Углеводороды
методическая разработка по химии (10 класс) по теме

Обобщающий урок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uglevodorody.rar92.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Итогово-обобщающий урок по теме "Углеводороды"

Цели:

Образовательная: обобщить и углубить знания, полученные при изучении тем “Предельные углеводороды” и “Непредельные углеводороды”; проверить уровень сформированности основных понятий тем, умение составлять формулы веществ, уравнения реакций, классифицировать вещества, характеризовать химические свойства и способы получения органических веществ.

Развивающая: развить навыки самоанализа и самоконтроля, познавательный интерес к изучаемому предмету.

Воспитательная: способствовать воспитанию деловой культуры учащихся, ответственности за выполнение своей работы; обеспечить формирование научного мировоззрения.

Задачи урока:

  1. Способствовать совершенствованию у обучающихся:
  1. умению обобщать;
  2.  сравнивать;
  3. анализировать.
  1. Содействовать воспитанию у обучающихся:
  1. самостоятельности;
  2. вниманию;
  3. умения слушать и слышать других;
  4. работать в мини – группах;
  5. работать самостоятельно.
  1. Способствовать развитию у обучающихся:
  1. творческих, аналитических и коммуникативных способностей.

«Вызов»

Ход  урока:

  1. Орг. Момент. Приветствие  (1 минута)

Определим тему урока

Распределение учащихся на 6 групп (Каждая группа получает карточку, в которой находится задание: Определить класс углеводородов и дать характеристику класса).

Карточка 1. Это алифатические углеводороды. В строении молекул присутствуют все одинарные связи. Широко распространены в природе, содержатся в природном газе, угле, нефти. Многие углеводороды можно получить гидрированием углей. (Алканы)

Карточка 2. Родоначальником этого класса органических соединений является этилен. Промышленным способом получения этих углеводородов является дегидрирование алканов на катализаторе, при температуре 560-620°С. (Алкены)

Карточка 3. В строении молекул этого класса углеводородов присутствует тройная связь. Общим методом получения этих углеводородов является реакция спиртовых растворов щелочи с дигалоидалканами, содержащими два атома галогена при одном атоме углерода или двух соседних атомов углерода. (Алкины)

Карточка 4. Важное практическое значение для этого класса имеет реакция полимеризация, при этом образуются каучуки. Представители этого класса –дивинил, изопрен. Методом получения дивинила, по С.В. Лебедеву, заключается в дегидрировании-дегидратации этилового спирта над катализатором МgO – ZnO при 450°С. (Алкадиены)

Карточка 5. Эти углеводороды относятся к группе алициклических углеводородов. Они являются межклассовыми изомерами алкенов. Основной лабораторный способ получения малых представителей – внутримолекулярная реакция Вюрца. (Циклоалканы)

Карточка 6. Гомологом этих углеводородов является толуол. Основной промышленный способ получения их – дегидрирование углеводородов нефти. Родоначальника гомологического ряда этих углеводородов получают тримеризацией ацетилена. (Арены)

«Осмысление»

Что объединяет все эти классы?

Разминка:(5 минут)

  1. Какие  органические  вещества  относят  к  углеводородам? (Углеводороды – это  органические  соединения, состоящие  из  двух  элементов – углерода  и  водорода).
  2. Какие классы углеводородов мы изучали?
  3. В чём кроются причины многообразия углеводородов?
  4. Что такое изомерия, какие виды изомерии характерны для углеводородов?
  5. Что такое гомологи?
  6. Как  называются  предельные  углеводороды  по  международной  номенклатуре? (Алканы).
  7. Назовите  общую  формулу  алкенов? nH2n ).

8.  Напишите  формулы   алкена, алкина, алкана  имеющих   в  своем   составе:  а). 16, б). 21,  в). 23  атома  углерода. (С16Н32,    С21Н40,   С23Н48). 

  1. Укажите  вид  гибридизации, характерный  для  предельных  углеводородов? (sp3- гибридизация).
  2.  Чем отличаются по составу углеводороды разных типов? (числом атомов водорода)

Химический диктант

I Вариант

Метан, пропен, пентин, гексан, гептен, октин, пропан, декен, нонин, нонан.

II Вариант

Этан, пентен, ацетилен, пентан, октен, бутин, гептан, гексен, декин, декан.

  1. Задание “Найди родственников”, т.е. распределить вещества по группам.

Алканы                                Алкены                                Алкины

С7Н16; С2Н6; С4Н8; С9Н16; С6Н10; С7Н14; С8Н18; С5Н12; С2Н4; С5Н10; С2Н2; С4Н6; С8Н16; С9Н20; С6Н12; С3Н8; СН4; С8Н14; С10Н20; С5Н8; С7Н12; С6Н14; С9Н18; С3Н4; С3Н6; С10Н18; С10Н22; С4Н10.

