План-конспект урока химии (9 класс) на тему:
Конспект урока "Щелочные металлы"

Урок по теме "Щелочные металлы" проводится на основе имеющихся знаний учащихся о строении атома, металлической активности, химических свойствах и др. Конспект содержит подробное описание действий учителя во время урока, последовательность этапов. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
shchelochnye_metally.docx849.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Характеристика щелочных металлов.

Цель урока:

Образовательная:

  • дать общую характеристику щелочных металлов по положению в периодической таблице и строению атомов;
  • рассмотреть их нахождение в природе, физические и химические свойства, важнейшие соединения и применение щелочных металлов;

Развивающая:

  • овладение учащимися умений анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, объяснять, обобщать;

Воспитательная:

  • воспитание интереса к предмету, личности социально активной, способной работать в коллективе.

Планируемые результаты обучения: уметь характеризовать щелочные металлы по положению в периодической таблице и строению атомов, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства щелочных металлов и их соединений, и объяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно - восстановительных процессах.

Тип урока: комбинированный.

Методы и формы: беседа, рассказ, лекция, организация работы  с текстом учебника.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, оборудование для проведения эксперимента, презентация к уроку.

План-конспект урока к учебнику Рудзитиса Г.Е. Неорганическая химия. 9 класс.

Содержание урока:

  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Приветствие, выявление эмоционального состояния учащихся, положительный настрой учащихся на урок

На прошедшем уроке, мы закончили изучать главу «Общие свойства металлов», и вы знаете, что металлы имеют большое значение в практической жизни современного человека. Вы уже изучили: положение металлов в периодической таблице, особенности строения атомов, изучили общие физические и химические свойства, а также общие способы получения металлов, познакомились с понятием «сплавы». Мы продолжаем изучать металлы, но теперь более подробно рассмотрим некоторых представителей среди металлов.


  1.  Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

Как вы думаете, какие металлы вы будете изучать, прежде всего?

Ученик: металлы IА группы – щелочные металлы. Находятся в первой группе, самые активные среди металлов.

Учитель:

Как вы думаете, какие вопросы необходимо рассмотреть, изучая щелочные металлы?

Использование учителем активных методов обучения. Учитель называет тему урока. На доске прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пока не заполненные. Начиная с центра, учитель вписывает название темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты (можно записывать темы и ключевые моменты маркерами разных цветов). Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по теме, учитель вписывает в следующий сектор название второго вопроса темы, и так далее. Таким образом, составляется план урока, в котором ученики принимают активное участие.

Таким образом, наглядно и в четко структурированном виде представляется весь новый материал, выделяются его ключевые моменты. Существующие на момент начала презентации "белые пятна" по данной теме постепенно заполняются.

В конце урока учитель задает вопрос, действительно ли им были затронуты все ожидавшиеся разделы, и не осталось ли каких-то не упомянутых аспектов темы. В конце урока возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у обучающихся, учитель дает ответы на них.

Этот метод изложения материала помогает обучающимся следить за аргументацией учителя и видеть актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделение общего потока информации способствует лучшему восприятию. "Белые пятна" стимулируют - многие участники начнут обдумывать, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы. Пример:

Учитель:

Как вы думаете, какие вопросы необходимо рассмотреть, изучая щелочные металлы?

Ученик:

Положение щелочных металлов в периодической таблице и строение их атомов.

Нахождение в природе.

Получение.

Физические свойства.

Химические свойства.

Применение.

Учитель: записывает план урока на доске (ватмане).

Учитель: вам известны некоторые сведения о щелочных металлах. Назовите эти сведения.

Ученик: металлы I А группы называются щелочными металлами, потому что при взаимодействии с водой, образуют растворимые в воде основания- щелочи. У щелочных металлов один валентный электрон на внешнем энергетическом уровне, который они легко отдают в химических реакциях, приобретая степень окисления +1. Валентность –I.

Учитель:

Перечислите щелочные металлы.

Ученик:

Литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций.

Учащиеся записывают конспект урока.

Учитель:

Как происходит изменение радиуса атома у щелочных  металлов. Как это скажется на активности металла?

Ученик:

Сверху вниз размер радиуса увеличивается, и металлические свойства усиливаются.

Учитель:

Необходимо записать электронные формулы атомов щелочных металлов, чтобы отобразить их электронную структуру.

Учащиеся работают у доски.

Химический знак

Размещение электронов по энергетическим уровням

Электронная формула

Na

+11 Na 2e, 8e, 1e

1s2 2s22p6 3s1

K

+19 K 2e, 8e, 8e, 1e

1s2 2s22p6 3s232p63d0 4s2

  1. Изложение нового материала.

Учитель: перейдём к следующему вопросу нашего плана урока. Нахождение щелочных металлов природе. Обратимся к таблице учебника стр. 113.

