Открытый урок по химии на тему:«Составление формул бинарных соединений» для 8х классов!
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Тема урока. Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления химических элементов и валентности. В материале присутствуют все этапы урока от организационной части до заключения и подведения итогов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx50.32 КБ
Office presentation icon prezentaciya_uroka_stepen_okisleniya.ppt1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  «Составление формул бинарных соединений»

8 класс

Эпиграф: «Химические формулы говорят целую история вещества».

                                                                                                          Д.И.Менделеев

Тема урока. Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления химических элементов и валентности.

 Место данного урока в теме: второй урок в данной теме.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  1. закрепить у учащихся понятие степени окисления, бинарные соединения, химическая формула;
  1. научить правильно составлять химические формулы бинарных соединений по степени окисления химических элементов и валентности. 
  2. Развивающие:
  1. научить приемам сравнения и обобщения изучаемых понятий ;
  2. отработать умения и навыки в определении степени окисления по химическим формулам;
  3. продолжить развитие навыков самостоятельной работы  (через работу с учебником);
  4. умения работать в парах (при проверке домашнего задания) ;
  5. способствовать развитию логического мышления   (через вопросы заставляющие логически мыслить)
  1. Воспитательные:
  1. формировать чувство толерантности (терпимости и уважения к чужому мнению), взаимопомощи
  2. осуществлять эстетическое воспитание  (через оформление доски и тетрадей, при применении презентации)
  3. развивать уважение к мыслителям прошлого  (при помощи высказываний великих людей).

Практическая направленность: умение составлять формулы веществ при решении практических задач.

Технические средства обучения: 

  1. ПК, проектор, экран
  2. Периодическая система Д.И. Менделеева
  3. Презентация (авторская разработка)
  4. О.С.Габриелян, « Учебник. Химия 8 класс».

Раздаточный материал:

  1. Тест
  2. Алгоритм для составления формул бинарного соединения.
  3. Номенклатура бинарных соединений.

Тип урока: комбинированный

Методы и технологии: 

  1. Словесно-наглядно-практический метод
  2. «Урок – упражнение»
  3. Использование информационных технологий
  4. Практический метод
  5. Коммуникативный метод
  6. Игровой метод

Этапы урока: 

  1. Организационный момент. (Приветствие, готовность, мотивация)
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Практическая значимость.(Видео фрагмент)
  4. Постановка темы урока и ее целей. Активизация мыслительных действий (через высказывания великий людей).
  5. Обобщение. Выведение алгоритма составления формулы бинарного соединения. (Раздаточный материал)
  6. Закрепление.
  7. Итоговое обобщение.
  8. Оценки за урок.
  9. Домашнее задание.
  10. Рефлексия.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

(Учебник, тетрадь, дневник, дидактический материал). Приветствие, готовность, мотивация.
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют мои коллеги, поприветствуйте их.

Притча Сократа:

«Три человека тащат тяжёлые камни в город. Пот катится со всех трёх.

Одного спросили:

– Что ты делаешь?

– Тащу эту проклятую ношу.

Второго спросили:

– Что ты делаешь?

– Зарабатываю на хлеб себе и семье, – бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос улыбнулся:

– Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям и утешение им!»

Вывод: Труд имеет значимость для каждого из нас. С помощью трудовой, сознательной деятельности каждый человек создаёт для себя и для людей блага.

Я хочу вас спросить: «А зачем вы пришли ко мне на урок?»

Учитель говорит о том, что дети приходят на занятия по химии, чтобы сделать открытия, чтобы  узнать что то новое.

Учитель рассказывает о том, что когда то и он, будучи учеником, открыл для себя химические формулы. Сейчас он знает их много, но ему не надо их заучивать.Для того, чтобы написать формулу вещества, достаточно знать всего лишь одно химическое понятие «Степень окисления», с которым вы познакомились на прошлом уроке.

2. Проверка домашнего задания.

 Тест. (приложение 1)

1.Степень окисления - это величина

а) постоянная

б) переменная

в) постоянная и переменная

2. Высшая степень окисления фосфора равна:

а) номеру группы, т.е. 5,

б) нулю,

в) трем.

3. Степень окисления хлора равна -1 в:

а) Cl2O3,

б) PCl5,

в) Cl2.

4.В каком соединении степень окисления определена не верно:

а) Mg+2 O-2

б) P2+2 O5-3

в) H+1 CL-1

5.Степени окисления марганца в соединениях MnO, MnO2, Mn2O7 соответственно равны:

а)+1,+2,+7

б)+2,+4,+7

в)+1,+2,+2

3. Практическая значимость.

- Посмотрите на формулы веществ  представленных на слайде. Что у них общего? (состоят из двух элементов, т.е. являются бинарными).

Из представленных формул есть важнейшие из них.

Н2О-самое удивительное, распространенное и самое необходимое вещество на нашей планете .Без воды никуда.

СО2-углекислый газ, основа процесса фотосинтеза, т.е. нашего дыхания, используется для приготовления газированных напитков, сухой лед для хранения мороженного.

Al2O3- оксид алюминия входит в состав минералов и горных пород, является основой драгоценных камней (рубин, сапфир)

CaO - оксид кальция, применяется в строительстве для получения вяжущих материалов.

Более подробно с ними познакомимся на следующем уроке.

4. Учитель объявляет тему урока – запись темы в тетрадь.

 Сегодня на уроке мы научимся  составлять химические формулы бинарных соединений по степени окисления химических элементов и валентности.

Составить формулу вещества, значит определить индексы, показывающие число атомов в молекуле.

А сейчас вы получите алгоритм как составлять формулу бинарного соединения, который вклейте в тетрадь. Раздать раздаточный материал «Алгоритм составления формулы бинарного соединения» 

             Алгоритм составления формулы бинарного соединения.(приложение 2)

  1. На первом месте пишется элемент с меньшей электроотрицательностью  (См. в таблицу Д.И. Менделеева).
  2. Элемент  написанный на первом месте имеет положительный заряд, а на втором отрицательный. Указать для каждого элемента степень окисления.
  3. Найти наименьшее общее кратное для значений степеней окисления. (Число которое делится на исходные числа без остатка).
  4. Разделить наименьшее общее кратное на значение степени окисления и полученные индексы приписать внизу справа после символа соответствующего элемента.
  5. Проверка. Суммарное значение степеней окисления равно 0.

Пример:

  1. AL  S
  2. AL+3S-2
  3. НОК:  3 *2=6
  4. AL    6:3=2

S       6:2=3

  1.  AL2S3

 Закрепление.

Задание: попробуем составить формулы содержащие  Ca и Сl, AL и O.

- А как назвать эти бинарные вещества?

Правило составления названия бинарных веществ. (приложение3)

1.Названия состоят из двух слов.

2.Первое слово обозначает электроотрицательную часть соединения – неметалл, его латинское название с суффиксом –ид стоит всегда  в именительном падеже.

3.Второе слово обозначает электроположительную часть – металл или менее электроотрицательный элемент, его название в родительном падеже.

  1. AL2S3  - сульфид алюминия
  2. CaCl2- хлорид кальция
  3. AL2O3 – оксид алюминия

Запомнить!

ЭxHy  -  гидриды                  

ЭxOy  - оксиды

ЭxSy  -сульфиды

ЭxCly -хлориды

ЭxBry -бромиды

ЭxFy - фториды

ЭxPy- фосфиды

ЭxNy -нитриды

ЭxIy –йодиды

ЭxCy -карбиды

ЭxSiy  -силициды 

- Составьте формулы веществ состоящих из Fe+3 и Cl, Fe+2 и Cl.

А как же назвать эти вещества?

FeCl3 -  хлорид железа (III)

FeCl2 - хлорид железа (II)

5.Понятие о валентности.

Валентность - это свойства атомов одного химического элемента присоединять определённое число атомов другого.
Это понятие было введено в химию в 1853 г. английским химиком-органиком Франклендом для обоснования количественных отнощений атомов элементов в химических соединениях. Развитие учения о валентности в большой степени связано с открытием Д.И. Менделеевым Периодического закона. Им была установлена связь между валентностью элемента и его положением в периодической системе, введено понятие о переменной валентности. Учение о строении атомов и молекул способствовало разработке электронной теории валентности.
Для расчётов, для составления формул веществ неоходимо знать количественные соотношения атомов различных элементов, в которых они соединяются.
Валентность показывает, со сколькими атомами одновалентного элемента соединяется атом данного элемента.
Одновалентными считают все элементы, атомы которых в двухэлементных соединениях всегда связаны с одним атомом другого элемента. Примером одновалентного элемента является водород. Поэтому считается, что валентность элемента указывает на то, со сколькими атомами водорода соединён один атом рассматриваемого элемента. Например: в HCl хлор-одновалентен, в H
2O кислород-двухвалентен,в NH3 азот-трёхвалентен.
Водородные соединения известны не для всех элементов, но почти все элементы образуют соединения с кислородом О. Кислород считается всегда двухвалентным.

Таблица постоянных валентностей.