На экране представлены формулы углеводородов, которые необходимо распределить по группам: алканы, алкены, алкины

«Дать названия вещества по систематической номенклатуре»

     

Вариант I

Вариант II

Формула

Название

Формула

Название

СН3 – С ≡ СН

ПРОПИН - 1

СН3 – СН – С ≡ СН

           │

          СН3

3 - МЕТИЛБУТИН - 1

СН2 = СН – СН – СН3 

                     │

                     СН3                                                                       

3 – МЕТИЛБУТЕН -1

            СН3     

           │

СН3 – С – СН = СН2 

           │

           СН3                                                                         

3,3 ДИМЕТИЛБУТЕН – 1

            СН3

             │

  СН3 – С – СН2 – СН3   

             │

             СН3

2,2 – ДИМЕТИЛБУТАН

СН3 – СН – СН2 – СН – СН3 

            │                 │    

          СН3              СН3                                     

2,4 – ДИМЕТИЛПЕНТАН

 «Составить формулы веществ по названию»

Вариант I

Вариант II

Название

Формула

Название

Формула

2,3-диметилбутан

СН3 – СН  – СН – СН3

                        │       │

СН3   СН3

2,2-диметилпропан

  СН3

СН3-С-СН3

 │

 СН3

бутен-1

СН2=СН-СН2-СН3

3-метилбутен-2

СН3-СН=С-СН3

                                  │

                                  СН3

3-метилбутин-1

СН≡С-СН-СН3

  │

   СН3

гексин-2

СН3-С≡С-СН2-СН2-СН3

«Рефлексия»

Кроссворд по теме «Углеводороды»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 


По вертикали:

  1. Реакции, характерные для непредельных углеводородов.

По горизонтали:

  1. Реакции, лежащие в основе получения полимеров.
  2. Обязательный элемент в органических соединениях.
  3. Вещества, которые имеют одинаковый состав молекул, но разное строение и свойства.
  4. Соединение, обязательное в процессе горения.
  5. Вещества, сходные по строению и химическим свойствам.
  6. Углеводород, используемый в качестве топлива.
  7. Одновалентные частицы с одним неспаренным электроном.
  8. Углеводороды с одной тройной связью.
  9. Углеводороды, которые не присоединяют водород и другие элементы.
  10. Углеводороды с одной двойной связью.
  11. Углеводороды с двумя двойными связями.
  12. Газ, который обесцвечивает раствор «марганцовки».
  13. Реакции, характерные для предельных углеводородов.

А сейчас ребята я хочу вернуться к девизу нашего урока «Кто мало знает, для того и этого много. Кто много знает, тому и этого мало». Я надеюсь, что знаний у вас стало больше, но на этом вы не остановитесь.

Я думаю, что вы будете подниматься все выше и выше к вершинам знаний. А сейчас я хотела, что бы вы сами оценили уровень своих знаний после этого урока.

Поставьте знак рядом с тем высказыванием, которое вы считаете более верным для себя.

После урока стала знать больше, но все – таки не достаточно…

Тему знаю в основном, считаю этих знаний достаточно для дальнейшего изучения предмета …

Углубил знания по теме, могу применить их на практике …

Тему знаю отлично, могу выступить с сообщением перед другими ребятами …

Домашнее задание: Подготовка к контрольной работе:

Повторить состав, строение, свойства, получение углеводородов по классам

Решить задачи (по карточкам)

Задачи

При взаимодействии 1,74 г алкана с бромом образовалось 4,11 монобромпроизводного. Определите молекулярную формулу алкана?

При сжигании газообразного углеводорода с плотностью по кислороду 1,312 получено 16,8 л углекислого газа и 13,5 г воды. Определите молекулярную формулу углеводорода?

Установите молекулярную формулу дибромалкана, содержащего 85,11% брома?

Составить цепочки превращения углеводородов и написать химические реакции.

Карточка 1. Это алифатические углеводороды. В строении молекул присутствуют все одинарные связи. Широко распространены в природе, содержатся в природном газе, угле, нефти. Многие углеводороды можно получить гидрированием углей.

Карточка 3. В строении молекул этого класса углеводородов присутствует тройная связь. Общим методом получения этих углеводородов является реакция спиртовых растворов щелочи с дигалоидалканами, содержащими два атома галогена при одном атоме углерода или двух соседних атомов углерода.

Карточка 2. Родоначальником этого класса органических соединений является этилен. Промышленным способом получения этих углеводородов является дегидрирование алканов на катализаторе, при температуре 560-620°С.

