Практические работы за курс 9 класса по программе Габриэляна О.С.
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Представлены разработки практических работ за курс химии 9 класса по программе Габриэляна О.С. Предложены формы отчетов по практическим работам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya_-_9.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГРАФИК  ВЫПОЛНЕНИЯ  ПРАКТИЧЕСКОЙ  ЧАСТИ

ТЕМА

ДАТА

1

Практическая работа №1: Свойства амфотерных веществ

2

Практическая работа №2: Качественные реакции на ионы металлов.

3

Практическая работа №3: Получение соляной кислоты и изучение ее свойств.

4

Практическая работа №4: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

5

Практическая работа №5: Получение аммиака и опыты с ним.

6

Практическая работа №6: Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».

7

Практическая работа № 7: Получение оксида углерода (IV)  и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ТЕМА

ДАТА

1

Свойства гашеной и негашеной извести.

2

Коллекция изделий из алюминия.

3

Получение и свойства Al(OH)3

4

Получение и свойства Fe(OH)2  и  Fe(OH)3

5

Взаимодействие порошка и гранул цинка с соляной кислотой.

6

Разложение Н2О2 в присутствии MnO2.

7

Качественная реакция на ион алюминия.

8

Распознавание солей аммония.

9

Качественные реакции на ионы NO3-   и  NO2-

10

Качественная реакция на ион РО43-.

11

Получение, собирание и распознавание СО2.

12

Знакомство с коллекцией карбонатов.

13

Качественные реакции на карбонаты.

14

Знакомство с коллекцией природных соединений кремния.

15

Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  №1

СВОЙСТВА  АМФОТЕРНЫХ  ВЕЩЕСТВ

Цель работы:

  1. изучить на практике условия получения амфотерного основания и его свойств;
  2. продолжить осуществление контроля за сформированностью умения проводить химический эксперимент и фиксировать его результат.

Оборудование:  штатив с пробирками, пипетка;

Реактивы: растворы хлорида цинка, гидроксида натрия, соляной кислоты.

Задание 1.  Получение гидроксида цинка

  1. К 1 мл раствора хлорида цинка осторожно  (по каплям) добавляйте раствор гидроксида натрия. Что наблюдаете? Запишите признаки реакции:

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

  1. Составьте уравнение проведенной реакции  в молекулярном и ионном виде:

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Задание 2. Изучение свойств гидроксида цинка

  1. Полученный гидроксид цинка разделите на 3 пробирки. Одна пробирка будет являться контрольной. Во вторую пробирку прилейте раствор соляной кислоты. Запишите наблюдения:

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - -- - - - - - -- - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - -- - - -

  1. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

  1. В третью пробирку прилейте избыток раствора гидроксида натрия. Что наблюдаете?

- - - - - -- - -- - - - - - - - - - - - - - -- - - - -- - -- - - - - - - - --- - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

  1. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде:

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

  1. Сформулируйте вывод о свойствах гидроксида цинка:

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Приведите рабочее место в порядок.

Оформите отчет о проделанной работе.

ОТЧЕТ:

Оборудование: _____________________________________________________________________

Реактивы: ________________________________________________________________________

Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями)

Что наблюдал? Уравнения реакций

Выводы

Ответы на контрольные вопросы

Задание 1.  Получение гидроксида цинка

Уравнение реакции: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Условие реакции _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Тип реакции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 2. Изучение свойств гидроксида цинка

а) взаимодействие с кислотами

--------------------------------

б) взаимодействие с щелочами

Уравнение реакции: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Условие реакции _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Тип реакции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

----------------------------------------------------------------

Уравнение реакции: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Условие реакции _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Тип реакции _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

---------------------------------

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА  №2

КАЧЕСТВЕННЫЕ  РЕАКЦИИ  НА  ИОНЫ  МЕТАЛЛОВ

Цель работы:

  1. экспериментальным путем проверить качественный состав солей;
  2. совершенствовать навыки проведения реакций ионного обмена.

Оборудование: штатив с пробирками, пипетка;

Реактивы: растворы хлорида бария, нитрата серебра, сульфата натрия, сульфата железа (II), гидроксида натрия, красной кровяной соли.

Задание 1.

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида бария. Опишите этапы эксперимента и результаты наблюдений.

Составьте уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде:

  1. качественная реакция на ион Ва2+

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. качественная реакция на ион Cl-

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 2.

Проведите реакции, подтверждающие состав сульфата железа (II). Опишите этапы эксперимента и результаты наблюдений.

