методическая разработка по изо "Искусство Гжели"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Предмет Изобразительное искусство 5 класс УМК "Школа России" Тема: "Искусство Гжели"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

Ф.И.О. педагога: Шуклина Елена Александровна 

Полное название ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Красногорская средняя общеобразовательная школа

Должность: учитель изобразительного искусства

Предмет: изобразительное искусство класс: 5 УМК «Школа России»

Тема урока: «Искусство Гжели»  

Тип урока: изучение нового материала

Цели  урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых УУД

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УУД

Умение выполнять гжельский мазок с тенями в

росписи пера;

создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

2 уровень – выполнять действия индивидуально по алгоритму.

3 уровень – выполнять действия самостоятельно.

Регулятивные УУД

Вырабатывать способность соотносить свои действия с планируемыми результатами,

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

2 уровень — выполнять действия индивидуально по алгоритму.

3 уровень – выполнять действия самостоятельно.

Познавательные УУД

Уметь отличать новое от уже известного. Добывать новые знания. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

2 уровень – совместные действия обучающихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля.

3 уровень – выполнять действия самостоятельно.

Коммуникативные УУД

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

Формулировать собственное мнение.

2 уровень — выполнять действия индивидуально по алгоритму.

3 уровень – выполнять действия самостоятельно, выработка алгоритма как результат коллективного воздействия.

Личностные УУД

Познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения гжельского промысла.

Умение выражать свое отношение, давать эстети-ческую оценку произведениям народных промыслов: гжельской керамики, дымковской игрушки, филимоновской игрушки;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы.

2 уровень — самостоятельно выполнять действия с опорой на известный алгоритм.

3 уровень – самостоятельно по алгоритму ставить задачи.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

и предметные действия

Мотивационно-целевой этап.

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к уроку;

организовать  самостоятельное  формулирование темы и цели урока.

Видеометод,

Беседа.

Фронтальная, в парах.

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Елена Александровна! Сегодня урок проведу я.

-Посмотрите друг на друга, оглянитесь назад, снова посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха!

-Когда я готовилась к вашему уроку, то случайно перемешала пазлы с элементами росписей разных народных промыслов. Посмотрите на ноутбуки, они на экране (пазлы  из игры для дома «Русские узоры: детям о художественных промыслах» были подготовлены с помощью программы  Photoshop. Каждый элемент пазла  был сканирован и смонтирован в программе Photoshop).

- Что нужно для того, чтобы их собрать?

 (слайд №1)

-Внимательно посмотрите фрагмент из сказки «Волшебная птица» (Данный фрагмент был взят с сайта: http://onlinemultfilmy.ru/volshebnaya-ptica/ , вырезан, смонтирован с помощью программы ВидеоМАСТЕР). Во время просмотра подумайте, о ком эта сказка; чем занимаются в сказке; как эти занятия можно назвать?

- Как можно назвать людей, которых вы увидели в сказке?

Чем они занимаются в сказке?

Как эти занятия можно назвать?

-Молодцы, вы внимательно смотрели фильм.

-Сейчас определим, что же такое народные промыслы

(слайд №2)

-Я вам предлагаю определение из  художественной энциклопедии:  «Народные промыслы – одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление декоративно-прикладного искусства)» (Данное определение найдено на сайте http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/4099/, изображения с примерами народных промыслов взяты с помощью запроса системы Яндекс.

 (слайд № 3)

-Обратите внимание, что на вашей парте лежит задание, это часть нашей головоломки (раздаточный материал приготовлен как сканкопия с рабочей тетради: «Изобразительное искусство. Твоя мастерская»  (автор Н.А.Горяева).

-Выберите  только те номера фрагментов, на которых изображены росписи глиняных игрушек и рядом подберите правильное название.

-Проверим работу (На презентации появляются образцы правильных ответов, которые появляются в виде анимации).

-Какие номера вы выбрали?

Как называется роспись под №5?

Как называется роспись под №6?

Как называется роспись под №8?

 

-Как вы оцениваете себя на этом этапе? Были ли у вас затруднения? Как вы будете эти затруднения преодолевать?

-Молодцы, хорошо знаете росписи.

- Посмотрите, на доске квадраты разных цветов, на какие две группы их можно разделить?  (Наглядный материал выполнен как Word документ).

-Настя выбирает тёплые цвета, а Ваня – холодные.

Составьте слова.

- Какие получились слова?

Что они нам могут подсказать?

(слайд № 4)

- Да, действительно, это тема нашего урока: «Искусство Гжели».  ( Изображение образца Гжели получено с помощью системы Яндекс https://yandex.ru/images/search?text=картинка%20девушка%20гжель)

-Что вы хотите сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться, чему научиться?

-Мы с вами поставили задачи на сегодняшний урок.

