Рабочая программа по химии 9 класс
календарно-тематическое планирование по химии (9 класс) по теме

Рабочя программа по химии 9 класс (учебник Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф.Г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_9_kl.rar38.46 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ХИМИИ В 9 КЛАССЕ

Повторение основных вопросов курса 8 класса (3 часа)

№    в теме

Тема урока

Домашнее задание

Дата

1

1

ПЗ и ПС Д.И.Менделеева в свете строения атома

Дать характеристику элементам малых периодов.

2

2

Химическая связь. Строение вещества. Кристаллические решетки

Определить тип химической связи и кристаллической решетки в данных соединениях.

3

3

Основные классы неорганических соединении: оксиды, кислоты, основания, соли.

Составить уравнения реакций, соответствующих различным рядам превращений.

Тема 1. Теория электролитической диссоциации (13часов)

Требования к уровню  подготовки обучающихся (результат):

  1. Знать:  определение понятий «электролит» и «неэлектролит», «электролитическая диссоциация»,  «сильный электролит», «слабый электролит», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление», условия растворения веществ в воде, понимать сущность процесса электролитической диссоциации, понимать сущность реакций ионного обмена и условия их протекания, основные положения теории электролитической диссоциации,  определения кислот, щелочей, солей в свете теории электролитической диссоциации, классификацию и химические свойства кислот, щелочей, солей,  
  2. Уметь: пользоваться таблицей растворимости, составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей, составлять уравнения реакций ионного обмена, определять возможность протекания реакций ионного обмена, определять окислители и восстановители, отличать окислительно-восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса, составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиции учения об окислительно-восстановительных реакциях.

№    в теме

Тема урока

Эксперимент

Домашнее задание

Дата

4

1

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ с ионной и ковалентной полярной связью

Демонстрации: Испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость.

§ 1,                           упр. 3,5, с. 13

5

2

Диссоциация кислот, щелочей, солей

§ 2,                 упр. 7, с. 13

6

3

Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Демонстрации: Сравнение электрической проводимости концентрированного и разбавленного растворов уксусной кислоты.

§ 3, упр. 10,                     задачи 1, 2,                 с. 13

7

4

Реакции ионного обмена

Лабораторный опыт № 1: Реакции  ионного обмена, идущие с образованием осадка.

Лабораторный опыт № 2: Реакции  ионного обмена, идущие с выделением газа.

Лабораторный опыт № 3: Реакции ионного обмена, идущие с образованием малодиссоциирующего вещества.

§ 4,                        упр.1, 3, 4, 5,       с. 22

8

5

Основные положения теории электролитической диссоциации. Упражнения в написании полных и сокращенных ионных  уравнений

Стр. 8 – 9;           упр. 6,  с. 22

9

6

Химические свойства кислот и щелочей в свете ТЭД

Лабораторный опыт  № 4:  Качественная реакция на хлорид-ион.

Таблицы 3, 4, с. 14-15, 17;             упр. 7, с. 22

10

7

Расчеты по уравнениям химических реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

Задачи 1, 2, 3,     с. 22

11

8

Окислительно-восстановительные реакции

§ 5,   упр. 8, с. 22

12

9

Химические свойства нерастворимых оснований, амфотерных гидроксидов, солей в свете ТЭД

Конспект лекции

13

10

Гидролиз солей

Лабораторный опыт № 5: Определение среды растворов солей.

§ 6;  упр. 9, 10,   с. 22

14

11

Обобщение и систематизация знаний по теме ТЭД

Инl/  задания

15

12

Практическая  работа № 1:   Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Практическая  работа № 1:   Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».

Повторить                  § 1 - § 6

16

13

Контрольная работа № 1  по теме  «Электролитическая диссоциация».