Составьте уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде:

  1. качественная реакция на ион Fe2+

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. качественная реакция на ион SO42-

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 3.

Опытным путем докажите присутствие ионов Ag+ в растворе нитрата серебра. Составьте уравнение в молекулярном и ионном виде.

Задание 4.

Опытным путе докажите присутствие ионов Fe3+ в растворе хлорида железа (III). Составьте уравнение в молекулярном и ионном виде.

ОТЧЕТ:

Оборудование: _____________________________________________________________________

Реактивы: ________________________________________________________________________

Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями)

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

Ответы на контрольные вопросы

Задание 1.  

Проведите реакции, подтверждающие качественный состав хлорида бария

 Качественная  реакция на ион Ва2+: _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Качественная реакция на ион Cl- _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 2.

Проведите реакции, подтверждающие состав сульфата железа (II).

Качественная реакция на ион Fe2+ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Качественная реакция на ион SO42- _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 3.

Опытным путем докажите присутствие ионов Ag+ в растворе нитрата серебра.

Качественная реакция на ион Ag+_ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 4.

Опытным путе докажите присутствие ионов Fe3+ в растворе хлорида железа (III).

Качественная реакция на ион  Fe3+ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Приведите свое рабочее место в порядок.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  №3

ПОЛУЧЕНИЕ  СОЛЯНОЙ  КИСЛОТЫ  И ИЗУЧЕНИЕ  ЕЕ СВОЙСТВ

Цель работы:

  1. практически изучить условия получения хлороводорода и его свойства, способы сбора в сосуд;
  2. на примере соляной кислоты изучить общие свойства кислот и подтвердить их химическими опытами;
  3. закрепить ПТБ при работе с концентрированной серной кислотой.

Инструкция к работе

I.    ПОЛУЧЕНИЕ  СОЛЯНОЙ  КИСЛОТЫ  

  1. Собрать  прибор для получения хлороводорода.
  2. В пробирку-реактор поместить 1 см3кристаллического хлорида натрия. Добавить стеклянной пипеткой немного конц. серной кислоты так, чтобы соль была лишь слегка смочена кислотой (стеклянную пипетку положите на подставку штатива или в стакан с водой, но не стол!). обратите внимание на запах выделяющегося газа.
  3. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Закрепите пробирку-реактор в лапке штатива, конец газоотводной трубки поместите  в пробирку, в которую налейте воды до 1∕3 ее объема. Расстояние между газоотводной трубкой и поверхностью воды должно быть минимальным.

Внимание!

Следите за тем, чтобы газоотводная трубка не касалась воды! Иначе воду перебросит в горячую пробирку-реактор и стекло лопнет

  1. Начинайте нагревать пробирку с хлоридом натрия: сначала прогрейте всю пробирку, а затем ее нижнюю часть.
  2. Следите за процессом выделения хлороводорода и растворением его в воде. Наблюдайте, как от поверхности воды вниз будут опускаться  струйки тяжелой жидкости. Объясните, с чем это связано.
  3. Пропускайте хлороводород в воду до тех пор, пока не прекратиться реакция в пробирке-реакторе. Если раствор хлороводорода сильно нагреется, то замените пробирку с полученной соляной кислотой на пробирку с холодной водой. Пробирку с соляной кислотой поставьте в штатив для пробирок.
  4. Прибор разбирайте не сразу. Пробирку-преемник несколько раз встряхните не отсоединив от прибора (для полного растворения хлороводорода). Когда остынет пробирка реакционной смесью, разберите прибор.

II.  ИЗУЧЕНИЕ   СВОЙСТВ  СОЛЯНОЙ  КИСЛОТЫ

1). Отношение  кислоты к индикаторам

Лакмус ________________________

Метилоранж ____________________

2). Взаимодействие  с металлами

 В пробирку с раствором соляной кислоты HCl  добавить гранулу  Zn . Пробирку немного нагреть (не кипятить!)

Признак реакции __________________________________________________________________________

Уравнение реакции  Zn + HCl = ______________________________________________________________

3). Взаимодействие  с оксидами металлов.

В пробирку с раствором соляной кислоты добавить горошину оксида меди CuO. Пробирку немного нагреть (не кипятить!).

Признак реакции ___________________________________________________________________________

Уравнение реакции   CuO + HCl = _____________________________________________________________

4).  Взаимодействие  с основаниями.

 В пробирку с раствором гидроксида натрия NaOH  (добавить 1 каплю ф – ф)  добавить 1 – 2 мл раствора соляной кислоты (до исчезновения малиновой окраски).

Признак реакции ___________________________________________________________________________

Уравнение реакции  NaОН + HCl = ____________________________________________________________

Ионное уравнение реакции:__________________________________________________________________


 Сокращенное ионное уравнение реакции ______________________________________________________


5). Взаимодействие с солями. В пробирку с раствором соляной кислоты HCl добавить 1 – 2 капли раствора нитрата серебра    AgNO3 (качественная реакция на ион хлора Cl-).



Признак реакции ___________________________________________________________________________

Уравнение реакции HCl + AgNO3 = ____________________________________________________________

Ионное уравнение реакции: __________________________________________________________________________________________


Сокращенное ионное уравнение реакции __________________________________________________________________________________________



Приведите рабочее место в порядок.

Составьте отчет о проделанной работе.

ОТЧЕТ:

Оборудование: ___________________________________________________________________

Реактивы: _______________________________________________________________________

Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями)

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

Ответы на контрольные вопросы

I. Получение соляной кислоты.

(рисунок)

--------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

II. Изучение свойств соляной кислоты

1). Отношение  кислоты к индикаторам

--------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------

2). Взаимодействие  с металлами

--------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

3). Взаимодействие  с оксидами металлов.

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

4).  Взаимодействие  с основаниями.

--------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

5). Взаимодействие с солями.

--------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  №4

РЕШЕНИЕ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ  ЗАДАЧ  ПО  ТЕМЕ:

 «ПОДГРУППА  КИСЛОРОДА»

Цель работы:

  1. применить знания, полученные при изучении темы «Элементы VIА группы и их соединения», в экспериментальном решении задач;
  2. закрепить навыки проведения химического эксперимента.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатель.

Реактивы: оксид меди, цинк, песок, растворы:  серной кислоты, соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида бария, нитрата натрия, сульфата меди.

Задание 1.

В трех пробирках даны растворы веществ. С помощью качественных реакций определите, что находится в пробирках №№1, 2, 3.

ВАРИАНТ 1.

В пробирках №№1, 2, 3 растворы сульфата натрия, сульфита калия, серной кислоты.

ВАРИАНТ 2.

В пробирках №№1, 2, 3 растворы сульфата меди, серной кислоты, сульфида натрия.

Запишите наблюдения и соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Задание 2.

С какими из нижеперечисленных веществ взаимодействует разбавленная серная кислота? Подчеркните названия этих веществ.

Оксид кремния (IV)

Гидроксид натрия

Гидроксид железа (III)

Хлорид бария

Нитрат натрия

Цинк

Медь

Вода

Проведите два опыта по выбору. Запишите признаки реакций и составьте уравнения в молекулярном и ионном виде.

Задание 3.

Опытным путем осуществите следующие превращения:

ВАРИАНТ 1

 Сульфат меди  (II) → гидроксид меди  (II)  → оксид меди (II)

ВАРИАНТ 2

Оксид меди (II)   → сульфат меди  (II)  → сульфат натрия.

Составьте план проведения превращений. Запишите уравнения всех проведенных химических реакций в молекулярном и ионном виде.

Приведите рабочее место в порядок.

Составьте отчет о проделанной работе.

ОТЧЕТ:

Оборудование: ___________________________________________________________________

Реактивы: _______________________________________________________________________

Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями)

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

Ответы на контрольные вопросы

Задание 1.

Определить, что в пробирках №№1, 2, 3

--------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------

В пробирке №1: _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _  _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

--------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

В пробирке №2: _ _ _  _ _   _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

--------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

В пробирке №3:  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 2.

С какими из нижепе-речисленных веществ взаимодействует разбав-ленная серная кислота?

1. -----------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2. -----------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 3.

Осуществить превра-щение.

--------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

--------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  №5

ПОЛУЧЕНИЕ  АММИАКА  И  ОПЫТЫ  С НИМ

Цель работы:

  1. овладеть одним из способов получения аммиака;
  2. совершенствовать умение собирать прибор для получения газов;
  3. познакомиться экспериментальным путем с некоторыми свойствами аммиака.

Оборудование: лабораторный штатив, сухие пробирки, пробка с газоотводной трубкой, ступка, ложки для сыпучих веществ, спиртовка, спички, стакан с водой.

Реактивы: кристаллический гидроксид кальция, кристаллический хлорид аммония, раствор соляной кислоты, раствор ф – ф.

Задание 1.  Получение и сбор аммиака

  1. Соберите прибор для получения аммиака.
  2. В фарфоровую ступку  поместите кристаллический хлорид аммония и кристаллический гидроксид кальция в соотношении 2:1 и разотрите смесь пестиком. Происходит ли образование аммиака при этих условиях? (Опыт удается лучше, если известь слегка влажная).
  3. Полученную  смесь всыпьте в пробирку (на 1∕5 часть ее объема), которую затем закройте пробкой с газоотводной трубкой и закрепите в штативе так, чтобы дно ее было несколько выше отверстия. На конец газоотводной трубки наденьте пробирку – приемник для собирания аммиака.
  4. Пробирку со смесью  хлорида аммония и гидроксида кальция прогрейте сначала всю, а затем нагревайте в том месте, находится смесь.
  5. Для обнаружения аммиака поднесите влажную фенолфталеиновую бумажку к отверстию пробирки – приемника.
  6. Обнаружив аммиак, наполните им пробирку способом вытеснения воздуха.
  7. Когда пробирка – приемник  наполнится газом, снимите ее с газоотводной трубки и отверстие закройте большим пальцем. Конец газоотводной трубки закройте мокрой ватой.
  8. Опустите пробирку – приемник (вверх дном) в стакан с водой и отведите палец от отверстия. Слегка покачивайте пробирку и наблюдайте, как вода поднимается вверх пробирки.  Снова закройте отверстие пробирки пальцем (под водой) и выньте пробирку из сосуда.

Ответьте на вопросы: (ответы внесите в отчет)

  1. Почему пробирку – реактор со смесью гидроксида кальция и хлорида аммония нужно укреплять в лапке штатива так, чтобы ее дно было немного выше отверстия (ранта)?
  2. Почему аммиак собирают в перевернутую вверх дном пробирку – приемник?
  3. Как выглядит уравнение реакции получения аммиака?
  4. Какова растворимость аммиака в воде?
  5. Как выглядит уравнение, отражающее взаимодействие аммиака с водой?
  6. Как доказать, что в водном растворе аммиака содержится гидроксид-ионы?

Задание 2.

  1. В пробирку налейте 6  - 7 мл водного раствора аммиака и добавьте 1 – 2 капли раствора  фенолфталеина. Каков цвет раствора?
  2. Разделите содержимое пробирки на две части. Возьмите одну часть и нагрейте раствор до кипения. Как изменился цвет раствора? Почему?

Задание 3.

  1. Ко второй пробирке добавьте по каплям раствор соляной кислоты до исчезновения окраски. Почему исчезла окраска?
  2. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Приведите рабочее место в порядок.

Составьте отчет о проделанной работе.

ОТЧЕТ:

Оборудование: _________________________________________________________________

Реактивы: ____________________________________________________________________

Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями)

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

Ответы на контрольные вопросы

Задание 1.

Получение аммиака и исследование его физических свойств.

(рисунок)

--------------------------------------------------------------

(условие реакции)

Для обнаружения аммиака _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _

Физические свойства аммиака:  _ _ _ __ __ __ воздуха, поэтому сухая пробирка – приемник  _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ .

Mr(NH3) =

Dвозд. =

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 2.

Исследование хими-ческих свойств аммиака

1. Растворение аммиака в воде.

2. Взаимодействие с кислотами: соляной кислотой

1. -----------------------------------------------------------

Аммиак  _ _ _ _ _ _ растворим в воде, это можно определить _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ -

Продукт взаимодейст-вия аммиака с водой называется  _ _ _ _ _ . Относится к классу  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ . Механизм образо-вания химической связи в катионе  _ _ _ _  _ _ _. Тип реакции  _ _ _ _  .

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2. ----------------------------------------------------------(условие реакции)

Почему исчезла первоначальная  ок-раска раствора?

Название продукта взаимодействия ам-миака с соляной кислотой  _ _ _ _ _ _ . К какому классу относится продукт реакции?  _ _ _ _ _ _

Тип реакции  _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 3.

Исследование свойств водного раствора аммиака.

1. Отношение к индикаторам.

2. Нагревание водного раствора аммиака (окрашенного ф – ф)

1. -----------------------------------------------------------

Каков цвет раствора?

Водный раствор аммиака проявляет свойства  _ _ _ _ _ _ .  Роль катиона выпол-няет группа  _ _ _ _, которая называется  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

2. -----------------------------------------------------------

Как изменился цвет раствора? Почему?

Между левой и правой частями уравнения поставлен знак  _ _ _  _, т.к. данная реакция  _ _ _ __ _ _ _ _ __ _ _ .

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  №6

РЕШЕНИЕ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ  ЗАДАЧ  ПО  ТЕМЕ:

«ПОДГРУППА  АЗОТА»

Цель работы:

  1. совершенствовать умение решать качественные задачи экспериментально на конкретном материале;
  2. объяснять проводимые химические реакции в свете представлении об ЭД и об ОВР.

Оборудование:  штатив с пробирками; универсальная индикаторная бумага.

Реактивы: растворы соляной кислоты, серной кислоты, азотной кислоты, фосфорной кислоты, гидроксида натрия, ф – ф, хлорида натрия, нитрата серебра, фосфата калия, сульфата меди (II), хлорида бария, карбоната натрия, нитрата бария, оксид меди, гидроксид кальция (твердый), сульфат аммония (твердый), нитрат аммония (твердый), вода, в пронумерованных пробирках образцы удобрений: хлорид калия, аммиачная селитра, сульфат аммония.

Внимание!

В экспериментах на распознавание веществ не забывайте отбирать пробы. Проводите опыты именно с ними!

Все соли азотной кислоты ядовиты, не допускайте их попадания на слизистые оболочки и кожу. В случае попадания на кожу и в глаза , их промывают чистой водой в течение 3 – 5 минут. При попадании внутрь после промывания желудка вызывают медицинскую помощь.

Задание 1.

Пользуясь соединениями, содержащими азот или фосфор, проведите реакции, которым соответствуют следующие ионные уравнения:

ВАРИАНТ  1.  

H+ + OH- = HOH

3Ag+  + PO43- = Ag3PO4

ВАРИАНТ  2

3Ba2+ + 2 PO43- = Ba3(PO4)2

2H+ + CO32- = H2O + CO2

Результаты эксперимента занесите в таблицу отчета.

Задание 2.

Используя предложенные реактивы, получите нитрат меди двумя способами. Запишите план проведения эксперимента и составьте необходимые уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Результаты внесите в таблицу отчета.

Задание 3.

В трех пронумерованных пробирках без этикеток находятся образцы минеральных удобрений: хлорид калия, аммиачная селитра, сульфат аммония. С помощью характерных реакций определите, в какой пробирке находится каждое из выданных веществ. Изобразите решение в виде схемы, таблицы или текста. Запишите все необходимые уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.

ОТЧЕТ:

Оборудование: _________________________________________________________________

Реактивы: ____________________________________________________________________

Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями)

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

Ответы на контрольные вопросы

Задание 1.

--------------------------------------------------------------

(условие реакции)

_ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 2.

Получение нитрата меди двумя способами.

1. -----------------------------------------------------------

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2. ----------------------------------------------------------(условие реакции)

 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ___ _ _ __ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 3.

Распознать минеральные удобрения:

хлорид калия, аммиач-ная селитра, сульфат аммония

1. Pаспознаем ион  Cl- _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _  

 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 В пробирке № _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2. Распознаем ион NO3-:  _ _ _ _ _ _ _ _ _

 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _  _

В пробирке №  _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

3. Распознаем ион SO42-:  _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _  _

В пробирке № _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Приведите рабочее место в порядок.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  №7

ПОЛУЧЕНИЕ  ОКСИДА  УГЛЕРОДА (IV)  И  ИЗУЧЕНИЕ  ЕГО  СВОЙСТВ.  РАСПОЗНАВАНИЕ  КАРБОНАТОВ.

    Цель работы:

  1. научиться на практике получать оксид углерода (IV) реакцией обмена;
  2. собирать газ способом «вытеснение воздуха»;
  3. совершенствовать умение собирать приборы для получения газов.

Оборудование: пробирка с газоотводной трубкой, химический стакан, спички, лучинка, штатив с пробирками.

Реактивы: мрамор, растворы соляной кислоты, нитрата серебра, хлорида бария, карбоната натрия, гидроксида натрия, ф – ф, известковая вода, пробирки №№ 1, 2, 3 с растворами карбоната натрия, хлорида натрия, сульфата натрия.

Задание 1.  Получение оксида углерода  (IV).

  1. Соберите прибор для получения оксида углерода  (IV).  Поместите  в пробирку- реактор 1 - 2 кусочка мрамора и прилейте раствор соляной кислоты (1:2) так, чтобы кислота слегка покрыла поверхность мрамора. Можно ли использовать для этой цели раствор серной кислоты? Закройте пробирку газоотводной трубкой. Что вы наблюдаете?
  2. При помощи горящей лучины проверьте, полностью ли заполнен стакан углекислым газом. Запишите наблюдения в таблицу с отчетом.
  3. Составьте уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде.

Задание 2. Химические свойства углекислого газа. Взаимодействие с:

1.  известковой водой (прозрачный раствор).

  1. Пропустите оксид углерода  (IV) в пробирку с 1 – 2 мл известковой воды. Что наблюдаете?
  2. Продолжайте пропускать газ в эту пробирку до образования прозрачного раствора. Объясните, почему осадок растворился.
  3. Составьте уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.

2.  щелочами.

  1. Поместите в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте 1 каплю ф – ф. Что наблюдаете? Объясните происходящее явление.
  2. В полученный раствор пропускайте углекислый газ до изменения окраски. Как изменяется цвет раствора? Почему?
  3. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

3. раствором хлорида бария.

  1. Пропустите оксид углерода  (IV) в пробирку с 1 – 2 мл хлорида бария.
  2. Какие изменения наблюдаете? Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Задание 3.  Качественная реакция на карбонаты.

  1. 1 мл соляной кислоты прилейте в пробирки с карбонатом натрия, карбонатом кальция, гидрокарбонатом натрия.
  2. Запишите уравнения реакций и наблюдаемые признаки.

Задание 4. Решение экспериментальной задачи.

В пробирках под №№ 1, 2, 3 находятся растворы карбоната натрия, хлорида натрия, сульфата натрия. При помощи качественных реакций распознайте растворы предложенных веществ. Результаты внесите в отчет.

ОТЧЕТ:

Оборудование: _________________________________________________________________

Реактивы: ____________________________________________________________________

Действия (выполняемые операции, рисунки с поясняющими надпи-сями)

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

Ответы на контрольные вопросы

Задание 1. Собирание прибора для получения СО2.

Получение СО2 и доказательство его наличия.

(рисунок)

--------------------------------------------------------------

(условие реакции)

_ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Физические свойства СО2:  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _  _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 2.

Исследование химичес-ких свойств СО2.

1. Взаимодействие с известковой водой (прозрачный раствор).

2. Взаимодействие с щелочами.

3. Отношение к солям.

1. -----------------------------------------------------------

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2. ----------------------------------------------------------(условие реакции)

 Оксид углерода (IV) проявляет _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ___ (указать характер оксида)

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

3. ----------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------

Угольная кислота … весьма слабая, поэтому осадок _ _ _ _ _  не выпадает.

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 3.

Изучении качественной реакции на карбонат ион СО32-

1) Na2CO3 + HCl →

2) CaCO3 + HCl →

3) NaHCO3 + HCl →

1)_ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _   _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2)   _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _  _

_ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

3)_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _  __

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _  _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Задание 4.  Решение экспериментальной за-дачи на распознавание растворов с использо-ванием качественных реакций на анионы.

Даны растворы:

1) карбоната натрия,

2) хлорида натрия,

 3) сульфата натрия.

Качественная реакция на карбонат - ион СО32-:  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 _ _ _ _ ___ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

В пробирке № … находится соль карбонат натрия

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Качественная реакция на хлорид-ион Cl-: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 _ _ _ _ ___ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

В пробирке № … находится соль хлорида  натрия

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Качественная реакция на сульфат - ион SO42-: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

 _ _ _ _ ___ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

В пробирке № … находится соль сульфата  натрия

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Приведите рабочее место в порядок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник практических работ начального курса географии

Практические работы с учетом требований ФГОС...

Практические работы по курсу "Родное Подмосковье"

Практические работы по теме курса Греханкиной Л.Ф....

Практические работы по курсу географии

Разработки практических работ по географии с пошаговой инструкцией для выполнения, 6-11 класс...

Практические работы элективного курса «Секреты MS Excel»

Межпредметная связь курса «Секреты MS Excel» с математикой...

Сборник практических работ за курс химии 10-11 класса

Проведение практических работ придаёт особую специфику химии.  Это важнейший элемент изучения этого предмета, связывающий  теорию с практикой. Современный учитель всегда учитывает опыт ...

Методическая разработка Раздаточный материал (практические работы) к курсу географии 9 класс

Методическая разработка Раздаточный материал (практические работы) к курсу географии 9 класс...