Главные вкладки

    План-конспект урока химии (9 класс) на тему:
    Конспект урока "Щелочные металлы"

    Урок по теме "Щелочные металлы" проводится на основе имеющихся знаний учащихся о строении атома, металлической активности, химических свойствах и др. Конспект содержит подробное описание действий учителя во время урока, последовательность этапов. Урок сопровождается презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    shchelochnye_metally.docx849.32 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Характеристика щелочных металлов.

    Цель урока:

    Образовательная:

    • дать общую характеристику щелочных металлов по положению в периодической таблице и строению атомов;
    • рассмотреть их нахождение в природе, физические и химические свойства, важнейшие соединения и применение щелочных металлов;

    Развивающая:

    • овладение учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, объяснять, обобщать;

    Воспитательная:

    • воспитание интереса к предмету, личности социально активной, способной работать в коллективе.

    Планируемые результаты обучения: уметь характеризовать щелочные металлы по положению в периодической таблице и строению атомов, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства щелочных металлов и их соединений, и объяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных процессах.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы и формы: беседа, рассказ, лекция, организация работы  с текстом учебника.

    Оборудование: компьютер, проектор, экран, оборудование для проведения эксперимента, презентация к уроку.

    План-конспект урока к учебнику Рудзитиса Г.Е. Неорганическая химия. 9 класс.

    Содержание урока:

    1. Организационный момент.

    Вступительное слово учителя. Приветствие, выявление эмоционального состояния учащихся, положительный настрой учащихся на урок

    На прошедшем уроке, мы закончили изучать главу «Общие свойства металлов», и вы знаете, что металлы имеют большое значение в практической жизни современного человека. Вы уже изучили: положение металлов в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов, познакомились с понятием «сплавы». Мы продолжаем изучать металлы, но теперь более подробно рассмотрим некоторых представителей среди металлов.


    1.  Актуализация знаний учащихся.

    Учитель:

    Как вы думаете, какие металлы вы будете изучать, прежде всего?

    Ученик: металлы IА группы – щелочные металлы. Находятся в первой группе, самые активные среди металлов.

    Учитель:

    Как вы думаете, какие вопросы необходимо рассмотреть, изучая щелочные металлы?

    Использование учителем активных методов обучения. Учитель называет тему урока. На доске прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пока не заполненные. Начиная с центра, учитель вписывает название темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по теме, учитель вписывает в следующий сектор название второго вопроса темы, и так далее. Таким образом, составляется план урока, в котором ученики принимают активное участие.

    Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

    В конце урока учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. В конце урока возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

    Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы. Пример:

    Учитель:

    Как вы думаете, какие вопросы необходимо рассмотреть, изучая щелочные металлы?

    Ученик:

    Положение щелочных металлов в периодической таблице и строение их атомов.

    Нахождение в природе.

    Получение.

    Физические свойства.

    Химические свойства.

    Применение.

    Учитель: записывает план урока на доске (ватмане).

    Учитель: вам известны некоторые сведения о щелочных металлах. Назовите эти сведения.

    Ученик: металлы I А группы называются щелочными металлами, потому что при взаимодействии с водой, образуют растворимые в воде основания- щелочи. У щелочных металлов один валентный электрон на внешнем энергетическом уровне, который они легко отдают в химических реакциях, приобретая степень окисления +1. Валентность –I.

    Учитель:

    Перечислите щелочные металлы.

    Ученик:

    Литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций.

    Учащиеся записывают конспект урока.

    Учитель:

    Как происходит изменение радиуса атома у щелочных  металлов. Как это скажется на активности металла?

    Ученик:

    Сверху вниз размер радиуса увеличивается, и металлические свойства усиливаются.

    Учитель:

    Необходимо записать электронные формулы атомов щелочных металлов, чтобы отобразить их электронную структуру.

    Учащиеся работают у доски.

    Химический знак

    Размещение электронов по энергетическим уровням

    Электронная формула

    Na

    +11 Na 2e, 8e, 1e

    1s2 2s22p6 3s1

    K

    +19 K 2e, 8e, 8e, 1e

    1s2 2s22p6 3s232p63d0 4s2

    1. Изложение нового материала.

    Учитель: перейдём к следующему вопросу нашего плана урока. Нахождение щелочных металлов природе. Обратимся к таблице учебника стр. 113.

    Важнейшие природные соединения натрия и калия.