Валентности

Элементы

I

H, Na, Li, K, Rb, Cs

II

O, Be, Mg, Ca, Sr, Ba, Ra, Zn, Cd

III

B, Al, Ga, In

Используя валентности можно составить формулу соединения.
Химическая формула-это условная запись состава вещества посредством химических знаков и индексов.
Например: H
2O-формула воды, где Н и О-химические знаки элементов, 2-индекс, который показывает число атомов данного элемента, входящих в состав молекулы воды.
При названии веществ с переменной валентностью обязательно указывается его валентность, которая ставится в скобки. Например, Р
2О5- оксид фосфора (V).

Правила определения валентности
элементов в соединениях

Валентность водорода принимают за I (единицу). Тогда в соответствии с формулой воды Н2О к одному атому кислорода присоединено два атома водорода.

Кислород в своих соединениях всегда проявляет валентность II. Поэтому углерод в соединении СО2 (углекислый газ) имеет валентность IV.

Учитель. Как определить валентность элемента, исходя из таблицы Д.И.Менделеева?

У металлов, находящихся в группах а, валентность равна номеру группы.

У неметаллов в основном проявляются две валентности: высшая и низшая (схема).

Высшая валентность равна номеру группы.

Низшая валентность равна разности между числом 8 (количество групп в таблице) и номером группы, в которой находится данный элемент.

Учитель. Например: сера имеет высшую валентность VI и низшую (8 – 6), равную II; фосфор проявляет валентности V и III.

Валентность может быть постоянной (у элементов главных подгрупп таблицы Д.И.Менделеева) или переменной (у элементов побочных подгрупп в таблице), но с этим явлением вы познакомитесь чуть позже, а если интересуетесь, то почитайте учебник 9-го класса.

Валентность элементов необходимо знать, чтобы составлять химические формулы соединений. Для этого удобно воспользоваться следующей таблицей.

Таблица

Алгоритм составления формулы соединения В и О

Последовательность действий

Составление формулы оксида бора

1. Написать символы элементов

В О

2. Определить валентности элементов

V  II
В O

3. Найти наименьшее общее кратное численных значений валентностей

3•2 = 6

4. Найти соотношения между атомами элементов путем деления найденного наименьшего кратного на соответствующие валентности элементов

6 : 3 = 2, 6 : 2 = 3;

В : О = 2 : 5

5. Записать индексы при символах элементов

В2 О3

6. Формула соединения (оксида)

В2О3

Учитель. Запомните еще два правила для составления химических формул соединений неметаллов между собой.

1) Низшую валентность проявляет тот элемент, который находится в таблице Д.И.Менделеева правее и выше, а высшую валентность – элемент, расположенный левее и ниже. (Демонстрация таблицы Д.И.Менделеева.)

Например, в соединении с кислородом сера проявляет высшую валентность VI, а кислород – низшую II. Таким образом, формула оксида серы будет SO3.

В соединении кремния с углеродом первый проявляет высшую валентность IV, а второй – низшую IV. Значит, формула – SiC. Это карбид кремния, основа огнеупорных и абразивных материалов.

      Итоговое обобщение

  1. Используя знания, полученные на этом уроке, составьте формулы следующих веществ: фосфида кальция, оксида свинца (IV)
  2. Найдите соответствие между формулой вещества и его названием

Формула вещества

Название вещества

1

Na2S

А

Оксид меди (I)

2

Cu2O

Б

Хлорид меди (II)

3

CuCl2

В

Сульфид натрия

Итог урока, выставление оценок  

        Домашнее задание:

На «3» - §17,упр.2

На «4» - §17,упр.2 и 5

На «5» - §17,упр.2,3 и 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Степень окисления. составление формул бинарных соединений" 8 класс

составление формул по степени окисления, название бинарных соединений...

Валентность атомов химических элементов. Номенклатура бинарных соединений. Составление формул бинарных соединений.

Валентность атомов химических элементов.Номенклатура бинарных соединений.Составление формул бинарных соединений....

Открытый урок по химии в 9 классе «Бинарные соединения серы»

Автор - О. С. Габриалян. Урок проводится после изучения серы и серной кислоты. Работа учащихся в трёх группах....

Названия бинарных соединений. Алгоритм составления формулы бинарного соединения. (8 класс)

Названия бинарных соединений. Алгоритм составления формулы бинарного соединения. (8 класс)...

Урок по химии "Составление формул бинарных соединений".

Урок по химии в 8 классе. Давно хотела попробовать уроки на опережение. В интернете информации мало, отовсюду понемногу - получилось вроде неплохо. Сужу по впечатлению от урока и от его результативнос...