Рефераты

Тема  2. Кислород и сера (6 часов)

Требования к уровню  подготовки обучающихся (результат):

  1. Знать:  значение кислорода в атмосфере, при дыхании и фотосинтезе, способы получения кислорода, строение атома серы, её физические и химические свойства, строение молекул , физические и химические свойства соединений серы,(оксидов серы, сероводорода, сульфидов, сернистой кислоты, сульфитов, серной кислоты, сульфатов).
  1. Уметь: записывать уравнения реакций кислорода с простыми  и сложными веществами, характеризовать химический элемент серу по положению в Периодической  системе химических элементов Д. И. Менделеева и строению атома, записывать уравнения реакции серы с металлами и кислородом, другими неметаллами, записывать окислительно-восстановительные реакции химических свойств оксидов серы,  сероводорода, сульфидов, сернистой кислоты, сульфитов, серной кислоты, сульфатов.

№    в теме

Тема урока

Эксперимент

Домашнее задание

Дата

17

1

Общая характеристика элементов подгруппы кислорода. Положение кислорода и серы  в Периодической системе химических элементов, строение их атомов.

§ 7,                 упр. 1, 2,  с. 31

18

2

Строение простых веществ кислорода и серы. Аллотропия.  Физические и химические свойства серы. Применение серы.

Демонстрации: Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Лабораторный опыт № 6: Ознакомление с образцами серы и её природных соединений.

§ 8, 9, 10                    упр. 4, 5, 6,        с. 31                     задачи 1, 2, с. 31

19

3

Соединения серы. Сероводород. Сульфиды

§ 11,                     упр. 1, 2, 3, с. 34    

20

4

Оксид серы (ΙV). Сернистая кислота

Лабораторный опыт № 7: Распознавание сульфид-  и сульфит-ионов в растворе.

§ 12,                    упр. 4, 5, с. 34;     задачи 1, 2, с. 34

21

5

Оксид серы (VΙ). Серная кислота

Лабораторный опыт № 8: Распознавание сульфат-ионов в растворе.

§ 13                      упр. 1 – 4, с. 38;  задачи 1 – 2, с.38

22

6

Практическая работа № 2 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Практическая работа № 2 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Рефераты на тему «Серная кислота – хлеб химической промышленности»

Тема  3.  Основные закономерности химических реакций (6 часов)

Требования к уровню  подготовки обучающихся (результат):

  1. Знать:  понятия «скорость химических реакций», «катализ»,  «химическое равновесие», принцип  смещения химического равновесия Ле Шателье.
  2. Уметь:  объяснять зависимость скорости химической реакции от различных факторов, объяснять зависимость положения химического равновесия от различных факторов.

№                в теме

Тема урока

Эксперимент

Домашнее задание

Дата

23

1

Тепловой эффект химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям

Конспект лекции задачи

24

2

Скорость химических реакций, ее зависимость от условий протекания

Демонстрации: Опыты, выясняющие зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ (взаимодействие цинка с соляной и уксусной кислотами), от площади поверхности соприкосновения (взаимодействие различных по размеру гранул цинка с соляной кислотой), от концентрации и температуры (взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой различной концентрации при различной  температуре).

§ 14,                    упр. 1 – 3, с. 42

25

3

Скорость химических реакций, ее зависимость от условий протекания. Решение задач и упражнений

§ 14,                       индивидуальные задания

26

4

Химическое равновесие. Условия его смещения.

§ 14,                     упр. 4, 5, с. 42

27

5

Обобщение и систематизация знаний по теме 2 и 3

Повторить                    § 7 – 14,               индивидуальные задания

28

6

Контрольная работа № 2  по теме  «Подгруппа кислорода. Основные закономерности химических реакций».

