Главные вкладки

    Методическая разработка по химии (9 класс) на тему:
    Внеклассное мероприятие по химии "Турнир эрудитов"

    В данной разработке представлены задания разного типа для проведения внеклассного мероприятия в 9 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    turnir_eruditov.doc85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 13»

    (городской конкурс программно-методических материалов)

    «Турнир эрудитов»

    (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)

    Номинация: методические и творческие разработки.

    Составила: Марыгина Елена Александровна,

    учитель химии высшей квалификационной категории.

    Новокузнецк 2011

    Введение

    Проблема формирования устойчивого интереса к предмету химия может реализовываться через уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы, кружки, научно-исследовательскую деятельность.

    Внеклассные мероприятия, помимо общеучебных умений, активизируют познавательную деятельность обучающихся, систематизируют знания учащихся по химии, доказывают практическую значимость химии, знание законов и закономерностей в жизни человека, воспитывают самостоятельность в приобретении новых знаний, расширяют кругозор, в ходе таких мероприятий школьники учатся нестандартно мыслить, проверяют свою эрудицию. Форма внеклассных мероприятий может быть различной: заседания кружка, научно-исследовательская работа, КВН, ролевые игры, турниры и др. В силу психо- возрастных особенностей обучающихся наибольший интерес в 8-9 классах вызывает мероприятия состязательного характера.

    Согласно словарю  С. И. Ожегова, слово «турнир» - 1) в Западной Европе в средние века: состязание рыцарей; 2) спортивное соревнование по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной (иногда более) встрече. В словаре русских синонимов понятию  «турнир» соответствуют термины: соревнование, первенство, состязание, матч, встреча.

    Предлагаемое для конкурса методических разработок внеклассное мероприятие  «Турнир эрудитов» разработано учителем химии МБОУ СОШ № 13 с использованием материалов  методических пособий под редакцией Алексинского В.Н., Брейгера Л.М., Кузнецовой В.И.,  Макарова К.А. В конкурсной методической разработке представлен турнир по химии для обучающихся 9 классов. Работа составлена в соответствии с современными требованиями, в том числе с рекомендациями по разработке программы перехода основной школы на ФГОС.

    В разработке,  наряду с увлекательными заданиями, развивающими познавательный интерес, использованы приемы современной педагогической технологии РКМ (развитие критического мышления).

    Опыт проведения данного турнира эрудитов  на базе школы показал практическую значимость знаний по химии, свидетельствовал о заинтересованности обучающихся в данном предмете, позволил обобщить знания о веществе и химической реакции.

    К данной  методической разработке прилагается диск с электронным сопровождением внеклассного мероприятия, где указаны задания турнира.

    Внеклассное мероприятие  по химии

    «Турнир эрудитов» 

    (9 класс)

     Марыгина Е.А.

         Цель: формирование познавательного интереса к изучению химии через обобщение знаний о веществе и химической реакции.

         Задачи:

        Образовательная: закрепить навыки составления химических формул и уравнений реакций, определять их тип; совершенствовать умения работы с реактивами с соблюдением всех правил по технике безопасности.

        Развивающая: формировать познавательный интерес к химии, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы.

        Воспитательная: формировать безопасный образ жизни.

        Данное мероприятие можно провести после изучения блоков тем «Металлы» и «Неметаллы».

    Ход мероприятия

    I. Организационный момент

    Правила. В турнире эрудитов принимают участие ко манды 9 классов. Участвует 2 команды. Вопросы в турнире выходят за рамки школьной про граммы. Объявление о турнире должно быть помещено в кабинете химии за 3-4 недели до его проведения. В объявлении надо указать список литературы, по кото рой будут составлены вопросы турнира. За каждый правильный ответ  1 балл. В начале турнира выбирается жюри (это могут быть отдельные учащиеся).

    Оборудование: карточки с химическими элементами, текст для четвертого тура игры, химические стаканы, стеклянные палочки, пробирки, проектор. Слайды к мероприятию используются как оформление кабинета.

