Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
методическая разработка (химия, 8 класс) по теме

Караульная Татьяна Фёдоровна

Разработка урока химии в 8 классе "Знаки химических элементов. Периодическая система Д.И.Менделеева" с применением образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_znaki_himich_elem_per_zakon.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока:

«Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».

Дата проведения: 15.09.2011г

Цели:

  1. Образовательные:

Дать понятие о знаках химических элементов и познакомить с этимологическими началами их названий;

Познакомить учащихся со структурой Периодической таблицы: периодами (малыми и большими), группами и подгруппами (главными и побочными).

  1. Развивающие:

Развивать логическое мышление детей.

  1. Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету, истории развития науки, патриотизм.


Оборудование. Таблица Д.И.Менделеева, творческие работы детей, портрет Д.И.Менделеева.
Девиз. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются» (Д.И.Менделеев).

Образовательные технологии, применяемые на уроке:

Технология проблемного обучения (проблемные вопросы);

Технология уровневой дифференциации (уровневые задания);

Компьютерные технологии (презентация учащихся «Биография Д.И.Менделеева);

Игровые технологии (интеллектуальные вопросы).

Основные термины:



Периодическая таблица

Периодический закон –

Период («этаж)

Группа  

Химические символы .

           

План урока:

  1. Знаки химических элементов.
  2. Этимологические начала названий химических элементов.
  3. Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.
  4. Периодический закон Д.И.Менделеева.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент (проверка готовности учащихся к занятиям)
  2. Введение в урок..

Вступительное слово

УЧИТЕЛЬ. Сегодня у нас урок на тему  «Знаки (символы) химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Цель: ознакомиться со знаками химических элементов и  с их этимологическими  названиями, структурой Периодической таблицы: периодами (малыми и большими), группами и подгруппами (главными и побочными).

  1. Основная часть:

1.Знаки химических элементов. Мы с вами будем говорить особым, химическим языком. В нем, как и в нашем родном русском языке, мы выучим вначале буквы – химические символы, затем научимся писать на их основе слова – формулы и далее, с помощью последних, - предложения – уравнения химических реакций.

Русский язык:


Химический язык:


Учитель:  Ребята, а кто является автором славянской письменности – алфавита? Верно, болгарские просветители Кирилл и Мефодий. А вот отцом химической письменности является шведский ученый Й.Я.Берцелиус, который предложил в качестве символов («букв») химческих элементов использовать начальные буквы их латинского названия, а если с этой буквы начинаются названия нескольких элементов, то добавлять к начальной букве еще одну из последующих букв названий»

Рассматриваем таб.1 стр  31, запишем эти знаки в тетрадь, которые необходимо будет  дома выучить.

Рассмотрим первоначальную классификацию элементов на металлы и неметаллы.

1.Металлы: К и Са, не путать в названии кальция есть буква «цэ»и пишется Са, а в названии калия она отсутствует, Мg(магний) и Мп (марганец) , Na (путают с азотом N), Li ,Al, Ba ,Fe, Cu ,Ag, Zп.

Азбука металлов- выделяем подгруппу  щелочных металлов (эти металлы при взаимодействии с водой образуют едкие щелочи, которые разъедают бумагу и ткани.

2.Неметаллы: H, O, N, Si , S, C, P, Cl ,F, Br.

Азбука неметаллов подгруппа галогенов- «рождающие соли», например NaCI- поваренная соль- продукт взаимодействия галогена хлора со щелочным металлом  натрием.

2. Этимологические начала названий химических элементов.

Происхождения названий химических элементов:

1.Свойства простых веществ, образованных химическими элементами

Водород-рождающий воду;

Кислород- рождающий кислоты;

Фтор- «разрушающий»;

Бром – зловонный и т.д

Фосфор-несущий свет. (немецкий алхимик в поисках философского камня получил фосфор, прокаливая в колбе сухой остаток мочи с песком).

2.Мифы древних греков. (тантал – рассказ ученика стр. 27 учебника последний обзац.

3.Географические начала – названия: государств галлий  (Галлия – старинное название Франции), полоний (в честь Польши), в честь частей света (америций, европий), городов (гафний – в честь Копенгагена, лютеций – в честь Парижа)

4.Астрономические начала: селен- в честь Луны-Селены, теллур – в честь Земли, уран, плутоний.

5. Имена великих ученых: кюрий, фермий, эйнштейний, менделевий.

