Открытый урок в 9-м классе: Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы и их соединения".
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Выскребенцева Светлана Вячеславовна

Урок повторения и обобщения материала по теме "Металлы и их соединения". Разработан в форме игры "брей-ринг". Учащимся, разделенным на несколько команд, необходимо пройти 4 тура. 1 тур - вопрос-ответ ( на скорость и правильность ответов). 2 тур - решение цепочек превращений. 3-тур - решение расчетных задач и 4- тур - решение экспериментальных задач. А также есть дополнительное задание - "черный ящик". Ребята играют на специальные деньги "химы", которые в конце игры можно обменять на соответствующие оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_9_kl_-2010..doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по химии

в 9 классе по теме:

«Обобщение и систематизация знаний по теме:

«Металлы и их соединения».

Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах,  способах получения.________________________________________________

                          2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и  расчетных задач различного типа._________

                         3. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах  «зачет по теме»._____________________________________

Тип урока:     урок  обобщения и систематизации полученных знаний.__________

Методы:         урок-игра с решением экспериментальных и расчетных задач._____

Оборудование: флажки, карточки с условием расчетной и экспериментальной задач, «Черный ящик» с предметом из алюминия, три мини лаборатории, три кассеты с пронумерованными склянками, в которых следующие вещества: гидроксид натрия, хлорид алюминия, хлорид бария.____________________________________

Ход урока.

Методич. приемы.

I. Организационный момент.

    Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

II. Вступительное слово учителя.

  1. Сообщение темы и цели урока, что это не просто урок, а урок-игра, в которой будут соревноваться три команды.
  2. Деление класса на три команды.
  3. Сообщение условий игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.

III. Игра «Брейн-ринг»

Мы живем в 21 веке и сейчас огромное значение имеют деньги. Сегодня мы тоже будем играть на деньги, но непростые, а химические – химы. Это конвертируемая валюта и в конце урока вы сможете обменять заработанные деньги на оценки.

 Итак, 1 тур «Вопрос – ответ».

За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим.

  1. Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь).
  2. Как называются металлы 1 группы главной подгруппы? (щелочные).
  3. Какой металл самый легкий? (литий).
  4. Как называется сплав меди с оловом? (бронза).
  5. Перечислите физические свойства, общие для всех металлов. (электро-, теплопроводность, металлический блеск, пластичность).
  6. Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия).
  7. Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина).
  8. Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия).
  9. Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия).
  10.  Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться? (железо).
  11. При грунтовке потолков и стен используют раствор медного купороса. Можно ли его готовить и хранить в железных ведрах? (нет, т.к. железо более активный металл, чем медь и будет вытеснять её из раствора медного купороса).
  12.  Как получить гашеную известь из известняка? (известняк термически обработать, а затем добавить воды).
  13.  Как называется минерал, содержащий смешанный оксид железа II и III валентного. (магнетит или магнитный железняк).
  14.  Назовите процесс восстановления металлов из их растворов или расплавов под действием электрического тока. (электролиз).
  15. Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).

2 тур. Решить цепочку превращений. Максимально команда может заработать 5 химов (за каждое уравнение по 1 химу).

Сu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu

Для 1 и5 указать переход электронов, окислителя, восстановителя

Для 2 и 3– записать полное и сокращенное иное уравнение.

3 тур. Конкурс капитанов.  (3 хима).

Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу:

 Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?

Решение: m (Fe2O3) = 16,84*0,95 = 16 кг

                 16 кг     х кг

                 Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe

                1 к/моль  2к/моль

                160 кг  -  2*27=54кг       х = 16*54 / 160 = 5,4 кг.

        Ответ: 5,4 кг.

Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные химы в свою копилку.

«Черный ящик»:  в этом ящике находится предмет, выполненный из металла, который вам необходимо угадать. Первую подсказку я зачитываю бесплатно, если ни одна команда не отгадывает сразу этот металл, то последующие подсказки вы покупаете на заработанные уже деньги-химы, при чем право отгадать по подсказке будет у той команды, которая больше за нее заплатит. За правильно отгаданный металл команда получит 5 химов.

Подсказки: 1. Этот металл называют металлом ХХ века, хотя он известен еще с античных времен.

2. Еще недавно считалось, что этот достаточно активный металл не встречается в природе в свободном виде, как, например, золото, серебро или медь. Однако в 1978 г в породах Сибирской платформы был обнаружен  этот металл в самородном виде.

3. Существует легенда о том, что некий мастер, имя которого история не сохранила, принес римскому императору Тиберию (14-27 гг. н.э.) чашу из этого металла, напоминающего серебро, но более легкого. Подарок стоил жизни изобретателю: Тиберий приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро императорской сокровищницы.

