Кислород. Озон.
материал по химии (9 класс) по теме

Разработка открытого урока по теме: "Кислород. Озон." для 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kislorod.ozon_.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы: Кислород. Озон

Автор : Щедрина Ольга Сергеевна (olga.schedrina1963@ya.ru)

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 Раменского муниципального района (МОУ СОШ № 11)

Предмет: Химия, урок —ознакомление с новым материалом

Тема: Кислород. Озон.

Продолжительность: (1 урока по  45 минут).

Класс:9 класс

Технологии:  ИКТ, здоровье сберегающие технологии и      групповые.

«Кислород  является центром, вокруг   которого вращается вся химия.».(Берцелиус)

Цель  урока:

Изучить и систематизировать знания по теме «Кислород. Озон».

Задачи:

- обучающие: закрепить знания по теме «Строение атома». Скорость химических реакций и их классификация;

  показать метапредметные связи

-развивающие: развить познавательный интерес, информационную культуру учащихся,  развитие коммуникативных навыков;

-воспитательные: воспитать стремление к саморазвитию, навыков самоорганизации, формировать ответственное отношения к учению, навыки здорового и безопасного образа жизни.

показать взаимосвязь человека с окружающей средой, охрана природы

Тип урока: урок — ознакомление с новым материалом.

Формы работы учащихся: индивидуальная, индивидуально — групповая (в парах).

Необходимое  оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, раздаточный материал, прибор для получения и собирания газа, лучинка, спички, KMnO4, Н2О2, MnO2.

Метод обучения: лекция с элементами беседы.

Требования к знаниям, умениям и навыкам: Учащиеся должны знать состав, свойства кислорода и озона, составлять уравнения реакций. Анализировать, делать выводы. Применять полученные знания в повседневной жизни.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  1. Вступительное слово  учителя:

Сегодня с вами мы говорим

О том, чем дышим мы,

А он невидим.

Но разве можно б было, дети,

на свете?

Жизнь без него тяжёлой бы была

Вернее, не было её бы никогда.

Да и вода состоит из него,

А без воды на Земле- ничего.

Итак, урок о …(кислороде)

  1. Путешествие в историю открытия (выступление ученика)
  2. Положение кислорода в Периодической системе Д.И. Менделеева. Строение атома (самостоятельно). Нуклиды кислорода. Электроотрицательность. Степень окисления.

Кислород в природе представлен 3-мя нуклидами (изотопами ): 16О, 17О, 18О, атомы отличаются по числу содержащихся в них нейтронов: соответственно 8, 9 и 10.

В воде рек, морей и океанов 89% кислорода

Кислород в природеВ земной коре кислорода 48%

Это – соли и оксиды

Воздух на 21% (по объёму) состоит из кислорода

Вывод: кислород – самый распространённый элемент на Земле.

  1. Получение кислорода

Как можно получить кислород??? Основываясь на методах Шееле, Пристли и Лавуазье.

Вывод: в лаборатории кислород получаем разложением кислородсодержащих веществ:

а) термическое разложение перманганата калия (марганцовки).

2KMnO4 t= K2MnO4 + MnO2 + O2  

б) разложение пероксида водорода (перекиси водорода) в присутствии MnO2.

 2Н2О2 MnO2= 2Н2О + О2

 Демонстрационный опыт- соблюдение ТБ. Собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Доказательство наличия кислорода – по вспыхиванию тлеющей лучины.

Характеристика реакций и условия протекания.

В промышленности – ректификация воздуха.

Почему, несмотря на расходование огромных количеств кислорода, его общее содержание в воздухе заметно не меняется??? (дети отвечают – фотосинтез).

В природе :

6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6 (глюкоза) + 6О2  

Аллотропия кислорода: кислород и озон.

                            О                  

               О2                  О3                

            Кислород    Озон

Аллотропия-явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ.

Кислород и озон-аллотропные модификации  химического элемента кислорода.

6)Получение озона (см. учебник стр.97 рис.27.Озонатор)

7)Физические свойства модификаций кислорода (работа с учебником с.95,99)

Физкультминутка.

