_della_Francesca_044.jpg/120px-Piero_della_Francesca_044.jpgПьеро делла Франческа, «Герцог и герцогиня урбинские»

8

Мифологический портрет

 https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/95/Rembrandt_-_Family_Group_-_WGA19144.jpg/120px-Rembrandt_-_Family_Group_-_WGA19144.jpg кисти Рембрандта


Задание  -  нарисовать пропорциональные

линии лица человека

http://www.mir-teatra.org/Hudoz/83cfa605342712994842de13eacc7531.jpg

Задание  -  нарисовать пропорциональные

линии лица человека

http://www.mir-teatra.org/Hudoz/83cfa605342712994842de13eacc7531.jpg

Задание  -  нарисовать пропорциональные

линии лица человека

http://www.mir-teatra.org/Hudoz/83cfa605342712994842de13eacc7531.jpg

Задание  -  нарисовать пропорциональные

линии лица человека

http://www.mir-teatra.org/Hudoz/83cfa605342712994842de13eacc7531.jpg

 



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

открытого урока по изобразительному искусству

по теме

«Роль цвета в портрете».

III четверть по программе Б.М.Неменского посвящена изучению  - портрета.  «Роль цвета в портрете» - восьмой урок, посвященный этому жанру, то есть  уже рассматривались конструкция головы человека и ее пропорции; графический портретный рисунок и выразительность образа человека, освещение в портрете. Поэтому учащиеся уже достаточно хорошо подготовлены к восприятию нового материала. Сегодняшний урок это «открытия» новых знаний

Через прием «Яркое пятно» (стихотворение) подвила к теме нашего урока «Роль цвета в портрете». Исходя из темы урока совместно с обучающимися сформулировали цели.

Поставленная цель урока была достигнута.

Анализ детских работ показал, что с заданием справились все ученики, присутствовавшие на уроке. Работы получились интересными, нет одинаковых работ, каждый ребенок в своем представлении передал цветом настроение и характер героя портрета, творчески решая поставленную перед ним задачу.

Обстановка на уроке была творческая, дети работали с увлечением. Было сотрудничество учителя с учеником, я  контролировала работу учащихся, подбадривая их, вселяя уверенность в каждого ребенка. Старалась учитывать мнение каждого ребенка.

Организовывала смену видов деятельности на уроке (работа в паре, группе, самостоятельная работа). Использовала ИКТ технологии в течении урока в виде презентации и музыки.

В целом, я считаю, урок прошел хорошо в соответствии с планом.  Потерь рабочего времени не было. Все поставленные цели были достигнуты. Дети были активны на протяжении всего урока.

Во время организационного момента, повторения пройденного материала использовались словесные и наглядные методы (Тест по композиции портрета, конструктивный набросок головы человека)

На этапе актуализации и постановки целей урока использовались словесные методы (эвристическая беседа, сообщение, работа с доской, наглядный). При усвоении новых знаний были использованы словесные и наглядные методы (рассказ, объяснение, презентация, отрывок из мультфильма). На этапе закрепления полученных знаний использовались словесные методы (самостоятельная работа), на этапе подведения итогов – словесные методы (сообщение, беседа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль цвета в портрете"

Презентация содержит материал по теме: "Роль цвета в портрете" В презентации представлены портреты Ж. Самари О. Ренуар....

Роль цвета в портрете

Картины по теме...

конспект урока и презентация "Роль цвета в портрете"

конспект урока и презентация "Роль цвета в портрете"...

План-конспект урока «Роль цвета в портрете» 6 класс

План-конспект урока «Роль цвета в портрете» 6 класс.Тип урока: изучение нового материала.Цели урока: 1. Дать учащимся представление о роли освещения в произведениях искусства, познакомить с ...

План-конспект урока с презентацией «Роль цвета в портрете» 7 класс

План-конспект урока с презентацией «Роль цвета в портрете» 7 класс...

Роль цвета в портрете

презентация к уроку изо в 6 классе...

Роль цвета в портрете.

Мы живем в окружении красок. Цвет влияет на наше настроение. И значит, меняя цвета, можно менять настроение. В портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный ...