Главные вкладки

    Методическая разработка по химии (9 класс) на тему:
    Внеклассное мероприятие по химии "Турнир эрудитов"

    В данной разработке представлены задания разного типа для проведения внеклассного мероприятия в 9 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    turnir_eruditov.doc85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 13»

    (городской конкурс программно-методических материалов)

    «Турнир эрудитов»

    (Внеклассное мероприятие по химии. 9 класс)

    Номинация: методические и творческие разработки.

    Составила: Марыгина Елена Александровна,

    учитель химии высшей квалификационной категории.

    Новокузнецк 2011

    Введение

    Проблема формирования устойчивого интереса к предмету химия может реализовываться через уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы, кружки, научно-исследовательскую деятельность.

    Внеклассные мероприятия, помимо общеучебных умений, активизируют познавательную деятельность обучающихся, систематизируют знания учащихся по химии, доказывают практическую значимость химии, знание законов и закономерностей в жизни человека, воспитывают самостоятельность в приобретении новых знаний, расширяют кругозор, в ходе таких мероприятий школьники учатся нестандартно мыслить, проверяют свою эрудицию. Форма внеклассных мероприятий может быть различной: заседания кружка, научно-исследовательская работа, КВН, ролевые игры, турниры и др. В силу психо- возрастных особенностей обучающихся наибольший интерес в 8-9 классах вызывает мероприятия состязательного характера.

    Согласно словарю  С. И. Ожегова, слово «турнир» - 1) в Западной Европе в средние века: состязание рыцарей; 2) спортивное соревнование по круговой системе, когда все участники имеют между собой по одной (иногда более) встрече. В словаре русских синонимов понятию  «турнир» соответствуют термины: соревнование, первенство, состязание, матч, встреча.

    Предлагаемое для конкурса методических разработок внеклассное мероприятие  «Турнир эрудитов» разработано учителем химии МБОУ СОШ № 13 с использованием материалов  методических пособий под редакцией Алексинского В.Н., Брейгера Л.М., Кузнецовой В.И.,  Макарова К.А. В конкурсной методической разработке представлен турнир по химии для обучающихся 9 классов. Работа составлена в соответствии с современными требованиями, в том числе с рекомендациями по разработке программы перехода основной школы на ФГОС.

    В разработке,  наряду с увлекательными заданиями, развивающими познавательный интерес, использованы приемы современной педагогической технологии РКМ (развитие критического мышления).

    Опыт проведения данного турнира эрудитов  на базе школы показал практическую значимость знаний по химии, свидетельствовал о заинтересованности обучающихся в данном предмете, позволил обобщить знания о веществе и химической реакции.

    К данной  методической разработке прилагается диск с электронным сопровождением внеклассного мероприятия, где указаны задания турнира.

    Внеклассное мероприятие  по химии

    «Турнир эрудитов» 

    (9 класс)

     Марыгина Е.А.

         Цель: формирование познавательного интереса к изучению химии через обобщение знаний о веществе и химической реакции.

         Задачи:

        Образовательная: закрепить навыки составления химических формул и уравнений реакций, определять их тип; совершенствовать умения работы с реактивами с соблюдением всех правил по технике безопасности.

        Развивающая: формировать познавательный интерес к химии, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы.

        Воспитательная: формировать безопасный образ жизни.

        Данное мероприятие можно провести после изучения блоков тем «Металлы» и «Неметаллы».

    Ход мероприятия

    I. Организационный момент

    Правила. В турнире эрудитов принимают участие ко манды 9 классов. Участвует 2 команды. Вопросы в турнире выходят за рамки школьной про граммы. Объявление о турнире должно быть помещено в кабинете химии за 3-4 недели до его проведения. В объявлении надо указать список литературы, по кото рой будут составлены вопросы турнира. За каждый правильный ответ  1 балл. В начале турнира выбирается жюри (это могут быть отдельные учащиеся).

    Оборудование: карточки с химическими элементами, текст для четвертого тура игры, химические стаканы, стеклянные палочки, пробирки, проектор. Слайды к мероприятию используются как оформление кабинета.

    Реактивы: хлорид натрия, хлорид железа (III) и карбонат кальция. карбонат калия, хлорид бария, сульфат меди (II), щелочь фенолфталеин, раствор Na2CO3, раствор BaCl2, соляная кислота.

    II. Конкурсная программа

    Тур 1 - «Разминка»

    1. Выберите ответ

    1. Название какого элемента означает «разрушитель»?

    1 - хлор,          2 - фосфор,      3 - азот,

    4 - фтор,         5 - кислород,     6 - крем ний.

    2. Какие вещества можно использовать при выпечке кондитерских изделий?

    1 - серная кислота,            2 - уксусная кислота,        3 - винный камень,

    4 - известковое молоко,    5 - хлорид аммония,         6 - питьевая сода.

    3. Название какого  элемента  в  переводе с латинского  означает «камень»?

    1 - хром,              2 - литий,                3 - железо,

    4 - фосфор,          5 - марганец,          6 - ни кель.

    4. Какое вещество называют угарным газом?

    1 - оксид углерода (IV),         2 - сероводород,              3 - метан,

    4 - серни стый газ,                   5 - оксид углерода (II),   6 – аммиак.

    2. Географические названия в химии.

    1. Какой химический элемент назван в честь евро пейского континента? (№ 63 - европий, открыт в 1901 году.)

    2. Этот элемент, выде ленный в 1898 году супругами Кюри, назван в честь ро дины Марии Склодовской-Кюри. (№ 84 - полоний.)

    3. Какой элемент назван в честь России? (№ 44 - ру тений. Выделен в 1844 году профессором Казанского университета К. К. Клаусом.)

    4. Верно ли утверждение, что индий назван в честь Индии? (Название элемента № 49 произошло от синей (индиговой) линии в спектре этого элемента.)

    Тур 2 –« Составь название города»

    Выдаются карточки с символами химических элементов нужно назвать их и по первым буквам составить название города Кемеровской области. Элементы: Nb-ниобий, Os-осмий, W-вольфрам, Sn-олово, Cm-кюрий, U-уран, Au-золото, Ni-никель, Eu-европий, Ce-церий, Cd-кадмий. (Новокузнецк).

    Тур 3 -  «Составь формулу»

       Даны 8 символов химических элементов. За минуту надо составить как можно больше формул из знаков, изображенных на карточке; индексы использовать можно. (Элементы: H, O, K, S, Fe, C, Na, N).

       Тур 4 – «Исправь ошибку» (прием РКМ – «лови ошибку»)

       Как часто ответы учащихся на уроках пестрят всевозможными ошибками, и учите лю приходится исправлять их. Сейчас ис правлять ошибки придется командам, кото рым предлагается рассказ, содержащий химические ошибки.

      «В яркий солнечный день ребята отпра вились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из окси да алюминия, был сухим и чистым. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впе реди ребята увидели гусеничный трактор, ко торый тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Потом ребята снова вышли к реке и запели веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрач ной, как лакмус в кислоте. Сварили ужин и легли спать. Хорошим был этот день, ясным, в воздухе пахло озоном».

    Для проверки ошибки обозначены курсивом.

    Тур 5 -  «Конкурс капитанов»

    А. Вопросы капитанам

    Вопросы первому капитану

    1. Что в переводе с латинского означает «астат».
    2. Элемент, предотвращающий развитие кариеса.
    3. Жидкий металл.
    4. Соли сернистой кислоты.
    5. Реакция, протекающая с выделением теплоты.
    6. Сколько нейтронов в ядре водорода.
    7. Формула алмаза.
    8. Какой элемент придает красный цвет крови.
    9. Формула плавиковой кислоты.
    10. Цвет лакмуса в кислой среде.

    Вопросы второму капитану

    1. Заряд ядра водорода.
    2. Латинское название химического эле мента мышьяка.
    3. Формула воды.
    4. Самый активный металл.
    5. Агрегатное состояние брома.
    6. Цвет лакмуса в щелочи.
    7. Мельчайшая частица вещества.
    8. Название реакции между кислотой и щелочью.
    9. Чугун - это сплав, каких элементов.
    10. Соли угольной кислоты.

    Б. Конкурс пословиц и крылатых выражений для болельщиков. 

    Кто из вас знает крылатые выражения, пословицы, по говорки со словом «золото»? Назовите их.

    Примеры:

    1. Не все то золото, что блестит.

    2. Мал золотник, да дорог.

    3. Дружба дороже золота.

    4. Мастер - золотые руки.

    5. Золотая голова, золотой человек...

        Ту р 6 – «Эксперимент — источник знаний»

        А. Распознавание вещества

    Химия — наука эксперименталь ная. Многие ее законы открыты на основе опытов. Каждой команде необходимо распознать вещества в трех пробирках:

    1 команда: хлорид натрия, хлорид железа (III) и карбонат кальция.

    2 команда: карбонат калия, хлорид бария, сульфат меди (II).

    Б. «Объясните опыты»

    Учитель: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес. Смотрите!

    Опыт 1: учитель ставит стакан на стол, чтобы всем его было видно, и делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино. Объяснить опыт (в стакане налита щелочь, а перед выходом учитель смачивает палочку фенолфталеином).

    Учитель: Лучше мы сейчас приготовим из воды молоко.

    Опыт 2: Учитель берет 2 стакана, наполненных на 2/3 прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в молоко. Объясненить опыт (в стакане № 1 находится раствор Na2CO3 , а в стакане № 2 – раствор BaCl2, при их соединении получается осадок: Na2CO3   +  BaCl2  →  BaCO3↓  +  2NaCl).

                                                Белый осадок

    Учитель: А теперь можно опять превратить «молоко» в воду.

    Опыт 3: Учитель берет третий стакан с прозрачной жидкостью, наполненный на 2/3 стакана, и выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» опять превратилось в воду, жидкость стала прозрачной, выделился газ. Объяснить опыт (к осадку BaCO3    приливают раствор соляной кислоты, при этом осадок растворяется и выделяется газ: BaCO3  +  2HCl  →  BaCl2  +  H2O  +  CO2↑).

    Учитель. Но все запомните друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

        Тур 7 -   «Уравнения и типы реакций»

        А. Написать уравнения реакций, определить их типы

    1 команда

    2 команда

    Mg + HCl →? +?

    H2O →? +?

    Al + H2SO4 →Al2(SO4)3 +?

    HCl →? +?

    CH4 → C +?

    Ca +HCl →? +?

       Б. Тайм-аут – метаграммы (вопросы задаются по очереди двум командам)

    1. Корабли меня обходят,

    Лоцман знает наизусть.

    Если Л на Д заменят,

    То металлом окажусь.

    (Мель - медь.)

    2. Два элемента химических

    В метаграмме я вам задам:

    С X - элемент металлический,

    Ну а с Б - уже неметалл.

    (Хром - бром.)

    3. Элемент четвертой группы

    Перед вами на виду.

    Если Т на Р исправить,

    Будет деспот наяву.

    (Титан - тиран.)

    4. С КА - активный я металл,

    С ГЕ - я очень легкий газ.

    Чтобы ты нас разгадал,

    Глянь в систему еще раз.

    (Калий - гелий.)

    5.Прославлен всеми.

    Металл, испытанный огнем

    Манил к себе людей веками.                

    Алхимик жил в мечте о нем.              

    (Золото).

         III. Заключительная часть

         Жюри объявляет итоги конкурсов. Ведущий награждает победителей.

     Литература

    1. Алексинский, В.Н. Занимательные опыты по химии [Текст]: Пособие для учителя / В.Н. Алексинский. -  М.: Просвещение, 1980. – 96 с.

    2. Кузнецов, В.И. Химия на пороге тысячелетия [Текст] / В.И. Кузнецов // Химия в школе. - 1999. - №1. - С. 5-9.

    3. Макаров, К.А. Химия и здоровье [Текст]: книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов средней школы / К.А. Макаров. - М.: Просвещение, 1985. – 120 с.

    4. Брейгер, Л.М., Предметные недели в школе. Химия. Физика [Текст] / Л.М. Брейгер., П.В. Глинская. – М. : Учитель,  2005. – 46 с.

    «Турнир эрудитов». 9 класс.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

    Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

    Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

    Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

    Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

    Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

    Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

    Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

    Внеклассное мероприятие по русскому языку и математике для младших школьников «Эрудиты»

    Развлекательная программа для детей начальных классов по русскому языку и математике...

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

    Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

    Конкурс Эрудитов (внеклассное мероприятие по физике - 7 класс)

    Разработка внеклассного мероприятия по физике для учащихся 7-х классов....

    Внеклассное мероприятие по истории "Конкурс эрудитов - знатоков истории" 7 класс

    Данное мероприятие поможет углубить и развить знания учащихся по истории России. Способствует осуществлению патриотического, нравственного воспитания учащихся. Помогает социализации учащихся, формируе...

    внеклассное мероприятие по математике "Бой эрудитов"

    Цифровой образовательный ресурс "Бой эрудитов" состоит из слайдов презентации и разработки внеклассного мероприятия. Форма работы - групповая и фронтальная. Конкурс сопровождается слайдовой презентаци...