Тема  4. Подгруппа азота (10 часов)

Требования к уровню  подготовки обучающихся (результат):

  1. Знать:  строение, физические и химические свойства азота, состав и строение молекулы, физические и химические свойства аммиака, его получение и области применения, состав солей аммония, их получения и свойства, особенности химических свойств азотной кислоты (взаимодействие с металлами и неметаллами), солей азотной кислоты, азотистой кислоты, области их применения, строение, физические и химические свойства фосфора,  оксидов фосфора, ортофосфорной кислоты и её солей.
  2. Уметь: составлять схему строения атома азота с указанием числа электронов в энергетических слоях. Составлять уравнения реакций  с участием азота и рассматривать их в свете окисления-восстановления.  Описывать свойства и физиологическое действие аммиака на организм. Записывать уравнения реакций  с участием аммиака и солей аммония. Характеризовать свойства азотной кислоты. Составлять уравнения реакций с участием азотной кислоты и  нитратов. Составлять схему строения атома фосфора с указанием числа электронов в энергетических слоях.  Характеризовать свойства фосфора,  оксидов фосфора, ортофосфорной кислоты и её солей.

№                    в теме

Тема урока

Эксперимент

Домашнее задание

Дата

29

1

Общая характеристика элементов главной подгруппу V группы периодической системы. Положение азота и фосфора в периодической таблице химических элементов.  Азот. Физические и химические свойства азота.

§ 15, 16                  упр. 1 – 5, с. 52

30

2

Аммиак. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Получение аммиака. Производство аммиака

Демонстрации:  Растворение аммиака в воде. Получение хлорида аммония.

§ 17,                       упр. 6 – 10, с. 52

31

3

Повторение темы, решение задач на определение массовой (объемной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

§ 15 – 17,           задачи 1, 2, с. 52

32

4

Соли аммония

Лабораторный опыт № 9: Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония).

§ 18,                     упр. 11 – 14, с.52

33

5

Практическая работа № 3:  Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака.

Практическая работа № 3:  Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака.

§ 14 – 18, индивидуальные задания

34

6

Азотная кислота. Строение. Свойства. Применение. Химизм производства азотной кислоты

§ 19,                     упр. 1 – 7, с. 59;   задачи 1, 2, с. 60

35

7

Соли азотной кислоты.

Лабораторный опыт № 10:  Определение нитратов.

§ 20,                   упр. 8, 9, с. 59;     задача 3, с. 60

36

8

Фосфор,  физические и химические свойства, применение, нахождение в природе

§ 21,                    упр. 1 – 4, с. 70

37

9

Оксид фосфора (V).  Ортофосфорная кислота. Оротфосфаты.

§ 22,                       упр. 5, 6, с. 70,    задачи 1, 2, с. 70

38

10

Контрольная работа № 3  по теме «Подгруппа азота».

Тема  5.Углерод и кремний (8 часов)

Требования к уровню  подготовки обучающихся (результат):

  1. Знать:  Строение аллотропных модификаций углерода, их физические свойства, химические свойства углерода. Строение и свойства оксидов углерода.  Состав, свойства угольной кислоты и её солей. Строение, физические и химические свойства кремния. Свойства и области применения стекла, цемента, керамики.
  2. Уметь: составлять схему строения атома углерода с указанием числа электронов в энергетических слоях, описывать его физические и химические свойства.  Описывать свойства и физиологическое действие оксидов углерода  на организм, записывать уравнения реакций с их участием.  Характеризовать свойства угольной кислоты и её солей. составлять схему строения атома кремния с указанием числа электронов в энергетических слоях, описывать его физические и химические свойства.  Объяснять значимость соединений  кремния.

№            в теме

Тема урока

Эксперимент

Домашнее задание

Дата

39

1

Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов. Углерод. Алмаз. Графит.

Лабораторный опыт № 11: Ознакомление с различными видами топлива.

§ 24,                    упр. 1 – 3, с. 90

40

2

Химические свойства углерода. Адсорбция

Демонстрации:  Поглощение углем растворенных веществ из газов и жидкостей. Восстановление меди из оксида меди (II) углем.

§ 25,                    упр. 4 – 9, с. 90;  задачи 1,  с. 91

41

3

Угарный газ: свойства и физиологическое действие на организм

§ 26,                     упр.10 –13, с. 90; задачи 2, с. 91

42

4

Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли

Демонстрации:  Получение оксида углерода (IV) и взаимодействие его с водой и раствором щелочи.

Лабораторный опыт № 12: Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов

§ 27,   28,                  упр.14 –23, с. 90;

задача 3, с. 91

43

5

Практическая работа № 4: Получение оксида углерода (IV)  и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Задачи 4, 5, с. 91 рефераты на тему «Круговорот углерода в природе»

44

6

Кремний и его свойства. Оксид кремния.

§ 30,  31,              упр. 1 – 4, с. 101 задача 1, с. 101

45

7

Кремниевая кислота. Силикаты.

Лабораторный опыт № 13:  Ознакомление с образцами природных силикатов.

Лабораторный опыт № 14: Ознакомление с видами стекла.

§ 32, 33                 упр. 5 – 8, с. 101 задача 2, с. 101

46

8

Контрольная работа № 4 по теме «Подгруппа углерода».

Рефераты на тему «Силикатная промышленность»

Тема  6. Общие свойства металлов  (12 часов)

Требования к уровню  подготовки обучающихся (результат):

  1. Знать:  что такое металлы, особенности строения их атомов, их свойств. Химические свойства металлов. Понятие «коррозии», виды коррозии, способы защиты от коррозии. Сплавы. Основные способы получения металлов в промышленности. Положение щелочных металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, их строение, зависимость свойств от строения. Основные соединения щелочных металлов, их характер, свойства, применение. Положение металлов II группы в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, их строение и свойства. Важнейших представителей соединений щелочноземельных металлов. Строение атома алюминия, физические свойства и особенности химических свойств. Важнейшие соединения алюминия, их амфотерный характер, области применения. Особенности строения металлов побочных подгрупп на примере железа, физические и химические свойства железа. Химические свойства соединений железа (II) и (III) качественные реакции на ионы  Fe+2   и  Fe+3.
  2. Уметь:  Характеризовать общие химические свойства металлов. Записывать уравнения реакций (в том числе окислительно-восстановительные) металлов с водой, солями, кислотами. Пользоваться рядов активности металлов. Объяснять механизм коррозии. Описывать свойства и области применения металлов и сплавов. Характеризовать механизм реакций восстановления металлов из их оксидов. Характеризовать щелочные металлы, составлять уравнения реакций с их участием.  Характеризовать щелочноземельные  металлы, составлять уравнения реакций с их участием. Характеризовать алюминий, составлять уравнения реакций с его  участием.  На основании знания химических свойств металлов  осуществлять цепочки превращений.

№           в теме

Тема урока

Эксперимент

Домашнее задание

Дата

47

1

Положение металлов в периодической таблице и особенности строения их атомов. Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Физические свойства металлов. Металлическая связь.

Лабораторный опыт № 15: Рассмотрение образцов металлов.

§ 34, 35, 36,       упр. 1 – 9, с. 112 задача 1, 2, с.112

48

2

Характерные химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов.

Лабораторный опыт № 16: Взаимодействие металлов с растворами солей.

§ 37, 38,              упр. 10 -15, с.112 задачи 3, 4, с.112

49

3

Характеристика щелочных металлов.

Лабораторный опыт № 17: Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия, кальция.

§ 39,                     упр. 1 –11, с. 118 задачи1–4, с. 119

50

4

Положение магния и кальция в периодической системе химических элементов, строение их атомов.  Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Лабораторный опыт № 18 Ознакомление с природными соединениями кальция.

§ 40, 41,                упр. 1-15, с. 125, задачи1-4, с.125

51

5

Алюминий: физические и химические свойства.

Лабораторный опыт № 19: Ознакомление с образцами алюминия и его сплавов.

§ 42,                    упр.1-7, с.130    задачи1-2, с.131

52

6

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

§ 42,                    упр.8-11, с.130    задачи 3,4, с.131

53

7

Практическая работа № 5 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы IA – IIIA групп периодической таблицы Д. И. Менделеева»

Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач по теме «Металлы IA – IIIA групп периодической таблицы Д. И. Менделеева»

Рефераты на тему «Сплавы»

54

8

Железо: нахождение в природе и свойства.