Обращаем внимание на целые группы элементов:

Щелочные металлы, галогены, благородные  или инертные газы.

3.История открытия периодического закона химических элементов Д. И. Менделеева.

Изучая  периодический закон Д. И. Менделеева, окунемся в мир истории. Еще алхимики пытались найти закон природы, на основе которого можно было бы систематизировать химические элементы. Но им недоставало надежных и подробных сведений об элементах. К середине XIX в. знаний о химических элементах стало достаточно, а число элементов возросло настолько, что в науке возникла естественная потребность в их классификации. Первые попытки классификации элементов на металлы и неметаллы оказались несостоятельными.
Почему?
Предшественники Д.И.Менделеева (И.В.Деберейнер, Дж.А.Ньюлендс, Л.Ю.Мейер) многое сделали для подготовки открытия периодического закона, но не смогли постичь истину. Сегодня вы узнаете, как был открыт периодический закон, с какими трудностями столкнулся Дмитрий Иванович после своего открытия, как он их преодолел и кто, сам того не желая, помог ему в этом. А узнаем все это от ваших же одноклассников. Итак, мысленно переносимся в середину XIX в. (музыкальный фон).

Сообщения учащихся

1-й УЧЕНИК
Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок.


Как чудо Природы
Является гений
И в хаосе этом
Находит порядок...
Весь мир большой:
Жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Найдется ль правило простое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит,
Природы ищет алфавит.
УЧИТЕЛЬ. Дмитрий Иванович родился в г. Тобольске. Он был семнадцатым ребенком в семье. Закончив в родном городе гимназию, Дмитрий Иванович поступил в Санкт-Петербурге в Главный педагогический институт, после окончания которого с золотой медалью уехал на два года в научную командировку за границу. После возвращения его пригласили в Петербургский университет. Приступая к чтению лекций по химии, Менделеев не нашел ничего, что можно было бы рекомендовать студентам в качестве учебного пособия. И он решил написать новую книгу – «Основы химии».
2-й УЧЕНИК
Случилось в Петербурге это.
Профессор университета
Писал учебник для студентов...
Задумался невольно он:
«Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?»
Искали многие решенье,
Но, проходя лишь полпути,
Бросали. Мучило сомненье:
«А можно ли закон найти?»
Мир состоит из элементов.
(В то время знали 60.)
А сколько их всего? На это
Нельзя ответить наугад.
Но не гадал, а верил он:
«Тут должен, должен быть закон!»
Упрямо он искал решенье.
Был труд, надежда и терпенье
И вера в то, что он найдет!
Он так работал целый год.
УЧИТЕЛЬ. Открытию периодического закона предшествовало 15 лет напряженной работы. 1 марта 1869 г. Дмитрий Иванович предполагал выехать из Петербурга в губернии по делам.
3-й УЧЕНИК.
Но вот дела отложены,
Расчеты прерываются.
С утра в поездку дальнюю


Ученый собирается.
Все чемоданы собраны.
На козлах кучер мается:
«Поспеть бы надо к поезду,
А барин все копается!»
А барин одевается
И к двери направляется.
Он к двери направляется...
И вдруг!!!
Шляпа брошена в углу!
Он бросается к столу.
И строчит карандашом.
Наконец-то! Он нашел!
Он на чем попало пишет.
Ничего вокруг не слышит.
Наконец-то понял он,
В чем разгадка, в чем закон!..
Из кабинета не выходит:
«Не упустить бы мысли той!»
Он элементы ставит в строй,
Но все ж таблица не выходит...
Тогда, усталостью сражен,
Лег на диван и видит сон...
УЧИТЕЛЬ. Но, прежде чем мы услышим, что приснилось Дмитрию Ивановичу, давайте вспомним: на основе какой характеристики атома был открыт периодический закон, как Менделеев расположил элементы и на что обратил внимание?
4-й УЧЕНИК.
То кружились,
То мелькали,
То водили хоровод,
То взрывались,
То пылали,
То шипели,
То сверкали,
То в покое пребывали:
Алюминий, натрий, калий,
Фтор, бериллий, водород...
Перепутались все свойства,
Недалеко до беды.
Вдруг команда:
– Стройся, войско!
Стали строиться в ряды.
Во втором ряду волненье:
Все боятся окисленья.
— Поглядите! — злится литий. —
Фтор – ужасный окислитель!
Я не встану в этот ряд!
Пусть другие здесь горят!
5-й УЧЕНИК.
И бериллий мрачно мыслит:

— Кислород нас всех окислит!
И, простите за повтор,
Как несносен этот фтор!
Бор кивает головой,
Но не рвется сразу в бой!
И азот не лезет в спор.
Но зато взорвался фтор:
– Ах! Так мы для вас не пара!
Кислород! Поддай им жару!
Окисляй! За мной! Вперед!
– Стойте! – крикнул углерод. —
Я и уголь, и алмаз.
И за них я, и за вас!
Я сражаться не горю,
Я вас лучше помирю!
Встану я посередине!
УЧИТЕЛЬ. Посмотрите на второй ряд по горизонтали периодической системы. Почему углерод утверждает, что он и за тех, и за других? (Проблемный вопрос)
6-й УЧЕНИК
.
— Третий ряд! Трубите сбор!
Натрий, магний, алюминий,
Кремний, фосфор, сера, хлор!
По порядку, по закону
Элементы встали в ряд.
И выходит, что в колонне
Все похожие стоят!
Кремний встал под углеродом.
Сера схожа с кислородом.
Алюминий встал под бором –
Замечательный подбор!
Ряд пристраивают к ряду.
А рядов-то восемь кряду.
Металлы – под металлами,
Едкие – под едкими,
Ковкие – под ковкими,
Идут своими клетками.
По порядку все стоит.
Вот Природы алфавит!
УЧИТЕЛЬ. Заметив, что свойства элементов повторяются через определенный промежуток – период, Дмитрий Иванович расположил их друг под другом. Какую же формулировку периодического закона он предложил?
Но в периодической системе есть исключение из этого правила. Найдите его и объясните. (Расположение аргона и калия.)
К сожалению, сторонников периодического закона сначала было очень мало, даже среди русских ученых. Противников – много, особенно в Германии и Англии.
Открытие периодического закона – это блестящий образец научного предвидения: в 1870 г. Дмитрий Иванович предсказал существование

трех еще неизвестных тогда элементов, которые назвал экасилицием, экаалюминием и экабором.

Он сумел правильно предсказать и важнейшие свойства новых элементов. 
7-й УЧЕНИК.
Был четвертый ряд нарушен.
Элемент не обнаружен.
Элемент не обнаружен –
Тот, что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство:
Существует где-то он!
«Я найду сначала свойства,
и поможет мне закон!»
Удельный вес назвал и цвет,
Летуч на воздухе иль нет,
Как плавится, в чем растворим...
Законом пользуясь своим,
Три элемента предсказал,
Как будто их в глаза видал!
Быть может, раз в тысячелетье
Свершить подобное дано.
Но мир открытья не заметил
Иль не поверил, все равно.
И кто-то говорил по-свойски:
«Забудь об этой ерунде!
Как можно обнаружить свойства
Веществ, не найденных нигде!»
УЧИТЕЛЬ. И вот через 5 лет, в 1875 г., французский ученый П.Э.Лекок де Буабодран, ничего не знавший о работах Дмитрия Ивановича, открыл новый металл, назвав его галлием. По ряду свойств и способу открытия галлий совпадал с экаалюминием, предсказанным Менделеевым. Но его вес оказался меньше предсказанного. Несмотря на это, Дмитрий Иванович послал во Францию письмо, настаивая на своем предсказании.
8-й УЧЕНИК.
Вот как-то раз узнали ученые всех стран:
Металл чудесный галлий
(в честь
Франции назвали)

УЧИТЕЛЬ. Ученый мир был ошеломлен тем, что предсказание Менделеевым свойств экаалюминия оказалось таким точным. С этого момента периодический закон начинает утверждаться в химии.
В 1879 г. Л.Нильсон в Швеции открыл скандий, в котором воплотился предсказанный Дмитрием Ивановичем экабор.
В 1886 г. К.Винклер в Германии открыл германий, который оказался экасилицием.
9-й УЧЕНИК.
У химиков переполох!
Ведь галлий был одним из трех,
Предсказанных заранее!..
И следом, как из-под земли,
Вдруг скандий в Швеции нашли,
На свет германий извлекли
(естественно, в Германии).
УЧИТЕЛЬ
. Но гениальность Дмитрия Ивановича Менделеева и его открытия — не только эти предсказания! После его смерти в 1907 г. было доказано, что атом состоит из элементарных частиц. Каких?
После этого за основу периодического закона стали брать не атомный вес, а другую характеристику атома. Какова новая формулировка периодического закона?
С чем совпадает порядковый номер элемента?
С чем совпадает число протонов?
Какие элементарные частицы определяют химические свойства атомов?
Какие именно электроны отвечают за свойства атомов?
Почему же свойства элементов периодически повторяются?
Это и есть физический смысл периодического закона.
И вот спустя более 130 лет после открытия периодического закона мы можем вернуться к словам Дмитрия Ивановича, взятым в качестве девиза нашего урока: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются». Сколько химических элементов открыто на данный момент? И это далеко не предел.

