Рабочая программа по изобразительному искусству (ИЗО, 5,6,7,8,9 класс) по теме:
Рабочая программа по ИЗО 5-9 кл

Рабочая программа  составлена на основе авторской программы Б.Н. Неменского

Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 и 8,9 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).

Скачать:

ВложениеРазмер
izo_5-9.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Павловского района Алтайского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Елунинская основная общеобразовательная школа»

Принято                                                                                         Утверждаю:

Педагогический совет                                                         Директор  МОУ «Елунинская оош»

Протокол № 10 от “27. 05. 2011”                                        Приказ № 36 от 31. 08. 2011”

Рабочая  учебная  программа

5-9 КЛАСС

2011 -2012 учебный год

(разработана на основе Примерной программы

по изобразительному искусству авторской программы )

Составитель:

Кремнева Е.Ю

учитель ИЗО

МОУ «Елунинская оош»

 

Елунино

2011 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  составлена на основе авторской программы Б.Н. Неменского

Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 и 8,9 классов составлены на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа  составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

учебники:

– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001.

дополнительных пособий для учителя:

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.

Ц е л и   художественного образования:

 развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

 формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Тематическое планирование уроков ИЗО-7 кл.

№ п/п

 Раздел, тема урока

Количество часов

Из них

примечание

Контрольная работа

Практическая работа

Творческая работа

1

Человек в живописи графике скульптуре                                    

1

1

2

Красота и выразительность пропорций человека

1

1

3

Красота движений человека

1

1

4  

Красота согласованности движений людей

1

1

5.  

Учимся рисовать человека с натуры

2

2

6.  

Учимся создавать образ человека по впечатлению

1

1

7  

Выражение внутреннего через внешнее

2

2

8

Обычная жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

1

1

9

Мой дом- моя семья

2

2

10  

Жизнь моей улицы, моего села

1

1

11

Как жили в моем селе 100 лет назад

2

2

12

Жизнь разных народов похожа и непохожа на нашу

1

1

13

Быт- это не только будни, но и праздники

1

1

1

Картины на темы истории

1

1

2.

С чего начинается картина

1

1

3  

Создание исторической картины невозможно без изучения материальной культуры времени

2

2

4.

В каждой картине есть главные герои

1

1

5  

Исторические события происходят в среде природы и архитектуры своего времени

1

1

6  

Композиция- обобщение своих знаний и отношений

1

1

7

Картины на библейские темы

2

2

8

Иллюстрации к библии

1

1

9

Обобщение темы - мир изобразительных искусств

1

1

1

Тема Великой Отечественной войны и её сегодняшнее звучание

2

2

2  

Альбом по искусству, его композиция и шрифтовое решение обложки

3

3

3  

Итоговое занятие по темам изобразительных искусств

1

1

Итого                                                   34ч.

        

                                                                                             

        

        

Тематическое планирование уроков ИЗО- 5 кл.

№  п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Из них

примечание

Контрольная работа

Практическая работа

Творческая работа

1

Древние корни народного искусства

8

8

1 .1

Древние образы в народном искусстве

1

1

1.2

Дом- космос. Единство конструкции и декора

2

2

1.3  .

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце

2

2

1.4  

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

2

2

1.5

Современное повседневное декоративное искусство

1

1

2

Связь времен в народном искусстве

8

8

2.1  

Древние образы , единство формы и декора в народных игрушках

4

4

2.2  

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

4

4

3

«Декоративное искусство в современном мире»

11

11

3.1  

Народная праздничная одежда.

2

2

3.2  

Изготовление куклы берегини в русском народном костюме

1

1

3.3  

Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма

1

1

3.4  

Русский костюм и современная мода

2

2

3.5  

Праздничные народные гулянья.

2

2

3.6  

Народные промыслы родного края

1

1

3.7  

Красота земли родной

2

2

4

Декор, человек, общество, время»

7

7

4.1  

Украшения в жизни древних обществ

1

1

4.2  

Декоративное искусство Древней Греции

2

2

4.3  

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества

1

1

4 .4

О чем рассказывают гербы

1

1

4.5  

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям

1

1

4.6  

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1

1

Итого                                         34 часа

Тематическое планирование уроков ИЗО   - 8 класс

№ п/п

Раздел , тема урока

Количество часов

Из них

примечание

Контрольная работа

Практическая работа

Творческая работа

1  

Введение в искусство архитектуры

1

1

2  

Истоки архитектуры

1

1

3  

Место расположения памятника и его значение.

2

2

4  

Истоки монументальных видов искусства. Наскальная живопись

1

1

5  .

Памятники культуры Древнего Египта. Архитектура

2

2

6  

Монументальная скульптура

2

2

7

Виды монументальной живописи « Что я знаю о фреске?»