(слайд № 5)

Приветствуют учителя.

Выполняют действия: желают друг другу успеха.

Дают ответ - (знания). 

Смотрят фрагмент из сказки «Волшебная птица».

- Русские  умельцы, народные мастера.

-Их занятия это – изготовление шкатулок, предметов быта, игра на музыкальных инструментах, строительство из дерева избы, рукоделие;

-занятия можно назвать народными промыслами.

Подбирают определения народным промыслам.

Сравнивают свои предположения с текстом из энциклопедии.

Выполняют задание в парах.

Проверяют совместно с учителем по презентации.

- № 5 – Дымковская.

- № 6 – Филимоновская.

- № 8 – Каргопольская.

- Ответы детей,

рефлексия.

- На холодные и тёплые  цвета.

Составляют из букв слова: Искусство, Гжели.

- Тему урока.

- Ответы детей.

1) Познакомимся с промыслом Гжель, его историей.

2) Научимся изображать элементы росписи этого народного промысла.

Личностные: 

познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства.

Регулятивные:

объективно оценивать собственную  деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников.

Коммуникативные:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, развивать диалогическую форму коммуникации.

Познавательные:

осваивать характерные для народного промысла (Дымково, Филимоново, Каргополь) основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя, определить народные промыслы.

Предметные:

определять характерные особенности росписей: Дымковской, Филимоновской, Каргопольской.

Ориентиро-вочный этап.

Организовать  самостоятельное планирование и выбор методов решения проблемы.

Беседа.

Индивидуальная.

Для знакомства с искусством Гжели нам нужна информация.

-Для выполнения поставленных задач, чем будем пользоваться?

-Я хотела бы вам предложить

организовать небольшое исследование. Для проведения исследования что необходимо?

- Проведём НАБЛЮДЕНИЕ – это один из научных методов в исследовании.

(слайд № 6)

-Ключевым моментом в исследовании является гипотеза. Что такое гипотеза?

-Правильно, это научное предположение.

Я вам предлагаю выяснить, верна или не верна Гипотеза:

«Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт (серого цвета)».

-Какой источник будем использовать для подтверждения этой гипотезы?

-Открываем учебник на стр.68, читаем.

Называют известные им способы решения поставленной задачи и  знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий:

учебником  Н.А. Горяева «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс.

- Ответы детей: поставить цели, задачи, определить объект, предмет исследования, найти методы.

- Дают определение слову гипотеза.

- Используем учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс.

- Ищут информацию в тексте для подтверждения или опровержении гипотезы.

Личностные: 

эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения гжельского промысла.

Регулятивные:

вырабатывать способность соотносить свои действия с планируемыми результатами,

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение.

 

Поисково-исследова-тельский этап.

Организовать осмысленное восприятие полученной информации.

Самостоятельная работа с текстом, видеометод.

Фронтальная,

индивидуальная работа.

(слайд № 7)

Проверка гипотезы

-Кто считает, что гипотеза:  «Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт (серого цвета)» верна?

Почему?

-Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоролик.

-Обратите внимание на работу художника. Понаблюдайте, какой мотив, какие элементы росписи используются? (Видеоролик был взят с сайта: https://www.youtube.com/watch?v=6tE5OO6Ertk, вырезан, смонтирован с помощью программы Видео МАСТЕР).

(слайд № 8)      

-Какой мотив гжельской росписи вы наблюдали?

 (слайд № 9)      

-Назовите элементы гжельской росписи? (Элементы гжельской росписи сканированы из альбомов: Искусство – детям «Сказочная Гжель», «Чудесная Гжель», Москва, издательство: Мозаика-синтез, 2009г.).

 - Я хочу вернуть вас в начало урока. Вспомните, пожалуйста, как называлась сказка, фрагмент которой мы смотрели в начале урока?

В ходе чтения стихотворения, учитель открывает нарисованную птицу (без хвоста) (Изображение птицы в технике Гжели выполнено учителем (мною)):

В старом халате художник
Кисточку с краской берёт,
По белоснежному фону
Нежно он ею ведёт.

Вдруг появляется птица,
Синяя птица мечты,
Синяя сетка узоров-
Синие листья, цветы…(Стихотворение взяла из альбома: Искусство – детям «Чудесная Гжель», Москва, издательство: Мозаика-синтез, 2009г.).

-Красивая? Но что не успел дорисовать художник?

-Вот мы с вами его сегодня и дорисуем гжельской росписью.

-Мастера гжельской росписи используют приём МАЗОК с ТЕНЯМИ.

-Мы попытаемся повторить его на палитре вместе со мной.

-Теперь я вам предлагаю самостоятельно украсить перо, используя цвет и элементы гжельских мастеров.

-Я даю вам 7 минут на роспись пера.