4.Структура Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

-Периодическая таблица – это общий дом всех химических элементов;

- «Квартира»- клетка со строго определенным номером- 110 химических элементов

- Периоды – «этажи» , где живут все химические элементы. Семь периодов – 7 этажей: Каждый период начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом.

 Малые- I, II и III – состоят из одного ряда, от 2х  до 8-ти элементов.

Большие – IV и  V – 18 элементов;

Сверхбольшие- VI и VII-32 элементов;

«Подвальные этажи» -  для лантаноидов и актиноидов – 14 элементов.

Группы- «подъезды»- 8 групп, каждая из которых состоит из двух подгрупп (главной, образованной  элементами  и малых и больших периодов, побочной – из элементов только больших периодов)  стр  30 последний обзац.

 Примеры (главная подгруппа 1 группы, побочная подгруппа 1 группы, образованная медью).

Закрепление материала.

УЧИТЕЛЬ. Графическим изображением периодического закона является периодическая система химических элементов. Это краткий конспект всей химии элементов и их соединений. Давайте вспомним все, что можно узнать об элементе по положению в периодической системе на примере кислорода (письменная работа).

Задание  группе (1 уровень)

Cоотнесите:

Место химического                                    химический знак:

элемента в Периодической

системе Д.И.Менделеева:

1)3 период, VII группа;                а)He;                    б)Cu;

2)1 период, VIII группа;               в)Ag;                   г)S;

3)4 период, , VII группа,               д)CI;                    е)Nе

побочная подгруппа;                     ж)Мп

4)5 период, 1 группа,

побочная подгруппа.

Задание  группе (2 уровень)

Выберите символы и названия химических элементов главных подгрупп Периодической системы Д.И. Менделеева:

а) натрий;             г) S;

б) Мп;                   д) серебро;

в) медь;                е) CI

Подведение итогов урока

УЧИТЕЛЬ. Мы познакомились с историей открытия периодического закона и еще раз убедились, что по периодической системе можно очень много узнать о каждом химическом элементе, что, бесспорно, доказывает гениальность этого открытия. Закончить урок можно следующими строками поэта Степана Щипачева:
«Другого ничего в природе нет,


Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых...»
Спасибо всем, кто принял активное участие в подготовке и проведении этого урока!
Выставление оценок.
Домашнее задание. Прочитать § 4 стр 26- 32, выучить таб.1стр31.

Караульная Т.Ф. –учитель химии .

Химические формулы

Уравнения химических реакций

Знаки химических элементов

Буквы

Слова

Предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева"

Внеклассное мероприятие раскрывает историю создания периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева. Информация изложена в стихотворной форме, которая способствует быстрому запоминанию м...

Разработки уроков для реализации МТО при изучении тем «Важнейшие химические понятия и законы», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева на основе учения о строении атома», «Строение вещества» (11 класс).

Представлены  методические разработки уроков химии в 11 классе (технология МТО)    по следующим темам: «Важнейшие химические понятия и законы» (2 ч), «Периодический закон и п...

«Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь»

Тестовое задание в двух вариантах для проверки знаний учащихся 8 класса . В тесте 15 вопросов....

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы"

Проверочная работа по теме "Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы" предназначена дл...

Проверочная работа по теме"«Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и Mr»

Проверочная работа по теме «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Аr и  Mr» предназначена для учащихся 8 классов. Она включает...

последние Элементы периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева

—Где конец таблицы? Академик Оганесян в статье, опубликованной в журнале Pure and Applied Chemistry, пишет, что теория квантовой электродинамики и теория атома, созданная Резерфордом, допускает сущест...

Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь

Повторение и обобщение по темам: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь...