Физические и химические явления. Признаки химических реакций и условия их протекания
методическая разработка по химии (7 класс) по теме

7 класс. Пропедевтический курс "Химия. Вводный курс"  Конспекты двух уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 класс.   Естествознание

Урок                  ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ПРИЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ.

Цель урока: подвести обучающиеся к пониманию того, что

-  в результате химических явлений исходные вещества превращаются в новые

-  химические реакции отличает ряд специфических, но не универсальных признаков.

Задачи урока.

Предметные. Создать условия для

-  формирования понятий: физическое явление, химическое явление (химическая реакция), признак реакции;

-  выделения пяти признаков химических реакций.

Метапредметные.  Создать условия для развития у обучающихся:

-  интереса к новому учебному материалу,

-  приёмов логического мышления  (сравнение и классификация объектов и явлений, выявление существенных признаков явлений по определённому основанию, обобщение);

-  навыка наблюдения;

 - коммуникативных навыков (распределение ролей в группе, умение высказать собственное мнение и обосновать его, умение выслушать и принять мнение партнёра по группе).

Ход урока.

Учитель

Ученик

Примечания.

I Мотивация к открытию новых знаний

Учитель приветствует детей.

- Ребята, что изучает химия?

- Какими могут быть превращения веществ?

- Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях веществ.

Определение могут не вспомнить.  Тогда обратиться к тексту учебника.

II открытие новых знаний

- Какими ещё могут быть превращения веществ? Рассмотрите слайды и разделите представленные на них явления, происходящие с веществами на группы.

 

-  На какие группы вы разделили явления, произошедшие с веществами?

-  Можно ли объединить явления первой и второй групп в одну? Почему?

- Как вы считаете, какие из этих явлений должна изучать физика, а какие  - химия?

-  Почему вы так думаете?

- Предложите названия для каждой группы веществ.

- Сформулируйте определения физических и химических явлений.

- Сравним определения, которые вы сформулировали самостоятельно. С данными в вашем учебнике.

- У вещества может измениться агрегатное состояние.

-  Получилось три группы явлений:

1) изменилось агрегатное состояние вещества (вода испарилась)

2) изменилась форма тела (из пластилина слепили фигурку)

3) одно вещество превратилось в другое, не похожее на исходное (на гвозде появилась ржавчина).

 - Да, так как в обоих случаях вещества не изменились, вода осталась водой, а пластилин пластилином.

 - Возможно 1 и 2 группы, т.е. 1 должна изучать физика, а вторую – химия.

 - В определении понятия «химия» есть слово превращение веществ. Нон подразумевает серьёзное изменение, такое как исчезновение вещества и появление вместо него нового.

 - Первая группа – это физические явления, а вторая – химические.

Физическое явление – это явление, при котором, изменяется агрегатное состояние вещества или  форма образованного им тела, а само вещество остаётся без изменений.

Химическое явление – это явление, при котором одно вещество превращается в другое.

Возможно появление версий о сгорании веществ.

Можно конкретизировать задание и предложить разделить явления на 2 группы.

На экране (или рисунке) представлены пары изображений:

  1. Лужица  - облако
  2. Новый гвоздь – ржавый гвоздь
  3. Дрова – костёр
  4. Кусок пластилина – пластилиновая фигурка
  5. Кусок руды – стальная пластина.

Формулирование определений можно начать с более слабых учеников, а обобщить отдельные высказывания можно предложить более сильным детям.

Определение записываем в тетрадь.

Физическое явление – с. 40

Химическая реакция  - с. 46

Сравнение должно показать, что определения практически одинаковые.

III Применение нового знания

Учитель предлагает детям разделиться на 5 групп. Каждая группа получает задание.

Прочитайте описание явлений и укажите, в какой части текста говориться о физическом явлении, а в какой о химической реакции.

1) При горении свечи воск сначала плавится и  смачивает фитиль, а потом сгорает, образуя углекислый газ и пары воды. Горение сопровождается образованием пламени.

2)  В процессе выплавки чугуна из руды образуется металл. Горячий чугун разливают в формы. В которых он постепенно остывает и затвердевает.

3) При нагревании воды она испаряется, а при действии на неё электрического тока, воды разлагается на два простых газообразных вещества: кислород и водород.

4) При длительном пережёвывании чёрного хлеба он измельчается. Потом вы почувствуете сладковатый вкус, так как хлеб начинает перевариваться под действием слюны.

5) Для приготовления лимонада в воду высыпают кристаллики лимонной кислоты. Они постепенно растворяются. Затем в воду с кислотой добавляют соду. В результате появляются пузырьки газа.

 - Скажите, теперь вы сможете отличить физическое явление от химической реакции?

-  Достаточно ли ваших знаний для этого?

 - Что ещё вам необходимо знать о химических реакциях, чтобы безошибочно отличать их от физических явлений?

- Плавление воска - физическое явление, так как меняется его агрегатное состояние, а горение  - химическое, так как в тексте говорится об образовании двух новых веществ.

- превращение руды в чугун – процесс химический, а остывание и затвердевание (кристаллизация) чугуна - физический.

Испарение воды – физическое явление, так как меняется агрегатное состояние вещества, а разложение под действие электрического тока - химическое, так как образовались новые вещества.

Измельчение хлеба - физическое явление. Переваривание под действием слюны - химическое.

Растворение кристалликов лимонной кислоты – явление физическое, так как меняется размер частиц вещества. После добавления соды произошла химическая реакция, так как появляются пузырьки какого-то нового вещества.

 - Да/нет.

- Да/нет

3 – 4 минуты дети знакомятся с текстом и обсуждают его. Затем 1 представитель каждой группы формулирует ответ.

Учитель направляет обсуждение ответов каждой группы остальными детьми.

Хотелось бы, чтобы дети сказали о необходимости знать признаки химических реакций.

IV расширение представлений о химических реакциях

- Химические реакции имеют ряд специфических признаков. Некоторые из них вы сможете назвать, если внимательно прочитаете описания химических реакций в текстах ваших заданий или вспомните явления, классификацию которых мы провел в начале урока.

-  Кроме этих признаков есть ещё несколько. С ними вы познакомитесь в результате демонстрационного эксперимента.

 - Назовите признаки реакций, которые вы наблюдали.

 - Может ли химическая реакций иметь сразу несколько признаков?

- Чтобы ответить на этот вопрос посмотрите ещё один опыт и отметьте, изменения происходящие с веществами, и какими явления они сопровождаются.

- Появление пламени, появление пузырьков газа, изменение вкуса вещества.

1.  Изменение окраски

2. Появление и растворение осадка.

3. Выделение газа.

4. Выделение тепла и света (появление пламени).

5. Появление запаха (изменение вкуса).

 - Изменение цвет, выделение тепла, выделение газа. Эта реакций имеет сразу три признака.

Демонстрационный эксперимент

Учитель проводит демонстрационный эксперимент.

1. Раствор гидроксида натрия + раствор фенолфталеина + раствор соляной кислоты.

2. Раствор сульфата меди (II) + раствор гидроксида натрия + раствор соляной кислоты.

3. раствор карбоната натрия + раствор соляной кислоты.

4. Горение лучины.

5. Порошок хлорида аммония + порошок гидроксида натрия – перетирание  в ступке

Этот вопрос может возникнуть и у учеников.

Демонстрационный эксперимент.

Вулкан (разложение дихромата аммония).

IV  Применение нового знания. Работа в парах.

Ученики получают задание

Для каждого предложенного химического явления укажите соответствующий признак.

1) появление патины на бронзовых статуях

2) горение лампы накаливания

3) прокисание молока

4) сгорание топлива в двигателе внутреннего сгорания

5) распространение запаха лука при его резке.

6) растворение сахара в воде.

 - Можно ли только по одному признаку утверждать, что явление о котором мы говорим,  - химическое?  Почему?

 - Как не ошибиться физическое или химическое явление перед  нами?

1 – изменение цвета

3 – изменение вкуса и появление запаха

4 – выделение тепла.

Остальные явления физические.

- Да/нет

V    Подведение итогов.

- Скажите, что новое вы узнали на сегодняшнем уроке?

 - Что ещё вы хотели бы знать о химических реакциях?

Эти и другие вопросы мы рассмотрим на следующих уроках.

VI  Домашнее задание.

§ 19  читать.       Составить таблицу      С. 106 вопросы 1 – 4.

Приложение

Задания для работы в группах на III этапе.

Группа 1

Прочитайте описание явлений и укажите, в какой части текста говориться о физическом явлении, а в какой о химической реакции.

При горении свечи воск сначала плавится и  смачивает фитиль, а потом сгорает, образуя углекислый газ и пары воды. Горение сопровождается образованием пламени.

Группа 2

Прочитайте описание явлений и укажите, в какой части текста говориться о физическом явлении, а в какой о химической реакции.

В процессе выплавки чугуна из руды образуется металл. Горячий чугун разливают в формы. В которых он постепенно остывает и затвердевает.

Группа 3

Прочитайте описание явлений и укажите, в какой части текста говориться о физическом явлении, а в какой о химической реакции.

 При нагревании воды она испаряется, а при действии на неё электрического тока, воды разлагается на два простых газообразных вещества: кислород и водород.

Группа 4

Прочитайте описание явлений и укажите, в какой части текста говориться о физическом явлении, а в какой о химической реакции.

При длительном пережёвывании чёрного хлеба он измельчается. Потом вы почувствуете сладковатый вкус, так как хлеб начинает перевариваться под действием слюны.

Группа 5

Прочитайте описание явлений и укажите, в какой части текста говориться о физическом явлении, а в какой о химической реакции.

Для приготовления лимонада в воду высыпают кристаллики лимонной кислоты. Они постепенно растворяются. Затем в воду с кислотой добавляют соду. В результате появляются пузырьки газа.

Задание для работы на V этапе.

Для каждого предложенного химического явления укажите соответствующий признак.

1) появление патины на бронзовых статуях

2) горение лампы накаливания

3) прокисание молока

4) сгорание топлива в двигателе внутреннего сгорания

5) распространение запаха лука при его резке.

6) растворение сахара в воде.