-Затем при помощи магнита закрепите перо на хвосте птицы.

-Посмотрите, какая красивая получилась птица!

Вам нравится? Мне тоже очень нравится!!! А нравится тем, что я увидела технику выполнения гжельской росписи и её цветовую гамму.

-Ребята, трудно было выполнять работу? С какими трудностями вы столкнулись? Как эти трудности можно преодолевать?

- Предлагают ответы верна или неверна гипотеза:

- верна, доказательство на стр.70 учебника: расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск. 

- Смотрят видеоролик.

- Народные умельцы  используют природный  (растительный) мотив.

- Волнистые линии, ромбы,  цветы, точки, капельки, линии.

- Смотрели фрагмент сказки «Волшебная птица».

Слушают стихотворение.

- Хвост.

На палитре выполняют приём мазок с тенями, пользуются учебником на стр.72.

-Расписывают перо.

-Украшают хвост птицы расписанными перьями

-Восхищаются работой.

-Проводят рефлексию своей деятельности.

Личностные: 

эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения гжельского промысла.

Регулятивные:

вырабатывать способность соотносить свои действия с планируемыми результатами,

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение.

Познавательные:

извлекать необходимую информацию  из предложенного текста;

осваивать характерные для гжельского  промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Предметные:

выполнять гжельский мазок с тенями в

росписи пера;

создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Практический этап.

Применить новые знания.

Практический.

Индивидуальная.

Работа в группах «Смешанные пазлы».  (ИКТ)

- Подойдите, пожалуйста, к ноутбукам группами и рассортируйте пазлы. Начните работу с ключевого пазла на котором написано название народного промысла (пазлы  из игры для дома «Русские узоры: детям о художественных промыслах» были подготовлены с помощью программы Photoshop. Каждый элемент пазла был сканирован и смонтирован в программе Photoshop).

1 – гжель – ПРОВЕРКА (слайд № 10)      

2 – филимоновская – ПРОВЕРКА (слайд № 11)     

3 – дымковская – ПРОВЕРКА (слайд № 12)     

-Вам понравилось задание?

-Хотите дополнить знания  об истории  Гжели? Я вам предлагаю поискать информацию на сайтах:

1) http://xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/posuda/gzhel-istoriya-promyisla.html.

2)http://keramoblog.com/interesnye-fakty-o-gline/istoriya-vozniknoveniya-gzheli/

Тот, кто не успел выполнить работу по сортировке росписей, можете завершить работу в кабинете информатики в любое удобное для вас время.

-Выполняют  практическую работу в группах «Смешанные пазлы» на ноутбуках.

-Рефлексия.

Личностные: 

понимать причины успеха или неуспеха выполненной работы, адекватно воспринимать предложения и оценивание учителей и товарищей.

Регулятивные:

вырабатывать способность различать способ и результат действия. 

Коммуникативные:

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов.

Предметные:

строить композицию, исходя из собственного замысла.

Рефлексивно-оценочный этап.

Осмыслить процесс и результат деятельности.

Билетик на выход.

Индивидуальная.  

(слайд № 13)

В начале урока мы поставили задачи:

1) Познакомимся с промыслом Гжель, его историей.

2) Научимся изображать элементы росписи этого народного промысла.

-Как вы считаете, все ли задачи мы решили?

-Спасибо за урок, за  вашу активность, плодотворную работу, можете прибрать свои рабочие места.

Билетик на выход:

белый – ничего не понял (а);

голубой – остались вопросы;

синий – всё понял (а) (билетики вырезала из цветной бумаги белого, голубого и синего цветов в форме прямоугольников).

-Да.

Рефлексия.

Оценивают результаты своей деятельности в форме билетика разного цвета.

Личностные: 

выражать свое отношение к деятельности на уроке.

Регулятивные:

вырабатывать способность адекватно оценивать свою деятельность на уроке.

Предметные:

выявлять различия в  гжельской, дымковской, филимоновской росписях, определять характерные особенности произведений гжельского промысла.

   Дата: 13.12.2016 год                                                                                         Подпись учителя:                        /Е.А.Шуклина/


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Методическая разработка урока "Чудо- Гжель"

Материал состоит из теоретического материала и презентации о гжельской росписи,выполненная учениками Хафизовыми Алмазом и Марселем....

методическая разработка"синяя сказка Гжели"

Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях гжельской росписи.Задачи:·         учить составлять из элементов гжельской росписи композицию и у...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Методическая разработка урока ИЗО по теме "Искусство Гжели" 5 класс

План урока ИЗО по программе Б.М.Неменского для 5 класса по теме "Искусство Гжели"...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)

Урок продолжает цикл уроков  2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...

Методическая разработка для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству "Роспись Гжели"

Методическая разработка для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству "Роспись Гжели". Для 5-го класса...