Важнейшие природные соединения натрия и калия.

Название минерала

Химическая формула

Важнейшие месторождения

Хлорид натрия

NaCl

Соляные озера Эльтон и Баскунчак, город Саликамск

Сульфат натрия (мирабилит, глауберова соль)

Na2SO4∙10H2O

Кара-Богаз-Гол, Большое Соленое озеро

Сильвинит

NaCl∙KCl

Соликамск

Карналлит

KCl∙MgCl2∙6H2O

Соликамск, Штасфурт

Учитель: демонстрирует классу образцы щелочных металлов, обращает внимание на условия их хранения (под слоем керосина). Учащиеся характеризуют физические свойства металлов.

Физические свойства: щелочные металлы серебристо- белого цвета с незначительными оттенками, легкие, мягкие, легкоплавкие. Их твердость и температура плавления закономерно снижаются от лития к цезию.

Демонстрационный опыт: учитель отрезает ножом кусочек натрия: блестящий срез быстро тускнеет на свету.

Учитель: почему происходит потускнение блестящего среза?

Ученик:

Щелочные металлы – сильные восстановители, легко окисляются.

Учитель:

Необходимо записать уравнение химической реакции, отображающее данное свойство металлов.

Работа учащихся у доски и в тетрадях.

Далее учитель совместно с учащимися рассматривает химические свойства щелочных металлов.

Ученик:

Данные реакции записываются в молекулярном виде и как окислительно -восстановительные процессы.

Учитель: рассмотрим применение щелочных металлов.

Натрий применяют в качестве восстановителя, например в цветной металлургии, в качестве теплоносителя в ядерных реакциях. Так же используется в качестве катализатора при синтезе некоторых органических веществ (получение синтетического каучука).

Щелочные металлы, особенно цезий, способны превращается в положительно заряженные ионы даже под действием света. Это свойство используют в фотоэлементах – приборах, превращающих энергию света в электрическую, и для изготовления автоматически действующих аппаратов. При освещении с поверхности цезия отрываются электроны, цепь замыкается, и аппарат автоматически начинает действовать.

Рассмотрите, пожалуйста, следующую схему (Работа учащихся со схемой «Применение соединений щелочных металлов». Самостоятельная работа с текстом. Обсуждение схемы).

Схема:

        

        

  1. Закрепление полученных знаний и умений.

Работа по заданиям:

  1. Химический элемент, атомная масса которого 23, а число нейтронов в ядре равна 12, в периодической системе находится: а) в 3-м периоде, IБ группе; б) в 4-м периоде, IIIА группе, в) в 4 –м периоде, VIIБ группе; г) в 3-м периоде, IА группе;
  2. Составьте уравнения реакций с кислородом: а) лития; б) натрия. Расставьте степени окисления элементов, покажите стрелкой переход электронов. Назовите продукты реакций.
  3. Допишите уравнения реакций. а) Li +  H2O→ … б) Na +  H2O→… в) К + Н2О→…
  4. Почему все щелочные металлы являются сильными восстановителями?
  5. Назовите области применения щелочных металлов и их соединений.          

  1. Итог урока. Рефлексия.

Мне было понятно (не понятно) …

Мне было интересно(не интересно), потому что…

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Я хотел(а) бы продолжить изучение вопроса …

  1. Домашнее задание. § 39, упр.1-4


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"

Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология с...

Методическая разработка урока по математике в 10 классе по теме:"Решение иррациональных неравенств"

Урок-закрепление , углубление знаний учащихся по решению иррациональных неравенств....

Подсчет вариантов с помощью графов

Презентация показывает межпредметные связи (примеры применения графов в разных областях науки), наглядно вводится поняти...

Презентация к уроку права по теме "Механизм правового регулирования"

Материал данной презентации может быть использован на уроке права при изучении новой темы....

Сценарий внеклассного мероприятия "День Святого Валентина"

Сценарий внеклассного мероприятия для 8-11 классов , посвященного празднованию Дня Святого Валентина. Включает в себя &n...

Урок изобразительного искусства "Древние образы в декоративном искусстве Китая"

 Это урок - путешествие в неизведанный, загадочный Китай, знакомство с самым ярким древним образом этой страны Драк...

Урок в 10 классе по теме "Электроемкость"

План-конспект урока по физике в 10 классе по теме "Электроемкость"...

Урок в 11 классе "Звуковые волны"

Разработка урока по физике для 11 класса "Звуковые волны"...

Тема урока: Глагол как часть речи.

Урок открытия нового знания. Материал построен так, что учащиеся самостоятельно определяют свои знания-незнания по данно...

Урок в 7 классе "Плотность вещества"

Разработка урока по физике в 7 классе "Плотность вещества"...