    Реактивы: хлорид натрия, хлорид железа (III) и карбонат кальция. карбонат калия, хлорид бария, сульфат меди (II), щелочь фенолфталеин, раствор Na2CO3, раствор BaCl2, соляная кислота.

    II. Конкурсная программа

    Тур 1 - «Разминка»

    1. Выберите ответ

    1. Название какого элемента означает «разрушитель»?

    1 - хлор,          2 - фосфор,      3 - азот,

    4 - фтор,         5 - кислород,     6 - крем ний.

    2. Какие вещества можно использовать при выпечке кондитерских изделий?

    1 - серная кислота,            2 - уксусная кислота,        3 - винный камень,

    4 - известковое молоко,    5 - хлорид аммония,         6 - питьевая сода.

    3. Название какого  элемента  в  переводе с латинского  означает «камень»?

    1 - хром,              2 - литий,                3 - железо,

    4 - фосфор,          5 - марганец,          6 - ни кель.

    4. Какое вещество называют угарным газом?

    1 - оксид углерода (IV),         2 - сероводород,              3 - метан,

    4 - серни стый газ,                   5 - оксид углерода (II),   6 – аммиак.

    2. Географические названия в химии.

    1. Какой химический элемент назван в честь евро пейского континента? (№ 63 - европий, открыт в 1901 году.)

    2. Этот элемент, выде ленный в 1898 году супругами Кюри, назван в честь ро дины Марии Склодовской-Кюри. (№ 84 - полоний.)

    3. Какой элемент назван в честь России? (№ 44 - ру тений. Выделен в 1844 году профессором Казанского университета К. К. Клаусом.)

    4. Верно ли утверждение, что индий назван в честь Индии? (Название элемента № 49 произошло от синей (индиговой) линии в спектре этого элемента.)

    Тур 2 –« Составь название города»

    Выдаются карточки с символами химических элементов нужно назвать их и по первым буквам составить название города Кемеровской области. Элементы: Nb-ниобий, Os-осмий, W-вольфрам, Sn-олово, Cm-кюрий, U-уран, Au-золото, Ni-никель, Eu-европий, Ce-церий, Cd-кадмий. (Новокузнецк).

    Тур 3 -  «Составь формулу»

       Даны 8 символов химических элементов. За минуту надо составить как можно больше формул из знаков, изображенных на карточке; индексы использовать можно. (Элементы: H, O, K, S, Fe, C, Na, N).

       Тур 4 – «Исправь ошибку» (прием РКМ – «лови ошибку»)

       Как часто ответы учащихся на уроках пестрят всевозможными ошибками, и учите лю приходится исправлять их. Сейчас ис правлять ошибки придется командам, кото рым предлагается рассказ, содержащий химические ошибки.

      «В яркий солнечный день ребята отпра вились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из окси да алюминия, был сухим и чистым. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впе реди ребята увидели гусеничный трактор, ко торый тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Потом ребята снова вышли к реке и запели веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрач ной, как лакмус в кислоте. Сварили ужин и легли спать. Хорошим был этот день, ясным, в воздухе пахло озоном».

    Для проверки ошибки обозначены курсивом.

    Тур 5 -  «Конкурс капитанов»

    А. Вопросы капитанам

    Вопросы первому капитану

    1. Что в переводе с латинского означает «астат».
    2. Элемент, предотвращающий развитие кариеса.
    3. Жидкий металл.
    4. Соли сернистой кислоты.
    5. Реакция, протекающая с выделением теплоты.
    6. Сколько нейтронов в ядре водорода.
    7. Формула алмаза.
    8. Какой элемент придает красный цвет крови.
    9. Формула плавиковой кислоты.
    10. Цвет лакмуса в кислой среде.

    Вопросы второму капитану

    1. Заряд ядра водорода.
    2. Латинское название химического эле мента мышьяка.
    3. Формула воды.
    4. Самый активный металл.
    5. Агрегатное состояние брома.
    6. Цвет лакмуса в щелочи.
    7. Мельчайшая частица вещества.
    8. Название реакции между кислотой и щелочью.
    9. Чугун - это сплав, каких элементов.
    10. Соли угольной кислоты.

    Б. Конкурс пословиц и крылатых выражений для болельщиков. 