3. Менделеев называл этот металл - металлом квасцов или глинием.

4. На всемирной выставке  в Париже на этот металл смотрели как на драгоценность, в то время  килограмм этого металла стоил 1200 долларов, дороже золота.

Проверка решений задачи на доске капитанов.

И наконец, 4 тур. «Вперед за экспериментом».

Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид алюминия, хлорид бария. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. (в склянке №1 – хлорид бария, в склянке №2 – гидроксид натрия, в склянке №3 – хлорид алюминия).

IV. Подведение итогов: подсчет химов и выставление оценок.

V.  Домашнее задание:

   Повторить §§ 4-14 к контрольной работе.

   Стр.     №5, стр.     №

2 мин.

1-2 мин.

30 мин.

Устно с места команды отвечают на вопросы

По 1 человеку с каждой команды по очереди записать 1 уравнение.

Капитаны решают задачу на доске.

Команды угадывают металл по подсказкам.

Команды выполняют опыты по распознава-

нию в-в.

3 мин.

1 мин.

Подготовка к зачету по теме:

«Металлы и их соединения».

Теория.

  1. Какой металл считается самым древним в использовании человеком?
  2. Как называются металлы 1 группы главной подгруппы?
  3. Какой металл самый легкий?
  4. Как называется сплав меди с оловом?
  5. Перечислите физические свойства, общие для всех металлов.
  6. Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании?
  7. Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам.
  8. Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды?
  9. Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это?
  10.  Какой металл способен намагничиваться и размагничиваться?
  11. При грунтовке потолков и стен используют раствор медного купороса. Можно ли его готовить и хранить в железных ведрах?
  12.  Как получить гашеную известь из известняка?
  13.  Как называется минерал, содержащий смешанный оксид железа II и III валентного.
  14.  Назовите процесс восстановления металлов из их растворов или расплавов под действием электрического тока.
  15. Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека?
  16.  Почему концентрированную серную кислоту перевозят в железных цистернах?
  17.  Чем отличается чугун от стали?
  18.  Какой металл в середине 19 века стоил дороже золота?
  19.  Как распознать катионы металлов: меди, бария, алюминия, железа?

Осуществить цепочки превращений:

  1. Сu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu
  2. Fe → FeCl2 → Fe(OH)2 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe
  3. Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3 → CaO → Ca

Решить задачи:

1. Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?

2. Какая масса гашеной извести может быть получена из 2 т известняка, содержащего 25% примесей?.

3. Сколько потребуется алюминия, чтобы при реакции с соляной кислотой получить столько водорода (в г), сколько его выделится при взаимодействии 1 моль натрия с водой.

Сколько потребуется алюминия, чтобы при реакции с соляной кислотой получить столько водорода (в г), сколько его выделится при взаимодействии 1 моль натрия с водой.

Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?

Сколько потребуется алюминия, чтобы при реакции с соляной кислотой получить столько водорода (в г), сколько его выделится при взаимодействии 1 моль натрия с водой.

Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?

Сколько потребуется алюминия, чтобы при реакции с соляной кислотой получить столько водорода (в г), сколько его выделится при взаимодействии 1 моль натрия с водой.

Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кислородсодержащие органические соединения"

Этот материал может быть применен в 10 классе в курсе "Органическая зимия" для обобщения имеющихся знаний учащихся и как подготовка к контрольной работе....

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

Открытый урок по химии в 9 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме : Металлы и их соединения"

Открытый урок по химии в 9 классе  "Обобщение и систематизация знаний по теме: Металлы и их соединения"Содержание.1.Цель урока .2.Тип урока3.Методы .4.Оборудование. 5.Ход урока....

Урок химии в 11 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Вещества и их свойства"

Данная разработка предполагает повторение и закрепление пройденного материала по теме "Вещества и их свойства": классификаци., номенклатуру, физические и химические свойства кислот, основани...

Урок химии в 8 классе. Обобщение и систематизация знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Цель урока: повторить классификацию и название химических веществ, закрепить умения проводить расеты по химическим уравнениям, записывать уравнения химических реакций и определять их тип, проводить хи...

Конспект урока геометрии в 9 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме «Метод координат»

Краткая аннотация урока:·        Класс: 9 класс, учебник "геометрия 7-9", авторы  Л.С. Атанасян и др.·...

Презентация к уроку геометрии в 9 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме «Метод координат»

Презентация к уроку геометрии в 9 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме «Метод координат»...