  1. Химические свойства кислорода:  в молекуле О2  химическая связь прочная, при образовании 1 моль  О2  из атомов выделяется 493,57 кДж. Поэтому кислород при обычных условиях сравнительно малоактивен.

Без нагревания с  щелочными металлами и щелочно- земельными металлами

4Li + O2  =2Li2O + Q (но Na2O2 , KO2 (K2O4))

При нагревании способность резко возрастает.

При нагревании реагирует с большинством простых веществ, кроме инертных газов и благородных металлов.

S + O2 = SO2  + Q

C + O2 = CO2 + Q

4Fe + 3O2  = 2Fe2O3  + Q (реагирует с кислородом воздуха)

2Fe + O2  = 2FeO + Q (кислород пропускают через расплавленное железо )

 Рассмотренные выше реакции – реакции горения, являются экзотермическими, в результате них выделяется свет и тепло.

Каковы условия протекания данной реакции, если кислород, находящийся в атмосфере весь не расходуется?

N2  + O2 = 2NO – Q (реакция эндотермическая – с поглощением тепла, протекает в электрическом разряде или при очень высоких температурах).

Вывод: В химических реакциях в большинстве случаев кислород – окислитель.

Следовательно, скорость реакции с участием кислорода зависит:

  1. От  природы реагирующих с кислородом веществ;
  2. От  доступа и концентрации кислорода;
  3. От  температуры.

Озона: озон неустойчив, его молекула легко разлагается

О3  = О2  + О

О3 более сильный окислитель, чем кислород из – за образования атомарного кислорода.

PbS + 4О3  =  PbSO4  + 4О2

2КI + O3  + H2O = 2KOH + I2 + O2 – качественная реакция на озон (бумажка смоченная раствором  КI и крахмала – синеет).

Воздействие озона на организм человека: несколько мкг озона в литре воздуха – раздражение дыхательных путей, головокружение, усталость; несколько млг – смертельно опасно.

Озон – яд!!!

  1. Роль кислорода и озона в природе. Применение. (см.учебник стр.96,99).
  1. Рефлексия. Лабиринт.

Оценить результаты. 8 шагов-«5»; 6,7-«4»; 4,5-«3»

4.Домашнее задание: п. 22-23 , задание 1,3-5

Литература:

  1. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская «Химия 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва  «ОНИКС 21 век» «Мир и Образование», 2004 год, с.256
  2. С.С. Бердоносов, Е.А. Менделеева «Особенности содержания и методики преподавания некоторых избранных тем курса химии 8 – 9 классов» Лекции 1-4. Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2006 год, с.76
  3. М.Н. Давыдова, Е.В. Савинкина «Кислород». Сценарии уроков 8 класс. Москва «Чистые пруды» 2006 год,  с.32

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР. Тема урока"Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Ответить Данная работа содержит план-конспект урока-структуру и ход урока, разработку современного урока  химии в 9 классе "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон....

Кислород. Получение кислорода и его физические свойства.

Урок изучения нового материала, позволяющий конкретизировать знания  о кислороде как атоме и молекуле,  о физических и химических его свойства , способах собирания газа, способах...

Разработка урока "Озон. Аллотропия кислорода"

Цель: сформировать представление учащихся об озоне как о аллотропной модификации химического элемента кислорода, его свойствах и роли в природе, повторить  тему о  кислороде как химическом э...

Конкурсная работа " Открытый урок «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. "

Конкурсная работа  " Открытый урок  «Характеристика подгруппы кислорода. Кислород и озон. "...

Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"

Методическая разработка предназначена для изучения материала по теме "Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон"...

Методические рекомендации к уроку по теме "Кислород.Озон" в рамках ФГОС

Предлагается методическая разработка урока в рамках ФГОС при изучении подгруппы кислорода....

Урок «Озон. Аллотропия кислорода» Химия. 8 класс.

Урок «Озон. Аллотропия кислорода» Химия. 8 класс....