Таблица для работы с текстом учебника (домашнее задание).

Физические и химические явления.

Опыт

Описание явления

Физическое явление

Химическая реакция

Обоснование

(Что изменилось у вещества? Какой признак реакции наблюдается?)

1

2

и т.д.



Предварительный просмотр:

7 класс  Естествознание

Урок                                  Условия протекания химических реакций.

Цель урока: подвести обучающиеся к пониманию того, что

-  для протекания химических реакций необходимо соблюдение ряда условий.

Задачи урока.

Предметные. Создать условия для

-  выделения условий, при которых начинаются, протекают и прекращаются химические реакции.

Метапредметные.  Создать условия для развития у обучающихся:

-  интереса к новому учебному материалу,

-  приёмов логического мышления;

-  навыка наблюдения;

 - коммуникативных навыков (распределение ролей в группе, умение высказать собственное мнение и обосновать его, умение выслушать и принять мнение партнёра по группе).

Ход урока.

Учитель

Ученик

Примечания

Актуализация знаний о химических реакциях

Какова была тема нашего прошлого занятия?

Что же такое химическая реакция? Какие признаки отличают химическую реакцию от физических явлений? Всегда ли по этим признакам мы можем безошибочно отличить химическую реакцию от физического явления?

Химические реакции, признаки химических реакций.

Явление, при котором одни вещества превращаются в другие, называется химической реакцией.

Признаки: выделение тепла и света, образование и растворение осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета.

Нет, так как ……

Учащиеся приводят примеры физических и химических явлений, сопровождающихся одинаковыми признаками.

Выполнение проверочной работы (работа в парах).

Пара учеников, сидящих за одной партой получает задание. Разделить явления на физические и химические. Для физических явлений указать обоснование, для химических указать признак.

Выполняют работу, оформляют ответ.

Возможна взаимопроверка.

Этап формулирования новых теоретических знаний

Проводит демонстрационный эксперимент.

Учитель зажигает свечу и демонстрирует её горение. Затем, накрывает свечу химическим стаканом.

- Скажите, почему прекращается горение свечи?

- Почему свеча начала гореть?

- Вы назвали два условия, необходимые для горения свечи: нагревание и контакт между реагирующими веществами. Надо ли соблюдать эти условия для протекания других химических реакций? Докажите свою точку зрения.

 - Итак, мы убедились, что химические реакции начинаются только тогда, когда соблюдаются определённые условия.

- Потому, что прекращается доступ кислорода.

- Мы нагрели воск до температуры воспламенения, и воск соприкасался с кислородом.

 - Да. Например, …

Демонстрационный эксперимент. «Горение»

Оборудование: свеча, спички, химический стакан.

Учащиеся могут привести примеры реакций, которые учитель демонстрировал на предыдущем уроке, реакции из собственного опыта.

Записывают тему урока.

Этап расширения новых теоретических занний

- Скажите, для любой реакции необходимо соблюдение обоих названных условий, нагревание и смешивание? Можно ли обойтись только одним из них?

- Аргументируйте свою точку зрения.

 - Являются ли смешивание веществ и нагревание единственными условиями, необходимыми для протекания реакций?

- Вспомните тексты заданий предыдущего урока. В одном из них говорилось о разложении воды под действием электрического тока.

- Давайте подведём итог. Сколько условий, необходимых для начала реакций мы указали?

- Надо ли человеку знать эти условия? Для чего?

- Приведите примеры.

- Я хочу предложить вам познакомиться с ещё одним химическим процессом, контролировать который помогает знание об условиях протекания химических реакций. Это  - коррозия.

Да/нет.

- Реакция может начаться под действием солнечного света.

 - Реакция может начаться под действием электрического тока.  

 - Четыре: смешивание (контакт) реагирующих веществ, нагревание, действие света, действие электрического тока.

 - Чтобы управлять химическими реакциями.

 - Горение. Тушение пожаров.

Демонстрационный эксперимент «Вулкан».

Если учащиеся будут затрудняться, то можно предложить им открыть учебник на с. 146  - 147. Рассмотреть схему фотосинтеза и прочитать текст (с. 147, 2 – ой абзац).

Домашнее задание

§ 18 С. 101 – 102 в.1, 2, 4, 7 – 9.

С. 151 -  154  Коррозия. Прочитать. Назвать признаки реакции. Перечислить условия, при которых идёт процесс коррозии и как их используют при защите от коррозии.

Этап включения «открытия» в систему знаний учащихся.

Проводит демонстрационный эксперимент.

 - Сколько химических реакций вы наблюдали? Каковы признаки тих реакций? Какие условия необходимы для их протекания?

 

 - Две реакции. Признак первой – образование осадка, признак второй – изменение окраски. Для начала первой реакции необходимо смешивание веществ. Для начала второй  - нагревание.

Демонстрационный эксперимент.

1. Получение гидроксида меди (II).

2. Получение оксида меди (II).

Оборудование: растворы сульфата меди, гидроксида натрия, спиртовка, спички, пробирка, держатель, штатив для пробирок.

Итог урока

- Вы молодцы. На этом наш урок закончен.