1

1

8  

Витраж. Картины-окна.

2

2

9  

Мозаика

2

2

10

Интерьер как синтез искусств в архитектуре

2

2

11

Ордерная система и ее соизмеримость с человеком.

2

2

12  

Архитектура как отражение миропонимания. Античность

2

2

13  

Романский и готический стили

2

2

14  

Художественный образ архитектуры эпохи Возрождения

1

1

15  

Архитектура барокко и классицизма

1

1

16  

Стилевые направления в архитектуре 19-20в.

1

1

17  

Фантастический проект «Архитектура будущего»

1

1

1

Архитектура Руси 10-11 веков. Храм- образ космоса

2

2

2

Русская архитектура 13-17веков Русские кремли

2

2

3  

Архитектура двух российских столиц. Архитектура Москвы. Архитектура  Санкт-Петербурга.

2

2

4  

Мое село

1

1

5  »

Викторина « Архитектура и монументальные виды искусства

1

1

Итого                                          34 часа

        

        

Тематическое планирование  6 класс

№ п/п

Раздел , тема урока

Количество часов

Из них

примечание

Контрольная работа

Практическая работа

Творческая работа

1

Виды ИЗО и основы их образного языка

8

8

1.1

Введение. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

1

1.2

Рисунок - основа ИЗО

1

1

1.3

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

1

1.4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

1

1.5

Цвет. Основы цветоведения.

1

1

1.6

Цвет в произведениях живописи.

1

1

1.7

Объёмные изображения в скульптуре.

1

1

1.8

Основы языка изображения.

1

1

        

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

7

7

2.1

Художественное познание : реальность и фантазия

1

1

2.2

Изображение предметного мира - натюрморт

1

1

2.3

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

1

2.4

Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива

1

1

2.5

Освещение. Свет  и тень.

1

1

2.6

Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте

1

1

2.7

Выразительные возможности натюрморта

1

1

3

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве

11

11

3.1

Образ человека – главная тема искусства

1

1

3.2

Конструкция головы человека и ее пропорции

1

1

3.3

Изображение головы человека в пространстве

1

1

3.4

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

2

2

3.5

Портрет в скульптуре

1

1

3.6

Сатирические образы человека

1

1

3.7

Образные возможности освещения в портрете

1

1

3.8

Портрет в живописи

1

1

3.9

Роль цвета в портрете

1

1

3.10

Великие портретисты

1

1

                                               

4

Человек и пространство в изобразительном искусстве

8

8

4.1

Жанры в изобразительном искусстве

1

1

4.2

Изображение пространства

1

1

4.3

Правила линейной и воздушной перспективы

2

2

4.4

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

1

4.5

Пейзаж – настроение . Природа и художник.

1

1

4.6

Городской пейзаж

1

1

4.7

Выразительные возможности изобразительного искусства.  Язык и смысл.

1

1

                                                                                                                                   34 часа

Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ (5-7 кл)

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

 основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

 основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

 выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

 наиболее крупные художественные музеи России и мира;

 значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

 применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

 анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

 ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для восприятия и оценки произведений искусства;

 самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
(базовый уровень)

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово).

Учащиеся должны уметь:

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы);

различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, батик и т.д.);

выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

владеть навыками работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.).

Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
(базовый уровень)

   Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;

о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;

о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ;

основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

особенности творчества и значение в отечественной культуре веливих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;

о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;

о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Учащиеся должны:

уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

 иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
(базовый уровень)

   Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

о жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологической и библейской темах в искусстве;

о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, овыразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

о поэтической красоте повседневности, раскрываемой творчеством художников, о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

 о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

о роли художественной иллюстрации;

о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; ороли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий;

об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о роли существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

В процессе практической работы учащиеся должны:

иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

развивать навыки наблюдательности, способности образно видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественнопознавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

иметь навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся 8-9 классов
(базовый уровень)

   Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:

уметь анализировать произведения архитектуры;

знать основные этапы развития и истории архитектуры;

уметь конструировать объёмно-пространственные композиции;

работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий;

конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию;

реализовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур.

При решении художественно-творческих задач на уроках формируются следующие навыки:

создание с натуры и по воображению архитектурного образа графическими материалами и др.;

работа над эскизом монументального произведения : витража, мозаика, роспись, монументальная скульптура;

использование выразительного языка при моделировании архитектурного ансамбля;

использование разнообразных материалов (бумага белая и тонированная, картон, цветные плёнки; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объёме: картон, бумага, заготовки и др.

Пояснительная записка

 

Рабочая программа курса «Синтез искусств» базируется на  программе МО РФ «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.Н. Неменского, Москва, «Просвещение», 2006 г.  Программа рассчитана на 18 учебных часов в год.