    Кто из вас знает крылатые выражения, пословицы, по говорки со словом «золото»? Назовите их.

    Примеры:

    1. Не все то золото, что блестит.

    2. Мал золотник, да дорог.

    3. Дружба дороже золота.

    4. Мастер - золотые руки.

    5. Золотая голова, золотой человек...

        Ту р 6 – «Эксперимент — источник знаний»

        А. Распознавание вещества

    Химия — наука эксперименталь ная. Многие ее законы открыты на основе опытов. Каждой команде необходимо распознать вещества в трех пробирках:

    1 команда: хлорид натрия, хлорид железа (III) и карбонат кальция.

    2 команда: карбонат калия, хлорид бария, сульфат меди (II).

    Б. «Объясните опыты»

    Учитель: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес. Смотрите!

    Опыт 1: учитель ставит стакан на стол, чтобы всем его было видно, и делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино. Объяснить опыт (в стакане налита щелочь, а перед выходом учитель смачивает палочку фенолфталеином).

    Учитель: Лучше мы сейчас приготовим из воды молоко.

    Опыт 2: Учитель берет 2 стакана, наполненных на 2/3 прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в молоко. Объясненить опыт (в стакане № 1 находится раствор Na2CO3 , а в стакане № 2 – раствор BaCl2, при их соединении получается осадок: Na2CO3   +  BaCl2  →  BaCO3↓  +  2NaCl).

                                                Белый осадок

    Учитель: А теперь можно опять превратить «молоко» в воду.

    Опыт 3: Учитель берет третий стакан с прозрачной жидкостью, наполненный на 2/3 стакана, и выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» опять превратилось в воду, жидкость стала прозрачной, выделился газ. Объяснить опыт (к осадку BaCO3    приливают раствор соляной кислоты, при этом осадок растворяется и выделяется газ: BaCO3  +  2HCl  →  BaCl2  +  H2O  +  CO2↑).

    Учитель. Но все запомните друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

        Тур 7 -   «Уравнения и типы реакций»

        А. Написать уравнения реакций, определить их типы

    1 команда

    2 команда

    Mg + HCl →? +?

    H2O →? +?

    Al + H2SO4 →Al2(SO4)3 +?

    HCl →? +?

    CH4 → C +?

    Ca +HCl →? +?

       Б. Тайм-аут – метаграммы (вопросы задаются по очереди двум командам)

    1. Корабли меня обходят,

    Лоцман знает наизусть.

    Если Л на Д заменят,

    То металлом окажусь.

    (Мель - медь.)

    2. Два элемента химических

    В метаграмме я вам задам:

    С X - элемент металлический,

    Ну а с Б - уже неметалл.

    (Хром - бром.)

    3. Элемент четвертой группы

    Перед вами на виду.

    Если Т на Р исправить,

    Будет деспот наяву.

    (Титан - тиран.)

    4. С КА - активный я металл,

    С ГЕ - я очень легкий газ.

    Чтобы ты нас разгадал,

    Глянь в систему еще раз.

    (Калий - гелий.)

    5.Прославлен всеми.

    Металл, испытанный огнем

    Манил к себе людей веками.                

    Алхимик жил в мечте о нем.              

    (Золото).

         III. Заключительная часть

         Жюри объявляет итоги конкурсов. Ведущий награждает победителей.

     Литература

    1. Алексинский, В.Н. Занимательные опыты по химии [Текст]: Пособие для учителя / В.Н. Алексинский. -  М.: Просвещение, 1980. – 96 с.

    2. Кузнецов, В.И. Химия на пороге тысячелетия [Текст] / В.И. Кузнецов // Химия в школе. - 1999. - №1. - С. 5-9.

    3. Макаров, К.А. Химия и здоровье [Текст]: книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов средней школы / К.А. Макаров. - М.: Просвещение, 1985. – 120 с.

    4. Брейгер, Л.М., Предметные недели в школе. Химия. Физика [Текст] / Л.М. Брейгер., П.В. Глинская. – М. : Учитель,  2005. – 46 с.

    «Турнир эрудитов». 9 класс.