    Название минерала

    Химическая формула

    Важнейшие месторождения

    Хлорид натрия

    NaCl

    Соляные озера Эльтон и Баскунчак, город Саликамск

    Сульфат натрия (мирабилит, глауберова соль)

    Na2SO4∙10H2O

    Кара-Богаз-Гол, Большое Соленое озеро

    Сильвинит

    NaCl∙KCl

    Соликамск

    Карналлит

    KCl∙MgCl2∙6H2O

    Соликамск, Штасфурт

    Учитель: демонстрирует классу образцы щелочных металлов, обращает внимание на условия их хранения (под слоем керосина). Учащиеся характеризуют физические свойства металлов.

    Физические свойства: щелочные металлы серебристо- белого цвета с незначительными оттенками, легкие, мягкие, легкоплавкие. Их твердость и температура плавления закономерно снижаются от лития к цезию.

    Демонстрационный опыт: учитель отрезает ножом кусочек натрия: блестящий срез быстро тускнеет на свету.

    Учитель: почему происходит потускнение блестящего среза?

    Ученик:

    Щелочные металлы – сильные восстановители, легко окисляются.

    Учитель:

    Необходимо записать уравнение химической реакции, отображающее данное свойство металлов.

    Работа учащихся у доски и в тетрадях.

    Далее учитель совместно с учащимися рассматривает химические свойства щелочных металлов.

    Ученик:

    Данные реакции записываются в молекулярном виде и как окислительно -восстановительные процессы.

    Учитель: рассмотрим применение щелочных металлов.

    Натрий применяют в качестве восстановителя, например в цветной металлургии, в качестве теплоносителя в ядерных реакциях. Так же используется в качестве катализатора при синтезе некоторых органических веществ (получение синтетического каучука).

    Щелочные металлы, особенно цезий, способны превращается в положительно заряженные ионы даже под действием света. Это свойство используют в фотоэлементах – приборах, превращающих энергию света в электрическую, и для изготовления автоматически действующих аппаратов. При освещении с поверхности цезия отрываются электроны, цепь замыкается, и аппарат автоматически начинает действовать.

    Рассмотрите, пожалуйста, следующую схему (Работа учащихся со схемой «Применение соединений щелочных металлов». Самостоятельная работа с текстом. Обсуждение схемы).

    Схема:

            

            

    1. Закрепление полученных знаний и умений.

    Работа по заданиям:

    1. Химический элемент, атомная масса которого 23, а число нейтронов в ядре равна 12, в периодической системе находится: а) в 3-м периоде, IБ группе; б) в 4-м периоде, IIIА группе, в) в 4 –м периоде, VIIБ группе; г) в 3-м периоде, IА группе;
    2. Составьте уравнения реакций с кислородом: а) лития; б) натрия. Расставьте степени окисления элементов, покажите стрелкой переход электронов. Назовите продукты реакций.
    3. Допишите уравнения реакций. а) Li +  H2O→ … б) Na +  H2O→… в) К + Н2О→…
    4. Почему все щелочные металлы являются сильными восстановителями?
    5. Назовите области применения щелочных металлов и их соединений.          

    1. Итог урока. Рефлексия.

    Мне было понятно (не понятно) …

    Мне было интересно(не интересно), потому что…

    Сегодня на уроке я узнал(а)…

    Я хотел(а) бы продолжить изучение вопроса …

    1. Домашнее задание. § 39, упр.1-4


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"

    Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология с...

    Методическая разработка урока по математике в 10 классе по теме:"Решение иррациональных неравенств"

    Урок-закрепление , углубление знаний учащихся по решению иррациональных неравенств....

    Подсчет вариантов с помощью графов

    Презентация показывает межпредметные связи (примеры применения графов в разных областях науки), наглядно вводится поняти...

    Презентация к уроку права по теме "Механизм правового регулирования"

    Материал данной презентации может быть использован на уроке права при изучении новой темы....

    Сценарий внеклассного мероприятия "День Святого Валентина"

    Сценарий внеклассного мероприятия для 8-11 классов , посвященного празднованию Дня Святого Валентина. Включает в себя &n...

    Урок изобразительного искусства "Древние образы в декоративном искусстве Китая"

     Это урок - путешествие в неизведанный, загадочный Китай, знакомство с самым ярким древним образом этой страны Драк...

    Урок в 10 классе по теме "Электроемкость"

    План-конспект урока по физике в 10 классе по теме "Электроемкость"...

    Урок в 11 классе "Звуковые волны"

    Разработка урока по физике для 11 класса "Звуковые волны"...

    Тема урока: Глагол как часть речи.

    Урок открытия нового знания. Материал построен так, что учащиеся самостоятельно определяют свои знания-незнания по данно...

    Урок в 7 классе "Плотность вещества"

    Разработка урока по физике в 7 классе "Плотность вещества"...