Карточка 4. Важное практическое значение для этого класса имеет реакция полимеризация, при этом образуются каучуки. Представители этого класса –дивинил, изопрен. Методом получения дивинила, по С.В. Лебедеву, заключается в дегидрировании-дегидратации этилового спирта над катализатором МgO – ZnO при 450°С.

Карточка 5. Эти углеводороды относятся к группе алициклических углеводородов. Они являются межклассовыми изомерами алкенов. Основной лабораторный способ получения малых представителей – внутримолекулярная реакция Вюрца.

Карточка 6. Гомологом этих углеводородов является толуол. Основной промышленный способ получения их – дегидрирование углеводородов нефти. Родоначальника гомологического ряда этих углеводородов получают тримеризацией ацетилена.

Дать названия вещества по                                 Дать названия вещества по

систематической номенклатуре                    систематической номенклатуре

Вариант I

Вариант II

Формула

Название

Формула

Название

СН3 – С ≡ СН

СН3 – СН – С ≡ СН

           │

          СН3

СН2 = СН – СН – СН3 

                     │

                     СН3                                                                       

            СН3     

           │

СН3 – С – СН = СН2 

           │

           СН3                                                                         

            СН3

             │

  СН3 – С – СН2 – СН3   

             │

             СН3

СН3 – СН – СН2 – СН – СН3 

            │                 │    

          СН3              СН3                                     

 Составить формулы веществ                         Составить формулы веществ по                          по названию                                                                              названию                      

Вариант I

Вариант II

Название

Формула

Название

Формула

2,3-диметилбутан

2,2-диметилпропан

бутен-1

3-метилбутен-2

                                         

3-метилбутин-1

гексин-2

«Дать названия вещества по                                 «Дать названия вещества по

систематической номенклатуре»                      систематической номенклатуре»

     

Вариант I

Вариант II

Формула

Название

Формула

Название

СН3 – С ≡ СН

СН3 – СН – С ≡ СН

           │

          СН3

СН2 = СН – СН – СН3 

                     │

                     СН3                                                                       

            СН3     

           │

СН3 – С – СН = СН2 

           │

           СН3                                                                         

            СН3

             │

  СН3 – С – СН2 – СН3   

             │

             СН3

СН3 – СН – СН2 – СН – СН3 

            │                 │    

          СН3              СН3                                     

 «Составить формулы веществ                        «Составить формулы веществ по                               по названию»                                                                               названию»                          

Вариант I

Вариант II

Название

Формула

Название

Формула

2,3-диметилбутан

2,2-диметилпропан

бутен-1

3-метилбутен-2

                                         

3-метилбутин-1

гексин-2

Дать названия вещества по                                 Дать названия вещества по

систематической номенклатуре                    систематической номенклатуре

Вариант I

Вариант II

Формула

Название

Формула

Название

СН3 – С ≡ СН

СН3 – СН – С ≡ СН

           │

          СН3

СН2 = СН – СН – СН3 

                     │

                     СН3                                                                       

            СН3     

           │

СН3 – С – СН = СН2 

           │

           СН3                                                                         

            СН3

             │

  СН3 – С – СН2 – СН3   

             │

             СН3

СН3 – СН – СН2 – СН – СН3 

            │                 │    

          СН3              СН3                                     

 Составить формулы веществ                         Составить формулы веществ по                               по названию                                                                              названию                      

Вариант I

Вариант II

Название

Формула

Название

Формула

2,3-диметилбутан

2,2-диметилпропан

бутен-1

3-метилбутен-2

                                         

3-метилбутин-1

гексин-2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Углеводороды

Для общеобразовательной школы (непрофильных классов).Возможно использование: 1) при изучении нового материала (внимание: материалы по карбоциклическим и ароматическим углеводородам в презентацию не в...

урок "Углеводороды"

Урок-обобщение по теме "Углеводороды"...

Учебно-методический комплекс по теме "Предельные углеводороды"

Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения, урок пока остается основной ее формой. Моя презентация-это презентация целого ряда ур...

Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. 10 класс

Углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть, ее состав и переработка. Нефтепродукты. Бензин. Природный газ как топливо. Состав природного газа. Источниками предельных углеводород...

Ароматические углеводороды. Бензол как представитель ароматических углеводородов.

ФОРМА УРОКА: презентация с музыкальным сопровождением.ТИП УРОКА:  изучение нового материала.ТЕМА УРОКА  «Ароматические углеводороды – арены. Бензол как представитель ароматических углеводоро...

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме "Предельные углеводороды. Метан как представительпредельных углеводородов"

Публикация содержит технологическую карту урока по программе к учебникам химии Рудзитиса Г.Е. И фельдмана Ф.Г....