§ 43,                   упр.1-5, с. 136,  задачи1,2, с.136

55

9

Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)

Лабораторный опыт № 20: Получение гидроксида железа (II) и взаимодействие его с кислотами.

Лабораторный опыт № 21: Получение гидроксида железа (III) и взаимодействие его с кислотами.

§ 44,                     упр.6-11, с. 136,  задачи 3,4, с. 136

56

10

Практическая работа № 6   Решение экспериментальных задач по теме «Железо».

Практическая работа № 5  Решение экспериментальных задач по теме «Железо».

Рефераты на тему «Железо и его соединения»

57

11

Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Проблемы безотходного производства в металлургии и охрана окружающей среды.

§ 45, 46, 47,      упр.1-14, с. 147, задачи1-6, с.147

58

12

Контрольная работа № 5 по теме «Общие свойства металлов».

Тема  7.   Органические соединения (10 часов)

Требования к уровню  подготовки обучающихся (результат):

  1. Знать:   особенности органических соединений, основные положения теории химического строения А. М. Бутлерова. Состав, изомерию и номенклатуру алканов, их свойства. Состав, изомерию и номенклатуру алкенов, их свойства и способы получения на примере этилена. Состав, изомерию и номенклатуру предельных одноатомных спиртов и глицерина, их свойства. Состав, изомерию и номенклатуру предельных карбоновых кислот,  их свойства и применение. Состав, свойства и применение сложных эфиров. Состав, свойства и применение жиров. Состав, свойства и применение аминокислот и их биологическую роль. Состав, классификацию, свойства и значение углеводов на примере глюкозы.  Основные понятия химии ВМС, классификацию полимеров по их  применению.  
  2. Уметь:  объяснять многообразие органических соединений, составлять структурные формулы. Записывать структурные формулы важнейших  гомологов метана. Называть изученные вещества по тривиальной и международной номенклатуре. Характеризовать физические и химические свойства алканов.  Описывать свойства и физиологическое действие на организм метилового и этилового спиртов. Записывать уравнения реакций с участием изученных веществ. Определять принадлежность веществ к различным классам органических веществ.

№    

Тема урока

Эксперимент

Домашнее задание

Дата

59

1

Органические вещества. Основные положения теории химического строения органических веществ А. М. Бутлерова. Классификация органических соединений.

§ 48, 49, 50,   упр. 5, с. 163,     задача 1, с. 163

60

2

Предельные углеводороды. Представители, физические и химические свойства, применение

§ 51,                   упр. 6 -8, с. 163, задача 2, с. 163

61

3

Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства. Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах

Лабораторный опыт № 22: Этилен, его получение и свойства.

Лабораторный опыт № 23: Ацетилен, его получение и свойства.

§ 52,                     упр.9-13, с. 163, задача 3, с.163

62

4

Природные источники углеводородов, их значимость. Защита атмосферного воздуха от загрязнений

§ 53, 54,            упр.14-17, с. 163

63

5

Одноатомные спирты. Метанол и этанол: физиологическое действие на организм человека. Многоатомные спирты.

§ 55,                     упр.1-3, с. 173,    задача 1, с. 173

64

6

Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислоты Высшие карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры. Биологическая роль жиров

§ 56,                        упр.4-7, с. 173,    задача 2, с. 173

65

7

Глюкоза, сахароза, крахмал и целлюлоза. Нахождение в природе. Биологическая роль.

§ 57,                      упр.8-10, с. 173, задача 3, с. 173

66

8

Аминокислоты. Белки. Состав и биологическая роль

§ 58,                    упр.11-13, с. 173, задача 4, с. 173

67

9

Полимеры. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид

§59,                      упр.14,15, с. 173, задача 5, с. 173

68

10

Контрольная работа № 6 итоговая по курсу 9 класса.