Изучение данного курса в 9 классе направлено на достижение следующих стратегических целей:

1. помочь учащимся получить представление:

о роли визуальных синтетических искусств в культуре современного мира;

о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;

о постоянном взаимодействии пространственных и временных искусств.

2. способствовать формированию у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни.

 

Предметно-ориентированными задачами курса являются следующие:

учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;

развивать навыки создания собственных композиционных работ;

учиться понимать, как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства;

освоить элементарную азбуку фотографирования и операторскую грамоту.

Методы обучения:

Ролевые игры.

Метод наглядности.

Проблемно-поисковый метод.

Метод широких ассоциаций.

Метод сравнений.

Метод художественного уподобления.

Личностно-ориентированный подход.

Виды и формы проведения занятий:

Комбинированный урок.

 Коллективная работа.

Практикум по разработке эскизов.

Урок-беседа.

 Требования к уровню подготовки обучающихся

 

В результате обучения в 9 классе дети должны:

иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве;

знать принципы построения изображения в пространственно-временном развитии, научиться построению видеоряда - раскадровки, усвоить принципы киномонтажа и реализовать их в простейших учебных кино- и видеоэтюдах, изучить принципы аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве;

уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности, применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;

использовать в своей практической деятельности первичные навыки изображения предметного мира, природы, применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике, видеосъёмке.

Тематическое планирование по курсу ИЗО – 9 класс

№ п/п

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Из них

примечание

Контрольная

работа

Практическая  работа

Творческая работа

1

Изобразительный язык и эмоционально – ценностное содержание синтетических искусств

10

1.1

Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах

1

1

1.2

Театр и экран - две грани изобразительной образности

1

1

1.3

Сценография или театрально-декоративное искусство – особый вид художественного творчества

1

1

1.4

Сценография как искусство и производство

1

1

1.5

Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска

2

 

2

1.6

Театр кукол

3

3

1.7

Театрализованный показ проделанной работы

1

1

 

2

Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств

18

2.1

Художник и художественные технологии: от карандаша компьютеру. Эстафета искусств

1

1

2.2

Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Грамота фотографирования и операторского мастерства  

1

1

2.3

Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора

1

1

2.4

Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии

1

1

2.5

Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета

2

2

2.6

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения

1

1

2.7

«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся

1

 

1

3

Азбука экранного искусства

10

3.1

Кино – запечатленное движение. Изобразительный язык кино и монтаж

1

1

3.2

Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка

2

2

3.3

Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм

1

1

3.4

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры

2

2

3.5

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме

2

2

3.6

Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм

2

2

 

4

Фильм – искусство и технология («Мы делаем видеофильм»)

6

4.1

От «большого» кинофильма к твоему видеоэтюду

1

1

4.2

Этапы сценарной работы над фильмом

1

1

4.3

Съемка: дела операторские и дела режиссерские

1

1

4.4

Монтаж видеофильма: правила и реальность

1

1

4.5

Звук в любительском видеофильме

1

1

4.6

Итог на экране

1

1

Список литературы

1. Вагъянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.

2. Вагъянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000.

3. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.

7. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.

9. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.

10. Наши руки не для скуки: игрушки забавные, ужасные. – М.: Росмэн, 1997.

11. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.

12. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).

17. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Издательство «Титул», 1996.

Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

«Учимся рисовать» 2006 ООО «Полеты Навигатора;

«Шедевры русской живописи», «Кирилл и Мефодий»;

 «Русский  музей», ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия 2005;

Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;

«Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.

Интернет – ресурсы:

Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/

Академия художеств "Бибигон"http://www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm   


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Рабочая программа курсса для 5 класса « Основы статистики и вероятность» по учебнику Бунимовича

    Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспече...

Рабочая программа "Основы статистики и вероятности" для 5 класса

Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения учеников занятиями п...

Использование монотонности при решении уравнений

Презентация к уроку в 11 классе (подготовка к ЕГЭ)...

Проект "Здоровье школьника"

Описана деятельность классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья детей...

Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся

Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся...

Качество подготовки выпускников как следствие диагностики планируемых результатов

Одной из основных составляющих в образовании является качество. Поэтому необходимо на протяжение всего учебного курса от...

Тестирование по разделу "Имя существительное"

Тестовые задания по разделу "Имя существительное" предназначены для урока повторения и закрепления перед контрольным дик...

Технология. Конспект урока "Экологически чистые технологии" 6 класс, вводное занятие

Здесь размещен подробный конспект урока и демонстрационная презентация.Использованные педагогические технологии: Проблем...

Формирование критического мышления у учащихся

Формирование критического мышления у учащихся...

сценарий спортивного праздника "Папа, мама и я спортивная семья"

сценарий спортивного праздника для учащихся 1-6 классов...